Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29

Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59

Заключение.......................................................................................................74

Список литературы.........................................................................................80

Работа содержит 1 файл

Библиотеки в России и за рубужом.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

      Цели, задачи, основные направления, приоритеты государственной библиотечной политики, осуществляемые правительствами стран, определяются глобальными факторами, оказывающими принципиальное влияние на библиотечное дело как на социальную систему. Опыт всего мира показывает, что потребность в фундаментальных знаниях, достоверно и оперативно получаемой информации может быть удовлетворена только через библиотеки. Библиотеки – самый демократичный самый востребованный на сегодня тип культурных организаций.

Составители  «Руководства по библиотечному обслуживанию детей»

(1994 г.) Леена Теинила (Финляндия) и  Анне Писард (Франция) сделали  попытку определить общие цели  библиотечных служб для детей,  отвечающие международным требованиям. Одна из основных целей — приобщение детей к культуре, представленной в формах текста, изображения или звука. Деятельность детской библиотеки отражает образовательные и культурные цели общества, которое она обслуживает. Функциональные модели библиотеки каждой отдельной страны часто являются результатом долгого исторического развития. Поэтому трудно сформулировать единые цели для всех стран, применимые к различным условиям. Однако все же имеются и некоторые общие цели.[40]

Цели библиотек определяются, прежде всего, положением самих детей в уже прошлом (ХХ) столетии, которое называли «веком ребенка». Международная декларация прав ребенка 1979 года включает десять требований, связанных с его безопасностью и гармоничным развитием.[49] В декларации, однако, не говорится о праве ребенка на культуру, хотя и упоминается его право на общее образование и проведение досуга. Одна из основных целей детской библиотеки — приобщить ребенка к культуре, представленной в форме печатного текста, изображения или звука. Дети подвергаются воздействию общей культуры с очень раннего возраста. Мы должны способствовать созданию собственно детской культуры, стремиться стимулировать спонтанные действия детей, а также вводить их в мировую культуру. Для многогранных представлений о ней ныне имеется больше возможностей, чем раньше.

В развивающихся странах социальное и культурное положение детей ограничивается удовлетворением их основных потребностей. Культурные среды, в которых существуют дети в наиболее развитых странах мира, могут быть аналогичны, друг другу, если культура в них рассматривается как некая активно-пассивная данность. Это значит, что культура развивается активно или пассивно, независимо от количества вложенных в нее средств. Основанную на этих наблюдениях базисную цель детских библиотек можно сформулировать следующим образом: детская библиотека должна создать для ребенка таких культурно-образовательные стимулы и условия, которые помогут ему стать правдивым и активным взрослым. Библиотека должна предоставить ребенку возможность овладеть для его блага культурным наследием человечества, представленным в виде печатного текста, изображения или звука. Более того, библиотека должна стимулировать стремление ребенка к собственному творчеству. Библиотека должна предложить ребенку все необходимые материалы для его развития как активной и творческой личности. Задача детской библиотеки состоит также в том, чтобы сохранить свои материалы для будущих поколений и, таким образом, внести свой вклад в совокупную память человечества.

Детская библиотека работает также  с родителями, потому что они существенно  влияют на зарождение культурных запросов ребенка и формирование его досугового поведения. Предпосылка эффективного библиотечного обслуживания детей — наличие у него соответствующего социального статуса и признание его частью общей библиотечной системы страны.

           Библиотеки, которые комплектуются соответствующими материалами всех типов, должны быть без всяких ограничений доступны всем молодым людям.

Помещение для библиотечного обслуживания должно быть удобным, а сама обстановка побуждать к чтению. Библиотека должна располагать к чтению, содействовать и другим полезным занятиям, помогать ребенку, развивать его индивидуальность. Компетентные работники библиотеки должны обслуживать и детей, и их семьи. Персонал должен отбирать и комплектовать материалы, отвечающие самым высоким стандартам и растущим человеческим потребностям. Библиотеки должны сотрудничать со школой, консультируя педагогов и участвуя в реализации уже существующих образовательных программ.

