Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29

Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59

Заключение.......................................................................................................74

Список литературы.........................................................................................80

Работа содержит 1 файл

Библиотеки в России и за рубужом.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

Избы-читальни, библиотеки стали создаваться в  разных уголках России.

В 1898 г. в  уездном городе Смоленской губернии Поречье была открыта народная библиотека. Если в год открытия в библиотеку записалось 100 человек, то уже через пять лет - читали 786 человек, из них: 331-женщина, школьников-403, от 16 до 20 лет -205, от 20 до 40 лет -20 человек [34].

В 1900-е  годы детские библиотеки-читальни создаются  в Кишиневе (известная библиотека-читальня имени А.С.Пушкина открыта в год столетия со дня рождения поэта), Костроме, Благовещенске, Перми. Все они были открыты по инициативе частных лиц или культурно-просветительских обществ. При этом нередко приходилось преодолевать сопротивление местных властей. Бесплатные детские библиотеки приравнивались законом к народным читальням, и на них распространялся ограниченный министерский каталог. Чтобы расширить круг приобретаемой литературы, многие библиотеки открывались на имя частного лица и были платными. Нередко минимальная плата устанавливалась для детей городской бедноты.

В 1914 году организована Ростовская детская библиотека. Основу фонда составили добровольные пожертвования горожан (726 книг). Библиотека обслуживала около 400 читателей. В  годы советской власти библиотека превратилась в своего рода детский клуб. Ей было присвоено имя врача, общественного деятеля В.М. Величкиной [9].

Возглавляли первые детские библиотеки представители  демократически настроенной интеллигенции - педагоги-энтузиасты, настоящие подвижники библиотечного дела: Д.Ю. Добрая (в  Киеве), Х.Д. Харжевская (в Кишиневе), А.К.Покровская (в Москве) и многие другие. Создавая первые самостоятельные детские библиотеки в России, они одновременно выступали и как исследователи детского чтения, библиотечной работы с юными читателями.

Несмотря  на экономическую отсталость России, XIX век, особенно пореформенные годы и первые годы XX века явились периодом интенсивного развития отечественных библиотек, что было обусловлено успехами в развитии народного образования и издательского дела.[57]

Возникновение самостоятельных детских библиотек  в России было связано с общекультурными и просветительскими традициями. В начале XX в. феномен детства стал предметом широкого научного интереса. Появляется большое количество статей, книг известных педагогов, библиографов о необходимости изучения души ребенка, поиска наиболее оптимальных путей обучения и воспитания сообразно с законами развития детства, а не представления о них взрослых. Четко обозначилось и самостоятельное направление в литературе - издание книг для детей, появилось большое количество журналов для детского и семейного чтения. Детские библиотеки стали выделяться из публичных, их формирование как специфического детского учреждения шло путем приспособления библиотечной деятельности к возрастным особенностям. И это наряду с тем, что в гимназиях, училищах, школах существовали учебные библиотеки. Их в России имели 78% учебных заведений для детей.[57]

В России сеть государственных массовых библиотек  развивалась в основном в соответствии с административно-территориальным делением страны. Сеть самостоятельных детских библиотек в 1917-1920гг. еще не получила широкого развития: детские отделения открывались при уездных, центральных

городских и  волостных библиотеках. Преобладающее  развитие в эти годы получили школьные детские библиотеки [2].

В отличие  от России в зарубежных странах, в XX в. сохраняется ориентация на концепцию  народной и публичной библиотеки.

В Англии с 1925 года начинают организовываться центральные  библиотеки графств, при этом продолжали существовать ранее открытые центральные библиотеки городов. Сеть публичных библиотек Великобритании состоит из 167 главных библиотек местных органов самоуправления в 46 графствах Англии, девяти графствах Шотландии и восьми графствах Уэльса. Во всех библиотеках есть детские отделения. Общий фонд публичных библиотек превышает 135 миллионов томов, из которых 20 млн. — детская литература [53].

Массовые  библиотеки США в XX в. продолжали развиваться  на основе законов отдельных штатов. Сеть библиотек большого города включала центральную библиотеку, десятки филиалов, а также базы для детских и школьных передвижек. Таких библиотек к 1929 году было около шести тысяч [70].

Новый период развития сферы библиотечного обслуживания детей в США начался после второй мировой войны. Впервые в истории на заседании Конгресса рассматривались библиотечные федеральные законы, в 1956 г. президент Д. Эйзенхауэр законодательно утвердил «Акт о библиотечном обслуживании». Этот процесс сопровождался также федеральным финансированием начальных и средних школ.

