Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:44, реферат
Функциональный аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативный процесс неизбежно привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение. Такой единицей является текст, который мыслится прежде всего как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и, следовательно, обладающая экстра- и интралингвистическими параметрами.
Предчувствую Тебя, года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя...
Провозглашая идеалы
Вечной Женственности, А. Блок писал
А. Белому: Я люблю Христа меньше,
чем Ее, и в славословии, благодарении
всегда прибегну к Ней. И еще: Чувствую
Ее, Христа иногда только понимаю. Идея
культа блестяще воплощена в лирико-
И дальше - Русь... Жена моя.
Это перекликается с образом России у А. Белого (Христос воскрес):
Россия, Страна моя - Ты - та самая, Облеченная Солнцем Жена.
Стилистическая контрастность,
контрастность образов-символов Блока
- это и есть воплощение идеи двух
начал мира - чувственного и духовного,
личностного и вселенского, реального
и ирреального. Причем своеобразие
стиля Блока заключается в
том, что эта контрастность
Поляризация двух начал
мира гениально представлена А. Блоком
в образах Христа и его антипода
пса. Здесь показан процесс
После поэмы А. Блока вехами в постижении образа Христа стали произведения «Христос воскрес» А. Белого; «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Покушение на миражи» В. Тендрякова, «Плаха» Ч. Айтматова. Все это борьба добра и зла, самоотверженной любви и эгоизма, творческого начала и потребительского отношения к жизни.
В этом смысле великое творение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» может быть воспринято как своеобразное художественное воплощение идеи добра и зла, их противоборства и непременного при этом единства и даже гармоничности существования. Диалог добра и зла ведется на протяжении всего произведения, это конструктивная идея, получившая стилистическое воплощение в тексте. Диалог этот воплощен в отношениях Иешуа и Воланда.
Каждый из них живет
в своем времени и
Личность того и другого
как бы разгадывается (в ходе применения
единого стилистического
Этот скрытый диалог, обозначавший общую идею неразрывности связи существования Воланда (зла) и Иисуса Христа (добра), завершается парадоксальным выводом: добро может существовать только при наличии зла, одно непременно предполагает другое. Так, Воланд говорит Левию Матвею: Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? И далее: Если есть вера в Христа, то есть вера и в Сатану.
Идея неразрывности пронизывает всю стилистику романа. Такой спор ведется по любому поводу, например, по поводу веры в слово, силы убеждения словом: Если бы с ним поговорить... я уверен, что он резко изменился бы, - говорит Иешуа о Марке Крысобое. Все теории стоят одна другой, - утверждает силу факта (а не слова) Воланд. И доказывать, что Христос существовал, не имеет смысла, он был и все. Раз существую я, Воланд, значит, был и Христос.
Контрастное сочетание
параллельных планов - ирреального
и реального - характеризует и
творческую манеру Ч. Айтматова (использование
мотива легенды). И именно это его
творческое начало воплощается в
поэтичности стиля прозы. Например,
легендарная мать-олениха в «
Идеи противоречивости мира, противопоставленности человека и вселенной были основополагающим началом в стилистике Ф. Тютчева.
Проиллюстрировать положение
«стиль - это воплощение конкретной
идеи» можно не только данными
художественной литературы. Возьмем, например,
тексты судебных речей, в которых
активно, открыто проявляется авторская
индивидуальность. Эта индивидуальность
оказывается прежде всего в идее,
ставшей доминирующей для данного
автора. В частности, интересны два
разных момента выступлений известных
отечественных юристов - Александра
Ивановича Урусова и Федора Никифоровича
Плевако. Разный стиль их выступлений
определяется разностью самой идеи
выступления. Что главное - поступки
людей или побуждения? Факты, действия
или нравственные начала их? Именно
эти начала различно проявляют особенность
ораторского труда. Речи Урусова - логичны,
рассудочны, точны. В них нет нравственной
или социальной окраски, система
доказательств привязана к
В речи Плевако преобладала
система общих начал - нравственных,
правовых. Тщательность доказательств
ему не свойственна. Одушевляясь
поэтическими образами или картинами,
Плевако доходил до лиризма. Это
и производило впечатление и
заставляло пренебрегать доказательствами.
Его анализ нравственных начал поступка
будил гнев, вызывал негодование,
причем именно на уровне эмоций, а не
разума. Апелляция к высшим законам
нравственности - эта идея воплощалась
в такие стилевые качества, как
риторичность, вдохновенность, поэтичность.
Обвиняя подсудимую игуменью Митрофанию,
Плевако, в частности, восклицает: Верим,
что многое, что написано в книге
закона, вам неведомо. Но ведь в этом
же законе есть и такие правила, которые
давным-давно приняты
Еще пример не из области
художественной стилистики. Осип Мандельштам
сделал небольшие заметки-наброски
о литературном стиле Дарвина. Здесь
также приводится мысль, причем не по
воле автора, о воплощении идеи в
стиле. Мандельштам пишет: Дарвин раз
и навсегда изгнал красноречие, изгнал
риторику, изгнал велеречивость из
литературного обихода
Стиль натуралиста - один из главных ключей к его мировоззрению. Его стиль близок газете, публицистике, политической статье. Его стиль - это научная публицистика, так считает Мандельштам, так был воспринят Дарвин его современниками. На научную стилистику Дарвина оказала влияние система карточных записей. Он никогда ничего не описывает, а только характеризует. Он вступает с природой в отношения военного корреспондента, интервьюера, отчаянного репортера, которому удается подсмотреть событие у самого его истока.
Его научная речь - это беседа. Чужое мнение не цитирует, приводит его в самом сжатом виде. Избегает научной терминологии. Открытость его мысли и способа изложения - это отражение жажды широкого сотрудничества с международными научными силами и желание быть понятым средне образованными читателями. Именно эту основную идею-мысль и воплотил в своих сочинениях Дарвин.
Так стиль подчиняется
идее, овладевшей автором. Мотив, побудивший
автора высказать эту идею, становится
причиной обращения к особой форме.
Стиль становится не только свойством
произведения данного автора, но и
средством выражения его