Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29

Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59

Заключение.......................................................................................................74

Список литературы.........................................................................................80

Работа содержит 1 файл

Библиотеки в России и за рубужом.docx

— 229.84 Кб (Скачать)

Детские библиотекари оказывают своим  читателям информационную и консультативную  поддержку в решении различных  проблем: наркомания, ранняя беременность, алкоголизм и т. д.

Одной из наиболее острых проблем  на современном этапе, стоящих перед  детскими  библиотеками за рубежом  является проблема отторжения от чтения  детей. Это явление изучается  учеными и осмысливается общественностью многих стран. Продуманная система мер по привлечению детей к чтению, поднятие интереса к книге является перспективным направлением работы детских библиотек мира. Проблема чтения подрастающего поколения в условиях развития средств массовой информации становится еще более острой. Поэтому библиотеки разных стран, работающие с детьми, прелагают усилия по пропаганде чтения, воспитанию интереса и любви к чтению и книге, стимуляции детского чтения в новых условиях. Важным также становится знания некнижных материалов, умения комплексно использовать различные виды материалов.

Во всех странах в библиотечной работе сегодня предаётся большое  значение раннему приобщению детей к книге. Работа с ними начинается с младенческого возраста. Раннее приобщение к чтению также требует усиления работы с родителями и развития новых методов и подходов.

В мире не нова проблема «семейной  грамотности». В ряде развитых стран  растет количество семей функционально  неграмотных. Семейную грамотность  можно рассматривать, как достижение определенного уровня грамотности  в семье, где вместе работают над улучшением своего образования. Необходимость более тесного взаимодействия библиотек обслуживающих детей с семьей, а так же обслуживание за стенами библиотеки являются перспективами детских библиотек. Новым здесь становится опыт работы с функционально неграмотными взрослыми «семьей риска». Обучение взрослых умению чтения вслух и искусству рассказывания историй входят в работу детских библиотек в зарубежных странах. Выходя их стен библиотеки, библиотекари осваивают «новые территории» для приобщения населения к чтению, в том числе – редко читающих детей и подростков.

Во многих зарубежных странах осуществляется реформа образования. Особая роль в  этом процессе принадлежит  публичным  библиотекам, работающим с детьми и  школьным библиотекам, объединяющим как свои усилия, так и усилия библиотекарей разных видов и типов библиотек. Приоритетным направлением в работе школьных и детских, юношеских, а также библиотекарей других учебных заведений становится обучение подрастающего поколения информационной и компьютерной грамотности.

Начало ХХI века характеризуется  созданием мировой информационной структуры, развитием информационных технологий. Сегодня, в период модернизации и глобализации, библиотеки значительно меняются. Новые информационные технологии ставят перед детскими библиотеками мира задачи их освоения. Дети и подростки быстро и легко их осваивают т.к. их привлекают огромные возможности киберпространства. Роль библиотек в процессе построения информационного общества огромна, на этом делает акцент общественная библиотечная организация ИФЛА.[62]

В ряду обязательств, которые приняли на себя детские  библиотекари, обозначены следующие:

- обучать  родителей умению работать с  Интернетом и поддерживать их в том, чтобы они играли активную роль в руководстве своими детьми при использовании Интернета;

- собирать  и рекомендовать качественные  веб-сайты  для детей;

          - играть активную роль в развитии  политики в области Интернета  и программ, которые помогут родителям защищать детей от несоответствующих материалов и обеспечить детям доступ к информации, в которой они нуждаются.

Углубление и дифференцированный  подход к работе с детьми, знание проблем детства, выход за пределы  библиотеки для пропаганды книги  и стимулирования чтения, побуждает библиотекарей объединить усилия с другими воспитателями и педагогами, социальными работниками. Важным условием решения проблем читательской деятельности в библиотеках, обслуживающих детей, является организация взаимодействия библиотекарей и юных читателей на основе сотрудничества и сотворчества.

В наши дни проблемы грамотности, образования, культуры, чтения становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Библиотекари же становятся теми специалистами, которые зачастую играют в решении этих проблем ключевую роль.

