Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29

Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59

Заключение.......................................................................................................74

Список литературы.........................................................................................80

Работа содержит 1 файл

Библиотеки в России и за рубужом.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

  Российским  детским библиотекам конечно,  далеко до уровня медиатек  Франции и других стран по степени оснащенности и уровня оказания услуг. В медиатеках, библиотеках ХХI века,  все — от фасада и интерьера  и до сопутствующих услуг (торгово-развлекательный центр, музей, картинная галерея и др.) — направлено на привлечение праздного посетителя в библиотеку, где он помочь получить современное высокотехнологическое обслуживание. Однако в России  усилиями преданных своему делу профессионалов библиотечная деятельность, методические разработки приближаются к мировому уровню, что видно из материалов совместных  международных симпозиумов, коллоквиумом, семинарах по обмену опытом, проводимых в рамках проекта «Открытый мир». Зарубежным коллегам есть чему поучиться у нас.  С другой стороны, зарубежный опыт не может слепо копироваться в наших условиях; он осмысливается, преломляется с учетом особенностей развития российской библиотечной системы. 

Реалиями  сегодняшнего и завтрашнего дня  в России являются процессы, связанные с ее вхождением в открытый глобальный мир. Для библиотек это, прежде всего, процессы  развития информационного общества в мире и в России. Вместе с тем, главной особенностью современной ситуации для библиотек является их участие в создании новых информационных ресурсов и обмен ими, работа в мировой кооперации библиотечных специалистов. Новая ситуация также характеризуется включением новых наций и народов в процесс диалога культур и цивилизаций. Представление своей культуры, местных ресурсов в мировом информационном пространстве становится перспективной задачей библиотек. Именно дети, подростки сегодня – это самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Вместе с детьми и библиотекарям предстоит играть большую роль в глобальном процессе развития мирового информационного пространства.

Однако  новое информационное пространство, представляемое Интернетом, сегодня  может быть опасным для сознания ребенка (насилие, агрессия на сайтах, некачественная, искаженная информация и др.) С точки зрения зарубежных специалистов, решение этих проблем возможна на пути отбора и предоставления лучшего, с учетом детского восприятия и психологии. Одной из главных задач сегодня для детских библиотек – помощь юным в приобретении навыков информационной грамотности, развитие навыков для участия в телекоммуникационных проектах и др. Еще один аспект этой проблемы и перспективы – это подключение российских библиотекарей, работающих с детьми, к мировому профессиональному сообществу. В ряду этих задач: развитие электронных детских библиотек, участие и развитие международных проектов по библиотечной работе с детьми, освоение и изучение опыта лучших библиотек мира; а также библиотечных ассоциаций по работе с детьми.

Новая стратегия  библиотечной работы с детьми –  это освоение и создание новых  информационных пространств, и выход  за пределы самоизоляции на пути в глобальный мир.

Нарастает важность проблемы детского чтения, приобщения ребёнка к книге – ключу  к информации и знаниям в информационном веке. Во многих странах (Франции, Германии, США, Канаде др.) осознается важность поддержки чтения еще в 90-е г  ХХв. на национальном уровне, и особое внимание уделяется организации национальной политики поддержки чтения детей.

Сегодня чтение детей России сходно с чтением  сверстников в странах Запада в 80-90гг. ХХв (наблюдался «кризис чтения»). Происходит смена моделей чтения детей и подростков. Поэтому в России необходимо осознание проблемы чтения детей в качестве национальной проблемы в связи с тем, что детское чтение нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и на государственном уровне. Еще более значимой становится роль детских библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации.

Библиотечное обслуживание детей в XXI в. примет формы отличающиеся от прошлых. В век информации библиотека должна стать центром непрерывного развития индивидуальных познаний, необходимых  человеку для освоения, изменяющегося мира. Формы информации включают не только привычные книги и периодические издания, но также все богатство новых технологий. Детям нужно научиться находить информацию во всех этих источниках. В то же время они будут и впредь нуждаться в помощи, чтобы найти хорошие книги и на досуге наслаждаться их чтением. Задача детских библиотекарей – помогать детям готовиться  к изменяющейся природе информации.

Проанализировав библиотечное обслуживание детей в  странах мира, можно сделать вывод, что мы в России можем сегодня  успешно использовать опыт работы зарубежных коллег и, прежде всего их отношение  к детям, как на уровне библиотеки, так и на других уровнях.

