Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29

Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59

Заключение.......................................................................................................74

Список литературы.........................................................................................80

Работа содержит 1 файл

Библиотеки в России и за рубужом.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

Апробация исследования

Результаты  проведенного исследования прошли апробацию на научных студенческих конференциях «Культура в современном мире» в виде докладов «История развития детских библиотек России XIX- XX века» (23 марта 2005 года), «Основные направления деятельности детских библиотек за рубежом на современном этапе» (май 2006 года), а также на научной студенческой конференции «Библиотечное дело в XXI веке» в виде доклада «Организация библиотечного обслуживания детей в мировом сообществе» (сентябрь, 2007 г.).

Новизна и практическая значимость. В данном исследовании показана целостная исторически сложившаяся структура детских библиотек мира, определены различные концептуальные подходы и перспективные направления в деятельности детских библиотек России и за рубежом по вопросам формирования личности читателя. Результаты работы будут способствовать разработке вопросов теоретического уровня знаний специалистов в области библиотечного дела. Они подвигнут к решению проблем стоящих перед детскими библиотеками и позволят по новому подойти к вопросам обслуживания детей.

 Данная  работа может быть полезна  студентам специальности «Библиотековедения  и библиография», изучающим курсы «История библиотечного дела», «Библиотечное обслуживание» и другие. Также может быть полезной специалистам в области библиотечного дела, библиотекарям-практикам, обслуживающим детей. Исследованные формы и методы работы, отечественных и зарубежных детских библиотек дадут возможность обеспечить не только решение культурных, образовательных и воспитательных задач, но и повышение эффективности обслуживания детей. Теоретические аспекты исследования и практическая часть может использоваться в системе повышения квалификации библиотекарей.

Композиционные особенности. Цели и задачи исследования определили ее структуру. Работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов.                      

В первой главе «Историко-теоретические аспекты развития детских библиотек в мировом библиотечно-информационном пространстве» изучается и рассматривается история развития детских библиотек в мировом библиотечном информационном пространстве за период XIX-XX вв., дается сравнительный анализ особенностей возникновения и функционирования детских библиотек за рубежом и в России, так же определяются цели и задачи работы с детьми в мире.  Во второй главе «Деятельность детских библиотек в России и за рубежом на современном этапе» рассматриваются и определяются направления, формы и методы работы отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей; перечисляются основные программы чтения, направленные на работу с детьми и их родителями, как за рубежом, так и в России; определяются основные перспективы развития детских библиотек. Предпринята попытка, выявить общее и особенное в деятельности отечественных и зарубежных библиотек.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Историко-теоретический аспекты развития детских библиотек в мировом библиотечно-информационном пространстве.

 

          1.1   Организация библиотечного обслуживания детей     

         в историческом контексте

 

Детская библиотека -   информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее  организованным фондом тиражированных документов для детей и подростков, а также литературой по вопросам детского чтения. Она обеспечивает библиотечное обслуживание  читателей  в возрасте до 16 лет (дошкольники и учащиеся 1-9 классов), а также всех физических лиц, обращающихся к проблемам детского чтения и детской литературы.  По сути, детская библиотека – педагогическое учреждение, основная цель которого- создание максимума условий для комфортного развития личности.

Детская библиотека сегодня – средоточие уникальных информационных ресурсов, как на традиционных, так и на машиночитаемых носителях, способных обеспечить детей документной и библиографической информацией по вопросам образования, самообразования, творчества, организации досуга. Немалый объем накопленного опыта ею документов и информации предназначен для руководителей детского чтения.

         В условиях РФ сложилась самостоятельная сеть  детских библиотек, что отличает нашу страну от других стран. Детские библиотеки составляют 9% от общего количества библиотек Министерства культуры РФ. В каждой территории- субъекте Федерации (кроме Башкортостата и Новгородской области) работает региональный научно-методический  центр по библиотечному обслуживанию детей; в 34 крупных городах функционируют централизованные системы  библиотек (самостоятельные); во всех смешанных централизованных библиотечных системах работают детские библиотеки-филиалы;  в сельской местности детских библиотек более тысячи, возглавляет систему РГДБ – научно-методический, исследовательский и информационный центр по проблемам детской литературы, детского чтения и библиотечной работы с детьми и подростками. Дети в большинстве зарубежных стран имеют доступ к двум типам библиотек: школьным и к детским отделениям публичных библиотек. Школьные библиотеки, не являются предметом нашего исследования.

            Самостоятельные детские библиотеки возникли конце ХIX в. в России и в некоторых странах, например Франции, Германии, Австрии, Италии в ХХ веке. В бывших социалистических странах широко развита сеть самостоятельных детских библиотек.

