Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59
Заключение.......................................................................................................74
Список литературы.........................................................................................80
Финские библиотекари создают идеальные условия для того, чтобы пристрастить ребенка к чтению. Творческий подход к работе с читателями-детьми характерен для специалистов публичных библиотек, расположенных в небольших населенных пунктах. Функции этих библиотек понимаются весьма широко. Начиная с самых маленьких детей, все считают, что детские отделения публичных библиотек задуманы не только как место для чтения и получения литературы, но и как место для игр. Здесь, кроме книг, находятся игрушки, различные игры, оборудования для прослушивания грампластинок и кассет, куклы для театра марионеток, костюмы. Здесь проводят детские театральные спектакли, рассказывают сказки, показывают фильмы. Юным читателям предоставляются широкие возможности для удовлетворения и развития своих духовных потребностей и интересов. В работе с детьми и подростками используется комплекс искусств. В ряде библиотек выдаются на дом оригиналы художественных произведений, везде уделяется большое внимание музыке. Этот вид деятельности рекомендован библиотечным законодательством.
Финские библиотеки осуществляют широкую образовательную, воспитательную и культурную деятельность среди юного поколения благодаря определенным условиям, к которым относятся: библиотечные здания, оснащенные мебелью и техникой, различными средствами коммуникации, обеспеченность финансами. Новый закон о библиотеках (1998 г.) предусматривает дальнейшее улучшение системы государственного финансирования библиотек и развитие библиотечного дела в Финляндии.
Публичные библиотеки Швеции уделяют много внимания работе с подрастающим поколением. Специалисты библиотек осуществляют систематическое, научно обоснованное комплектование. К услугам читателей простой в обращении компьютерный каталог, с помощью которого можно не только найти нужную книгу или литературу на определенную тему, но и узнать, сколько экземпляров книги есть в библиотеке и где они в данный момент находятся. Детские отделы публичных библиотек хорошо оборудованы, со вкусом оформлены. Всюду имеются «комнаты сказок», в которых проходит чтение книг, силами детей ставятся небольшие спектакли. Очень интересно оформлена «комната сказок» в городской библиотеке Мальмё. В потолке её для лучшей акустики проделаны отверстия, расположенные в виде основных созвездий с подсветкой. В одном из филиалов библиотеки имеется отделение под открытым небом, в парке на лужайках образовался импровизированный читальный зал.
На современном этапе развития библиотечного дела шведские специалисты уделяют большое внимание использованию информационных технологий для обслуживания детей и подростков, включая разработку программ, обучающих грамоте, и познавательных компьютерных игр. Сотрудники библиотеки «Ринкеби» представили также проект «От Альфи Аткинса, книг Гунилы Бергстрем до Федора Достоевского» в рамках Конвенции ООН по правам ребенка, суть которого заключается в том, что дети сочиняют продолжение прочитанных рассказов, ставят литературные инсценировки. Взрослые тоже вовлечены в этот проект. «Хитрый лис» – это еще один проект по программе «Конвенция прав ребенка». Его ключевыми словами являются чтение, письмо, рисование, драма. 46-я неделя в Швеции – Неделя детской книги. Внимание в библиотеках Швеции уделяется работе с родителями. Для них есть различные услуги и специальные программы. Тесно сотрудничает детская библиотека с женскими консультациями и детскими поликлиниками, куда библиотекари носят приглашения посетить библиотеку [22].
Заслуживает внимание опыт работы с
детьми в Нидерландах. В октябре
поводится Неделя детской книги,
перед началом которой Фонд награждает
лауреатов – писателей и
Швейцарские библиотекари рассматривают детскую библиотеку как своеобразный институт подготовки юных читателей к библиотеке для взрослых. Библиотекари детских библиотек особое внимание уделяют работе с детьми младшего возраста. Наибольшей популярностью здесь пользуются «часы чтения вслух». Большой популярностью пользуются дискуссии по книгам, на них часто приглашаются специалисты, редакторы, писатели. Неизменным успехом пользуются книжные «Путешествия вокруг света», иллюстрированные проспектами различных бюро путешествий, выступления читателей с воспоминаниями о своих путешествиях, с показом слайдов и др. Не последнюю роль в привлечении читателя играют книжные выставки, празднования недели книги, распродажи.
В Японии с большим вниманием относятся к воспитанию детей как читателей. Как правило, детей обучают чтению с 4 лет и, придя в школу в 6 лет, они уже хорошо и много читают. В этом, видимо, большая заслуга родителей. Еще в 50-е гг. была развернута кампания «Читающие матери» под лозунгом «Читайте вместе с вашим ребенком». Более 85 тыс. матерей откликнулись на этот призыв, уделяя занятиям с детьми не менее 20 минут в день; они или сами читали детям, или слушали их чтение. Особенно эффективным было движение в сельской местности, где мало библиотек. С 1967 г. методическое руководство чтением начал осуществлять Японский центр чтения родителей и детей. Он дает советы по организации чтения, выпускает различные пособия, проводит лекции специалистов. Ежегодно в центре проходят летние сессии членов движения «бунко», один раз в два года проводятся специальные семинары для тех, кто работает с читателями-детьми.