Анкетирование [Приложение №1] проведенное нами среди библиотекарей Демидовской ЦБС Смоленской области, показало слабые знания деятельности зарубежных библиотек, обслуживающих детей. Подготовка дипломной работы убедила меня в большой важности разработки методических рекомендаций «Опыт работы детских библиотек за рубежом», направленных на обобщение и распространение зарубежного опыта работы библиотек, обслуживающих детей в целях повышения квалификации библиотекарей. [Приложение №2]

Исходя  из результатов исследования, можно  сделать выводы:

  1. В России сложилась специализированная сеть детских библиотек, что отличает нашу страну от других стран, т.к. за рубежом детей обслуживают публичные библиотеки. Самостоятельные детские библиотеки есть во Франции, Германии, Италии, Австрии и бывших социалистических странах.
  2. Если в России вопросы  соблюдения прав детей не являются приоритетнымито за рубежом определен приоритет на право пользования библиотекой, особенно в США.
  3. Общими целями детских библиотек являются удовлетворение потребностей читателей в информации, организация досуга, оказание помощи в формировании и развитии личности, трансляция знаний и информации для принятия верных решений в различные периоды взросления, т.е. социализацию детей.
  4. Детские библиотеки мира располагают уникальным опытом работы с подрастающим поколением. Отечественные детские библиотеки используют в своей работе индивидуальные и массовые формы работы. Библиотеки, обслуживающие детей за рубежом работают по различным программам и проектам.
  5. Перспективными направлениями работы отечественных и зарубежных библиотек является освоение новых информационных технологий и построения информационного общества, всемерная поддержка чтения, как важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала детей.

Детская библиотека в мире это один из масштабных информационных, воспитательных и образовательных институтов, уделяющих внимание всему комплексу вопросов воспитания духовного роста и самообразования личности ребенка, выдающих свою работу с подрастающим поколением, как одно из приоритетных направлений. Библиотечно-информационное сообщество стран движется по пути прогресса (Россия с некоторым отставанием), следуя общей концепции мировой библиотечно-информационной инфраструктуры. В современных условиях в России создается принципиально новая модель детской библиотеки и системы обслуживания детей. Происходит постепенное сближение отечественных и зарубежных детских библиотек. В будущем различия между  детскими библиотеками мира и России будут уменьшаться. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждается.

Список  литературы

 

