Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:34, лекция
1. Характеристика стилей руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления.
3. Организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические и социально-психологические методы управления.
Стиль, методы и формы работы с кадрами
1. Характеристика стилей руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления.
3. Организационно-
Литература
1. Поташник М.М., Моисеев
А.К. Управление современной
2. Поздняк Л.В., Лященко
Н.Н. Управление дошкольным
3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
4. Омаров А.М. Руководитель.
Размышления о стиле
Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. В науке управления существует несколько концепций стиля руководства.
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле.
Стиль руководства выражается
в том, какими приемами руководитель
побуждает коллектив к
Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительная, поскольку стилю обычно присущ и динамизм, который многими специалистами ценится столь высоко, что, по их заверению, «наилучший тип руководителя — это динамический» и что «умение руководить — это умение менять стиль руководства».
Стиль руководства — это почерк руководителя, и выражается он в том, как действует руководитель, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений. Не случайно современная управленческая наука много внимания уделяет совершенствованию именно стиля руководства. Еще в 40-е годы К.Левиным была предложена широко известная в наше время классификация стилей управления: авторитарный, демократический и либеральный. В этой классификации стили руководства различаются по тому, как руководитель включает подчиненных в процесс принятия решений. Руководитель с авторитарным стилем всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу. Для него идеальны только такие отношения с подчиненными, при которых они безоговорочно принимают к исполнению все его решения. Как правило, у представителей этого стиля преобладают административные методы: приказ, выговор, взыскания, лишение определенных льгот. Он признает только два способа стимулирования подчиненных — материальное поощрение и административное наказание. К жесткому авторитарному стилю склонны прибегать руководители, не имеющие достаточной квалификации и не знающие лучших методов воздействия на подчиненных, а также руководители с гипертрофированным мнением о собственных достоинствах и нуждающиеся в беспрекословном повиновении подчиненных, чтобы ощутить свою значимость. Однако в практике работы отдельные авторитарные методы дают наибольший положительный результат в том случае, если существует дефицит времени или возникла экстремальная ситуация и надо четко и быстро выполнить определенные действия для получения необходимого результата.
Содержательная сторона
авторитарного стиля
— четко планирует предстоящую деятельность, требует неукоснительного того же от подчиненных. Любит планировать все до мелочей письменно. Часто скатывается к бюрократизму, так как признает только бумаги;
— проявляя сам
разумную инициативу, в то же
время пресекает инициативу
— склонен иметь
трудности в общении с людьми.
Очень часто сам бывает
Руководитель с демократическим (коллегиальным) стилем принимает решения так же сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, предпочитая влиять на них при помощи убеждения. Он избегает административными методами навязывать свою волю подчиненным, прибегая к групповой дискуссии и стимулируя их активность при принятии решений.
Однако необходимо помнить,
что групповые механизмы принят
Содержательная сторона демократического стиля характеризуется следующим:
— всегда имеет четкий перспективный план как своих действий, так и действий подчиненных, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;
— способен критически
осмысливать как свои действия,
так и действия подчиненных,
не пресекает критику,
— никогда не
бывает сам инициатором
— пользуется истинным неформальным авторитетом.
Эффективность демократического стиля управления зависит от коммуникативной компетентности руководителя, от временных ресурсов для разрешения проблемы, от сочетаний знаний и опыта.
Руководитель с либеральным стилем целиком доверяет (делегирует) выработку и принятие решений подчиненным, предоставляя им полную свободу, оставляя за собой лишь представительскую функцию. Занимаясь внешними связями, он считает, что в вопросах внутренней жизни может целиком положиться на свой коллектив. Он готов принять решение, предложенное коллективом, даже если оно не совпадает с его собственным. Либеральный руководитель стремится наладить со своими подчиненными хорошие творческие отношения. Недостаток либерального стиля — в очень близкой дистанции со своими подчиненными, и это является ограничением для использования других методов руководства. Подобный стиль часто называют попустительским, так как методы, применяемые руководителем, оказываются неэффективными при решении ряда задач. Часто при либеральном стиле руководства коллектив не стремится к развитию, распадается на конфликтующие неформальные группировки, в каждой из которых выдвигается свой лидер, стремящийся использовать в своих целях власть, добровольно отданную официальным руководителем.
Содержательная сторона
— никогда не имеет четкого плана действий, предпочитает работать «на авось»;
— полностью безынициативен на работе, стремится уйти от малейшей ответственности;
— легко общается с людьми.
Стремится ни с кем не
Опыт показывает, что стиль работы во многих отношениях сказывается постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них для решения задач управления. Становление стиля — сложный процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода времени.
Знания и опыт играют большое значение. Успешность выбора у перечисленных выше стилей руководства обычно определяется тем, в какой степени руководитель учитывает готовность подчиненных к исполнению его решения, традиций коллектива, свои собственные возможности.
