Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59
Заключение.......................................................................................................74
Список литературы.........................................................................................80
В современных условиях одна из главных задач — подготовка юного поколения к жизни в многонациональном культурном мире, формирование у него уважения прав и достоинства всех людей. Библиотекарь может предоставить даже самым маленьким читателям ресурсы, раскрывающие жизнь людей, принадлежащих к различным культурам, отличающихся этническим и расовым происхождением, организовать общение с различными группами населения общины. Все это способствует развитию у детей способности понимать других людей. Важным является предоставление юным читателям программ и организация просмотров, прославляющих культурное разнообразие. Такой подход к работе с детьми, основанный на системе прогрессивных, пронизанных подлинным гуманизмом представлений о самоценности каждой нации, свидетельствует о внимании и такте по отношению ко всем нациям и народностям, их историческому прошлому, самобытности их культуры.
Известно, что в детские, отроческие, юношеские годы человек нуждается в позитивной самооценке, в развитии способности к критическому мышлению. Библиотекари располагают большими возможностями в решении этих задач. Они внимательно относятся к юным, уважают их достоинство, предоставляют доступ ко всему фонду, обсуждают с учащимися книги и другие материалы, обеспечивают возможность тренировки читательских и коммуникативных навыков. Следовательно, разносторонность чтения и использования всех ресурсов — одна из закономерностей системы руководства чтением в Америке, предопределяющаяся ориентацией этой работы на личность. Библиотеки располагают специфическими возможностями пробуждения, раскрытия и последовательного развития способностей, творческих потенций растущего человека, его самореализации в век информации.
Здесь же следует обратить внимание на цели и задачи зарубежных школьных библиотек и на квалификационные требования, которые предъявляются к этим специалистам, что очень важно для модернизации подготовки этих кадров в учебных заведениях.
Организация объединенных наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Служба информации школьных библиотек в специальном заявлении провозгласили, что «информационные службы школьных библиотек играют ключевую роль в эффективном образовании всех детей и подростков и что образование является жизненно важным фактором в деле укрепления мира и взаимопонимания между народами и государствами». Функционирование этих служб необходимо как в плане воплощения школьной образовательной программы, так и в качестве неотъемлемой составной части общей библиотечной сети. В этом документе определены следующие задачи службы информации школьных библиотек:
— осуществлять постоянную помощь в реализации педагогической и учебной программы и быть стимулом к переменам в сфере образования;
— гарантировать максимальный доступ к возможно более широкому полю информационных источников и услуг и обеспечивать учащихся базовыми навыками в области поиска и потребления информации;
— сформировать у юного поколения навыки пользования библиотеками в целях культурного досуга, поиска информации и непрерывного образования.
Важно обратить внимание и на такой документ, как «Положение о школьных библиотеках». Его текст был обсужден и одобрен на собрании членов Международной ассоциации школьных библиотек (ИАСЛ) в Аделаиде (Австралия) в 1993 г. В Положении сказано: «Институт школьной библиотеки — важнейший в деле реализации образовательных целей и задач школы». Эти задачи осуществляются посредством разработки программы приобретений, организации информационных технологий и распространения материалов, призванных расширить учебную среду всех учащихся. Школьная библиотека призвана раскрывать широкий диапазон информационных источников, печатных и иных, включая электронные средства информации, и обеспечивать учащимся, доступ к базам данных, что расширит круг их представлений о культурном наследии своей страны, послужит основой для осознания разнообразия существующих в мире культур [19, 40].
