Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29

Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59

Заключение.......................................................................................................74

Список литературы.........................................................................................80

Работа содержит 1 файл

Библиотеки в России и за рубужом.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

 

4. Образование

  • среднее
  • среднее - специальное
  • высшее

 

5. Какие виды  библиотек обслуживают детей  в зарубежных странах?

  • Публичные библиотеки
  • Детские библиотеки
  • Школьные библиотеки
  • Возможно сочетание видов (каких?)________________________

 

6. Есть ли за рубежом самостоятельные  детские библиотеки? Если да, то  в 

    каких странах?

  • Нет
  • ДА________________________________________________
  • Затрудняюсь ответить

 

7. С какого возраста подростки  в США являются читателями  общих 

    публичных библиотек?

  • С 12 лет
  • С 14 лет
  • С ...  лет

 

8. В каких странах широко используются  медиатеки?

  • США
  • Франции
  • Германии
  • Другие (указать)_____________________________________
  • Затрудняюсь ответить

 

9. Какие шесть стран приняли  участие в создании первой  европейской         

    детской виртуальной  библиотеке?

    ___________________________________________________________

 

10. Укажите название единственной  библиотеки в мире, которая            

     систематически собирает  детскую литературу всех стран  и народов с        

     целью ее изучения  и страну, где она находится? 

__________________________________________________________

 

11. В каких  странах особенно активно занимаются  библиотерапией?

      _________________________________________________________

 

12. В каких  странах наиболее активно используются  в работе программы        

       чтения, направленные на детскую  аудиторию и их родителей?

    ___________________________________________________________

 

 

13. Интересен  ли вам опыт работы зарубежных  библиотек?

    • Да
    • Нет

 

14. В каких  источниках вы читаете о деятельности  детских библиотек за 

       рубежом?

      __________________________________________________________

 

15. Ваше мнение  о необходимости изучения и  внедрения опыта зарубежных 

       библиотек?

      ______________________________________________________________ 
     _______________________________________________________________

 

 

 

Приложение  №2

 

СМОЛЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

 

 

 

С.Н. ШТЕФАН

 

 

 

ОПЫТ  РАБОТЫ

ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК

ЗА  РУБЕЖОМ

 

ЛЕКЦИЯ

 

 

 

 

СМОЛЕНСК  2007

 

Лекция  освещает современное состояние  библиотек, обслуживающих детей  за рубежом. Раскрываются главные направления  деятельности детских библиотек мира на современном этапе. Рассматриваются актуальные вопросы библиотечного обслуживания детей за рубежом, основные формы и методы работы зарубежных библиотек, направленные на детей и их родителей.

 Лекция  предназначена для студентов  библиотечно-информационных факультетов, а также специалистов в области библиотечного дела. Она может быть использована  в системе повышения квалификации библиотекарей.

Библиогр.:26 назв.

 

 

Рецензент: Максименкова Г.В., доцент кафедры библиотековедения  и информационных ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы детских библиотек  за рубежом: лекция / Штефан С.Н.- Смоленск: СГИИ, 2007.-33с.

 

 

Введение

Прогрессивное мировое сообщество идет сегодня  по пути укрепления роли библиотек  и  информационных служб в качестве путей выхода на информационные магистрали с акцентом на публичные, детские библиотеке в качестве эффективных средств расширения доступа к образованию, культуре и знаниям.

     Важное место среди них, как фундамент культуры занимает детская библиотека. Детские библиотеки являются гарантом прав детей на культурную духовную жизнь, получение информационного обеспечения, образования, проведения досуга, общения, столь необходимого для полноценного развития личности. Дети в любой стране относятся к одной из наиболее многочисленных групп читателей библиотек. В обществе будущего особая роль принадлежит детям. В зарубежных станах большое значение предается правам детей на получение информации. Именно доступ к информации и идеям может быть мощным катализатором для обретения надежды детьми. В связи с этим новым содержанием наполняются многие формы и методы библиотечной работы в странах мира. Для современного процесса характерно серьезное переосмысление процессов, связанных с профессиональной деятельностью специалистов детских библиотек. Вследствие этого закономерен интерес российских детских библиотек к опыту библиотечной работы с детьми за рубежом. Этот интерес обусловлен тем, что многие страны: США, Германия, Франция, Япония, Скандинавские страны опередили нас в развитии новых информационных технологий. В ряде стран сложились и организационно оформились раз Знание этих систем, изучение их особенностей, знакомство с передовыми формами и методами работы могут послужить стимулом для совершенствования деятельности отечественных библиотек.

В данной лекции на основе изучения документов, обобщения и анализа массива  профильных публикаций профессиональных периодических изданий, предпринята попытка, осветить основные направления деятельности зарубежных публичных библиотек, обслуживающих детей и представить опыт библиотечной работы с детьми за рубежом.

Материал  в лекции предназначен для студентов  библиотечно-информационных факультетов, специалистов в области библиотечного дела. Издание также представит интерес для системы повышения квалификации кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  работы детских библиотек за рубежом

 

Детские библиотеки в современном  обществе – это своеобразные центры по саморазвитию, самообразованию, объединяющие на своих территориях усилия всех социализирующих институтов, стремящихся общими силами, совместными действиями вести к устойчивому позитивному развитию своих читателей. Организация читательской деятельности подрастающего поколения – это основная функция детской библиотеки. Именно в библиотеке ребенок получает навыки читательской деятельности, читательской культуры, информационной культуры. Главная цель библиотек, работающих с детьми, – удовлетворение потребностей детей и руководителей детского чтения в информации, по всем отраслям знаний, организация досуга, оказание помощи в формировании и развитии личности, в трансляции знаний и информации для принятия верных решений в различные периоды взросления, т.е. на социализацию детей, подростков, юношества.

Детские библиотеки мира ставят разные задачи по развитию личности ребенка, облегчения его социализации, в том  числе в сфере образования  и воспитания – от развития интеллектуальных навыков: критического мышления, навыков исследования поисков информации, поликультурного образования и воспитания – до развития любознательности и воображения, умения общаться и разговаривать. К важным задачам относится помощь детству и юношеству. Здесь особо выделяется помощь детям, испытывающим различные трудности и имеющиеся отклонения, детям трудновоспитуемым, имеющим проблемы с учебой («группы риска»), обездоленным и т. п.

Во всех странах, библиотеки, работающие с детьми других национальностей (обычно детям эмигрантов) осваивать язык и адаптироваться к другой культуре.

Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