Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29

Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59

Заключение.......................................................................................................74

Список литературы.........................................................................................80

Работа содержит 1 файл

Библиотеки в России и за рубужом.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

Если  мы в программе закладываем западную модель: техника чтения плюс понимание текста равно функциональной грамотности, то мы нацеливаем государство лишь на ликвидацию растущей безграмотности молодого поколения. Это важно, но не достаточно. Если мы заложим в нее российскую модель, возвышающуюся над функциональной грамотностью и направленную в сторону воспитания, культуры и развития творческого потенциала личности и нации в целом, то её конечной результат будет совсем другой. Это будет национальная программа, отвечающая российским традициям и нашему менталитету.[71]

Многие  из присутствующих на Международном  семинаре «Чтение в системе социально-культурного развития личности», прошедшем в СПбГУКИ в последние дни июня 2006 г., обратили внимание на разницу в подходе к обсуждаемому предмету у зарубежных и российских специалистов. Докладчики из Швейцарии, Италии, Финляндии и США, говоря о чтении, все, как один, заостряли внимание на проблеме понимания текста и вытекающей отсюда технологии текстовой деятельности школьников и студентов. Именно в понимании текста они видят высшую ступень культуры чтения. Уровень понимания взят ими за показатель результативности анализа текста и соответствующего мониторинга - отслеживания успехов учащихся в приобретении необходимых умений. Что касается российских выступлений, то ключевыми здесь преимущественно были слова «культура», «духовность», «воспитание». На это были нацелены и методические приемы: упражнения, задания, вопросы.

Столь разный подход к чтению определил и разное представление об его роли в социально-культурном развитии личности. Для западных специалистов чтение — это основа для успешного получения образования, залог информационной и функциональной грамотности человека. Применительно к школьникам чтение на Западе всецело поставлено на службу «Учись учиться». Российские же участники семинара, не исключая важности понимания текста, видели в чтении главным образом воспитательную, нравственную, творческую миссию. Разница существенная. Но это не означает, что западная модель несостоятельна. Если отбросить гуманитарную составляющую, то в западной методике можно найти много достоинств и концептуального характера, и частных педагогических находок, к которым стоит приглядеться.

Например, чтение вполне можно рассматривать  как базовый компонент учебной  деятельности, обеспечивающий успех  школьника по всем учебным дисциплинам. Без чтения - нет образования. Этот тезис придает формированию культуры чтения методологическое значение.

Одна  из важных особенностей западных технологий чтения — деятельный характер и ориентация на достижения и успех. Обучая детей чтению, им не дают скучать. Их включают в разнообразные виды интеллектуальной работы, где один вид сменяется другим. В результате дети не устают и получают удовольствие от такого обучения. Система умственного труда учащихся, так называемое «изучающее чтение», разработана детально и целесообразно. Здесь - выписки, тезисы, проблемные вопросы и перекодирование текста в графические схемы, а также презентация собственной работы читателя, ведение дневниковых записей, сжатие и развертывание текста, распознавание его видов и многое, многое другое. Не удивительно, что в результате дети начинают лучше учиться, работать с информацией, усваивать учебный материал.

Также привлекателен  в западной технологии обучения чтению ее интерактивный, диалоговый характер, в котором ребенок — субъект деятельности, а не ее объект. Эта технология предусматривает и реализует обучение речевой деятельности, предтекстовое и послетекстовое обсуждение книг, дискуссии, размышления вслух.

И еще  на один положительный момент западных технологий хотелось бы обратить внимание. Большое значение европейские коллеги  придают рефлексии читателя, то есть его самооценке, его размышлению над тем, чего он достиг в результате той или иной деятельности. В этой связи большую роль играет технология, названная «Портфель», позволяющая включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов.

Не обошлось и без недостатков. На модели в полной мере отразился  свойственный Западу рационализм и  прагматизм. Из читателя готовят двигателя технического прогресса, способного взять на себя ответственность за создание и использование технологий XXI века. На формирование нравственных качеств личности эта модель явно не рассчитана.

Таким образом, отечественными детскими библиотеками в своей деятельности  в основном используются всевозможные индивидуальные и массовые формы работы.  Библиотеки, обслуживающие детей за рубежом используют в своей работе различные программы и проекты национального, государственного, местного уровней. Последнее время между российскими и зарубежными коллегами происходит активный обмен опытом. В России в последнее время начали разрабатываться различные программы, по которым работают детские библиотеки. Реализация идей программы «Чтение», создание её новой модели должно стать перспективным направлением в работе детских библиотек России.

   Цель нашей модели чтения — вырастить не только интеллектуалов западного образца, но гуманного, творческого, интеллигентного человека, гражданина своего отечества. О читательском таланте русских людей есть масса литературы. Из последних изданий о воспитании в ребенке талантливого читателя хочется назвать переиздание книги Л. И. Беленькой «Ребенок и книга» и пособие Э. Гуткиной «Дети и стихи». Западная модель может послужить дополнением к традиционной российской. Она поможет нашим школьникам не ударить в грязь лицом на последующих международных тестированиях качества чтения (PISA).

Западная и российская модель культуры чтения не противоречат, а взаимно  обогащают друг друга. При внимательном изучении той и другой «лоскутное» сознание, о котором говорил митрополит Кирилл, преодолевается. Наша задача — не подменять российскую модель западной, к чему имеется тенденция, а умело совмещать их. Информационные технологии нуждаются в гуманитаризации, но и гуманитаризация должна увязываться с информационными технологиями. Пример западных стран убеждает в том, что политика в области чтения может осуществляться с помощью программ разного уровня: от общегосударственных и региональных до местных. Ведомственная принадлежность и число их участников также могут быть очень широкими и охватывать сферы образования, культуры, книгоиздания; могут быть задействованы и школы, и библиотеки, и издательства, и другие организации. В зависимости от инициаторов и организаторов программы она может опираться на различные социальные институты — школу, библиотеку, семью.