Широкое распространение в XIX веке получили публичные библиотеки. Именно при  публичных библиотеках в мире открывались детские библиотеки в качестве подразделения публичной. Однако это всегда назывались именно «детская библиотека» (не отдел, не сектор, не детский зал) [24]. Поэтому история возникновения и развития детских библиотек неотделима от   истории   развития   публичных   библиотек.

В ХIХ веке процессы библиотечного развития, начавшиеся в ряде стран Европы в эпоху Просвещения, продолжают интенсивно развиваться. Вышеназванные процессы охватывают не только США и страны континентальной Европы, но и северной Европы. В конце XIX века они повлияли на развитие библиотек в ряде стран Азии, прежде всего, на ранее изолированные от остального мира библиотеки Китая и Японии.[18] В обществе возникла потребность в повышении образовательного уровня населения, что привело к пересмотру привычных представлений о характере библиотечного обслуживания. Наряду с библиотеками, которые к этому времени были сориентированы на обслуживание широкого круга читателей и выполняли при этом в первую очередь задачи в сфере образования, формируются библиотеки, нацеленные на обслуживание широкой публики: публичные, общенародные, школьные. При многих публичных библиотеках открывались детские отделы. [18; 33]

Идеи  повышения образовательного уровня всего населения как важнейшего условия общественного развития  высказывались и до XIX века, но в XIX столетии в зарубежных странах, где уже утвердились капиталистические отношения, это стало очевидным. Ясным стало и то, что инструментом реализации этих идей могут стать общедоступные библиотеки. В Европе наиболее четкое понимание значимости общедоступных библиотек было характерно для самого развитого в экономическом отношении того времени государства - Великобритании, Постепенно в этой стране сложилась модель публичной библиотеки, которая предполагает создание системы публичных библиотек города, в которую входит крупная центральная библиотека с детским отделом и библиотеки - филиалы.[18]

Американская  публичная библиотека изначально была тесно связана со школой, ибо, обслуживая своих читателей, она продолжала ту работу, которая велась в стенах школ. При этом публичная библиотека рассматривалась как принципиально новый и чрезвычайно важный общественный институт, связанный с непрерывным образованием и развитием личности [77].

Формировавшаяся в Германии концепция «народная  библиотека» изначально была тесно  связана с идеями народной педагогики. Во всех землях Гер-мании были распространены школьные библиотеки для учителей и учащихся [24]. Ощутимо было влияние на библиотеки Европы американского библиотечного дела, особенно в Норвегии и Финляндии. В библиотеках этих стран был введен открытый доступ и, большое внимание было уделено введению справочного обслуживания. Значительного достижения в организации библиотечного дела добилась Дания. В Дании детей обслуживали школьные библиотеки. Школьные библиотеки были тесно связаны с народным образованием и обслуживали всех желающих.[18]

Библиотечные  системы в странах Юго-восточной Азии — Индии, Китая, Японии активно стали развиваться во второй половине XIX века. Ими была заимствована концепция европейской библиотеки, играющая значительную роль в системе образования.

Самым многочисленным типом библиотек для детей  в России и за рубежом в XIX в. были школьные библиотеки.  В конце XIX в. только в России стали появляться самостоятельные детские библиотеки. Известно, что детский читатель заполнил все общедоступные публичные библиотеки. К сожалению, их чтение, подбор литературы, возможности библиотек в удовлетворении спроса оставляли желать лучшего. Как правило, библиотекарями на местах были непрофессионально подготовленные интеллигентные люди, которые могли ориентироваться только на свой вкус при подборе и рекомендации литературы детям. Чаще детей — читателей увлекала низкопробная развлекательная литература. С ростом детских журналов, детской литературы в начале XX в. стала развиваться библиографическая составляющая по изучению детской литературы. Но даже среди профессионалов-библиографов отмечалась несогласованность и заблуждения по регламентации детского чтения. Так, например, Н.А.Рубакин считал, что при составлении примерного каталога детских книг нужно избежать как «широкой беспринципности», так и «педагогической узости» в отборе литературы. Он резко возражал против превращения ребенка в «объект для педагогических манипуляций» и заявлял, что за ребенком следует признать своего рода право на гражданскую свободу и право на самоопределение, а не только вменять ему в обязанность довольствоваться тем, что ему дают старшие, слушаться и повиноваться им. [44]. Самостоятельные детские библиотеки, а их было до 1917г. около 20, стали появляться, по-видимому, как исключение из общего правила [8].

