Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59
Заключение.......................................................................................................74
Список литературы.........................................................................................80
Возраст
респондентов оказался
На вопрос, о видах библиотек, обслуживающих детей в зарубежных странах: 55,5% респондентов ответили, что публичные и школьные, 20% - только публичные, 20,5% - школьные, 5% обозначили детские библиотеки.
О
существовании за рубежом
Что касается вопроса об использовании медиатек в странах мира, то 42, 5% ответили, что медиатеки имеются во Франции, США, Японии, 27,5% назвали только США и 30% затруднялись ответить.
Страны,
участвовавшие в создании
Название единственной в мире библиотеки, которая собирает детскую литературу с целью, изучения указали 45,5% респондентов, остальные 55,5% не ответили на этот вопрос.
В каких странах активно занимаются библиотерапией? 45,5% назвали США, Германию, Данию, Скандинавские страны. 55,5% затруднились что-либо ответить по этому вопросу.
Об использовании в библиотеках мира программ чтения, направленных на детей и их родителей 55% респондентов ответили, что программы чтения активно используются в США, Японии, Германии и называли другие передовые страны.45% поставили прочерк.
На вопрос «Интересен ли вам опыт зарубежных библиотек, обслуживающих детей?» 65% ответили положительно, 35% ответили тоже положительно, но заметили, что не имеют источников информации. Интересующие вопросы в анкете об опыте работы зарубежных коллег освещены библиотекарями весьма скупо. Это говорит о недостаточном информировании о деятельности библиотек, обслуживающих детей за рубежом.
Чтение профессиональных изданий, в частности журнала «Библиотека», «Школьная библиотека» остается главным источником информации об опыте работы зарубежных коллег.
70% библиотекарей считают необходимым изучение и внедрение зарубежного опыта работы библиотек, работающих с детьми.
Анализ анкетного опроса показал, о поверхностных знаниях опыта детских библиотеках мира. Называют в основном ведущие страны. Очень мала источниковая база о зарубежных детских библиотеках и слабо используется опыт зарубежных коллег. Большое значение имеет образовательный уровень подготовки библиотекаря.
Таким образом, библиотечное обслуживание детей за рубежом и в России развивалось различными путями при безусловном сохранении и развитии черт национальной специфики, прогрессивных национальных традиций. Однако мотивы деятельности библиотек носили универсальный характер: обеспечение читателей книгами и другими источниками информации в целях поддержки образования, повышения социального, культурного и интеллектуального благосостояния детей, предоставление разнообразных материалов, отвечающих индивидуальным учебным потребностям детей и подростков и личностным их запросам.[33]
Детские библиотеки мира располагают уникальным опытом работы с подрастающим поколением. Отечественными детскими библиотеками для развития ребенка, приобщения его к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытию творческих способностей растущего человека в своей деятельности используются всевозможные индивидуальные и массовые формы работы: беседы, выставки, утренники, конкурсы, клубы по интересам, театры книги, читательские конференции и другие.
Библиотеки, обслуживающие детей за рубежом используют в своей работе различные программы и проекты национального, государственного, местного уровней. Это программы поддержки и развития чтения, программы по развитию грамотности, программы семейного чтения, программы по повышению уровня культуры и другие. Во многих зарубежных странах, особенно в США, Германии, Франции, широко и активно в работе применяется в библиотерапия.
Основные
направления в работе отечественных
детских библиотек – воспитание
у детей высоких духовно-
2.2.
Перспективные направления
в современном информационном пространстве.
Детские библиотеки в современном обществе – это своеобразные центры по саморазвитию, самообразованию, объединяющие на своих территориях усилия всех социализирующих институтов, стремящихся общими силами, совместными действиями вести к устойчивому позитивному развитию своих читателей. Организация читательской деятельности подрастающего поколения – это основная функция детской библиотеки. Именно в библиотеке ребенок получает навыки читательской деятельности, читательской культуры, информационной культуры. Главная цель библиотек работающих с детьми – удовлетворение потребностей детей и руководителей детского чтения в информации, по всем отраслям знаний, организация досуга, оказание помощи в формировании и развитии личности, в трансляции знаний и информации для принятия верных решений в различные периоды взросления, т.е. на социализацию детей, подростков, юношества.
Проанализировав опыт работы детских библиотек мира можно отметить, что детские библиотеки – это бесценное достояние и уникальное явление мировой истории и культуры. Конец ХХ – начало ХХI века характеризуется созданием мировой информационной структуры, развитием информационных технологий. Сегодня, в период модернизации и глобализации, все библиотеки значительно меняются. Новые информационные технологии ставят перед детскими библиотеками мира задачи их освоения.
Одной из наиболее острых проблем
на современном этапе, стоящих перед
детскими библиотеками России и
за рубежом является проблема отторжения
от чтения детей. Это явление
изучается учеными и
В мире не нова проблема «семейной грамотности». В ряде развитых стран растет количество семей функционально неграмотных. Семейную грамотность можно рассматривать, как достижение определенного уровня грамотности в семье, где вместе работают над улучшением своего образования. Необходимость более тесного взаимодействия библиотек обслуживающих детей с семьей, а так же обслуживание за стенами библиотеки являются перспективами детских библиотек.
В начале 90-х гг. Американская ассоциация библиотечного обслуживания детей совместно с Институтом развития семьи и школы успешно работала над созданием национальной программы, которая предусматривала работу с родителями, с тем, чтобы они могли оказать помощь своим детям в учебе. Эта программа была рассчитана на родителей и предусматривала использование детьми библиотек. Лозунг кампании был «Читательский билет — лучший подарок вашему ребенку». Различные программы для родителей юных читателей учат их грамотно работать с детской книгой, используя различные формы и методы. Немецкий фонд чтения совместно с федеральным министерством по делам семьи недавно начал осуществлять проект «Чтение — дело семейное». Работа осуществляется со всеми категориями наставников — родителями, воспитателями детских садов, учителями [23, 77].
