Риторика любовного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление особенностей риторики любовного конфликта.
Общая цель работы включает следующие частные задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по теме.
2. Систематическое описание речевого поведения участников конфликта.
3. Проведение анализа использования речевых стратегий и тактик в диалогической речи участников речевого конфликта на примере произведений классической литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с. 3
I.Теоретические основы исследования. Сущность понятия «конфликт»……………………………………………………………………с.5
1.1. Причины, характер и цели конфликта………………………….............с.5
1.2. Сущность понятия «любовный конфликт»……………………………..с.8
1.3. Речевые акты любовного конфликта……………………………………с.11
II. Анализ речевого оформления любовного конфликта на примере произведений русской классической литературы и современных кинофильмов………………………………………………………………….с.17
Заключение…………...………………………………………………..............с.30
Библиография………………………………………………..…………………с.32

Работа содержит 1 файл

курсовая люб конфликты.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………с. 3

I.Теоретические основы исследования. Сущность  понятия  «конфликт»……………………………………………………………………с.5

1.1. Причины, характер и цели  конфликта………………………….............с.5

1.2. Сущность понятия «любовный  конфликт»……………………………..с.8

1.3. Речевые акты  любовного  конфликта……………………………………с.11

II. Анализ речевого оформления любовного конфликта на примере произведений русской классической литературы и современных кинофильмов………………………………………………………………….с.17

Заключение…………...………………………………………………..............с.30

Библиография………………………………………………..…………………с.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Вопрос о сущности речевого воздействия трудно отнести  к числу

малоразработанных; вероятно, отсчет следует вести от античных времен и аристотелевской концепции риторики.

Риторика зародилась в момент расцвета античной цивилизации. Авторы книги «Русская риторика»  Граудина Л. К. и Кочеткова Г. И., отмечают, что именно в период античности была осознана человечеством значительность слова: «С этого момента, когда в обществе возобладало представление о важности убеждения словом в противовес слепому подчинению членов общества друг другу – под влиянием ли страха, невежества, трусости или грубой силы (как говорят, с пистолетом у виска), - было понятно значение могущества слова» [1, с. 23].

 Риторика - наука об искусстве красноречия - занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

 Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах: в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного; в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально; в ХХ в. само слово «риторика» стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.

  Современная риторика имеет междисциплинарный характер. Неориторика означает расширение области знаний, подключение многочисленных понятий и сфер деятельности. Ближайшее окружение неориторики составляют логика, философия, герменевтика, поэтика, лингвистика и, прежде всего, лингвистика  текста. На протяжении всей истории своего существования риторика не имела однозначного толкования. В самом общем виде неориторика - это наука о  правилах убедительной коммуникации. Как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения она предполагает выявление механизмов нюансированного воздействия. В отличие от лингвистики риторика имеет дело только с речью, а не с языком.

В последнее время  границы риторики существенно расширились, поскольку   искусство общения  стало трактоваться как единство вербального и невербального [2, с. 21]. Среди множества определений обращает на себя внимание определение риторики профессора Ричардса как изучение случаев неверного понимания и его    последствий [3, с. 52]. Такое определение ставит вопрос об ошибочности коммуникации. Новая риторика, по его мнению, стала наукой о понимании и непонимании, в то время как прежняя, классическая риторика была порождением спора [3, с. 23].

С течением времени в  риторике возникла своя типология, появились  виды риторики: риторика авторитета, риторика успеха, текстуальная риторика, политическая, парламентская, метариторика, аргументативная и др. [1, с. 25].

Некоторые ученые склонны  выделять конвективную риторику и манипулятивную. Неконвективная риторика встречается  в ежедневных коммуникациях (при  продаже, например), а манипулятивная приводит к состоянию аффекта и заставляет человека действовать на основании рефлекса.

Кроме этого различают  также эпидектическую, форенсическую, делиберативную риторику, общую риторику и метариторику [4, c. 34].

 В литературе риторика понимается как искусство общения [1, с. 42]. Авторов можно поделить на две группы - они склонны либо рассказывать, либо показывать.

 В риторике существует  главный постулат, в соответствии  с которым с речью   можно  обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно, что накладывает запрет на значительное количество речей.  Если довести это  положение до логической точки, становится понятно, что каждый человек,  который вызывает у вас раздражение, не может быть объектом вашей речи [5, c. 123]. К сожалению реалии человеческого общества  не дают использовать этот постулат в полной мере. Человеческое общение сопровождается самыми разными конфликтами: политическими, религиозными, бытовыми, любовными. Недостаточная изученность этих вопросов придает актуальность настоящему исследованию.

Тема нашей работы – «Риторика любовного конфликта».

Цель работы – выявление особенностей риторики любовного конфликта.

  Общая цель работы включает следующие частные задачи исследования:

   1. Изучение научной литературы по теме.

   2. Систематическое  описание речевого поведения  участников конфликта.

   3. Проведение анализа  использования речевых стратегий  и тактик в диалогической речи  участников речевого конфликта  на примере произведений классической литературы.

Объектом данной работы являются любовные конфликты, представленные на страницах литературных произведений

В качестве предмета курсовой работы выступают риторические приемы и речевые жанры, использованные участниками конфликта.

Теоретической  основой исследования послужили работы  Зарецкой Е.Н., Граудиной Л. К., Кочетковой Г. И., Бахтина М.М., Зберовского А.В. и других.

Методы исследования. Для решения поставленных задач ведущим методом стал описательный метод с его основными компонентами: наблюдением, интерпретацией, обобщением.