В 1960-е  гг. резко возросла численность городского населения, возникла необходимость  дополнительного финансирования публичных  библиотек. В 1964 г. Конгресс пересмотрел  законопроект и утвердил «Акт о библиотечном обслуживании и строительстве библиотек». К 1973 г. реконструировано более 1800 зданий, в которых стали обслуживать примерно 69 млн. американцев.

В настоящее  время в США имеется более 8300 публичных библиотек с многочисленными  филиалами и детскими отделениями  и 80 тыс. школьных библиотек. Являясь основным типом библиотечного учреждения, публичные библиотеки в США существуют в тесной взаимосвязи с другими библиотеками. Как правило, выделяют следующие наиболее распространенные типы библиотек: публичные, школьные, органов власти и управления, колледжей и университетов, военные, бизнес-деловые, юридические, медицинские. Таких специфических образований, как детские и юношеские библиотеки, в Штатах нет [70].

В Германии в XX в. до 1945 года главным источником получения литературы для подрастающего поколения были школьные библиотеки. Новый период развития библиотечного обслуживания детей начался после раскола Германии на ГДР и ФРГ. В ГДР библиотечные учреждения стали общедоступными для детей. В массовых библиотеках для взрослых и в отраслевых библиотеках возникли отделы детской литературы. Кроме того, во многих городах и селах начали возникать самостоятельные детские библиотеки, их было в 1945 году всего три, а в 1954 насчитывалось сто сорок. К 1967 году в ГДР насчитывалось 1030 детских и юношеских библиотек [59].

Сельские  массовые библиотеки, руководимые на общественных началах, и центральные  сельские библиотеки с профессиональным руководством тоже имели в своих фондах детскую и юношескую литературу, выдаваемую на дом. Детские и юношеские фонды имелись также в библиотеках-передвижках. В ГДР сохранилось также обслуживание детей и подростков в школьных библиотеках. Наряду с центральными школьными библиотеками имеются классные библиотеки, которыми заведовали классные руководители.

Процесс создания специализированных детских  библиотек продолжался и в  конце XX века. В начале 1980 года открылась  новая детская библиотека в Дрездене. В мае 1982 года открылась детская  библиотека в районном центре Гайтхайн округа Лейпциг. В Берлине есть небольшая  детская библиотека, которая называется « Аркадий Гайдар». Она после всех произошедших в Германии перемен сохранила свое название [59].

В ФРГ библиотечное обслуживание детей и молодежи осуществляется целой сетью библиотечных учреждений. К массовым библиотекам можно отнести народные библиотеки, детские библиотеки и музыкальные библиотеки. Самостоятельные детские, музыкальные библиотеки работают только в крупных городах. Массовые детские и юношеские библиотеки и школьные библиотеки — два основных типа библиотечных учреждений обслуживающих детей и подростков в ФРГ. К особому типу школьных филиалов относится школьная медиотека, сбирающая различные кинофотофонодокументы, в том числе научно-популярные и учебные фильмы [78].

С образованием единой Германии в конце XX в. появилась проблема слияния всего того лучшего, что было накоплено в культурном развитии обеих стран, в том числе и в области библиотечного дела. Сложились свои различные системы обслуживания детей в библиотеках ФРГ и ГДР со своими достоинствами и недостатками. Комплектование фондов библиотек бывшей ГДР осуществлялось в соответствии с их ролью и идеологическими задачами. После слияния чистке в первую очередь подверглись материалы по общественным наукам [80].

Дети  и подростки Франции — желанные и привилегированные читатели французских библиотек. Как и в России во Франции работают специализированные детские библиотеки (около 70), а также школьные библиотеки. Парижская детская библиотека «Весёлый час» существует с 1924 года. Не менее важен тот факт, что библиотеки развиваются в рамках концепции медиатеки как наиболее перспективной модели. Медиатека во Франции — это современная библиотека, которая отвечает современным мировым стандартам обслуживания на основе фонда, включающего самые разнообразные виды документов (от печатных до электронных и мультимедийных), а также обеспечивает доступ к информационным сетям, включая Интернет. Как пример медиатеки интересна, прежде всего, Публичная информационная библиотека (ПИБ) Национального центра искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, открывшаяся в 1977 г. Детское отделение ежедневно обслуживает до 300-350 посетителей  [54; 55, 56].

