Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа
Актуальность. Тема исследования актуальна, так как позволяет сделать обзор методов и форм обучения, что является основой для будущего преподавателя. Ведь не имея представления о том, каким способом можно преподавать, невозможно стать профессионалом в выбранной сфере.
Целью исследования является рассмотрение форм и методов обучения.
Задачи исследования состоят в том, чтобы выделить основные виды обучения и рассмотреть основные особенности каждого вида.
Введение 3
1. Формы и методы обучения 4
1.1. Формы обучения 4
1.2. Методы обучения 7
2. Виды обучения. 18
2.1. Традиционное обучение. 18
2.2. Дистанционное обучение. 24
2.3. Развивающее обучение. 31
Заключение 43
Литература 44
Оглавление
Введение 3
1. Формы и методы обучения 4
1.1. Формы обучения 4
1.2. Методы обучения 7
2. Виды обучения. 18
2.1. Традиционное обучение. 18
2.2. Дистанционное обучение. 24
2.3. Развивающее обучение. 31
Заключение 43
Литература 44
Методам обучения, от которых в
немалой степени зависит
Актуальность. Тема исследования актуальна, так как позволяет сделать обзор методов и форм обучения, что является основой для будущего преподавателя. Ведь не имея представления о том, каким способом можно преподавать, невозможно стать профессионалом в выбранной сфере.
Целью исследования является рассмотрение форм и методов обучения.
Задачи исследования состоят в том, чтобы выделить основные виды обучения и рассмотреть основные особенности каждого вида.
Предметом выступает процесс обучения.
Гипотеза - из всего многообразия форм и видов обучения при проведении практических занятий, необходимо их сочетать, использовать разные приемы для того, чтобы заинтересовать студентов и вовлечь их в процесс обучения.
Теоретической базой написания исследовательской работы являются труды таких ученых, как Лернер И.Я., Голант Е. Я., Бабанский Ю.К.
Исследовательская работа состоит из нескольких частей. В начале исследования рассматриваются существующие формы обучения. Также освещены виды обучения, приведена их классификация. В практической части исследования представлены упражнения, целью которых является развитие навыков работы в команде, активность, участие в общем процессе.
Практическая значимость. Исследование будет полезно для начинающих преподавателей, также может служить лекционным материалом для студентов педагогических специальностей
В окружающем нас мироздании в неразрывном взаимопроникновении и единстве сосуществуют форма и содержание. Они составляют суть, единое целое мира материальных сущностей, процессов и результатов процессов. «Форма есть внутренняя организация содержания, форма обнимает систему устойчивых связей предмета.
С.И.Ожегов1 «форму» определяет как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо, обусловлены определенным содержанием. Однако в педагогической науке не разработаны на понятийном уровне такие понятия, как «форма», «организационные формы обучения», «форма организации обучения», т.е. понятия о формах обучения и основания их классификации. Проанализировав концептуальные подходы ряда названных авторов, П.И.Пидкасистый2 излагает свою позицию: «Форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоения способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков, циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления».
По определению Б.Т.Лихачева3, «форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов». Кроме обучения есть еще организация обучения.
В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:
- это способ деятельности
- совокупность приемов работы
- путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию
- система действий учителя и учащихся и т.д.
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:
Форма4 - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы обучения бывают конкретными (урок, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими. Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок5 - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом6. Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении преподавателя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
- уроки-лекции (практически - это
монолог преподавателя на
- лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
- уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
- комбинированные уроки.
Вышеуказанные уроки проводятся по схеме:
- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.
- освоение нового материала.
На этом этапе новый материал
излагается преподавателем, либо
«добывается» в процессе
- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу)
- выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии7 форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.
Самостоятельная работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства преподавателя.
Внеучебная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Обычно выделяются три группы форм обучения:
Классификация носит эмпирический характер,
так как в её основе лежит количественная
характеристика. Если осуществляется
общеклассная работа, то есть акт обучения
осуществляется в отношении всего учебного
коллектива (класса), то это фронтальные
формы, если класс делится на относительно
автономные части (группы), то групповые,
а если каждый ученик класса работает
обособленно, независимо от остальных,
то индивидуальные.
При этом, по сути, способ упорядочивания
взаимодействия участников обучения во
фронтальной (общеклассной) форме и в групповой
может быть одинаковым.
Об эмпирическом характере такого деления
свидетельствует также оформление терминов
во множественном числе. Эта классификация обусловлена
практикой обучения, в которой в каждый
временнόй период на учебном занятии наблюдается
однотипная событийная ситуация взаимодействия
участников обучения. Классификация может
быть использована для адекватного описания
и объяснения учебного процесса в рамках классно-урочной и лекци
Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я.Лернер8 дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность преподавателя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.
Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский9, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.
Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов и имеются лишь объективные законы. То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда - в сознательной деятельности человека. Метод - это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В.Копнин10). Под методом я разумею точные и простые правила (Р.Декарт11). Как видим, философы подчеркивают в методе прежде всего его внутреннюю сторону - правила действия, которые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-х гг. XX века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название «рассказ», «беседа». При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, - это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать. В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?
Метод обучения12 - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.
Какого из приведенных определений метода обучения необходимо придерживаться? Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Поэтому полезно знать все приведенные определения метода обучения.
Поскольку методы обучения многочисленны
и имеют множественную
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант13): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.14).
2. По характеру взаимной
- объяснительно-иллюстративный метод
- репродуктивный метод
- метод проблемного изложения
- частично-поисковый
- эвристический метод
- исследовательский метод.
Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность обучающего и обучающегося при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.
Репродуктивный метод17 - обучения (от франц. reproduction - воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода – инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивный метод в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения. Определённую роль при осуществлении репродуктивного метода может играть алгоритмизация обучения. Одно из средств репродуктивного метода - программированное обучение. Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода.