Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:25, дипломная работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ деятельности и исторического развития библиотек мира, обслуживающих детей.
Задачами исследования является:
— изучение исторического опыта возникновения библиотек, обслуживающих детей в XIX - XX веке;
— анализирование обслуживания детей в мировом библиотечно-информационном пространстве;
— изучение целей, задач, функций отечественных и зарубежных библиотек, обслуживающих детей на современном этапе;
— анализирование форм и методов работы детских библиотек как институтов социально-культурной деятельности.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Историко-теоретический аспект развития детских библиотек
в мировом библиотечно-информационном пространстве
1.1 Организация библиотечного обслуживания детей в историческом
контексте..............................................................................................10
1.2 Обслуживание детей: цели, задачи работы библиотек мира......... 29
Глава 2. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом
на современном этапе.
2.1 Формы работы отечественных и зарубежных детских библиотек:
сравнительный анализ.......................................................................44
Перспективные направления работы детских библиотек мира
в современном информационном пространстве............................ 59
Заключение.......................................................................................................74
Список литературы.........................................................................................80
Детские библиотекари оказывают своим читателям информационную и консультативную поддержку в решении различных проблем: наркомания, ранняя беременность, алкоголизм и т. д.
Одной из наиболее острых проблем
на современном этапе, стоящих перед
детскими библиотеками за рубежом
является проблема отторжения от чтения
детей. Это явление изучается
учеными и осмысливается
Во всех странах в библиотечной работе сегодня предаётся большое значение раннему приобщению детей к книге. Работа с ними начинается с младенческого возраста. Раннее приобщение к чтению также требует усиления работы с родителями и развития новых методов и подходов.
В мире не нова проблема «семейной грамотности». В ряде развитых стран растет количество семей функционально неграмотных. Семейную грамотность можно рассматривать, как достижение определенного уровня грамотности в семье, где вместе работают над улучшением своего образования. Необходимость более тесного взаимодействия библиотек обслуживающих детей с семьей, а так же обслуживание за стенами библиотеки являются перспективами детских библиотек. Новым здесь становится опыт работы с функционально неграмотными взрослыми «семьей риска». Обучение взрослых умению чтения вслух и искусству рассказывания историй входят в работу детских библиотек в зарубежных странах. Выходя их стен библиотеки, библиотекари осваивают «новые территории» для приобщения населения к чтению, в том числе – редко читающих детей и подростков.
Во многих зарубежных странах осуществляется реформа образования. Особая роль в этом процессе принадлежит публичным библиотекам, работающим с детьми и школьным библиотекам, объединяющим как свои усилия, так и усилия библиотекарей разных видов и типов библиотек. Приоритетным направлением в работе школьных и детских, юношеских, а также библиотекарей других учебных заведений становится обучение подрастающего поколения информационной и компьютерной грамотности.
Начало ХХI века характеризуется
созданием мировой
В ряду обязательств, которые приняли на себя детские библиотекари, обозначены следующие:
- обучать родителей умению работать с Интернетом и поддерживать их в том, чтобы они играли активную роль в руководстве своими детьми при использовании Интернета;
- собирать и рекомендовать качественные веб-сайты для детей;
- играть активную роль в
Углубление и
В наши дни проблемы грамотности, образования, культуры, чтения становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Библиотекари же становятся теми специалистами, которые зачастую играют в решении этих проблем ключевую роль.
Формы и методы библиотечной работы с детьми в странах мира
На формирование читательской
культуры ребенка влияют
В Конвенции прав ребенка принятой ООН 20 ноября 1989 г. зафиксированы права детей на информацию. «Ребенок имеет право на доступ к информации и материалам из различных национальных и интернациональных источников, в первую очередь это касается по улучшению его социального, духовного и морального благополучия, физического и духовного здоровья». Библиотеки должны заботится о включении таких материалов в свои коллекции, об их пропаганде. Рассмотрение информации и материалов, содержащих полезные для ребенка сведения социального и культурного характера, также должно являться целью и неотъемлемой частью образования, включая наиболее полное развитие личности характера, его талантов, умственных и физических способностей; воспитания уважения к правам человека, другим культурам, окружающей среде. В этом процессе детским библиотекам принадлежит особая роль, ведь они располагают большим спектром информационных источников.[15]
Сегодня общественность развитых стран чрезвычайно остро ощущает проблемы новых поколений и стремится больше уделять внимания детству, поре, когда закладываются нравственные, гуманистические, созидательные основы человеческого бытия. Именно поэтому представляются профессионально чрезвычайно интересными поиски американскими библиотекарями путей приобщения детей к книге, чтению, библиотеке. Традиционно детские отделы публичных библиотек почти во всем мире обслуживают юных читателей в возрасте до 14 лет. В последние годы с возникновением новых теорий социально - психологического развития детей в развитых странах, в США появились библиотеки, хотя их и немного, которые обслуживают детей до 12 лет. Одна из причин снижения возрастного ценза – рост спроса на программы, рассчитанные на детей дошкольного возраста и их родителей. Дети, посещающие публичные библиотеки, разделяются на три группы: к первой относятся дети, которые приходят в библиотеку систематически и добровольно, ко второй – дети, посещающие библиотеку группами из школ, центров дневного воспитания, к третьей – дети, появляющиеся в библиотеке время от времени[4]. В публичных библиотеках имеются пять традиционных «детских служб»: «часы рассказов» для дошкольников, «часы сказок» для школьников, справочная и консультативная работа, клубы летнего чтения и служба формирования соответствующего книжного фонда для обеспечения их функционирования. В детских программах библиотек уже давно появились слайды, 16-мм фильмы, игрушки и видеоигры. В последнее время библиотеки стали уделять особое внимание национальным меньшинствам, детям из бедных иммигрантских семей, дошкольникам и особенно детям, которые остаются одни дома.
