Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59
Заключение.......................................................................................................74
Список литературы.........................................................................................80
Избы-читальни, библиотеки стали создаваться в разных уголках России.
В 1898 г. в уездном городе Смоленской губернии Поречье была открыта народная библиотека. Если в год открытия в библиотеку записалось 100 человек, то уже через пять лет - читали 786 человек, из них: 331-женщина, школьников-403, от 16 до 20 лет -205, от 20 до 40 лет -20 человек [34].
В 1900-е годы детские библиотеки-читальни создаются в Кишиневе (известная библиотека-читальня имени А.С.Пушкина открыта в год столетия со дня рождения поэта), Костроме, Благовещенске, Перми. Все они были открыты по инициативе частных лиц или культурно-просветительских обществ. При этом нередко приходилось преодолевать сопротивление местных властей. Бесплатные детские библиотеки приравнивались законом к народным читальням, и на них распространялся ограниченный министерский каталог. Чтобы расширить круг приобретаемой литературы, многие библиотеки открывались на имя частного лица и были платными. Нередко минимальная плата устанавливалась для детей городской бедноты.
В 1914 году организована Ростовская детская библиотека. Основу фонда составили добровольные пожертвования горожан (726 книг). Библиотека обслуживала около 400 читателей. В годы советской власти библиотека превратилась в своего рода детский клуб. Ей было присвоено имя врача, общественного деятеля В.М. Величкиной [9].
Возглавляли первые детские библиотеки представители демократически настроенной интеллигенции - педагоги-энтузиасты, настоящие подвижники библиотечного дела: Д.Ю. Добрая (в Киеве), Х.Д. Харжевская (в Кишиневе), А.К.Покровская (в Москве) и многие другие. Создавая первые самостоятельные детские библиотеки в России, они одновременно выступали и как исследователи детского чтения, библиотечной работы с юными читателями.
Несмотря на экономическую отсталость России, XIX век, особенно пореформенные годы и первые годы XX века явились периодом интенсивного развития отечественных библиотек, что было обусловлено успехами в развитии народного образования и издательского дела.[57]
Возникновение
самостоятельных детских
В России
сеть государственных массовых библиотек
развивалась в основном в соответствии
с административно-
городских и волостных библиотеках. Преобладающее развитие в эти годы получили школьные детские библиотеки [2].
В отличие от России в зарубежных странах, в XX в. сохраняется ориентация на концепцию народной и публичной библиотеки.
В Англии с 1925 года начинают организовываться центральные библиотеки графств, при этом продолжали существовать ранее открытые центральные библиотеки городов. Сеть публичных библиотек Великобритании состоит из 167 главных библиотек местных органов самоуправления в 46 графствах Англии, девяти графствах Шотландии и восьми графствах Уэльса. Во всех библиотеках есть детские отделения. Общий фонд публичных библиотек превышает 135 миллионов томов, из которых 20 млн. — детская литература [53].
Массовые библиотеки США в XX в. продолжали развиваться на основе законов отдельных штатов. Сеть библиотек большого города включала центральную библиотеку, десятки филиалов, а также базы для детских и школьных передвижек. Таких библиотек к 1929 году было около шести тысяч [70].
Новый период
развития сферы библиотечного
В 1960-е гг. резко возросла численность городского населения, возникла необходимость дополнительного финансирования публичных библиотек. В 1964 г. Конгресс пересмотрел законопроект и утвердил «Акт о библиотечном обслуживании и строительстве библиотек». К 1973 г. реконструировано более 1800 зданий, в которых стали обслуживать примерно 69 млн. американцев.
В настоящее
время в США имеется более 8300
публичных библиотек с
В Германии в XX в. до 1945 года главным источником получения литературы для подрастающего поколения были школьные библиотеки. Новый период развития библиотечного обслуживания детей начался после раскола Германии на ГДР и ФРГ. В ГДР библиотечные учреждения стали общедоступными для детей. В массовых библиотеках для взрослых и в отраслевых библиотеках возникли отделы детской литературы. Кроме того, во многих городах и селах начали возникать самостоятельные детские библиотеки, их было в 1945 году всего три, а в 1954 насчитывалось сто сорок. К 1967 году в ГДР насчитывалось 1030 детских и юношеских библиотек [59].
Сельские массовые библиотеки, руководимые на общественных началах, и центральные сельские библиотеки с профессиональным руководством тоже имели в своих фондах детскую и юношескую литературу, выдаваемую на дом. Детские и юношеские фонды имелись также в библиотеках-передвижках. В ГДР сохранилось также обслуживание детей и подростков в школьных библиотеках. Наряду с центральными школьными библиотеками имеются классные библиотеки, которыми заведовали классные руководители.
Процесс создания специализированных детских библиотек продолжался и в конце XX века. В начале 1980 года открылась новая детская библиотека в Дрездене. В мае 1982 года открылась детская библиотека в районном центре Гайтхайн округа Лейпциг. В Берлине есть небольшая детская библиотека, которая называется « Аркадий Гайдар». Она после всех произошедших в Германии перемен сохранила свое название [59].
В ФРГ библиотечное обслуживание детей и молодежи осуществляется целой сетью библиотечных учреждений. К массовым библиотекам можно отнести народные библиотеки, детские библиотеки и музыкальные библиотеки. Самостоятельные детские, музыкальные библиотеки работают только в крупных городах. Массовые детские и юношеские библиотеки и школьные библиотеки — два основных типа библиотечных учреждений обслуживающих детей и подростков в ФРГ. К особому типу школьных филиалов относится школьная медиотека, сбирающая различные кинофотофонодокументы, в том числе научно-популярные и учебные фильмы [78].
