Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59
Заключение.......................................................................................................74
Список литературы.........................................................................................80
В этот период
были образованы многие детские библиотеки.
Алтайская краевая детская
Архангельская областная детская библиотека им. А. Гайдара образована в
1918 году как детский отдел при губернской публичной библиотеки. В 1938 году она реорганизована в детскую библиотеку Октябрьского района. В 1949 году преобразована в городскую детскую библиотеку, а с 1 апреля 1955 года - в ОДБ [9].
Челябинская областная детская библиотека имени В.В. Маяковского. Она основана в 1919 году на базе фондов детской дореволюционной библиотеки, закрытой в период революции. В 1922 году библиотеку передали пионерскому клубу. В 1933 году преобразовали в Центральную городскую детскую библиотеку, методический центр по руководству детскими и школьными библиотеками. В 1954 году библиотеке присвоено имя В.В. Маяковского. В 1954 году получила статус областной детской библиотеки [9].
Ярославская областная детская библиотека имени И.А. Крылова основана в октябре 1918 года по инициативе Ярославского общества потребителей, выделившего деньги на комплектование. Библиотека является первой самостоятельной детской библиотекой в городе. В 1919 году во время белогвардейского мятежа библиотека сгорела, но была в том же году восстановлена как отделение областной библиотеки. Как самостоятельная детская библиотека восстановлена в 1936 году. С 1950 года является центральной детской библиотекой, а с 1954 года - областной детской библиотекой [9].
Центральная городская детская библиотека образована в 1921 году в Санкт-Петербурге на базе национализированных фондов частных библиотек. В 1937 году библиотеке присвоено имя А.С. Пушкина. С 1954 года Центральная городская детская библиотека имени А.С. Пушкина становится методическим центром для детских и школьных библиотек Санкт-Петербурга [9].
Саратовская
областная государственная
Также в 1922 году открыта детская библиотека в Нижнем Новгороде (ЦДБ им. М Горького), в Иркутске — в 1923году (ЦДБ им. А.С.Пушкина), в Уфе открыта детская библиотека в 1928 году, в Хабаровске — в 1928 году (ЦГДБ им. А.Гайдара) и другие.
6 июня 1922 года была открыта Смоленская публичная библиотека. В ней были организованы следующие отделы: читальный зал и абонемент для взрослых, читальный зал и абонемент для детей. Читателей в возрасте до 13 лет было 1382 человека [34].
С разделением Наркомпроса РФ на Министерства образования и культуры резко изменилась ситуация с комплектованием и финансированием школьных библиотек. Получаемые ими от Министерства образования средства не могли в полной мере обеспечить учащихся даже необходимой для учебного процесса литературой. Детские же библиотеки, имея более прочную материальную базу, более квалифицированный персонал и необходимые средства, помимо своих основных функций, стали выполнять частично и функции школьных библиотек, обеспечивая запросы школьников по программам обучения. Тенденция эта продолжает нарастать и в наши дни.
Начиная с 30-х годов ХХв., в связи с развитием сети детских библиотек, появляется необходимость создания крупных библиотек — методических центров по оказанию помощи детским библиотекам и библиотекам, обслуживающих детей, в том числе и школьным. Стали создаваться республиканские, краевые, областные детские библиотеки, аккумулирующие наиболее полные собрания детской литературы, имеющие специально подготовленный штат сотрудников с высшим и средним специальным, педагогическим образованием. В Институтах культуры открываются отделения по подготовке специалистов для работы в детских библиотеках. К 50-60 - м годам во всех республиках, краях, областях России были созданы крупнейшие детские библиотеки - методические центры, накопившие большой опыт по методическому и научному обеспечению библиотечного обслуживания детей.
Великая Отечественная война нанесла серьёзный урон развитию библиотечной сети. Немецко-фашистские захватчики полностью уничтожили 43 тыс. общедоступных библиотек, расхитили свыше 100 млн. книг. Были уничтожены около 83 тыс. школьных библиотек [1;3]. Восстановление сети библиотек началось еще в ходе Великой Отечественной войны. По мере освобождения оккупированных регионов в них восстанавливалась нормальная жизнь. Восстанавливались и детские библиотеки.