  1. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России / К.И. Абрамов М.: Либерея, 2000.- 176 с.
  2. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учебно-метод. пособие для студ., преподават. и библиотек.- практиков.  Ч. 2. / К.И. Абрамов. - М.: Либерея, 2001.- 160с.
  3. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР / К.И. Абрамов. М.: Книга, 1980.- 352с.
  4. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР (до 1917 года) / К.И. Абрамов, В.Е. Васильченко. М.: Сов. Россия, 1959.- 200с.
  5. Бажанова, Л. Взрослый и ребенок. Резонанс читающих личностей / Л.Бажанова // Библиотечное дело.-2003.- 11.- С.2-4.
  6. Баканова, А. Земские энтузиасты на Урале. Местное самоуправление сто лет назад / А. Баканова // Библиотека.-1998.- 10.- С.66-68.
  7. Библиотеки и библиотечное дело США: комплексный подход / Р.С. Гиляревский, Ю.П. Никша. Б.П. Каневский и др./ под ред. В.В. Попова. М.: Издательская  фирма «Логос»,1992. 296с. 
  8. Библиотека и юный читатель: практ. пособие / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина. М.: Книжн. палата, 1987. 256с.
  9. Библиотеки России: путеводитель / под ред. В.Р. Фирсова. СПб,1998.- 144с.
  10. Библиотеки России на пороге XXI  века: цифры и факты: Сборник статистических и аналитических материалов о состоянии библиотечной сферы. / Авт.-сост. Е.И.Кузьмин. В.К. Николаева, И.А.Ваганова и др. М.: Изд. ЛИБЕРЕЯ, 2001.- 224с.
  11.   Блан-Монмейер, М. Публичная информационная библиотека (Национальный центр культуры и искусств им. Ж. Помпиду в Париже) / М. БланМонмейер // Библиотековедение.- 2004.- 6.- С.52- 55.
  12. Бронле, Э. Штутгарская медиатека / Э. Бронле // Библиотека.-1995.- С. 66-72.
  13. Блынская, О. Десять дней, которые потрясли... меня: [о фондах библиотек в США] / О. Блынская // Библиотечное дело.- 2005.- 9.- С35-40.
  14. Бубекина, Н.В. Патриотическое  воспитание в детских библиотеках / Н.В. Бубекина // Школьная библиотека. 2003.- 4.- С.34-41.
  15. Бубекина, Н.В. С реформой выплеснули и ребенка / Н. Бубекина // Библиотечное дело.- 2005.-6.-С. 10-11.
  16. Бутенко, И. Штрихкод на книге может остановить вас / И. Бутенко // Библиотека.- 1997.- 8.- С.63- 64.
  17. Вираховская, Т. Сохраняя традиции, искать новое: [о программах РГДБ] / Т. Вираховская // Библиотека.- 2003.-7.- С.4-5.
  18. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. СПб: Профессия, 2004.- 232с.
  19. Галлер, А.МСекция школьных библиотек ИФЛА / А.М. Галлер // Библиотековедение и библиография за рубежом.- 1990.- Вып.127.- С. 3-7.
  20. Глазков, М.Н. Периодизация отечественной истории библиотечного дела. ХХ век / М.Н. Глазков // Библиотековедение.-  2000.- 5.- С. 104-109.
  21. Голубцова, И.А. Народные библиотеки дореволюционной России: История создания и распространения: автореф. дисс. канд. пед. наук. -СПб, 2000.- 18с.
  22. Гречко Г.С. Детские библиотеки Швеции это совсем не просто, но всегда интересно /С.Г. Гречко // Школьная библиотека.- 2005.- 7.- С41-44.
  23. Гришина, С. О летних программах, центрах чтения и не только: Из опыта работы зарубежных библиотек /С.О. Гришина // Школьная библиотека.-2005.- 1-2.-С42-47.
  24. Данкерт, Б. Путь в мир знаний: [о библиотеках Германии]/ Б.Данкерт // Библиотека.-2004.-5.-С.80-82.
  25. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде.- М.: Школьная библиотека.- 2004.-336с.
  26. Детская библиотека: практ. пособие / Ред.-сост. Н.Б.Медведева, И.И. Лавринович // Гос. б-ка им. В.И.Ленина.- М.: Книга, 1967. -214с.
  27. Детские библиотеки за рубежом // Библиотечное дело.- 2004.-1.- С.70-75
  28. Дрешер, Ю. Современное состояние библиотекотерапии за рубежом / Ю. Дрешер // Библиотека.- 1999.- 3.- С.68-70
  29. Ермолаева, М.А. «Библиограф, библиофил, книговед» Андрей Дмитриевич Торопов (1851- 1927): к 150-летию со дня рождения / М.А. Ермолаева // Библиотековедение.- 2001.- 6.- С. 70-75.
  30. Жаркова,  Л.М. Сохраним библиотечную душу: [РГДБ о детском чтении в России]/ Л.М. Жаркова.- Библиотека.-2007.- 1.- С.29-31.