Поражает  европейский уровень развития библиотек для детей в скандинавских странах, так как в них осуществляется стройная государственная политика в области библиотечного дела. Городская публичная библиотека Копенгагена в Дании обслуживает все категории пользователей. Дети — значительная часть читательской аудитории. Есть специальный отдел для «молодых взрослых» а не для каких-то «подростков» [16].

Финляндия в XX в. — страна высокой книжной культуры - имеет достаточно стройную и разветвленную сеть публичных библиотек, взаимодействующих со школами, другими учреждениями культуры и органами информации. Среди крупных библиотек важное место занимает Хельсинская городская библиотека, являющаяся центром сети публичных библиотек страны. В этой библиотеке имеется отдел для детей и юношества.

В Норвегии качестве главного центра, обеспечивающего  максимальное использование читателями книжных фондов, выступает городская библиотека Осло. В норвежских библиотеках все продумано: от состава и организации фонда до искусно оформленного интерьера и дизайна детского отдела. Читальные зоны в библиотеке не разделяются стенами и дверьми. Четкие, красивые указатели сообщают, где какую книгу или информацию можно получить. В современных библиотеках повсеместно установлены компьютеры [33]. Интересны в Норвегии школьные библиотеки. Характерная особенность посещения школьных библиотек — это то, что учащиеся приходят за книгами в основном не для учебы, а для досуга. А учебной литературы много и в классных комнатах. Школьные и публичные библиотеки Норвегии связаны между собой самым тесным образом. Каждая крупная публичная библиотека имеет отдел, который помогает школьным библиотекам в комплектовании, практической работе, учебе сотрудников. Центральная библиотека Осло подобные услуги оказывает более чем 100 школьным библиотекам, годовой оборот отдела превышает 100 тыс. экземпляров. В Норвегии широкое распространение получило передвижное библиотечное обслуживание.

Швеция  имеет давние традиции в проведении культурной политики: организации непрерывного широкого народного образования. Библиотеки в этом процессе играют немалую роль. Только за последние 20 лет XX в. открыты современные публичные библиотеки в Кальмаре, Нючёленге, Адстине, Мелнике, Упсале и Лупселе. К числу крупнейших библиотек относится Стокгольмская библиотека, открытая в 1928 г. Она имеет несколько филиалов для взрослых и детей. Одним из самых любимых и важных мест в г. Лунде является городская библиотека. При входе в библиотеку на полу нарисованы красные следы, указывающие детям путь в их отдел. К услугам ребенка компьютеры, игры, литература на разных языках. Здесь организован кукольный театр, работает кружок рассказчиков. По уровню развития библиотечного дела Швеция является одной из передовых стран. В Библиотечном законе от 1997 г. правительство поставило перед всеми библиотеками Швеции задачу стать опорой инфраструктуры информации и знаний, а также обеспечить доступ к культурному наследию.

В бывших социалистических странах Венгрии, Польше, Чехословакии, Болгарии др. широко развита сеть самостоятельных детских библиотек. Когда в стране существуют публичные, школьные, детские библиотеки, то, как правило, они обычно дополняют друг друга, координируя свою деятельность [66].

Новый этап в развитии детских библиотек  в России, несомненно, наступает  с Октябрьской революцией. Кардинально  меняется библиотечная политика властей. Берется курс на полное огосударствление библиотечного дела при строгой его централизации. Проводятся повсеместные реквизиции библиотек, их национализация, в результате чего устраняется «частный и несоветский элемент» в библиотечном деле. Начинаются невиданные по масштабам чистки фондов библиотек одновременно с их комплектованием большевистской литературой. Меняется содержание работы библиотек, даже в распространении чтения и знания превалируют злободневно-политические цели. Все это происходит в очень специфической обстановке жестокой гражданской войны и разрухи. В первые годы Советской власти в РСФСР и других союзных республиках сложилась следующая система государственных массовых библиотек: центральная губернская библиотека, центральная уездная библиотека, районная библиотека сельская библиотека [3; 26; 35].

После революции  развиваются оба типа библиотек — детская и школьная. Причем в начале советского периода библиотечного строительства было очень четко определено их функциональное различие и назначение: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребенка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось «за страницами учебника». Ее роль заметно усилилась с начала 30-х годов. Постановление Совнаркома СССР «О развертывании сети школьных библиотек и издании литературы для них» (1936) способствовало  расширению сети школьных, а также открытию самостоятельных детских библиотек.

Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