С образованием единой Германии в конце XX в. появилась проблема слияния всего того лучшего, что было накоплено в культурном развитии обеих стран, в том числе и в области библиотечного дела. Сложились свои различные системы обслуживания детей в библиотеках ФРГ и ГДР со своими достоинствами и недостатками. Комплектование фондов библиотек бывшей ГДР осуществлялось в соответствии с их ролью и идеологическими задачами. После слияния чистке в первую очередь подверглись материалы по общественным наукам [80].
Дети и подростки Франции — желанные и привилегированные читатели французских библиотек. Как и в России во Франции работают специализированные детские библиотеки (около 70), а также школьные библиотеки. Парижская детская библиотека «Весёлый час» существует с 1924 года. Не менее важен тот факт, что библиотеки развиваются в рамках концепции медиатеки как наиболее перспективной модели. Медиатека во Франции — это современная библиотека, которая отвечает современным мировым стандартам обслуживания на основе фонда, включающего самые разнообразные виды документов (от печатных до электронных и мультимедийных), а также обеспечивает доступ к информационным сетям, включая Интернет. Как пример медиатеки интересна, прежде всего, Публичная информационная библиотека (ПИБ) Национального центра искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, открывшаяся в 1977 г. Детское отделение ежедневно обслуживает до 300-350 посетителей [54; 55, 56].
Поражает европейский уровень развития библиотек для детей в скандинавских странах, так как в них осуществляется стройная государственная политика в области библиотечного дела. Городская публичная библиотека Копенгагена в Дании обслуживает все категории пользователей. Дети — значительная часть читательской аудитории. Есть специальный отдел для «молодых взрослых» а не для каких-то «подростков» [16].
Финляндия в XX в. — страна высокой книжной культуры - имеет достаточно стройную и разветвленную сеть публичных библиотек, взаимодействующих со школами, другими учреждениями культуры и органами информации. Среди крупных библиотек важное место занимает Хельсинская городская библиотека, являющаяся центром сети публичных библиотек страны. В этой библиотеке имеется отдел для детей и юношества.
В Норвегии качестве главного центра, обеспечивающего максимальное использование читателями книжных фондов, выступает городская библиотека Осло. В норвежских библиотеках все продумано: от состава и организации фонда до искусно оформленного интерьера и дизайна детского отдела. Читальные зоны в библиотеке не разделяются стенами и дверьми. Четкие, красивые указатели сообщают, где какую книгу или информацию можно получить. В современных библиотеках повсеместно установлены компьютеры [33]. Интересны в Норвегии школьные библиотеки. Характерная особенность посещения школьных библиотек — это то, что учащиеся приходят за книгами в основном не для учебы, а для досуга. А учебной литературы много и в классных комнатах. Школьные и публичные библиотеки Норвегии связаны между собой самым тесным образом. Каждая крупная публичная библиотека имеет отдел, который помогает школьным библиотекам в комплектовании, практической работе, учебе сотрудников. Центральная библиотека Осло подобные услуги оказывает более чем 100 школьным библиотекам, годовой оборот отдела превышает 100 тыс. экземпляров. В Норвегии широкое распространение получило передвижное библиотечное обслуживание.
Швеция имеет давние традиции в проведении культурной политики: организации непрерывного широкого народного образования. Библиотеки в этом процессе играют немалую роль. Только за последние 20 лет XX в. открыты современные публичные библиотеки в Кальмаре, Нючёленге, Адстине, Мелнике, Упсале и Лупселе. К числу крупнейших библиотек относится Стокгольмская библиотека, открытая в 1928 г. Она имеет несколько филиалов для взрослых и детей. Одним из самых любимых и важных мест в г. Лунде является городская библиотека. При входе в библиотеку на полу нарисованы красные следы, указывающие детям путь в их отдел. К услугам ребенка компьютеры, игры, литература на разных языках. Здесь организован кукольный театр, работает кружок рассказчиков. По уровню развития библиотечного дела Швеция является одной из передовых стран. В Библиотечном законе от 1997 г. правительство поставило перед всеми библиотеками Швеции задачу стать опорой инфраструктуры информации и знаний, а также обеспечить доступ к культурному наследию.
В бывших социалистических странах Венгрии, Польше, Чехословакии, Болгарии др. широко развита сеть самостоятельных детских библиотек. Когда в стране существуют публичные, школьные, детские библиотеки, то, как правило, они обычно дополняют друг друга, координируя свою деятельность [66].
Новый этап в развитии детских библиотек в России, несомненно, наступает с Октябрьской революцией. Кардинально меняется библиотечная политика властей. Берется курс на полное огосударствление библиотечного дела при строгой его централизации. Проводятся повсеместные реквизиции библиотек, их национализация, в результате чего устраняется «частный и несоветский элемент» в библиотечном деле. Начинаются невиданные по масштабам чистки фондов библиотек одновременно с их комплектованием большевистской литературой. Меняется содержание работы библиотек, даже в распространении чтения и знания превалируют злободневно-политические цели. Все это происходит в очень специфической обстановке жестокой гражданской войны и разрухи. В первые годы Советской власти в РСФСР и других союзных республиках сложилась следующая система государственных массовых библиотек: центральная губернская библиотека, центральная уездная библиотека, районная библиотека сельская библиотека [3; 26; 35].
После революции развиваются оба типа библиотек — детская и школьная. Причем в начале советского периода библиотечного строительства было очень четко определено их функциональное различие и назначение: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребенка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось «за страницами учебника». Ее роль заметно усилилась с начала 30-х годов. Постановление Совнаркома СССР «О развертывании сети школьных библиотек и издании литературы для них» (1936) способствовало расширению сети школьных, а также открытию самостоятельных детских библиотек.
Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