      При этом отмечается, что следует пробуждать у детей желание создавать и собственную культуру. В развивающихся странах социальное и культурное обслуживание детей ограничивается удовлетворением их основных жизненных потребностей. Такое же положение может быть и в развитых странах, если там культура рассматривается как некая активно-пассивная данность. Основываясь на этих наблюдениях, Л. Теинила и А. Писард так сформулировали базисную цель детских библиотек: «Следует создавать для ребенка такие культурные и образовательные стимулы, которые помогут ему, вырасти свободным и активным взрослым».[40]

      В центре внимания библиотекарей  должна быть работа, направленная на развитие растущего человека как деятельной и творческой личности. В связи с этим задача библиотек состоит в том, чтобы, придерживаясь высоких стандартов, отбирать и комплектовать материалы, обеспечивать их сохранность и доступность юным абонентам. Помещение библиотеки должно быть удобным и как можно более побуждающим к чтению. Компетентный штат библиотеки полезен и детям и их семьям.

     Детские библиотеки призваны  работать в тесном контакте  с родителями, так как именно они стоят у истоков зарождения культурных предпочтений ребенка, а также выбора им содержания и форм проведения свободного времени. Важно сотрудничать со школами, воспитателями, педагогами и опираться на уже существующие программы.

Научно  обоснованная трактовка целей и  задач библиотек, работающих с детьми, предложена также американскими специалистами. Об этом свидетельствуют документы и материалы, подготовленные ассоциациями школьных библиотекарей, библиотечного обслуживания детей и отделением ассоциации по обслуживанию юношества ко второй Конференции по библиотечному и информационному обслуживанию, проведенной Белым домом в 1991 г.

При разработке документов американские специалисты  руководствовались следующими положениями:

—   доступ к информации и идеям необходим для развития человеческого потенциала, успеха цивилизации и продолжения просвещенного самоуправления;

—   усиление скорости социальных, демографических и экономических перемен требует от всех возрастных групп развития и поддержания хорошего уровня грамотности и других навыков непрерывного образования;

—   расширение сферы технологических достижений дает беспримерные возможности в их применении для преподавания и обучения и позволяет найти новые средства для того, чтобы обеспечить доступ к библиотечному и информационному обслуживанию;

—   рост и расширение сферы библиотечного и информационного обслуживания нации очень важны, так как все американцы, независимо от их расы, этнического происхождения или географического местонахождения, должны иметь доступ к адекватной информации и непрерывному образованию;

—  будущее общества зависит от развития присущих всем детям и юношеству потенциальных способностей к обучению, особенно в отношении грамотности, чтения, а также умений исследовать и работать с информацией.

Проблемы, решаемые библиотечными специалистами, вытекают из главной задачи — реализации прав детей на образование, получение информации, библиотечное обслуживание. Прежде всего, американские библиотекари ощущают себя защитниками прав ребенка — «адвокатами детства». Поэтому они озабочены проблемами, стоящими перед подрастающим поколением Америки.

В 1991 г. был опубликован документ "Америка—2000: стратегия образования", в котором обозначены цели реформы образования. В связи с этим большой интерес представляет документ "Реализация национальных целей образования через библиотечное обслуживание". Здесь выделяются цели национальной реформы образования, в достижении которых непосредственное участие принимают библиотекари.

Рассмотрим  наиболее важные цели и задачи библиотек.

Цель первая: «К 2000 году все дети Америки придут в школу готовыми к учебе». Основной вклад библиотек: библиотеки и библиотечные программы ориентированы на работу с детьми, взрослыми, обслуживающими детей, и представляют материалы, которые позволяют подготовить детей к школе и обучаться в ней. Приведены конкретные примеры реализации этих целей. Здесь создаются программы для самых маленьких: для них и дошкольников организуется благоприятная среда, обеспечивающая развитие социальных умений и навыков, необходимых для получения образования. Публичные библиотеки предлагают занятия и пособия для родителей и воспитателей по подготовке детей к чтению.