Формы и методы библиотечной работы с детьми в странах мира

 

 На формирование читательской  культуры ребенка влияют семейная  обстановка, школа, библиотека и прочие культурные учреждения. Ребенок является наиболее изменчивым читателем, поскольку его читательские предпочтения напрямую завися от периодов психического и интеллектуального развития. Одни и те же произведения по-разному читаются и воспринимаются ребенком в дошкольном, в младшем школьном или старшем школьном возрасте. Можно сказать, что год от года этот читатель становится все более требовательным, ищет ответы на конкретные вопросы, решает волнующие его проблемы. Все дети задают вопросы, касающиеся современного мира, проблем морального характера, общественных патологий, наркомании. Это может звучать банально, но именно потому, что юный читатель заинтересован в познании мира, нельзя переоценить роль детской библиотеки в его воспитании и образовании. [7]

      В Конвенции прав ребенка принятой ООН 20 ноября 1989 г. зафиксированы права детей на информацию. «Ребенок имеет право на доступ к информации и материалам из различных национальных и интернациональных источников, в первую очередь это касается по улучшению его социального, духовного и морального благополучия, физического и духовного здоровья». Библиотеки должны заботится о включении таких материалов в свои коллекции, об их пропаганде. Рассмотрение информации и материалов, содержащих полезные для ребенка сведения социального и культурного характера, также должно являться целью и неотъемлемой частью образования, включая наиболее полное развитие личности характера, его талантов, умственных и физических способностей; воспитания уважения к правам человека, другим культурам, окружающей среде. В этом процессе детским библиотекам принадлежит особая роль, ведь они располагают большим спектром информационных источников.[15]

       Сегодня общественность развитых стран чрезвычайно остро ощущает проблемы новых поколений и стремится больше уделять внимания детству, поре, когда закладываются нравственные, гуманистические, созидательные основы человеческого бытия. Именно поэтому представляются профессионально чрезвычайно интересными поиски американскими библиотекарями путей приобщения детей к книге, чтению, библиотеке. Традиционно детские отделы публичных библиотек почти во всем мире обслуживают юных читателей в возрасте до 14 лет. В последние годы с возникновением новых теорий социально - психологического развития детей в развитых странах, в США появились библиотеки, хотя их и немного, которые обслуживают детей до 12 лет. Одна из причин  снижения возрастного ценза – рост спроса на программы, рассчитанные  на детей дошкольного возраста  и их родителей. Дети, посещающие публичные библиотеки, разделяются на три группы: к первой относятся дети, которые приходят в библиотеку систематически и добровольно, ко второй – дети, посещающие библиотеку группами из школ, центров дневного воспитания, к третьей – дети, появляющиеся в библиотеке время от времени[4]. В публичных библиотеках имеются пять традиционных «детских служб»: «часы рассказов» для дошкольников, «часы сказок» для школьников, справочная и консультативная работа, клубы летнего чтения и служба формирования соответствующего книжного фонда для обеспечения их функционирования.  В детских  программах библиотек уже давно появились слайды, 16-мм фильмы, игрушки и видеоигры. В последнее время библиотеки стали уделять особое внимание национальным меньшинствам, детям из бедных  иммигрантских семей, дошкольникам и особенно детям, которые остаются одни дома.

В США библиотеки  интенсивно работают с семьей, причем программа осуществляется  как с детьми разного возраста, так и с родителями, дедушками, бабушками. В библиотеках имеются  программы, предусматривающие использование кукол и стихов, которые предназначены для малышей от 3 до 9 месяцев. Меняют свое "лицо" и библиотечные собрания, предназначенные самым маленьким. Появляются материалы для малышей до года и их родителей. Это обусловлено тем, объясняют американские библиотекари, что спрос на них постоянно растет. Кроме библиотеки нет другого учреждения, которое обслуживало бы дошкольников и их родителей, стремящихся развернуть горизонты детского мира, а дошкольники относятся к числу самых радостных и благодарных читателей библиотеки. Проблема формирования фонда для юного поколения постоянно находится в поле зрения специалистов.  Библиотекари  США считают  существующую идеологию  формирования фондов для детей несколько консервативной: конечно, существуют классические книги, но дети имеют право читать то, что им хочется.  Однако библиотеки не могут игнорировать литературу, изучаемую в школе.   [12]

