Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:44, реферат
Функциональный аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативный процесс неизбежно привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение. Такой единицей является текст, который мыслится прежде всего как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и, следовательно, обладающая экстра- и интралингвистическими параметрами.
Художник, по мнению Кэри,
обладает своим видением мира, «проповедует,
поскольку совершенно убежден в
той истине, которую видит, и пишет
для того, чтобы сообщить эту истину».
Форма, которую выбирает писатель, должна
быть ясной, доступной для понимания.
В этом кусочке пропущено одно
логико-смысловое звено, которое
необходимо восстановить, учитывая стилевые
качества данного текста, - логичность,
жесткую последовательность в изложении:
на стыке предложений нет связи
между ремой предшествующего
предложения и темой
Включение новой информации в тему, минуя одну из ступеней в нарастании информации, способствует «сгущению» смысла: пропущенные звенья содержания представляются имплицитно.
А вот пример целесообразности скачка в теме тема-рематической последовательности: Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи(А. Пушкин. Капитанская дочка). Здесь введено новое явление без предварительного представления (буран), т.е. новая информация включена сразу в тему этого высказывания.
Как видим, художественный текст более подвержен подобным сокращениям. Именно это сообщает ему структурную напряженность, предельную насыщенность смыслом, и в то же время такая напряженность не мешает восприятию, ибо фоновые знания, которые предполагается иметь читателю, достаточно элементарны.
Можно наметить некоторые
способы создания структурно напряженного
текста, т.е. более плотного представления
информации в тексте, опираясь на возможности
самого языка, используя компактные
структуры с нулевым
1. Повышают структурную
напряженность текста скачки
в тема-рематических
Зимний день в лесах очень короток; и вот уже синеют за окнами сумерки, и мало-помалу заползает в сердце беспричинная, смутная настоящая русская тоска. Петербург представляется далеким оазисом на окраине огромной снежной пустыни, которая обступила меня со всех сторон на тысячи верст (И. Бунин. Новая дорога) - не представлена тема «Петербург».
2. Той же цели служит
сжатие нескольких сообщений
в одно предложение, т.е.
3. Более компактными,
чем сложные, оказываются
4. Имплицитные, а не
эксплицитные связи также дают
возможность передать
5. Компактность изложения
создается и нулевым
6. Отсутствие повторной номинации также способствует большей концентрации смысла сообщения. Например, в последнем предложении отрывка:
Однажды в редакцию пришел старый моряк в засаленном тельнике под пиджаком. Рыжая щетина торчала островами на его щеках. Один глаз подергивался тиком(К. Паустовский. Черное море).
Естественно, здесь перечислены
далеко не все способы сокращения
словесного представления информации,
опирающиеся на возможности речевых
единиц текста. Тому же служат структуры
неполного грамматического
Однако имеются способы
и иного характера, прямо не относящиеся
к языку. Например, в научном тексте,
особенно в тексте научно-техническом,
напряженность создается
К тому же, как уже было показано, информативность текста возрастает за счет учета при его создании фоновых знаний.
Таким образом, текст, как
правило, являет собой несоответствие
объема информации, заложенного в
нем, и объема информации, выраженного
вербальными средствами. В результате
этого разрыва объем
Линейная структура
развертывания текста и глубинная
структура сообщения
Ориентация на определенную
меру прагматической (новой, полезной)
информации помогает более целесообразно
повышать информативность текста. Для
этого существуют два пути: интенсивный
и экстенсивный. В рамках этих двух
путей существуют разные способы
повышения информативности
Оба пути повышения информативности текста осуществляются при учете таких текстовых категорий, как эксплицитность и имплицитность при передаче смысла; напряженнось и ненапряженность структуры; речевая избыточность и недостаточность. При этом учитывается и тот факт, что уменьшение количества знаков для передачи информации необязательно означает увеличение самой информации, хотя чаще всего так и случается, так как увеличивается смысловая емкость знаков.