За последние десятилетия
В ряде зарубежных стран широко применяется
библиотерапия как
Развитием теории библиотерапии и ее практическим применением занимаются также в Великобритании, Австралии, Канаде, Швеции, Франции, Израиле, Японии, Дании, ЮАР, Финляндии. Наметились сдвиги в применении библиотерапии в Польше, Индии. В России практика использования чтения в терапевтических целях была известна еще в XIX в. (И. Дятьковский). Однако серьезные научные основы библиотерапии стали складываться гораздо позднее. Этой проблемой занимались такие выдающиеся специалисты, как Л. Выготский, Б. Теплов, И. Вельвовский и другие. В настоящее время ведущим специалистом по библиотерапии является Юлия Николаевна Дрешер, доцент кафедры информатики Казанского государственного университета культуры и искусств, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Минздрава Татарии, доктор педагогических наук.
По причине дефицита межличностного общения очевидной для отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей становится ориентация на укрепление своих позиций, как общественно-культурных центров, синтезирующих в той или иной степени функции библиотеки, музея, кинотеатра, литературного солона, клуба. Американский термин «некнижная деятельность по содержанию во многом схож с отечественным термином «досуговая деятельность». Многочисленные кружки и клубы по интересам, выставки, встречи с интересными людьми, литературные праздники, консультации педагогов, психологов, пользование электронными каталогами, обучающими программами – деятельность детских библиотек направлена на все, чтобы детям было интересно и приятно находится в неформальной обстановке общения с книгой, компьютером, взрослым и со сверстниками, что особенно ценят подростки. Детская библиотека не только способствует интеллектуальному, духовному, культурному развитию детей, но и по мере сил старается отвлечь их от «улицы», от пустого времяпровождения. Задача воспитания людей с активной жизненной позицией, позитивными гражданскими ценностями – это не теоретический, а насущный практический вопрос. Основные направления деятельности детских библиотек в этом вопросе – воспитание у детей высоких духовно-нравственных качеств, патриотизма, правовой культуры, пропаганда здорового образа жизни, воспитание экологической культуры.
Остаются проблемы в обобщении всего опыта работы по патриотическому воспитанию, разработке системы научного и методического обеспечения этого важного направления работы детских библиотек. В последнее время в детской библиотеке широкое распространение получил программно-целевой метод деятельности, кроме того, создаются собственные программы патриотического воспитания. Выполнение этих программ предусматривает целый комплекс мероприятий для детей. Наиболее распространенными формами работы являются массовые мероприятия, направленные на раскрытие краеведческого фонда документов детских библиотек [14;60].
Сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы, большинство детских библиотек по праву считает экологическое воспитание юных читателей одним из приоритетных направлений своей деятельности. Справедливо полагая, что экологическое сознание необходимо начинать формировать с дошкольного и школьного возраста, многие детские библиотеки, в последнее время усилили контакты с педагогическими коллективами детских садов и школ. Дети сегодня должны вырасти с убеждением, что человек и природа – единый организм, и, если уничтожить хоть одну его часть, то погибнет все остальное. В некоторых регионах, например на Сахалине, Дагестане, Мордовии, Архангельске, Курске, Томске, Саратове, разработаны специальные программы по экологическому просвещению читателей. Амурская ОДБ, награжденная дипломом лауреата Всероссийского смотра-конкурса, имеет специальный статус информационно-методического центра по экологическому образованию детей и подростков. Эта библиотека координирует свою деятельность с государственными и общественными российскими природоохранными организациями. Приоритетным направлением в своей деятельности многие детские библиотеки выбирают воспитание национального самосознания у своих читателей. Наряду с поиском путей повышения роли библиотек в воспитательном процессе центральным остается вопрос об активизации роли книги и библиотеки в системе межнациональных отношений.
В числе задач первостепенной важности в библиотечной работе с детьми особое место занимает фольклор. Спрос на литературу вызвал к жизни предложение – появились новые нетрадиционные формы работы с детьми. Изучение интересов читателей, структуры и содержания чтения детей является постоянной составной частью деятельности любой детской библиотеки.
Многим семьям приходится выбирать между ребенком и достатком, между приобретением книги и обедом. Родители знают, что библиотека - дружелюбное место, где их дети находятся под защитой. Детские библиотеки активно сотрудничают с родителями своих читателей, педагогами, воспитателями, социальными работниками, издателями, средствами массовой информации, а также различными организациями, занимающимися детьми и семьей.
Чтение и воспитание будущих
граждан – важнейший
Дети-читатели нуждаются в надежном руководстве и помощи в этом вопросе: в систематической доступной информации о книгах, советах по организации и углублению чтения, овладению навыками в области информационной культуры. Помощниками детской библиотеки и ее читателя в решении этих проблем всегда были и продолжают оставаться библиографические издания. Новаторский подход и освоение «новых территорий» для организации чтения осуществляется в разных странах для того, чтобы приблизить книгу к читателю. «Out reach» – выход вовне, за стены библиотеки, широко реализуется в США, Германии, Франции и других странах Запада.
Опыт зарубежных коллег, высокий уровень оказания услуг, современное высокотехнологическое обслуживание заслуживает внимания российских детских библиотек. В проведенном анкетном опросе «Уровень знания опыта работы зарубежных детских библиотек» (См. приложение №1) приняли участие 40 библиотекарей Демидовского района.
Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