В рамках достижения второй цели, которая относится  к поддержке получения учащимися среднего образования, свой основной вклад библиотекари видят в следующем: библиотеки выступают в качестве центров, предоставляющих свои ресурсы учителям, учащимся и родителям для поддержки учебной деятельности и расширения её возможностей. Здесь можно отметить, прежде всего, работу библиотек с учащимися «группы риска» (т.е. менее образованными), а также обеспечение одаренным учащимся условий для реализации их более глубоких интересов. В документе подчеркивается, что библиотечные фонды отражают разнообразие многонационального общества, поэтому материалы на различных языках удовлетворяют потребности специальных групп населения в обучении. Кроме того, библиотеки обеспечивают специализированное библиотечное и информационное обслуживание учащихся с физическими недостатками, такими как дефекты зрения и слуха.

Согласно  третьей поставленной цели, в перспективе  американские школьники смогут продемонстрировать полную компетентность по ряду школьных предметов, и все учащиеся, обученные навыкам интеллектуальной работы, будут подготовлены к тому, чтобы стать гражданами, обладающими чувством ответственности, способными к дальнейшей учебе и продуктивной работе в условиях современной экономики. Основной вклад библиотек здесь заключается в том, что они помогают учащимся развивать навыки непрерывного образования и способствуют эффективному использованию информации.

      Согласно поставленной в национальной реформе образования четвертой цели, в перспективе американские школьники будут опережать своих сверстников в других странах по математике и естественным наукам. Основной вклад библиотек здесь будет заключаться в том, что библиотекари, как специалисты в области информации, облегчают доступ учащихся к информации и её поиску. Например, учащиеся могут быть своевременно допущены к научной и технической информации, существующей в мире, через межбиблиотечный обмен и библиотечные информационные сети.             

Библиотекари  помогают подрастающему поколению  осваивать компьютерную грамотность и изучать различные программы и программное обеспечение. Библиотеки предоставляют возможность использовать различные информационные технологии, которые позволяют хранить, перерабатывать и разыскивать информацию. Для реализации этой цели библиотеки кооперируются, обмениваются ресурсами и совместно используют информационные сети.

В этом документе  важной представляется и шестая цель, согласно которой каждая школа в Америке будет свободна от наркотиков и насилия. Для ее реализации библиотеки предоставят новейшую информацию по многим социальным проблемам, включая употребление наркотиков и другие. Кроме того, в библиотеках будет создана такая «нейтральная» среда, в которой дети смогут конфиденциально получить информацию по этим трудным проблемам. Библиотекари предлагают подросткам и молодежи программы, позволяющие осознать негативную сторону употребления наркотиков (а также комплектуют фонды материалами этой тематики).

      Библиотеками организуются рекреационные и образовательные программы проведения досуга, тем самым школьники учатся проводить свободное время более конструктивно.

Рассмотрим  еще один, чрезвычайно важный для  библиотечной общественности документ — «Как библиотеки и библиотекари могут помочь детям в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем»[40]. Этот документ был подготовлен Вирджинией Мэтиус, Юдит Г.Флум, Карен Витней ко Второй конференции по библиотечному и информационному обслуживанию, проводившейся Белым Домом. В нем американские специалисты, исходя из потребностей детства, определили направления работы библиотек.

       Сегодня особенно актуально звучит мысль о том, что «дети нуждаются в вере в достойное будущее и в понимании своей ответственности и возможного вклада в это будущее». Важной функцией целенаправленной деятельности библиотек становится формирование у юных читателей общечеловеческого мировоззрения. Предоставляя свои ресурсы, организуя выставки, разрабатывая программы, содержащие местные, национальные и зарубежные материалы, библиотеки стремятся поддерживать любознательность и интерес подрастающего поколения к процессу развития демократии и поиску решения социальных проблем, помочь юным гражданам обдумывать свое будущее и планировать его, поддерживать их в процессе вхождения в общество и адаптации к нему.

Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