Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа
Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Занятие 2
Тема: Приемы бесконфликтного любовного общения
Задачи занятия:
Ход занятия
Обучающие задачи реализовывались следующим образом.
В начале занятия была проведена репродуктивная беседа, целью которой являлась проверка качества усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии.
Студентам предлагались следующие вопросы:
Ребята успешно справились с поставленными вопросами и показали высокий уровень усвоения знаний.
Далее студентом было предложено посмотреть видеофрагмент из к/ф «Жестокий романс» (см. Приложение 3.2.) и оценить поведение, речевые тактики и жанры, используемые героями.
Предлагаемые для анализа видеофрагмента вопросы:
В ходе беседы студенты показали свое умение выявлять и анализировать различные жанры в ситуации любовного конфликта. При этом ребята точно определили особенности невербального поведения героев: изменение интонации и межличностного расстояния между героями.
На следующем этапе занятия в ходе сообщающего слова ребятам были даны сведения о слагаемых искусства любить. Данный материал был изложен устно и частично представлен на слайдах (см. Приложение 4.2).
Вариант сообщающего слова:
- На прошлом занятии мы с вами говорили о любви как о чувстве, великом и возвышенном. Сегодня мы отнесемся к любви как к искусству, которому нужно учиться. Рассмотрим с вами слагаемые искусства под названием любовь:
Чтобы данные правила вам было легче реализовать в повседневном общении с любимым, познакомьтесь с простыми по сути, но весьма эффективными приемами бесконфликтных любовных взаимоотношений. Оформим эти сведения в виде памятки «Приемы бесконфликтных любовных отношений».
В ходе сообщающего слова студенты отметили, что большинство этих правил и принципов относятся в целом к общению между людьми, например, уважать и ценить другого человека, беречь и уважать его достоинство, быть корректным и следовать правилам этикета. Исходя из этого, студенты сделали вывод о том, что общение с любимым человеком должно строиться на базовых принципах эффективного общения. А научиться такому искусству как любовь несложно, нужно лишь уважать партнера, интересоваться им и помогать в трудную минуту. Также в процессе сообщения нового материала студенты составили памятку «Приемы бесконфликтных любовных отношений», которая позволит им пользоваться этими сведениями в жизни.
Далее последовала репродуктивная беседа.
Вопросы, которые выносились на обсуждение:
В ходе беседы ребята активно участвовали в обсуждении, они пришли к выводам, что конфликты неизбежны, но важно следить за своими эмоциями; настоящим отношениям не страшны конфликты, но только в том случае, если в них не попирается достоинство другого человека; в некоторых случаях конфликты могут даже быть полезны, если они, например, приводят к прояснению какой-то ситуации или «освежают» чувства. Но в то же время любой любовный конфликт – это всегда нарушение единства и гармонии во взаимоотношениях, которое, в конце концов, может оказаться губительным.
Дальнейшим этапом занятия послужило еще одно составление памятки «Советы, как избежать деструктивных конфликтов», с помощью которой, мы смогли наглядно показать, как нужно вести себя в конфликте (см. Таблица 2). Памятка была представлена на слайде (Приложение 4.2.).
- Психологи Ян Готлиб и Кэтрин Колби предлагают следующие советы, как избегать деструктивных конфликтов.
Таблица 2.
Советы, как избежать деструктивных конфликтов
Не надо | Надо |
|
|
После составления памятки была проведена репродуктивная беседа.
Вопросы, которые были выдвинуты на обсуждение:
В ходе беседы студенты пришли к выводу, что данные советы подходят для конструктивного разрешения любовного конфликта. Они согласились со всеми утверждениями. Особенно активно ребята придумывали примеры высказываний по каждому из пунктов. Все примеры были приведены правильно.
На следующем стадии занятия студентам для анализа были предложены два видеофрагмента из к/ф «Жестокий романс» и к/ф «Служебный роман» (см. Приложение 3.3. и 3.1.). Учащимся необходимо было оценить поведение и речевые жанры, используемые героями, их уместность и эффективность.
Для анализа каждого видеофрагмента были предложены следующие вопросы:
И несколько дополнительных вопросов, в ходе которых мы сравнили две ситуации любовного конфликта:
В процессе анализа студенты верно назвали причины обоих конфликтов, правильно выделили и оценили те речевые жанры, которые были употреблены героями, например, обвинение, упрек, признание в любви, утешение, просьба и др., пришли к выводу, что эти конфликтные ситуации схожи, потому что оба конфликта основаны на обмане героя. Но разное поведение героинь и героев приводят к тому, что конфликты разрешаются по-разному. В случае «Служебного романа» - примирением, а в «Жестоком романсе» - разрывом отношений.