В 1870 г. в  Кронштадте была основана детская библиотека, помешавшаяся в небольшой комнатке при городской думе, с числом читателей (школьников и учащихся средней школы) — от 25 до 70 человек и книжным фондом около 3 тысяч томов. Обязанности казначея и библиотекаря в течение 25 лет безвозмездно исполнял один из преподавателей гимназии. В 1870 г. была открыта детская библиотека для чтения в центре Петербурга. В Одессе в конце XIX в. существовала детская библиотека, размешавшаяся в школе и основанная на средства заведующей книжным магазином Р.Бродской. Библиотеки были платными, с очень ограниченным числом подписчиков. Преимущественно это были дети интеллигенции.[57]

Имя Андрея Дмитриевича Торопова в истории  отечественной культуры занимает особое место. Основатель первой публичной  детской библиотеки в Москве, председатель Московского библиографического кружка, главный редактор Книжной летописи, он занимался организацией учета  произведений печати, библиотечного обслуживания детей, подготовкой репертуара русской книги, составлением библиографических указателей, проведением книжных выставок. По мнению А.Д. Торопова[29], детская библиотека должна быть некоммерческим учреждением, опирающимся на поддержку общества. Основное ее назначение - нравственное воспитание детей путем приобщения их к лучшим произведениям художественной классики, повышение образовательного уровня юных читателей. Детская библиотека должна быть не просто книгохранилищем, а тем местом, где можно с пользой провести время, заняться науками. Поэтому, кроме абонемента, в ней необходимо устройство кабинетов открытого доступа - с альбомами, картами, редкими книгами. Особые правила пользования детской библиотекой: низкая плата за пользование книгами, небольшой денежный залог, отсутствие наказаний за порчу и задержку книг, по мнению А.Д.Торопова, могли бы значительно «повысить эффективность ее деятельности» [29]. Эти подходы к организации библиотечного обслуживания детей А.Д.Торопов пытался реализовать на практике. В 1878 г. он открыл первую публичную детскую библиотеку в Москве, положив в ее основу часть личного книжного собрания (1500 книг). Сохранившиеся сведения об этой библиотеке крайне скудны. Известно, что располагалась она в доме на улице Садовой и работала ежедневно, кроме праздничных дней.

Одной из «первых ласточек» можно считать  и Ялтинскую бесплатную

детскую библиотеку - читальню, возникшую, по словам ее заведующей О. Дзелаковской, «вследствие необходимости пристроить   где-нибудь детей, осаждавших три народные читальни». Открылась она 14 ноября 1898 г. при содействии городских властей, предоставивших помещение и ассигновавших небольшое ежегодное пособие, пополняющееся за счет частных пожертвований.[54]

Путем пожертвований  были собраны средства на открытие в 1905 г. детской библиотеки в Нижнем Новгороде, причем значительную сумму  выделил М.Горький. Библиотека была платной, сумма от 10 до 30 коп взималась в зависимости от числа бравшихся книг. В 1908 г. за более чем 1,5 тыс. ее юным читателям было выдано более 12,5 тыс. книг и журналов.[57]

Так, во Владимирской бесплатной библиотеке, круг читателей которой состоял  из учащихся начальных школ, не было читального зала. В Киевской библиотеке Д.Доброй, которую посещали дети врачей, учителей, коммерсантов, государственных служащих, помещение под библиотеку было устроено в виде небольшой квартиры в бельэтаже со специальной детской мебелью, коллекциями, картинами из детской жизни, портретами писателей.[57]

Библиотека  М.В Бередниковой (1907) в Москве была одной из первых специальных детских библиотек, которая послужила экспериментальной базой для рациональной постановки детского чтения. Вокруг этой библиотеки объединился коллектив педагогов, библиотекарей и библиографов, который поставил своей задачей прийти на помощь родителям, воспитателям, библиотекарям и другим лицам, не имевшим возможности следить за детской литературой. Библиотечная комиссия при этой библиотеке брала на себя составление каталогов и другой документации, устраивала выставки лучших книг для детей во многих городах страны: Петербурге, Вологде, Твери, Оренбурге, Киеве, Смоленске, городах Сибири, Уфимской губернии. Выпускался « Каталог избранных книг для детей». Под маркой библиотеки издавались популярные книги для детского чтения, регулярно отслеживался поток детских книг и журналов. На этой базе в 1911 г. вырос детский критико-библиографический журнал «Новости детской литературы» [44].

В 1897 г. в  Москве отмечался 25-летний юбилей педагогической деятельности В.П. Вахтерова. Демократическая Россия публично чествовала замечательного учителя и общественного деятеля. В его честь учителя и учащиеся московских воскресных школ на собранные деньги открыли в селе Новые Усады Арзамасского уезда Нижегородской губернии библиотеку имени Вахтерова.

Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