Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29

Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59

Заключение.......................................................................................................74

Список литературы.........................................................................................80

Работа содержит 1 файл

Библиотеки в России и за рубужом.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

 Возраст  респондентов оказался различным.  Половина составляют респонденты старше 40 лет, около трети – от30 до 40лет и около четверти – до 30 лет. По образовательному уровню большинство из библиотекарей имеет среднее специальное образование - 60%, 30% - высшее и 10%- среднее.

На вопрос, о видах библиотек, обслуживающих  детей в зарубежных странах: 55,5% респондентов ответили, что публичные и школьные, 20% - только публичные, 20,5% - школьные, 5% обозначили детские библиотеки.

 О  существовании за рубежом самостоятельных  детских библиотек 55% затруднились  ответить, 25,5 % отметили, что есть, но  не смогли назвать конкретно  страны, 10% отметили «нет», 10% назвали  страны: Францию, Италию, Германию, Польшу. Это говорит о слабом представлении существования детских библиотеках в разных странах.

Что касается вопроса об использовании медиатек в странах мира, то 42, 5% ответили, что медиатеки имеются во Франции, США, Японии, 27,5% назвали только США и 30% затруднялись ответить.

 Страны, участвовавшие в создании первой  европейской виртуальной библиотеки, ни одним из респондентов названы  правильно не были. Из этого можно сделать вывод, что библиотекари владеют недостаточной информацией о введении новых информационных технологий в деятельность зарубежных библиотек.

Название  единственной в мире библиотеки, которая  собирает детскую литературу с целью, изучения указали 45,5% респондентов, остальные 55,5% не ответили на этот вопрос.

В каких  странах активно занимаются библиотерапией? 45,5% назвали США, Германию, Данию, Скандинавские  страны. 55,5% затруднились что-либо ответить по этому вопросу.

Об использовании  в библиотеках мира программ чтения, направленных на детей и их родителей 55% респондентов ответили, что программы  чтения активно используются в США, Японии, Германии и называли другие передовые страны.45% поставили прочерк.

На вопрос «Интересен ли вам опыт зарубежных библиотек, обслуживающих детей?» 65% ответили положительно, 35% ответили тоже положительно, но заметили, что не имеют источников информации. Интересующие вопросы в анкете об опыте работы зарубежных коллег освещены библиотекарями весьма скупо. Это говорит о недостаточном информировании о деятельности библиотек, обслуживающих детей за рубежом.

Чтение  профессиональных изданий, в частности  журнала «Библиотека», «Школьная  библиотека» остается главным источником информации об опыте работы зарубежных коллег.

70% библиотекарей  считают необходимым изучение  и внедрение зарубежного опыта работы библиотек, работающих с детьми.

Анализ  анкетного опроса показал, о поверхностных  знаниях опыта детских библиотеках мира. Называют в основном ведущие страны. Очень мала источниковая база о зарубежных детских библиотеках и слабо используется опыт зарубежных коллег. Большое значение имеет образовательный уровень подготовки библиотекаря.

 

Таким образом, библиотечное обслуживание детей за рубежом и в России развивалось различными путями при безусловном сохранении и развитии черт национальной специфики, прогрессивных национальных традиций. Однако мотивы деятельности библиотек носили универсальный характер: обеспечение читателей книгами и другими источниками информации в целях поддержки образования, повышения социального, культурного и интеллектуального благосостояния детей, предоставление разнообразных материалов, отвечающих индивидуальным учебным потребностям детей и подростков и личностным их запросам.[33]

  Детские библиотеки мира располагают уникальным опытом работы с подрастающим поколением. Отечественными детскими библиотеками для развития ребенка, приобщения его к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытию творческих способностей растущего человека в своей деятельности используются всевозможные индивидуальные и массовые формы работы: беседы, выставки, утренники, конкурсы, клубы по интересам,  театры книги, читательские конференции и другие. 

  Библиотеки, обслуживающие детей за рубежом используют в своей работе различные программы и проекты национального, государственного, местного уровней.  Это программы поддержки и развития чтения, программы по развитию грамотности, программы семейного чтения, программы по повышению уровня культуры и другие. Во многих зарубежных странах, особенно в США, Германии, Франции, широко и активно в работе применяется в библиотерапия.  