Одно из наиболее эффективных воздействий — это воздействие на «литературные ресурсы среды». Наличие детских книг в окружении ребенка — одно из основных условий развития устойчивой привычки к чтению. В конце 80-х — начале 90-х гг. в США, штате Индиана, проведена программа, связанная с поддержкой свободного чтения (чтения для удовольствия) у учащихся 4-6-х классов под названием «Побуждение к чтению и книга в мягкой обложке», при участии школьных и публичных библиотек. Для США это была уникальная программа, но она напоминала новозеландскую и британские программы «Книжный поток». Её цель — стимулировать свободное чтение юных, используя два способа: размещение в отобранных для эксперимента школах большой коллекции книг в мягкой обложке; поддержку этих школ в обеспечении мотивированной читательской деятельности [59; 77].
В США библиотеки интенсивно работают с семьей, причем программа осуществляется как с детьми разного возраста, так и с родителями, дедушками, бабушками. В публичных библиотеках реализуется ряд программ «с ребенком на коленях» («lap-sit»), когда родитель может принести младенца (от рождения до 24 месяцев) в библиотеку для того, чтобы он мог слушать истории, двигаться и подражать, а также чтобы родители имели возможность научиться сами стимулированию умственных процессов у малыша. Одна из наиболее известных программ семейной грамотности, реализуемых публичными библиотеками с 1987 г., называется «Главный старт». Эта программа осуществлялась силами добровольцев и библиотекарей и включала консультации родителей по чтению как семейному занятию, рекомендации, направленные на повышение школьной успеваемости ребенка, знакомство родителей с материалами для чтения, обучение навыкам работы с дошкольниками. В Питсбурге программа «мамы-тинейджеры» (девочки в возрасте от 13 до 19 лет) включала занятия с тьюторами, которые приходили в школу из библиотеки два раза в неделю и обучали юных матерей искусству общения с детьми, консультировали их по детскому чтению. Другая программа – «Читаем вместе»: тьюторы (добровольцы) используют детские книги в качестве материала для обучения и помогают обучающимся взрослым читать эти книги детям. Родительские клубы чтения вслух – это другая модель современной программы семейной грамотности. Еще один пример нестандартного подхода в работе с семьей - проект, который носил название «Отцы» и был осуществлен во второй половине 90-х гг. ХХ в. при работе с заключенными тюрьмы Сан Квентин в Калифорнии. Цель: помочь отцам стать первыми учителями своих детей, научить отцов использовать детские книжки для обучения своих детей и общения с ними. Еще одна проблема, волнующая американское общество, - это проблема связи поколений. Сеть организаций и союзов Американской ассоциации пенсионеров (AARP) и более 100 организаций «Связь поколений» имеют свои отделения на местном уровне, уровне штатов, а также национальные организации. Программы не ограничиваются работой с пожилыми людьми и детьми, они могут привлекать людей студенческого возраста, рабочих и др.[77]
В настоящее время изучение чтения в Америке поставлено весьма серьезно. Еще в 80-е годы ХХв. в США высказывались опасения относительно того, что страна превращается в «нацию зрителей», поэтому внимание проблемам чтения уделяли «на самом верху». Наиболее актуальными направлениями изучения чтения в американской практике можно назвать следующие: изучение чтения детей; маргинальных групп; изучение места чтения в жизни семьи и общины и т. д. Наиболее значительными аналитическими исследованиями последних лет американские специалисты считают работы Д. Дэвида «Читатели и чтение в Америке: исторические и переломные перспективы» (1994) и К. Дэвидсон «Чтение в Америке: литература и история общества» (1989). В 2002 г. в США было проведено исследование общественной причастности к искусствам, в том числе и к чтению художественной литературы. Результаты его были опубликованы. В настоящее время европейские и американские исследования тесно увязываются с программами продвижения чтения среди нечитающего населения, с проектами в поддержку чтения, которые существуют на государственном уровне практически в каждой стране.
Сегодня, в период модернизации и глобализации, библиотеки значительно меняются. Новые информационные технологии ставят перед детскими библиотеками мира задачи их освоения. Дети и подростки быстро и легко осваивают новые технологии и их привлекают огромные возможности киберпространства. Роль библиотек в процессе построения информационного общества огромна, на этом делает акцент общественная библиотечная организация ИФЛА.[62]
В 1991-1993 годах в США была начата десятилетняя программа построения национальной информационной инфраструктуры. Американская Библиотечная Ассоциация стала развивать новые подходы и создание программ для библиотек по преодолению «разрыва в информации». Сегодняшняя школьная библиотека как информационный центр играет жизненно важную роль в подготовке школьников к жизни и работе в информационном обществе. Американская Ассоциация школьных библиотек использовала две национальные технологии: “ICONnect”- обеспечила Интернет - классы в помощь школьным библиотекарям, проект «Дети соединяются» обеспечивал помощь и справочное обслуживание для пользователей.[25]
Понимание американскими библиотекарями своих меняющихся задач в эпоху новых информационных технологий нашло отражение в «Заявлении об обязательстве добиваться высокого качества библиотечного обслуживания детей в технологическом веке». В ряду обязательств, которые приняли на себя детские библиотекари, в связи с развитием Сети, обозначены следующие:
Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