Российские  библиотекари совместно с государственными и общественными структурами должны координировать усилия по созданию национальной программы защиты и реализации, прав ребенка на библиотечное и информационное обслуживание, отвечающее потребностям сегодняшнего дня. Необходима разработка стратегических планов и широкомасштабных программ по их реализации. Сегодня нужно сохранить наработанное и обновить содержание образования. Библиотечное обслуживание детей требует более глубокого знания их психологии, учета социальных тенденций и демографических изменений в обществе. Необходим дифференцированный подход к детям, которые наиболее остро нуждаются в помощи библиотекарей, и умение работать с такими детьми. Как и за рубежом, очень важна для нас поддержка российского библиотечного сообщества в реализации программ детских, юношеских, школьных библиотек.

 

 

 

 

Заключение

 Функциональные модели библиотеки  каждой отдельной страны часто  являются результатом долгого  исторического развития. История  библиотечного дела показывает, что первые библиотеки во всех странах мира были созданы для научных изысканий и в образовательных целях. Затем последовали публичные библиотеки, ориентированные на взрослых. В XIX в. процессы библиотечного развития продолжают интенсивно развиваться и охватывают не только США и страны континентальной Европы, но и северной Европы. В конце XIX века они повлияли на развитие библиотек в ряде стран Азии, прежде всего, в ранее изолированных от остального мира Китае и Японии.

В ХХ веке  детская библиотека за рубежом развивается в качестве подразделения публичной. В некоторых  странах, например в Германии, Франции, Италии, Австрии, бывших социалистических странах открываются отдельные детские библиотеки.

В отличие от зарубежных стран в России, начиная с ХIХ века, формировалась уникальная система самостоятельных детских библиотек, отражающая объективное требование общества обратить внимание на детство и приобщение детей к книге и чтению.

В советское время детские библиотеки продолжали развиваться. Это были идеологические учреждения, однако роль и влияние  детских библиотек на подрастающее поколение не ограничивалось идеологической пропагандой. Детские библиотеки накопили огромный опыт работы с детьми всех возрастов. В начале 90-х г. ХХв. в России происходят существенные политические изменения. В условиях РФ сложилась самостоятельная сеть детских библиотек, что нашу страну отличает от других стран. Правда в последнее время наметилась устойчивая тенденция к закрытию, перепрофилированию и слиянию детских и юношеских библиотек, то есть к изменению статуса и правового положения. (В 1995 г. было 4  детско-юношеские библиотеки, в 2005 – 14). Непродуманное объединение может привести и зачастую приводит к дисбалансу функций, ресурсов, приоритетов и даже к изменению среды обитания в библиотеке разных групп, детей и юношества. [15]

Дети – особая категория населения, наименее экономически, социально и  психологически защищенная. Обращаясь к опыту работы  детских библиотек за рубежом, необходимо обратить внимание на явную и всестороннюю специализацию обслуживания детей, на приоритет юного пользователя публичной библиотекой. 

В России, несмотря на правовые акты (Всемирная  конвенция о правах человека, Конвенция  о правах ребёнка, Федеральные законы «О защите прав детей России», «О библиотечном деле»), интересы детей отражены в культурной политике государства в незначительной степени и не являются приоритетными в решении вопросов соблюдения прав детей, требующих к себе особого отношения как наиболее незащищенной группы населения.

За рубежом все категории  граждан обслуживаются в одной  библиотеке, хотя для них и выделяются отдельные секторы, с соответствующим  фондом и оборудованием. Но это не означает, что ребенок не может взять взрослую книгу.      

В России по сравнению с зарубежными странами  основная масса детских библиотек  ЦБС построена по типовым проектам середины ХХ века с наличием абонемента и читального зала [79]. Их читательскую аудиторию составляли дети до 15 лет, а основой фонда документов служила детская литература.

Детские библиотеки России, безусловно, могут  многое почерпнуть из опыта зарубежных коллег. Но при этом не стоит забывать, что опыт любой страны, наряду с  успехами содержит много спорного и  не всегда успешного. В публичных  библиотеках осуществляется единое абонементное обслуживание детей и  взрослых. Совместное существование  детской и взрослой библиотеки даёт возможность для обслуживания всей семьи. В тоже время, это преимущество оборачивается иногда недостатком, когда ребёнок превращается в подростка, так называемый возраст tween, между детским и подростковым, ему важна самостоятельность, возможность выбора книг без взрослых. Совместное посещение библиотеки родителей и детей это преимущество для родителей. Также дети в силу своих возрастных особенностей поведения (подвижность, звонкий голос т др.) мешают взрослым пользователям библиотек.

Поражает  в деятельности зарубежных библиотек  степень их оснащенности, развитие и применение современных технологий, тенденция к увеличению доли медиатек, Интернет -  и онлайновой технологии. Модернизация и прогресс библиотек все больше основан на развитии новых форм их кооперации, разделения труда и ответственности. К настоящему времени западный мир дает нам вдохновляющие примеры такой кооперации, как на национальном, так и на транснациональном уровне. Ярчайшими примерами таких подходов являются созданные в разных странах онлайновые компьютерные центры, такие как OCLC, RLIN, WLN в США, ABES во Франции, PICA в Голландии и др. [10].

Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