Основные  направления в работе отечественных  детских библиотек – воспитание у детей высоких духовно-нравственных качеств, патриотизма, правовой культуры, пропаганды здорового образа жизни, воспитание экологической культуры. В центре внимания детских библиотек за рубежом находится работа, направленная на развитие ребенка как деятельной и творческой личности. Детские библиотеки многих стран (США, Скандинавские страны) работают в тесном контакте с родителями, участвуют в реализации программ семейной грамотности. Во многих странах (США, Германии, Японии) широко используются детскими библиотеками новые информационные технологии

 

 

 

 

2.2. Перспективные направления работы  детских библиотек

в современном информационном пространстве.

 

 

Детские библиотеки в современном обществе – это своеобразные центры по саморазвитию, самообразованию, объединяющие на своих территориях усилия всех социализирующих институтов, стремящихся общими силами, совместными действиями вести к устойчивому позитивному развитию своих читателей. Организация читательской деятельности подрастающего поколения – это основная функция детской библиотеки. Именно в библиотеке ребенок получает навыки читательской деятельности, читательской культуры, информационной культуры. Главная цель библиотек работающих с детьми – удовлетворение потребностей детей и руководителей детского чтения в информации, по всем отраслям знаний, организация досуга, оказание помощи в формировании и развитии личности, в трансляции знаний и информации для принятия верных решений в различные периоды взросления, т.е. на социализацию детей, подростков, юношества. 

Проанализировав опыт работы детских  библиотек мира можно отметить, что  детские библиотеки – это бесценное  достояние и уникальное явление мировой истории и культуры. Конец ХХ – начало ХХI века характеризуется созданием мировой информационной структуры, развитием информационных технологий. Сегодня, в период модернизации и глобализации, все библиотеки значительно меняются. Новые информационные технологии ставят перед детскими библиотеками мира задачи их освоения.

Одной из наиболее острых проблем  на современном этапе, стоящих перед  детскими  библиотеками России и  за рубежом является проблема отторжения от чтения  детей. Это явление  изучается учеными и осмысливается  общественностью многих стран, в  том числе и Россией. Продуманная  система мер по привлечению детей  к чтению, поднятие интереса к книге  является перспективным направлением работы детских библиотек мира.

В мире не нова проблема «семейной  грамотности». В ряде развитых стран  растет количество семей функционально  неграмотных. Семейную грамотность  можно рассматривать, как достижение определенного уровня грамотности  в семье, где вместе работают над улучшением своего образования. Необходимость более тесного взаимодействия библиотек обслуживающих детей с семьей, а так же обслуживание за стенами библиотеки являются перспективами детских библиотек. 

В начале 90-х гг. Американская ассоциация библиотечного обслуживания детей  совместно с Институтом развития семьи и школы успешно работала над созданием национальной программы, которая предусматривала работу с родителями, с тем, чтобы они могли оказать помощь своим детям в учебе. Эта программа была рассчитана на родителей и предусматривала использование детьми библиотек.  Лозунг кампании был «Читательский билет — лучший подарок вашему ребенку». Различные программы для родителей юных читателей учат их грамотно работать с детской книгой, используя различные формы и методы. Немецкий фонд чтения совместно с федеральным министерством  по делам семьи недавно начал осуществлять проект «Чтение — дело семейное». Работа осуществляется со всеми категориями наставников — родителями, воспитателями детских садов, учителями [23, 77].

Одно из наиболее эффективных воздействий  — это воздействие на «литературные  ресурсы среды». Наличие детских книг в окружении ребенка — одно из основных условий развития устойчивой привычки к чтению. В конце 80-х — начале 90-х гг. в США, штате Индиана, проведена программа, связанная с поддержкой свободного чтения (чтения для удовольствия) у учащихся 4-6-х классов под названием «Побуждение к чтению и книга в мягкой обложке», при участии школьных и публичных библиотек. Для США это была уникальная программа, но она напоминала новозеландскую и британские программы «Книжный поток».  Её цель — стимулировать свободное чтение юных, используя два способа: размещение в отобранных для эксперимента школах большой коллекции книг в мягкой обложке; поддержку этих школ в обеспечении мотивированной читательской деятельности [59; 77].

