Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:47, курсовая работа
Становление нового демократического, социально ориентированного государства сопровождается изменением моральных, политических, экономических учреждений. Процесс государственных образований заключается в стремлении общества к воспитанию достойного молодого поколения будущего.
Сегодня дети и молодежь - наиболее чувствительная и уязвимая часть населения страны переходного периода. Она нуждается в постоянной защите, помощи и поддержки со стороны государства. Поддержка и защита молодежи должны основываться не на решении проблем за нее, а на предоставлении ей возможности преодолевать их собственными силами в рамках общедоступных пригодных моделей". Субъектами социальной защиты молодежи в Российской Федерации выступают социальные службы для молоди.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальной работы в России 5
1.1 Становление и проблемы социальной работы с молодежью 5
1.2 Методы и технологии социальной работы 7
Глава 2 Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы. 21
2.1 Масштаб проблемы домашнего насилия в семье ……….………………...20 2.2 Кризисный центр для жертв насилия в семье «Семья» г. Мос-ква……………………………………………………………………………….23
2.3 Разработка методических советов по предупреждению и преодолению насилия в семье путем разнообразия форм и методов социальной работы с семьей 27
Заключение 36
Список использованной литературы ………………………………
Группа социально-
Основными организационно-
Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штаты и др.).
Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального педагога (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).
Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережений от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д.
Группа психолого-
В группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, использование обычаев, традиций и др.
Рассмотрим некоторые, наиболее употребляемые методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная, групповая, трудовая, дискуссионная, семейная, игровая терапия, терапия самовоспитания, психотерапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.
Изучение результатов деятельности клиентов (“биографический метод”): в широком плане - изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком - изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы; тематические картотеки; фотографии.
Социальная терапия (терапия, греч. - “Забота, уход, лечение”) - систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г Зайнышеву)8.
Терапия выполняет функции:
лечебную (оказание помощи клиенту
в решении его проблем
Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития; самоутверждения личности.
Исповедальный метод - форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и клиента “один на один”.
В социальной работе используются методы, характерные только для этого вида профессиональной деятельности. К ним относят, прежде всего, метод социального диагностирования, метод вмешательства в кризисных случаях, метод работы в общине, метод работы на улице.
В своей книге «Социальные диагнозы» (1917 год) Мэри Ричмонд подробно представила свой метод работы - социальный диагноз, предполагающий оценку, как личности клиента, так и его социального положения. Социальная помощь рассматривается ею как комбинация мер, результатом которых являются изменения, как самого клиента, так и социального окружения. Социальные мероприятия Мэри Ричмонд подразделяла на два взаимно дополняющих метода: косвенный метод лечения и непосредственный метод лечения. Косвенный метод состоял в воздействии на внешнюю среду человека, непосредственный - на самого клиента с целью побуждения его к активным действиям по выработке решения.
В настоящее время к методам социального диагноза (социальной диагностики) относят (по И.Г Зайнышеву):
- зондажно-информационное обследование: сбор сведений об инфраструктуре, численности, составе и динамике местного населения и т. д.;
- социально-историческое обследование: изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследования его занятий и традиций;
- информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан и т.д.;
- социальное картографирование: анализ социально-пространственного распределения и динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жизни от различных природных и социальных факторов9.
Метод вмешательства в кризисных случаях (впервые применен в США в 1874 году, когда церковь вмешалась в судьбу девочки, подвергавшейся жестокому обращению в семье, и по всей стране стали образовываться общества предотвращения жестокого отношения к детям) - используется в работе с отдельными людьми, семьями и группами, находящимися в ситуации острого кризиса, вызванного или переходным периодом, или жизненным развитием.
Метод работы в общине
рассматривается как социально-
Метод работы на улицах - “открытый” метод социальной работы, ориентированный на проблемы улицы и включающий превентивные меры:
- предотвращение возникновения запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подростков через установление “случайных” контактов с ними в периоды сборов и проведения свободного времени;
- определение потребностей и особых проблем уличных групп молодежи и форм оказания им соответствующей помощи как индивидуальной, так и групповой;
- предотвращение численного увеличения групп, способствование их распаду и направление их активности в менее агрессивное русло;
- отбор особо тяжелых подростков из уличных групп с попыткой вовлечения их в молодежные группы, находящиеся под педагогической опекой социальных работников;
- поиск помещений для уличных групп молодежи и проведение с ними различных форм досуга и экскурсий с целью ускорения прогресса их социализации или ресоциализации;
- установка контактов с наркоманами, определение их в соответствующие учреждения;
- привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т.е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и социального работника.
Технология решения социальных проблем проходит в три основных этапа (по И.Г. Зайнышеву):
- теоретический этап предполагает формулирование целевой установки, определение предмета технологизации, выделение структурных элементов, выявление причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент социальной работы;
- методический этап предполагает выбор источников, путей и способов получения, а также определение приемов и средств обработки и анализа информации о состоянии клиента социальной работы, с выработкой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности;
- процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по проверке (апробации) выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установлением алгоритма действий в виде соответствующей технологии социальной работы10.
В отечественной литературе технологии работы социального педагога трактуются как совокупность приемов, методов и влияний, которые применяются социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками с целью достижения успеха и обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения11.
Вопрос о классификации технологий работы социального педагога является дискуссионным. В качестве примера приведем классификацию по видам социальных технологий:
- правового обеспечения функционирования общества;
- политические технологии административно-властного регулирования;
- экономического функционирования общества, развития собственности;
- информационного обеспечения средствами массовой информации и компьютерной сети;
- духовно-культурного развития;
- обеспечение социального функционирования общества12.
В.А. Никитин под социально-
Если содержание деятельности социального педагога имеет цель, определенный алгоритм (логическую последовательность действий), стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов действий, то можно говорить о технологичности его работы. Следовательно, педагогическая технология - это фиксируемая система социально-проверенных и упорядоченных норм и правил, отражающих закономерности развивающегося процесса в тех или иных воспитательных формах, которым следует педагог, управляя развитием, как самого процесса, так и его участников. Технология - это некая жесткая основа (логика) процесса, следуя которой социальный педагог достигает запланированного результата.
Социальные педагоги национальной системы социальной адаптации, реабилитации, профилактики, социальной помощи и защиты “сопровождают” человека на всем его жизненном пути, особенно в детстве, во время становления и реализации профессиональной карьеры, в период утраты социальных благ, оказывают хосписную и паллиативную помощь при тяжелейших неизлечимых заболеваниях. Социальный педагог - человек особой, деликатной профессии. Именно поэтому в своей повседневной работе он широко использует весь арсенал социально-психологических, социально-медицинских и непосредственно социально-педагогических технологий.
Социальный педагог
образовательного учреждения в первую
очередь человек высокой профес
Поэтому для него актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, коррегирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.)
Вкрапливая педагогический компонент в содержание, технологии и методы всех видов и направлений работы с конкретными людьми, группами людей - тем самым реализуется социально-педагогический подход в работе социального педагога, посредством которого эта работа становится личностно ориентированной.
В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.