  31. Жаркова, Л.М. Жилище  юных муз: [РГДБ] / Л.М. Жаркова // Библиотека.- 1999.- 12. С. 36-40.
  32. Иаруссо, М.Б.Структура библиотечных сетей, обслуживающих  детей и юношество / М.Б. Иаруссо // Библиотековедение и библиография за рубежом, 1991.- Вып. 129.- С.73-87.
  33. Иванова, Г.А., Чудинова, В.ПБиблиотечная работа с детьми за рубежом: учебное пособие / Г.А. Иванова, В.П. Чудинова.- М.: МГУКИ, 1999.- 266с.
  34. Из истории библиотек Смоленской губернии (К 170-летию открытия первой публичной библиотеки в Смоленске) Смоленск, 2001.- 28с.
  35. История библиотечного дела в СССР. Документы и материалы. Ноябрь 1920 -1929./ Гос. б-ка СССР им В.И.Ленина, Центр. гос. архив РСФСР.- М.: Книга, 1979. 294с.
  36. Караваева, Е.В. Детская библиотека в меняющемся информационном мире / Е.В. Караваева // Библиотековедение.- 2001.- 5.-С.43-46.
  37. Киселева, Е. С чего начинали первопроходцы?: [о первых детских библиотеках России] / Е. Киселева // Библиотека.- 1998.- 11. С. 71-74.
  38. Князев, Ю. Наши прадеды крестьянские книгочеи / Ю.Князев // Библиотека.- 1999.- 10.- С.  57-59.
  39. Концепции библиотечного обслуживания детей в России: проект / Н.В. Бубекина, В.Н. Чудинова, Н.М. Макарова, А.И. Михайлова.- М.,2001.- 37с.
  40. Кэрролл, Ф.Л. Руководство для школьных библиотек. М.: Рудомино,1997.- 64с.
  41. Матвеев, М. Открытые для народа: [о народных библиотеках в России] / М.Матвеев // Библиотека.- 2001.- 12.- С. 74-75.
  42. Матвеев, М. Хорошо забытое старое? / М.Матвеев // Библиотека. -1998.- 7.- С. 98-99.
  43. Матвеев, М.Ю. Общественные библиотеки России и их читатель; вторая половина XIX века - начало ХХ в.: автореф. дисканд. пед. наук.- СПб, 1998.-16с.
  44. Машкова, М.В. История русской библиографии начала ХХ века (до октября 1917 года) / М.В. Машкова. М.: «Книга»,1969.- 434с.
  45. Мелентьева, Ю. От нации читателей к нации зрителей / Ю. Мелентьева // Библиотечное дело.- 2006.- 10.- С. 2-6
  46. Михайлова, Л. Слышится только шелест страницЧто читали дети и подростки конца XIXначала ХХ века в публичных и народных библиотеках / Л. Михайлова // Библиотека.- 1999.- 4.- С. 47-48.
  47. Мишкина, Л.М. Дети должны дружить: [о программе «Чтения» в России] / Л.М. Мишкина // Библиотека.- 1999.- 4.- С. 19-20.
  48. Мяэотс, О. Удивительная история, похожая на сказку: [о библиотеках Дании] / О. Мяэотс // Библиотека.- 1998.- 2.- С.102-104.
  49. Мяэотс, О. Ребенок должен знать свои права / О. Мяэотс // Библиотека.- 2000.- 6.- С.45-47.
  50. Мяэотс, О. «Прочтешь книжку вот твои родители обалдеют!»: [об Американской мемориальной библиотеке в Берлине] / О. Мяэотс // Библиотека.- 2001.- 2.- С.45-48.
  51. Мяэотс, О.Н. «Берлинское книжное лето»: этот и другие проекты представили участникам конгресса немецкие коллеги / О.Н. Мяэотс // Библиотека.- 2004.- 2.-С.80-83.
  52. Мяэотс, О.НПод одной крышей: [о библиотечном обслуживании детей в Шотландии] / О.Н. Мяэотс // Библиотека.- 2004.- 8.- С.83-84.
  53. Назмутдинов, И. Великобритания: [о структуре сети библиотек] / И. Назмутдинов // Библиотекарь.-1989.-3.- С. 60-61.
  54. Недашковская, Т. Информативность, гармония и комфорт отличительные особенности библиотек Франции / Т. Недашковская // Библиотека.- 1999.- 11.- С.67-69.
  55. Недашковская, Т. Создание открытого информационного пространства: [о медиатеках Франции] / Т. Недашковская // Библиотека.- 2002.- 9.- С. 79-84.
  56. Недашковская, Т.А. Публичные библиотеки и медиатеки Франции: тенденция развития / Т.А. Недашковская // Библиотековедение.- 2003.- 3.- С.98-104.   
  57. Полозова, Т.А. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Т.А.Полозова.- М.: Изд-во МГИК, 1992.- 231с.
  58. Попова, Е.А. Хранить документы или обслуживать пользователей?: [работа библиотек в рамках программы «Чтение»] / Е.А. Попова // Библиотека.- 2004.- 5.- С. 53-54.
  59. Проблемы чтения детей и юношества в зарубежном библиотековедении: учебное пособие / под научн. редканд. пед. наук И.А. Свирской.- Ленинград, 1983.- 92с.