По инициативе МК РСФСР в 1966г. был организован эксперимент по централизации сети государственных общедоступных библиотек. К 1974 г. в СССР уже было создано более 400 ЦБС, объединявших несколько тысяч обще - доступных библиотек более чем в 140 городах и сельских районах восьми союзных республик. В результате централизации детские библиотеки союзных республик, областные, краевые, республиканские (АССР) детские библиотеки стали крупными учреждениями, являющимися научно-методическими и координационными центрами для всех библиотек региона, независимо от их ведомственной принадлежности, по вопросам библиотечной работы с детьми. Образовались два типа ЦБС, в которых осуществляется обслуживание детей.
Детским
библиотекам, так же как и всему
библиотечному делу в СССР, были
присущи
Нельзя
сказать, что существование
Начало 90-х гг. XXв. в России ознаменовалось демократической революцией, положившей конец диктату коммунистической партии в области развития культуры, просвещения и библиотечного дела. В условиях РФ сложилась самостоятельная сеть детских библиотек, что отличает нашу страну от других стран. Но при этом именно эта сеть нуждается сегодня в особом внимании в силу той важной социальной роли, которую выполняют эти библиотеки [10]. Детские библиотеки составляют 9% от общего количества библиотек Министерства культуры РФ. Специализированными детскими библиотеками пользуются 54,8% всех читающих детей и подростков. Каждый третий читатель городских библиотек - ребенок, а на селе свыше 40% читателей - дети. 4595 детских библиотек организованы в эффективно действующую систему.[34]
Несмотря на общую, в целом благоприятную картину, при сравнении с деятельностью зарубежных библиотек можно легко найти негативные моменты. Стандарт ИФЛА по книгообеспеченности — 2-3 тома на одного жителя. В России в расчете на публичные библиотеки всех ведомств — 7,3 (на селе —9,5); то есть получается, что необходимый населению объем библиотечных фондов в 2,5 раза завышен. Стандарт ИФЛА по обращаемости фонда принят равным 5, то есть в среднем каждая книга из фонда ежегодно должна пройти через руки пяти читателей. В России обращаемость фондов в среднем 1,3 (от 0,7 в Эвенкии до 2,0 в Дагестане), причем в городе обращаемость —1,4, на селе — 1,2. В Германии этот показатель —2,5. Все это свидетельствует о громадных фондах, которые нерационально скомплектованы, где огромный процент литературы практически не используется, лежит мертвым грузом, но требует средств на хранение [10].
Имеются различия по отношении государства к развитию библиотечной отрасли в России и зарубежных странах. При этом в мировой практике различают четыре модели участия демократического государства в регулировании сферы культуры в целом с различиями правового, экономического и организационного характера [10]. Американская модель заключается в том, что роль государственной власти в сфере культуры чрезвычайно слаба. Притом, что подавляющее большинство общедоступных библиотек в США финансируется в основном за счет средств бюджетов разных уровней, существует целый ряд выдающихся библиотек, которые целиком находятся на общественном попечении и фактически являются частными. Государственная библиотечная политика в США практически отсутствует, ее формируют многочисленные профессиональные ассоциации [62;64]. Германская модель связана с максимально возможной децентрализацией. В Германии нет такой мощной практики и традиций частного спонсорства, как в США; финансирование учреждений культуры осуществляется в основном за счет бюджетов, — но не федерального, а региональных и местных. Британская модель с разной степенью эффективности применяется кроме Великобритании ещё и в Скандинавских странах. Государство — Патрон, опасаясь допустить активное вмешательство чиновников исполнительной власти в культуру, передает право распределять государственные субсидии буферным, неправительственным, квази-автономным органам типа «советов по делам искусств», определяя только общую сумму ассигнований. Четвертая модель культурной политики предполагает существование на общегосударственном уровне сильной администрации (как правило, Министерства культуры). Такая модель применяется в Испании, Нидерландах, Дании, а также во Франции, и применима к России. Однако и здесь имеются различия в нюансах: в Министерстве культуры России штаты библиотечного подразделения все 1990-е годы оставались на уровне 10-12 человек, а во Франции аналогичные функции выполняют около 160 человек: 100 — в Министерстве культуры и 60 — в Министерстве науки и высшего образования [10].
