Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59
Заключение.......................................................................................................74
Список литературы.........................................................................................80
Библиотека – одна из
наиболее устойчивых структур, к родовым
функциям которой относятся
Специализированные детские библиотеки в России позиционируют себя как одно из культурно-просветительных учреждений, способных реально помогать детям и подросткам в решении их проблем. В связи с этим, перед библиотеками, работающими с детьми, встают две задачи. Первая – убедительно представить детям, родителям, педагогам те возможности, которыми обладают книги и чтение, не только, как источник образования, но и как важное средство, помогающее жить и выживать детям в противоречивом и не безопасном мире. Вторая задача – раскрыть обществу и властным структурам роль детских библиотек как социальных институтов, содействующих обеспечению национальной безопасности специфическими формами и методами работы.
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и
за рубежом на современном этапе.
2.1. Формы работы отечественных и зарубежных библиотек:
сравнительный анализ.
В отечественном
В индивидуальном обслуживании основными формами работы с читателями являются беседы: при записи читателя в библиотеку, беседа о рекомендуемой книге, беседа о прочитанной книге.
Большим разнообразием форм и методов отличается массовая работа библиотеки. Наглядные формы работы это всевозможные виды выставок. Печатные - это плакаты. Особой популярностью у детей пользуются устные формы работы: утренники, литературные вечера, устные журналы, диспуты, читательские конференции, клубы по интересам, театры слова, театры книги и др. Мы будем изучать массовую работу. Организация массового обслуживания читателей в соответствии с поставленными задачами способствует удовлетворению потребностей детей и руководителей детского чтения в информации, организации досуга, оказание помощи в формировании развитии личности в различные периоды взросления.
В мире накоплен богатый опыт библиотечной работы с детьми, подростками, юношеством. Однако его изучение — непростая задача. Попытаемся его изучить с помощью сравнительного анализа деятельности отечественных и зарубежных библиотек, работающих с детьми.
Сравнительный анализ – это метод
исследования, позволяющий с помощью
сравнения найти общее и
Роль чтения в обществе резко начала изменяться в конце XX в., что связано со многими факторами, первым среди которых является становление информационного общества, распространения компьютерных технологий и, как следствие, расширение
понятий академической, функциональной, правовой, информационной, экономической грамотности. В связи с этим в XX в. появляются библиотеки, которые развиваются в рамках концепции медиатеки, как наиболее перспективной их модели.
Детские библиотеки могут оказывать огромное влияние на жизнь растущего человека. Они предлагают постоянные, дополнительные и развивающие программы для детей и юношества от младенчества до 18 лет. Библиотеки, обслуживающие детей способствуют переходу ребенка от возрастного периода младенчества к периоду формального обучения, предоставляют ресурсы для личной информации и рекреации и обслуживание, а также помогают переходу от структурированного обучения к самостоятельному непрерывному образованию. Когда детская библиотека хорошо обеспечена, она может предоставлять читателю полноценную информацию и ресурсы.
В России детские библиотеки столкнулись со сложностью исторического момента – от выполнения идеологического заказа государства. Детским библиотекам практически полностью необходимо переориентироваться на читателя. В России еще не сложились традиции работать по предварительно созданной концепции, не существует канонов её написания, а имеющийся в этой области опыт не получил широкого распространения. Адаптироваться в постоянно меняющемся мире – проблема не только российских библиотекарей. Однако, западная и российские ситуации далеко не идентичны. Основополагающие модели общедоступной библиотеки, в том числе и детской давно устоялись в профессиональном сознании западных библиотекарей. Приспособление к меняющимся условиям происходит не за счет их отрицания или коренного пересмотра. Западные библиотекари постоянно ищу способы их совершенствования, наблюдая за ходом общественного развития и преломляя его изменение применительно к профессиональной специфике. Иная ситуация имеет место в нашей стране. В условиях развивающейся демократии нами создается принципиально новая модель детской библиотеки, системы обслуживания детей, форм и методов работы. Библиотека адаптируется к внешнему окружению, определяя приоритеты развития и деятельности. Сегодня общественность развитых стран чрезвычайно остро ощущает проблемы новых поколений и стремится больше уделять внимания детству, поре, когда закладываются нравственные, гуманистические, созидательные основы человеческого бытия. Именно поэтому представляются профессионально чрезвычайно интересными поиски российскими и зарубежными библиотекарями путей приобщения детей к книге, чтению, библиотеке. Традиционно пользователями детской библиотеки являются дети, подростки, взрослые — это учителя, родители, воспитатели детских садов, а также руководители детского чтения. Возрастной диапазон юной аудитории зависит от традиций, психологической и педагогической классификации, принятой в той или иной стране. В некоторых из них обслуживание считается очень важным начинать с раннего детского возраста – с младенчества (особенно в США). В библиотеках других стран возрастной диапазон может быть 4-14 лет, 6-14 лет, или, например, в Польше и Германии 4-18 лет.