В «Положении о школьных библиотеках» раскрываются функции школьной библиотеки: информационная, образовательная, культурная и функция содержательного досуга. Задачи библиотек определяются в соответствии с этими функциями. Так, выполнять информационную функцию — значит обеспечивать достоверной информацией, гарантировать быстрый доступ и передачу информации. Задачи образовательной функции — содействие непрерывному, длящемуся всю жизнь образованию посредством обеспечения ресурсов и условий, необходимых для усвоения знаний; оказание помощи в нахождении, выборе и использовании информационных материалов, а также в формировании навыков пользования информационными источниками. Реализация культурной функции предполагает обогащение эстетического опыта учащихся, развитие у них навыков восприятия искусства, стимулирование способностей к творчеству и развитие гармоничных человеческих отношений. Функция содержательного досуга призвана обеспечивать и стимулировать духовно богатую жизнь, содействовать содержательному проведению свободного времени посредством предоставления информации о видах культурного досуга, материалов и программ, обладающих развлекательными свойствами.
В России в 60-70-е гг.XXв. создается существующая ныне система детских библиотек. Их деятельность стала более распространенной, обогатилась работа с читателями разного возраста. После перестройки, распада Советского Союза идеологическая составляющая работы библиотек отпала, оставив место гуманистически нравственному воспитанию человека. Три основные функции библиотек определены Законом РФ «О библиотечном деле» — информационная, культурная и образовательная.
Сегодня в стране существует уникальная система детских библиотек, состоящая из 4,5 тысяч библиотек, практически во всех регионах России. Их работа обращена непосредственно к личности ребенка. В 2000 году в детских библиотеках России было зарегистрировано около 10 млн. читателей в возрасте от 2,5 до 14 лет, которые посетили их более 100 млн. раз. Эти библиотеки являются колоссальным резервом общества в области обеспечения права ребенка на информацию, и, несмотря на тяжелейшие социальные проблемы, все еще обладают богатейшим книжным фондом по всем областям знаний, художественной литературой, совокупный фонд детских библиотек России составил около 130 млн. единиц хранения; библиотечными кадрами, которые умеют квалифицированно работать с детьми, собирать и отбирать для ребенка лучшую информацию, классифицировать ее и делать доступной; комфортной средой для формирования и удовлетворения информационных и общекультурных потребностей в общении и содержательном досуге. [65]. РГДБ является методическим центром по отношению к системе детских библиотек в России и непосредственно контактирует с детскими библиотеками в субъектах РФ, т.е. с республиканскими, краевыми, областными детскими библиотеками, которые, в свою очередь, выполняют названные функции по отношению к детским библиотекам всего региона.
Детская библиотека в российском обществе переживает этап, связанный с ее самоопределением в социуме с жесткими экономическими законами, в культуре, являющей напряженный диалог эпох, этических и эстетических систем, как мировых, так и национальных, и, наконец, в сфере частной жизни ребенка и взрослого, стоящего рядом с ним. Один из наиболее существенных результатов самоопределения — восприятие детской библиотеки обществом как явления непременного в жизни и развитии ребенка, как уникального института поддержки детской жизни.
Детская библиотека осталась единственным
бесплатным учреждением культуры, самообразования,
центром досуга и неформального
общения для подрастающего
Для детей необходимо, чтобы информационное пространство было близко их восприятию и поддерживало интерес к книге. Это пространство, созданное на электронных носителях, есть модель фонда, сконструированная в соответствии с приоритетами личностного развития ребенка, способная удовлетворять его потребности в национальной, мировой истории и культуре.
Исследования показывают, что 50% интеллектуального развития ребенка происходит в возрасте от 0 до 4 лет; дети, приобщенные к чтению до школы, лучше учатся. Читатель - ребенок имеет ярко выраженную специфику ускоренного роста. В отличие от взрослых он не может «отложить» чтение конкретных книг, т.к. его интересы имеют естественную способность быстро переключаться с одних предметов на другие. Поэтому, если дети вовремя не прочитают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще не читают. Известно, что более 30% взрослого населения России не читают вообще. Формируется поколение не читающих родителей, возникает проблема передачи детям духовной культуры, в частности, книжной [73]. Услугами детской библиотеки пользуется более 10 млн. юных граждан, около 40% подростков и детей. Число их год от года растет. При этом читатели заметно «молодеют»: в библиотеку все чаще и чаще обращаются трех - четырехлетние малыши. Детские библиотеки предоставляют своим пользователям около 134 млн. книг, журналов, аудио- и видеоматериалов. 4,5 тыс. детских библиотек по всей стране работают с детьми, во многом восполняя те лакуны в культурном развитии ребенка, которые образовались в последнее время, становясь центрами удовлетворения не только информационных потребностей, связанных с общением, самообразованием и самовоспитанием личности. Причем функция общения на основе читательских или иных интересов становится для современных детей и подростков одной из основных, ибо именно в библиотеке они находят «теплый дом», неформальное отношение с взрослым человеком- библиотекарем.