Интенсивный способ повышения
информативности текста связан с
процессом свертывания
Экстенсивный способ
повышает информативность путем
увеличения объема самой информации.
Применение его приводит к максимальной
детализации изложения, что позволяет
глубже проникнуть в сущность явления,
раскрыть связи и отношения исследуемого
объекта с внешним миром. Экстенсивный
способ повышения информативности
текста связан с введением дополнительной
информации, которая конкретизирует,
поясняет, расширяет знания о предмете
сообщения. Этот путь в силу своего
назначения (англ. еxtensive - расширяющийся,
увеличивающийся) предполагает увеличение
количества речевых единиц. Наиболее
типичными реализациями экстенсивного
способа являются дефиниции в
энциклопедиях и словарные
Словарные статьи могут быть более детализированными по содержанию или менее детализированными, т.е. разными по объему информации в соответствии с разными установками текста. Ср.: Формат (от лат. formo - придаю форму) (полиграф.), линейные размеры (длина и ширина или высота) печатной формы, листа бумаги, книжного блока и т.п., выраженные в метрич. или типометрич. (см. типометрия) единицах(СЭС. - 1979).
Формат, - а, м. Размер печатного издания, тетради, листа. Альбом большого формата. Ф. наборной полосы. // прил. форматный, -ая, -ое(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - 1995).
Таким образом, одна и та же информация передается разным количеством языковых знаков, с упоминанием разного количества имеющихся признаков.
Дополнительная (экстенсивная)
информация выступает в различных
формах в виде определений, пояснений,
объяснений, уточнений, присоединений.
Чем больше указывается признаков,
характеризующих данный предмет, тем
полнее складывается представление
о нем. Такую поясняющую информацию
следует рассматривать в
Немаловажную роль в
деле повышения информационных и
информативных качеств текста играют
различного рода сноски, ссылки, системы
указателей и полей, выделения курсивом,
разрядкой и т.д. По своей сущности
они являются также дополнительной
информацией, поскольку связаны
с введением дополнительных знаков,
однако их роль заключается не в
пояснение ранее сказанного, а
в обеспечении
Экстенсивный способ активно используется как в научно-технической, так и в художественной литературе и литературе учебной. Интенсивный способ применяется при создании рефератов, обзоров, тезисов.
Отношение к избыточной
информации обычно избирательно. При
усилении дидактических качеств (например,
в учебнике) она необходима. Здесь
целесообразной оказывается даже повторная
информация. В других же случаях
она может восприниматься как
дефектность изложения. Точно так
же и информационная перегруженность
снижает положительные качества
текста, поскольку он становится труднодоступным.
Предел информационной насыщенности текста
определяется его типологическими
признаками. В любом случае текст
должен обладать качеством содержательной
достаточности. Применительно к
некоторым текстам
Информационный минимум представляет собой коммуникативную пресуппозицию текста, он прогнозируется с высокой степенью вероятности. Так, предварительное знание уровня читательской аудитории делает банальным объяснение ряда фактов, ситуаций. В другой ситуации он может расширяться, например, в дидактических целях при обучении.
Все эти понятия - информационная насыщенность, информационный минимум, информационная норма - очень важны для текстов, создающихся по специальному заданию, часто по предварительно подготовленной программе. Естественно, роль их резко падает при обращении к текстам художественным, хотя и здесь могут быть, пусть и не очень жесткие, но ограничения, связанные с жанровой спецификой текстового материала (ясно, что, например, информационный фонд рассказа не совпадает с информационным фондом романа). .
Семиотические и коммуникативные способы компрессии информации в тексте
Информационная компрессия - это сжатие плана означающего при сохранении плана означаемого. Для определения предела сжатия существует понятие текстовой нормы. В разных текстах она будет разной, однако есть и общий показатель у этой нормы: речевая единица не должна утрачивать своего сообщительного смысла.