Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59
Заключение.......................................................................................................74
Список литературы.........................................................................................80
Если мы в программе закладываем западную модель: техника чтения плюс понимание текста равно функциональной грамотности, то мы нацеливаем государство лишь на ликвидацию растущей безграмотности молодого поколения. Это важно, но не достаточно. Если мы заложим в нее российскую модель, возвышающуюся над функциональной грамотностью и направленную в сторону воспитания, культуры и развития творческого потенциала личности и нации в целом, то её конечной результат будет совсем другой. Это будет национальная программа, отвечающая российским традициям и нашему менталитету.[71]
Многие
из присутствующих на Международном
семинаре «Чтение в системе социально-
Столь разный подход к чтению определил и разное представление об его роли в социально-культурном развитии личности. Для западных специалистов чтение — это основа для успешного получения образования, залог информационной и функциональной грамотности человека. Применительно к школьникам чтение на Западе всецело поставлено на службу «Учись учиться». Российские же участники семинара, не исключая важности понимания текста, видели в чтении главным образом воспитательную, нравственную, творческую миссию. Разница существенная. Но это не означает, что западная модель несостоятельна. Если отбросить гуманитарную составляющую, то в западной методике можно найти много достоинств и концептуального характера, и частных педагогических находок, к которым стоит приглядеться.
Например, чтение вполне можно рассматривать как базовый компонент учебной деятельности, обеспечивающий успех школьника по всем учебным дисциплинам. Без чтения - нет образования. Этот тезис придает формированию культуры чтения методологическое значение.
Одна из важных особенностей западных технологий чтения — деятельный характер и ориентация на достижения и успех. Обучая детей чтению, им не дают скучать. Их включают в разнообразные виды интеллектуальной работы, где один вид сменяется другим. В результате дети не устают и получают удовольствие от такого обучения. Система умственного труда учащихся, так называемое «изучающее чтение», разработана детально и целесообразно. Здесь - выписки, тезисы, проблемные вопросы и перекодирование текста в графические схемы, а также презентация собственной работы читателя, ведение дневниковых записей, сжатие и развертывание текста, распознавание его видов и многое, многое другое. Не удивительно, что в результате дети начинают лучше учиться, работать с информацией, усваивать учебный материал.
Также привлекателен в западной технологии обучения чтению ее интерактивный, диалоговый характер, в котором ребенок — субъект деятельности, а не ее объект. Эта технология предусматривает и реализует обучение речевой деятельности, предтекстовое и послетекстовое обсуждение книг, дискуссии, размышления вслух.
И еще на один положительный момент западных технологий хотелось бы обратить внимание. Большое значение европейские коллеги придают рефлексии читателя, то есть его самооценке, его размышлению над тем, чего он достиг в результате той или иной деятельности. В этой связи большую роль играет технология, названная «Портфель», позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов.
Не обошлось и без недостатков. На модели в полной мере отразился свойственный Западу рационализм и прагматизм. Из читателя готовят двигателя технического прогресса, способного взять на себя ответственность за создание и использование технологий XXI века. На формирование нравственных качеств личности эта модель явно не рассчитана.
Таким образом, отечественными детскими библиотеками в своей деятельности в основном используются всевозможные индивидуальные и массовые формы работы. Библиотеки, обслуживающие детей за рубежом используют в своей работе различные программы и проекты национального, государственного, местного уровней. Последнее время между российскими и зарубежными коллегами происходит активный обмен опытом. В России в последнее время начали разрабатываться различные программы, по которым работают детские библиотеки. Реализация идей программы «Чтение», создание её новой модели должно стать перспективным направлением в работе детских библиотек России.
Цель нашей модели чтения — вырастить не только интеллектуалов западного образца, но гуманного, творческого, интеллигентного человека, гражданина своего отечества. О читательском таланте русских людей есть масса литературы. Из последних изданий о воспитании в ребенке талантливого читателя хочется назвать переиздание книги Л. И. Беленькой «Ребенок и книга» и пособие Э. Гуткиной «Дети и стихи». Западная модель может послужить дополнением к традиционной российской. Она поможет нашим школьникам не ударить в грязь лицом на последующих международных тестированиях качества чтения (PISA).
Российские библиотекари совместно с государственными и общественными структурами должны координировать усилия по созданию национальной программы защиты и реализации, прав ребенка на библиотечное и информационное обслуживание, отвечающее потребностям сегодняшнего дня. Необходима разработка стратегических планов и широкомасштабных программ по их реализации. Сегодня нужно сохранить наработанное и обновить содержание образования. Библиотечное обслуживание детей требует более глубокого знания их психологии, учета социальных тенденций и демографических изменений в обществе. Необходим дифференцированный подход к детям, которые наиболее остро нуждаются в помощи библиотекарей, и умение работать с такими детьми. Как и за рубежом, очень важна для нас поддержка российского библиотечного сообщества в реализации программ детских, юношеских, школьных библиотек.
Заключение
Функциональные модели
В ХХ веке детская библиотека за рубежом развивается в качестве подразделения публичной. В некоторых странах, например в Германии, Франции, Италии, Австрии, бывших социалистических странах открываются отдельные детские библиотеки.
В отличие от зарубежных стран в России, начиная с ХIХ века, формировалась уникальная система самостоятельных детских библиотек, отражающая объективное требование общества обратить внимание на детство и приобщение детей к книге и чтению.
В советское время детские
Дети – особая категория населения, наименее экономически, социально и психологически защищенная. Обращаясь к опыту работы детских библиотек за рубежом, необходимо обратить внимание на явную и всестороннюю специализацию обслуживания детей, на приоритет юного пользователя публичной библиотекой.
В России, несмотря на правовые акты (Всемирная конвенция о правах человека, Конвенция о правах ребёнка, Федеральные законы «О защите прав детей России», «О библиотечном деле»), интересы детей отражены в культурной политике государства в незначительной степени и не являются приоритетными в решении вопросов соблюдения прав детей, требующих к себе особого отношения как наиболее незащищенной группы населения.
За рубежом все категории граждан обслуживаются в одной библиотеке, хотя для них и выделяются отдельные секторы, с соответствующим фондом и оборудованием. Но это не означает, что ребенок не может взять взрослую книгу.
В России
по сравнению с зарубежными
Детские библиотеки России, безусловно, могут многое почерпнуть из опыта зарубежных коллег. Но при этом не стоит забывать, что опыт любой страны, наряду с успехами содержит много спорного и не всегда успешного. В публичных библиотеках осуществляется единое абонементное обслуживание детей и взрослых. Совместное существование детской и взрослой библиотеки даёт возможность для обслуживания всей семьи. В тоже время, это преимущество оборачивается иногда недостатком, когда ребёнок превращается в подростка, так называемый возраст tween, между детским и подростковым, ему важна самостоятельность, возможность выбора книг без взрослых. Совместное посещение библиотеки родителей и детей это преимущество для родителей. Также дети в силу своих возрастных особенностей поведения (подвижность, звонкий голос т др.) мешают взрослым пользователям библиотек.
Поражает в деятельности зарубежных библиотек степень их оснащенности, развитие и применение современных технологий, тенденция к увеличению доли медиатек, Интернет - и онлайновой технологии. Модернизация и прогресс библиотек все больше основан на развитии новых форм их кооперации, разделения труда и ответственности. К настоящему времени западный мир дает нам вдохновляющие примеры такой кооперации, как на национальном, так и на транснациональном уровне. Ярчайшими примерами таких подходов являются созданные в разных странах онлайновые компьютерные центры, такие как OCLC, RLIN, WLN в США, ABES во Франции, PICA в Голландии и др. [10].
Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