В реальной практике руководства проявляется так называемый «смешанный стиль», который характеризуется сочетанием двух каких-либо стилей. Таким образом, имея практически три основных стиля руководства, мы реально наблюдаем довольно большое разнообразие.
Переход к ситуативному управлению дошкольным образовательным учреждением по результатам означает грамотное использование всех стилей в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств. Ни один из стилей не может быть призван ни плохим, ни хорошим вне учета конкретных условий. Все зависит от результатов управления.
Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления
В стиле руководителя проявляются его личные качества. Ведь личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. И если круг обязанностей руководителя предписывается должностной инструкцией, то этого нельзя утверждать относительно того, как их следует исполнять: стиль работы неизбежно носит на себе отпечаток неповторимой личности руководителя, имеет только ему присущий управленческий почерк.
На становление стиля оказывают влияние интеллект, общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие ему нравственные ценности, умение внимательно относиться к запросам подчиненных, способность вести за собой коллектив и вместе с тем учиться у него, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам, к равнодушию. Тем самым личные качества руководителя сказываются — непосредственно или опосредованно — на степени удовлетворенности трудом и мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений.
Следовательно, в стиле работы следует различать, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, свойственные данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций.
Основными факторами, определяющими стиль руководства, можно считать:
— требования, сформированные в квалификационной характеристике руководителя;
— специфика педагогической системы — ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, а также функциональное содержание деятельности руководителя;
— окружающая среда
— формы организации труда,
обеспеченность материальными
— особенности руководимого коллектива — его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традиций и ценностных ориентаций.
Стиль работы — это далеко не только личное дело руководителя, поскольку он так или иначе сказывается на всех сторонах деятельности учреждения.
Стиль представляет собой социальное явление, ибо, во-первых, в нем отражаются мировоззрение и убеждения руководителя, во-вторых, он во многом, нередко в решающей степени, предопределяет результаты деятельности системы. Можно привести немало примеров того, как руководитель, обладающий прогрессивным стилем руководства, возглавив отстающий коллектив, постепенно его преобразовывает, пробуждает в нем творческие силы и энергию, позволяющие выйти в конечном итоге в число передовых.
Профессиональная
I. Профессиональные умения.
1. Соблюдает профессиональную этику.
2. Держит слово и выполняет обещания.
3. Проектирует желаемый профессиональный имидж.
4. Защищает конфиденциальную информацию.
5. Выполняет политику округа и педагогические правила.
6. Знающий и современный в своей области.
7. Восприимчив к новым идеям и изменениям.
8. Проявляет справедливость и объективность.
9. Постоянно информирован
о развитии педагогической
II. Организаторские умения.
1. Помогает другим успешно развиваться.
2. Имеет систему работы.
3. Работает по приоритетам, а не по кризисным ситуациям.
4. Разумно использует время.
5. Эффективно координирует деятельность.
III. Умения в общении.
1. Всегда доступен, когда в нем нуждаются.
2. Общается ясно и просто.
3. Делится информацией своевременно.
4. Делится точной и новейшей информацией.
5. Открыт и честен с детьми.
6. Практикует двустороннее общение.
7. Дает людям знать, чего ожидать.
8. Постоянно информирует людей.
9. Проводит плодотворные совещания.
10. Говорит впечатляюще.
11. Письменная речь точна, ясна, выразительна.
12. Слушает результативно.
IV. Человеческие и общественные отношения руководителя.
1. Поддерживает хорошие отношения с коллегами.
2. Поддерживает хорошие
отношения с общественными
3. Действует в соответствии со своими убеждениями.
4. Проявляет новаторство и творчество.
5. Оказывает поддержку и помощь, когда необходимо.
6. В своих взглядах является сторонником деятельного подхода.
7. Эффективно управляет конфликтами.
8. Успешно справляется с напряженными нагрузками.
9. Успешно адаптируется
к новым и необычным ситуациям.
10. Проявляет инициативу.
11. Надежен — доводит дело до конца.
12. Управляет бюджетом справедливо и эффективно.
Предлагаем оценить себя, насколько развиты у вас те или иные качества и умения.
Методы управления: организационно-
Стиль руководства находится в тесном отношении и взаимодействии с методом управления.
Метод управления принято трактовать как совокупность способов (приемов) целенаправленного воздействия руководителя на работников и трудовые коллективы, обеспечивающих координацию их действия. Важно подчеркнуть, что здесь метод — понятие вполне объективное, существующее вне и независимо от руководителя, обусловливаемое достигнутым уровнем учреждения.
В отличие от этого, стиль руководства хотя в основе своей также объективен, но все же опосредуется индивидуальными свойствами руководителя.