В США библиотеки  интенсивно работают с семьей, причем программа осуществляется  как с детьми разного возраста, так и с родителями, дедушками, бабушками. В публичных библиотеках  реализуется ряд программ «с ребенком на коленях» («lap-sit»), когда родитель может принести  младенца  (от рождения до 24 месяцев) в библиотеку для того, чтобы он мог слушать истории, двигаться и подражать, а также чтобы родители  имели возможность научиться  сами стимулированию умственных процессов у малыша. Одна из наиболее известных программ семейной грамотности, реализуемых публичными библиотеками  с 1987 г., называется  «Главный старт». Эта программа осуществлялась силами добровольцев и библиотекарей и включала консультации родителей по  чтению как семейному занятию, рекомендации, направленные на повышение школьной успеваемости ребенка, знакомство родителей с материалами для чтения, обучение навыкам работы  с дошкольниками.  В Питсбурге  программа «мамы-тинейджеры»  (девочки в возрасте от 13 до 19 лет) включала занятия с тьюторами, которые приходили в школу из библиотеки  два раза в неделю и обучали юных матерей искусству общения с детьми, консультировали их по детскому чтению. Другая программа – «Читаем вместе»: тьюторы (добровольцы) используют детские книги в качестве материала для обучения  и помогают обучающимся взрослым читать эти книги  детям. Родительские клубы чтения вслух – это другая модель современной программы семейной грамотности.  Еще один пример нестандартного подхода в работе  с семьей  - проект, который носил название «Отцы» и был осуществлен во второй половине 90-х гг. ХХ в.  при работе с заключенными тюрьмы Сан  Квентин в Калифорнии.  Цель: помочь отцам стать первыми учителями своих детей, научить отцов использовать детские книжки для обучения своих детей и общения с ними. Еще одна проблема, волнующая  американское общество, - это проблема связи поколений.  Сеть организаций и союзов Американской  ассоциации пенсионеров (AARP) и более 100 организаций «Связь поколений» имеют свои отделения на местном уровне, уровне штатов, а также национальные организации.  Программы не ограничиваются работой с пожилыми людьми и детьми,  они могут привлекать людей студенческого возраста,   рабочих и др.[77]     

В настоящее  время изучение чтения в Америке  поставлено весьма серьезно. Еще в 80-е годы ХХв. в США высказывались опасения относительно того, что страна превращается в «нацию зрителей», поэтому внимание проблемам чтения уделяли «на самом верху». Наиболее актуальными направлениями изучения чтения в американской практике можно назвать следующие: изучение чтения детей; маргинальных групп; изучение места чтения в жизни семьи и общины и т. д. Наиболее значительными аналитическими исследованиями последних лет американские специалисты считают работы Д. Дэвида «Читатели и чтение в Америке: исторические и переломные перспективы» (1994) и К. Дэвидсон «Чтение в Америке: литература и история общества» (1989). В 2002 г. в США было проведено исследование общественной причастности к искусствам, в том числе и к чтению художественной литературы. Результаты его были опубликованы. В настоящее время европейские и американские исследования тесно увязываются с программами продвижения чтения среди нечитающего населения, с проектами в поддержку чтения, которые существуют на государственном уровне практически в каждой стране.

Сегодня, в период модернизации и глобализации, библиотеки значительно меняются. Новые информационные технологии ставят перед детскими библиотеками мира задачи их освоения. Дети и подростки быстро и легко осваивают новые технологии и их привлекают огромные возможности киберпространства. Роль библиотек в процессе построения информационного общества огромна, на этом делает акцент общественная библиотечная организация ИФЛА.[62]

В 1991-1993 годах в США была начата десятилетняя программа построения национальной информационной инфраструктуры. Американская Библиотечная Ассоциация  стала развивать новые подходы и создание программ для библиотек по преодолению «разрыва в информации». Сегодняшняя школьная библиотека как информационный центр играет жизненно важную роль в подготовке школьников к жизни и работе в информационном обществе. Американская Ассоциация школьных библиотек использовала две национальные технологии: “ICONnect”- обеспечила Интернет - классы в помощь школьным библиотекарям, проект «Дети соединяются» обеспечивал помощь и справочное обслуживание для пользователей.[25]

Понимание американскими библиотекарями своих  меняющихся задач в эпоху новых  информационных технологий нашло отражение  в «Заявлении об обязательстве добиваться высокого качества библиотечного обслуживания детей в технологическом веке». В ряду обязательств, которые приняли на себя детские библиотекари, в связи с развитием Сети, обозначены следующие:

Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