       В публичных библиотеках  реализуется ряд программ «с ребенком на коленях» («lap-sit»), когда родитель может принести  младенца  (от рождения до 24 месяцев) в библиотеку для того, чтобы он мог слушать истории, двигаться и подражать, а также чтобы родители  имели возможность научиться  сами стимулированию умственных процессов у малыша. Одна из наиболее известных программ семейной грамотности, реализуемых публичными библиотеками  с 1987 г., называется  «Главный старт». Эта программа осуществлялась силами добровольцев и библиотекарей и включала консультации родителей по  чтению как семейному занятию, рекомендации, направленные на повышение школьной успеваемости ребенка, знакомство родителей с материалами для чтения, обучение навыкам работы  с дошкольниками.  В Питсбурге  программа «мамы-тинейджеры»  (девочки в возрасте от13 до 19 лет) включала занятия с тьюторами, которые приходили в школу из библиотеки  два раза в неделю и обучали юных матерей искусству общения с детьми, консультировали их по детскому чтению. Другая программа – «Читаем вместе»: тьюторы (добровольцы) используют детские книги в качестве материала для обучения  и помогают обучающимся взрослым читать эти книги  детям. Родительские клубы чтения вслух – это другая модель современной программы семейной грамотности.  Еще один пример нестандартного подхода в работе  с семьей  - проект, который носил название «Отцы» и был осуществлен во второй половине 90-х гг. ХХ в.  при работе с заключенными тюрьмы Сан  Квентин в Калифорнии.  Цель: помочь отцам стать первыми учителями своих детей, научить отцов использовать детские книжки для обучения своих детей и общения с ними. Еще одна проблема, волнующая  американское общество, - это проблема связи поколений.  Сеть организаций и союзов Американской  ассоциации пенсионеров (AARP) и более 100 организаций «Связь поколений» имеют свои отделения на местном уровне, уровне штатов, а также национальные организации.  Программы не ограничиваются работой с пожилыми людьми и детьми,  они могут привлекать людей студенческого возраста,   рабочих и др.                                        

Публичная библиотека г. Принстона.  Все услуги: доступ в Интернет, электронная почта, доставка книг на дом, библиографическая служба и др. – бесплатны. Интересны услуги для детей. Литературное развитие ребенка осуществляется через различные программы: летних чтений, «детских историй», когда библиотекарь читает или в игровой форме представляет ту или иную детскую книжку. Используются разнообразные обучающие программы для детей разных возрастных групп, начиная с самого раннего возраста, с помощью аудио- и видеокассет проводят еженедельные мероприятия «время историй». Для взрослого читателя – обсуждения книг.[27]

        Для структуры организации и функционирования системы чтения, приобщения подрастающего поколения к книжным богатствам очевиден опыт создания в 1963 г. Центра детской литературы в Библиотеке конгресса как национального книгохранилища, наиболее полно комплектующего иностранные детские книги, научного, консультационного, справочно-библиографического, пропагандистского центра.[21]

Работа библиотекаря в детском  отделе публичной библиотеки очень  многогранна.  В его обязанности входят составление планов и реализация программ, предназначенных  для всех возрастов от малышей до групп старшего возраста; формирование фонда, что включает составление сметы и покупку книг; сотрудничество с местными школами; справочная работа и пропаганда книг и чтения.  Библиотекарь также должен давать консультации учителям, родителям, различным учреждениям, выпускать плакаты и рекомендательные списки литературы, готовить молодые кадры. Библиотекари проводят беседы о книгах с учащимися, ведут работу с дошкольниками и их родителями.  Они также посещают школы и детские сады, участвуют в работе семинаров, собраний, посвященных оценке и заказам книг. Некоторые заняты в комитетах библиотечного планирования. После окончания школьных занятий библиотекари работают непосредственно с детьми: выдают книги, отвечают на вопросы, демонстрируют фильмы и видеофильмы, помогают детям познавать компьютеры. Кроме того, библиотекари  выступают в качестве ведущих на встрече с писателями и в спектаклях.  При библиотеке действуют клубы поэзии, танцев, художественных ремесел.  Летом работают клубы чтения.  Как правило, программы  мероприятий связываются  с праздниками  тех или иных этнических групп.

       Дети в США обслуживаются во всех библиотеках, самостоятельных детских библиотек нет. Называются минимум три «сильных» аргумента в пользу такой системы: активно используются фонды, особенно та часть, которая не имеет четкого возрастного назначения; родители и дети должны пользоваться одной и той же библиотекой: вводить друг друга в библиотечное пространство, помогать друг другу, не торопиться уходить из библиотеки; легче и проще найти  книгу читателям – детям с «размытыми» потребностями (в США поощряется «выход за страницы учебника»). Дети обслуживаются в  помещениях (отделах), оснащенных специальной мебелью и оборудованием, квалифицированными, подготовленными для этой функции библиотекарями. Например, у профессионального библиотекаря должна быть степень бакалавра или магистра по детской литературе или детской психологии.[23]

Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