Задача воспитания людей с активной жизненной позицией, позитивными гражданскими ценностями – это не теоретический, а насущный практический вопрос. Поэтому основные направления деятельности отечественных детских библиотек в этом вопросе – воспитание у детей высоких духовно-нравственных качеств, патриотизма, правовой культуры, пропаганда здорового образа жизни, воспитание экологической культуры.
Только в 1999г. Министерство образования Российской Федерации вернуло в школьный обиход понятие воспитания патриотизма. Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания детских библиотек, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось. Патриотизм – это любовь к Родине, отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Библиотеки накопили большой опыт в использовании самых разных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей к чтению литературы, способствующей формированию патриотизма. Однако надо отметить, что в России в последнее время очень мало качественной детской литературы, особенно научно-познавательной. Очень важно выявление ядра лучшей детской литературы, направленной на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [14].
Таким образом, в ХХIв. дети во всем мире обслуживаются специализированными детскими библиотеками и детскими отделами при публичных библиотеках и школьными библиотеками. Самостоятельные детские библиотеки есть в России, Франции, Германии, Италии Австрии и бывших социалистических странах. Главная цель библиотек работающих с детьми – удовлетворение потребностей детей и руководителей детского чтения в информации, по всем отраслям знаний, организация досуга, оказание помощи в формировании и развитии личности, в трансляции знаний и информации для принятия верных решений в различные периоды взросления, т.е. на социализацию детей, подростков, юношества.
Библиотеки располагают большими возможностями развития способностей у подрастающего поколения к непрерывному самообразованию. Они помогают поддерживать у детей и юношества стремление к развитию и удовлетворению своих индивидуальных потребностей и интересов. Помогают им находить ответы на самые разнообразные вопросы, стимулируя чувство удовольствия от процесса поиска и познания, создают юным читателям комфортные условия для встреч с друзьями, демонстрируют библиотеку как лабораторию, где приобретаются умения учиться, обеспечиваются практические возможности для самоопределения человека. Важно и то, что библиотеки способствуют включению семьи в обучение детей, ведут работу с родителями. Они поддерживают организации, связанные с обслуживанием детей, в их деятельности по формированию у учащихся устойчивых навыков самостоятельной работы, а также принимают участие в совместной организации процесса самообразования детей.
Несмотря на различия в формах обслуживания детей в публичных и специализированных детских библиотеках, цели их сходны: обеспечить доступ к знаниям и культуре общества, в котором он растет, подготовить детей к восприятию непрерывно меняющейся информации. Опыт всего мира показывает, что потребность в фундаментальных знаниях, достоверно и оперативно получаемой информации может быть удовлетворена только через библиотеки. Библиотека – самый востребованный, на сегодня тип культурных организаций.
Сегодня важнейшие задачи зарубежных детских библиотек все чаще формулируются как обеспечение свободного доступа и неограниченного к знаниям и информации, а библиотекаря нередко называют навигатором в океане информации, удваивающейся каждые пять лет. Современная ситуация в мире, как отмечают ученые, политики, характеризуется системным кризисом цивилизации, что влечет за собой множество опасностей и угроз человечеству: терроризм, экологические проблемы, техногенные катастрофы, фактор агрессивности, особенно в детской и подростковой среде, пренебрежение базовыми общечеловеческими ценностями, снижение роли культуры в жизни детей и подростков.
Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