  60. Пронина, А.С. С любовью к дому своему: [о патриотическом воспитании в детских библиотеках России] / А.С. Пронина // Библиотека.- 2004.-  5.- С. 53-54.    
  61. Просалкова, Ю.В., Чибисенкова, Л.ВКоллоквиум советских и американских специалистов по проблемам  библиотечного обслуживания детей (Москва Киев - Черкассы, 12-21 сент. 1989) / Ю.В. Просалкова, Л.В. Чибисенкова // Библиотековедение и библиография за рубежом, 1991.- Вып. 129.-С.58-65.
  62. Ричардсон, С.К. Секция детских библиотек ИФЛА / С.К. Ричардсон // Библиотековедение и библиография за рубежом, 1990.- Вып. 124.- С.12-21.
  63. Романова, Н. Один, но главный элемент/ Н. Романова // Библиотечное дело.- 2006.-4 .- С. 23-24
  64. Роумен, С. Деятельность ассоциации библиотечного обслуживания детей /       С. Роумен //  Библиотековедение и библиография за рубежом, 1991.- Вып. 129.-С.66-73.
  65. Слайковская, Н.Ф. Организация  библиотечного обслуживания детей / Н.Ф. Слайковская.- Библиотековедение.-2000.- 9.- С.131-133.
  66. Соколов, А.В. Библиотечная профессиология: некоторые итоги ХХ века / А.В.Соколов // Библиотековедение.-2003.- 5. С. 22-35.
  67. Справочник библиотекаря / Научн. ред. А.Н.Ванеев, В.А. Минкина.- СПб.: Профессия» 2002. 448с.- (Серия «Библиотека»).
  68. Степанова, Л. Детское чтение возможность диалога с ребенком в современном пространстве / Л.Степанова // Библиотечное дело. 2003.- 11.- С. 10-13.
  69. Стефаньчик, Э. Ассоциация польских библиотекарей: взгляд в будущее / Э. Стефаньчик // Библиотековедение.- 2004.- 3.- С.92- 98.
  70. Талалакина, О.И. История библиотечного дела за рубежом / О.И. Талалакина.- М.: Книга, 1982.- 272с.
  71. Тихомирова, И. Московская конференция и программа «Чтение»/ И. Тихомирова // Школьная библиотека.-2006.-7.- С.47-52
  72. Тихомирова, И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышения грамотности? / И. Тихомирова // Библиотечное дело.- 2006.- 10.-С.11-22
  73. Томашева, Е.Н. Библиография как экспертная система и организатор чтения детей / Е.Н. Томашева // Школьная библиотека. -2004.- 7.- С.30-35.
  74. Филиппова, Т. Вниз проще: [о чтение детей в России] / Т. Филиппова// Библиотечное дело.- 2006.-10.- С.1
  75. Чудинова, В.П. Информационный потенциал личности: чем он обусловлен?: [об исследовании детского чтения в России]/ В.П. Чудинова// Библиотека.- 2007.-1.- С.37-41.
  76. Чудинова, В.П. Детские библиотеки Германии и России / В.П. Чудинова // Мир библиотек сегодня. Вып. 4.- М.,1994.- С.60-73.
  77. Чудинова, В.П. Библиотечная работа с детьми в США: пути развития / В.П. Чудинова // Библиотековедение.- 2002.- 1.- С.99-106.
  78. Штридте, Р. Формирование фондов городских библиотек Лейпцига как реакция на изменение рыночной ситуации / Р. Штридте //Мир библиотек сегодня. В.2.-М.,1996.- С.32-36.
  79. Шульмейстер, М.Ф. Детская библиотека / М.Ф. Шульместер. М.: Стройиздат, 1978. 120с.
  80. Юли, Х. Взгляд в будущее библиотек Штутгарта / Х. Юли // Мир библиотек сегодня. Вып. 2 (10).- М.,1996.- С.22-25.

 

 

Приложение  №1

Образец анкеты

Уровень знания опыта работы зарубежных детских  библиотек.

 

Уважаемый коллега!

Прошу Вас  принять участие в опросе с  целью определения уровня профессиональных знаний библиотекарей в отношении  знания и применения опыта работы зарубежных детских библиотек. Ваше мнение позволит оценить общее состояние  работы детских библиотек по применению зарубежного опыта, разработать соответствующие методические рекомендации по улучшению работы. Большинство предлагаемых вопросов содержат варианты ответов: отметьте те из них, которые соответствуют вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант.

Благодарю Вас за участие!

 

1.Ваш возраст

  • 20-30 лет
  • 30-40 лет
  • 40 50 лет
  • 50 лет и старше

 

2. Ваш стаж  работы в библиотеке.

  • до 5 лет
  • 5 10 лет
  • более 10 лет

 

3. Ваша должность.

_________________________________________________________________

Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