Таким образом, библиотеки для детей в каждой стране мира развивались различными путями при безусловном сохранении и развитии черт национальной специфики, прогрессивных национальных традиций. Развитие самостоятельных детских библиотек изначально не рассматривалось. Однако массовый детский читатель заполнил имеющиеся библиотеки. Самостоятельные детские библиотеки России начали возникать задолго до 1917 года, отражая объективное требование общества, обратившего внимание на необходимость более углубленной просветительской деятельности по отношению к детям. Если в России в ХIХ в. роль библиотеки, обслуживающей детское население приобретают отделы при публичных и других библиотеках и самостоятельные детские библиотеки, то дети в большинстве зарубежных стран имеют доступ к двум типам библиотек: к тем, которые имеются в школах, и к детским отделениям публичных библиотек. Именно при публичных библиотеках открывались детские библиотеки в качестве подразделения публичной. В Европе наиболее четкое понимание значимости общедоступных библиотек было характерно для самого развитого в экономическом отношении того времени государства — Великобритании. Американская публичная библиотека изначально была тесно связана со школой, ибо, обслуживая своих читателей, она продолжала ту работу, которая велась в стенах школ. При этом публичная библиотека рассматривалась как принципиально новый и чрезвычайно важный общественный институт, связанный с непрерывным образованием и развитием личности. Формировавшаяся в Германии концепция «народная библиотека» изначально была тесно связана с идеями народной педагогики. Ощутимо было влияние на библиотеки Европы американского библиотечного дела, особенно в Норвегии и Финляндии. Значительного достижения в организации библиотечного дела добилась Дания. Библиотечные системы в странах Юго-восточной Азии - Индии, Китая, Японии активно стали развиваться во второй половине XIX века. Ими была заимствована концепция европейской библиотеки, играющая значительную роль в системе образования. Специализированные детские библиотеки в XIXв. за рубежом не открывались, детскими отделами при публичных библиотеках. Детские библиотеки в некоторых странах мира открылись позднее в XXв.
В ХХ в. после революции в России развиваются самостоятельные детские библиотеки. К концу XX века в России существует 4,5 тысячи специализированных детских библиотек, организованных эффективно действующую систему. Возглавляет систему РГДБ[67]. Процесс вхождения подрастающего поколения в социальную среду невозможен без института библиотеки: приоритеты в России отдаются детской библиотеке, в зарубежных странах — школьной.
В бывших социалистических странах широко развита сеть самостоятельных детских библиотек. Когда в стране существуют публичные, школьные, детские библиотеки, то, как правило, они обычно дополняют друг друга, координируя свою деятельность [61; 69].
1.2.Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира
В Конвенции прав ребенка, принятой ООН 20 ноября 1989 г. зафиксированы права детей на информацию. «Ребенок имеет право на доступ к информации и материалам из различных национальных и интернациональных источников, в первую очередь это касается по улучшению его социального, духовного и морального благополучия, физического и духовного здоровья». Библиотеки должны заботится о включении таких материалов в свои коллекции, об их пропаганде. Рассмотрение информации и материалов, содержащих полезные для ребенка сведения социального и культурного характера, также должно являться целью и неотъемлемой частью образования, включая наиболее полное развитие личности характера, его талантов, умственных и физических способностей; воспитания уважения к правам человека, другим культурам, окружающей среде. В этом процессе библиотекам принадлежит особая роль, ведь они располагают большим спектром информационных источников.[49]
Современная библиотечная политика по отношению к детям должна базироваться на совокупности ряда этических принципов. В нормативной сфере это строгое соблюдение прав ребенка, действующих законов. В сфере социокультурной жизни – стимулирование чтения детей, формирование информационной культуры, социальная адаптация детей с учетом их половозрастных, психологических и индивидуальных особенностей; акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу со школой, семьей, неформальными группами, общественными и иными учреждениями. В сфере гражданских прав – равные возможности детей по отношению к взрослым в получении информации на всех видах носителей и в то же время на специализированное обслуживание, учитывающее их возможности как растущих и развивающихся личностей; равные возможности детских библиотек на внедрение современных компьютерных технологий; взвешенное сочетание принципов интеграции детских библиотек в библиотечное пространство, сохранение специфической деятельности.[49]
Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