В США права детей на библиотечное обслуживание были определены как приоритетные более ста лет назад. Этому направлению и в ХХ в. придается большое значение. В 1997 г. в центре внимания специалистов всей страны оказался основной документ конференции Американской библиотечной ассоциации (ALA) — «Дети не могут ждать…, библиотеки защищают их права сегодня» [27; 77]. Но в последние годы с возникновением новых теорий социально - психологического развития детей в развитых странах в США появились библиотеки, хотя их и немного, которые обслуживают детей до 12 лет. Одна из причин снижения возрастного ценза – рост спроса на программы, рассчитанные на детей дошкольного возраста и их родителей. Дети, посещающие публичные библиотеки, разделяются на три группы: к первой относятся дети, которые приходят в библиотеку систематически и добровольно, ко второй – дети, посещающие библиотеку группами из школ, центров дневного воспитания, к третьей – дети, появляющиеся в библиотеке время от времени. В публичных библиотеках имеются пять традиционных «детских служб»: «часы рассказов» для дошкольников, «часы сказок» для школьников, справочная и консультативная работа, клубы летнего чтения и служба формирования соответствующего книжного фонда для обеспечения их функционирования. В детских программах библиотек уже давно появились слайды, 16-мм фильмы, игрушки и видеоигры. В последнее время библиотеки стали уделять особое внимание национальным меньшинствам, детям из бедных иммигрантских семей, дошкольникам и особенно детям, которые остаются одни дома. В библиотеках имеются программы, предусматривающие использование кукол и стихов, которые предназначены для малышей от 3 до 9 месяцев. Меняют свое «лицо» и библиотечные собрания, предназначенные самым маленьким. Появляются материалы для малышей до года и их родителей. Это обусловлено тем, объясняют американские библиотекари, что спрос на них постоянно растет. Кроме библиотеки нет другого учреждения, которое обслуживало бы дошкольников и их родителей, стремящихся развернуть горизонты детского мира, а дошкольники относятся к числу самых радостных и благодарных читателей библиотеки. Проблема формирования фонда для юного поколения постоянно находится в поле зрения специалистов. Библиотекари США считают существующую идеологию формирования фондов для детей несколько консервативной: конечно, существуют классические книги, но дети имеют право читать то, что им хочется. Однако публичные библиотеки не могут игнорировать литературу, изучаемую в школе. Несмотря на усилия школьных библиотекарей и высокий уровень многих центров школьных материалов, публичные библиотеки удовлетворяют многие потребности учащихся. В США число читателей-детей составляет половину от общего числа читающих [7; 13; 77].
Дифференцированный подход к детям — один из основных принципов работы с юными читателями в Германии. Так, детям 4-6 лет обычно предлагают чтение вслух сказок и историй, проигрывание грампластинок. Подобные массовые и групповые мероприятия проводятся также социальными педагогами или вспомогательным персоналом, в том числе и родителями. Для возрастной группы 6-9-летних присутствие педагогов все еще важно и при игре, и при выполнении домашних заданий. Для 13-летних подростков должна присутствовать серьезная отраслевая литература, музыка. Немецкие ученые – библиотековеды большую роль отводят оформлению детской библиотеки, выдвигая определенные требования к интерьеру, выбору цвета и материалов, способу освещения и т.п. Немецкая публичная библиотека Германии представляет собой библиотеку открытого доступа. Наиболее важными аспектами в обслуживании детей немецкие библиотекари считают следующие: для специфического обслуживания детей необходимо другое количество помещений, чем в библиотеке для взрослых; следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; публичная библиотека должна знать содержание учебного процесса школы [11,;24; 76; 80].
Дети и подростки – желанные и привилегированные читатели французских библиотек. Во Франции в течение ряда лет проводится национальная политика в области чтения, большую роль в которой играют библиотеки. Новаторский подход к решению этой проблемы заключается в освоении «новых территорий», т.е. в выходе «за стены библиотеки»: в поликлиники, на станции метро, в рабочие кварталы и т.п. Особое внимание уделяется работе с семьей, в том числе с семьями, неблагополучными в культурном отношении. С 1989 г. ежегодно проводится «Праздник чтения» для всех французов. В рамках этого национального праздника осуществляются различные мероприятия. Так, в 1991 г. «Поезд сказок» для детей в течение месяца путешествовал по стране. Французские специалисты уделяют значительное внимание модели стимулирования чтения. Наибольшее распространение получила модель, основанная на развитии чувства любви к чтению, стремлении активизировать творчество детей и подростков. Так, парижская детская библиотека «Веселый час», существующая с 1924 г., постоянно проводит поэтические конкурсы, в которых принимают участие читатели разных возрастных групп – как сочиняющих стихи, так и декламаторы. Интересна также деятельность ведущей экспериментальной библиотеки для детей, названной «Радость, которую доставляют книги», здание которой отражает новый взгляд на архитектуру (круглая по форме). Придание чтению детей и подростков должной направленности, разумной целесообразности, оказание помощи в выборе литературных произведений и их восприятии, — об этом заботятся библиотекари Франции [12;54; 55; 56].
Для датских специалистов
Библиотеки Норвегии располагают уникальным опытом работы с подрастающим поколением. Здесь используются все возможности для развития личности ребенка, приобщения его к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия творческих способностей растущего человека. Информационная среда современных библиотек Норвегии открывает ребенку все более широкое поле для разных видов деятельности. Важным условием решения проблем читательской деятельности в библиотеке является организация взаимодействия библиотекарей и юных читателей на основе сотрудничества и сотворчества. В Норвегии широкое распространение получило передвижное библиотечное обслуживание. В стране действуют муниципальные и окружные библиобусы. Еще одна форма передвижного библиотечного обслуживания – «книжное судно», которое посещает прибрежные районы трех округов западной Норвегии. Помимо выдачи книг по абонементу непосредственно на борту судна, практикуется передача фонда посреднику.
Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