В США библиотеки интенсивно работают
с семьей, причем программа осуществляется
как с детьми разного возраста,
так и с родителями, дедушками,
бабушками. В библиотеках имеются
программы, предусматривающие
В публичных библиотеках реализуется ряд программ «с ребенком на коленях» («lap-sit»), когда родитель может принести младенца (от рождения до 24 месяцев) в библиотеку для того, чтобы он мог слушать истории, двигаться и подражать, а также чтобы родители имели возможность научиться сами стимулированию умственных процессов у малыша. Одна из наиболее известных программ семейной грамотности, реализуемых публичными библиотеками с 1987 г., называется «Главный старт». Эта программа осуществлялась силами добровольцев и библиотекарей и включала консультации родителей по чтению как семейному занятию, рекомендации, направленные на повышение школьной успеваемости ребенка, знакомство родителей с материалами для чтения, обучение навыкам работы с дошкольниками. В Питсбурге программа «мамы-тинейджеры» (девочки в возрасте от13 до 19 лет) включала занятия с тьюторами, которые приходили в школу из библиотеки два раза в неделю и обучали юных матерей искусству общения с детьми, консультировали их по детскому чтению. Другая программа – «Читаем вместе»: тьюторы (добровольцы) используют детские книги в качестве материала для обучения и помогают обучающимся взрослым читать эти книги детям. Родительские клубы чтения вслух – это другая модель современной программы семейной грамотности. Еще один пример нестандартного подхода в работе с семьей - проект, который носил название «Отцы» и был осуществлен во второй половине 90-х гг. ХХ в. при работе с заключенными тюрьмы Сан Квентин в Калифорнии. Цель: помочь отцам стать первыми учителями своих детей, научить отцов использовать детские книжки для обучения своих детей и общения с ними. Еще одна проблема, волнующая американское общество, - это проблема связи поколений. Сеть организаций и союзов Американской ассоциации пенсионеров (AARP) и более 100 организаций «Связь поколений» имеют свои отделения на местном уровне, уровне штатов, а также национальные организации. Программы не ограничиваются работой с пожилыми людьми и детьми, они могут привлекать людей студенческого возраста, рабочих и др.
Публичная библиотека г. Принстона. Все услуги: доступ в Интернет, электронная почта, доставка книг на дом, библиографическая служба и др. – бесплатны. Интересны услуги для детей. Литературное развитие ребенка осуществляется через различные программы: летних чтений, «детских историй», когда библиотекарь читает или в игровой форме представляет ту или иную детскую книжку. Используются разнообразные обучающие программы для детей разных возрастных групп, начиная с самого раннего возраста, с помощью аудио- и видеокассет проводят еженедельные мероприятия «время историй». Для взрослого читателя – обсуждения книг.[27]
Для структуры организации и функционирования системы чтения, приобщения подрастающего поколения к книжным богатствам очевиден опыт создания в 1963 г. Центра детской литературы в Библиотеке конгресса как национального книгохранилища, наиболее полно комплектующего иностранные детские книги, научного, консультационного, справочно-библиографического, пропагандистского центра.[21]
Работа библиотекаря в детском отделе публичной библиотеки очень многогранна. В его обязанности входят составление планов и реализация программ, предназначенных для всех возрастов от малышей до групп старшего возраста; формирование фонда, что включает составление сметы и покупку книг; сотрудничество с местными школами; справочная работа и пропаганда книг и чтения. Библиотекарь также должен давать консультации учителям, родителям, различным учреждениям, выпускать плакаты и рекомендательные списки литературы, готовить молодые кадры. Библиотекари проводят беседы о книгах с учащимися, ведут работу с дошкольниками и их родителями. Они также посещают школы и детские сады, участвуют в работе семинаров, собраний, посвященных оценке и заказам книг. Некоторые заняты в комитетах библиотечного планирования. После окончания школьных занятий библиотекари работают непосредственно с детьми: выдают книги, отвечают на вопросы, демонстрируют фильмы и видеофильмы, помогают детям познавать компьютеры. Кроме того, библиотекари выступают в качестве ведущих на встрече с писателями и в спектаклях. При библиотеке действуют клубы поэзии, танцев, художественных ремесел. Летом работают клубы чтения. Как правило, программы мероприятий связываются с праздниками тех или иных этнических групп.
Дети в США обслуживаются во всех библиотеках, самостоятельных детских библиотек нет. Называются минимум три «сильных» аргумента в пользу такой системы: активно используются фонды, особенно та часть, которая не имеет четкого возрастного назначения; родители и дети должны пользоваться одной и той же библиотекой: вводить друг друга в библиотечное пространство, помогать друг другу, не торопиться уходить из библиотеки; легче и проще найти книгу читателям – детям с «размытыми» потребностями (в США поощряется «выход за страницы учебника»). Дети обслуживаются в помещениях (отделах), оснащенных специальной мебелью и оборудованием, квалифицированными, подготовленными для этой функции библиотекарями. Например, у профессионального библиотекаря должна быть степень бакалавра или магистра по детской литературе или детской психологии.[23]
Информация о работе Деятельность детских библиотек в России и за рубежом: сравнительный анализ