Материалом для исследования послужили примеры из таких произведений классической литературы, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Бесприданница» А.Н.Островского, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Дерзание» Антонины Коптяевой, художественных фильмов «Служебный роман» Эльдара Рязанова и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографии и включает в себя 33 печатных страницы. Библиографический список включает  39 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Теоретические основы исследования. Сущность  понятия «конфликт».

 

1.1. Причины,  характер и цели конфликта.

 

 

Протекание межличностной  коммуникации определяется речевым  поведением  коммуникантов и их способностью им управлять. Важнейшее значение имеют  форма и содержание коммуникативных действий партнёров, а также их стратегическая организация, которые могут способствовать или  препятствовать достижению успеха в общении .

Конфликт является важной детерминантой человеческой активности. Конфликт - это явление повседневной жизни людей, оно касается всех и поэтому к нему проявлен всеобщий интерес. Оно включает в себя ряд смысловых значений: спор, борьба, разногласия, противоречия, ссора.

Понятием "конфликт" оперируют многие области знания - социология, психология, педагогика, юриспруденция, лингвистика, поскольку противоречия и столкновения возникают практически во всех сферах человеческой жизни: профессиональной, личной, бытовой [6, 41]. Под конфликтом (от лат. conflictus - столкновение) мы понимаем ситуацию, в которой происходит столкновение двух сторон (участников конфликта) по поводу разногласия интересов, целей, взглядов, в результате которого одна из сторон сознательно и активно действует в ущерб другой (физически или вербально), а вторая сторона, осознавая, что указанные действия направлены против его интересов, предпринимает ответные действия против первого участника [6, c. 11].

Конфликт может возникнуть только на базе коммуникативного контакта. Противоположность позиций или мысленное действие, никак не выраженное вовне, не являются элементом начавшегося конфликта, и нет конфликта, если действует только один участник. Как отмечает Н.Г. Комлев, конфликт отсутствует в двух случаях: при идеально слаженной интеракции на основании полного взаимного соответствия стратегических и тактических интересов общающихся и при отсутствии всякого контакта между ними [7, c. 65]. Таким образом, конфликт - это двустороннее поведение, базирующееся на коммуникативном контакте. 

С позиции исследователя, наблюдающего за проявлением конфликта  в видимой, доступной для наблюдения стадии, мы можем выявить два параметра, характеризующие причины и характер конфликта [8, c. 112].

Первый параметр – непосредственные участники конфликта. Второй параметр – язык и речь. Социальная сущность языка, его конвенциональная природа позволяют рассматривать язык в качестве кода, единого для говорящих на данном языке, создающего условия для понимания общающихся, и говорить о языке как о средстве установления контакта в речевом общении. Другое дело речь. Речь – явление индивидуальное, зависящее от автора-исполнителя, это творческий и неповторимый процесс использования ресурсов языка. Правильный выбор средств языка, ориентированных на собеседника, способность адекватно передать содержание, оправдывая ожидания партнера по коммуникации, - все это гармонизирует общение. Но как в языке, так и в речи кроются такие их свойства и особенности, которые создают огромное количество помех, сбоев, недоразумений, приводящих субъектов коммуникации к конфликту [9, c. 151].

Тип речевого взаимодействия можно определить по его исходу. Результат общения обычно связывают  с целью общения - с достижением / недостижением речевого намерения  говорящего. По тому факту, достигнута ли коммуникативная цель, выделяются два типа общения: эффективное (общение со знаком "плюс") и неэффективное (общение со знаком "минус"). Но цели можно добиться различными способами. Например, цель побудить собеседника к какому-либо желательному для говорящего действию может быть достигнута с помощью речевого акта вежливой просьбы или приказа, выраженного с помощью императива, инвективной лексики, с нанесением оскорбления и унижением личности собеседника. Можно удачно оскорбить партнера по коммуникации, считая свою цель выполненной, если таковой считалось изменение его эмоционального состояния [10, c. 109].

Правы, на наш взгляд, те ученые, которые эффективность  общения связывают с его качеством. Е.Н. Ширяев считает, что эффективное  общение - это оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных задач, когда иллокуция соответствует перлокуции [11, с. 14, 30]. И.А. Стернин в основу содержания "эффективное общение" кладет понятие "баланс отношений": эффективным речевым воздействием следует признать такое, которое удовлетворяет двум основным условием: достигает поставленных говорящим неречевой и речевой целей и сохраняет равновесие между участниками общения, т.е. достигает коммуникативной цели [12, с. 6]. Таким образом, вопрос ставится о том, как говорящим достигаются цели. Речь идет о качестве общения, оцениваемом по его результату с точки зрения того личностного (психологического) состояния, которое испытывают оба участника коммуникации по осуществлению совместной речевой деятельности.

Критерием же конфликтности является степень неконтролируемости, интенсивности, агрессивности реакции реципиента, которую он, осознавая, что речевое воздействие направлено на него или и на него тоже, осуществляет в ответ на подобное речевое воздействие.

Как мы уже отмечали, конфликт - парный поведенческий акт, поэтому его необходимо рассматривать с позиций двух субъектов общения. Это специфическое взаимодействие партнеров, протекающее по одному из двух возможных вариантов развития дискурса. Первый - конгруэнция - представляет собой нарастающее подтверждение взаимных ролевых ожиданий партнеров, быстрое формирование у них общей картины ситуаций и возникновение эмпатической связи друг с другом [13,с.196]. Второй - конфронтация - есть, напротив, одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации и возникновение известной антипатии друг к другу [14, с. 84]. Как отмечает А.Б. Добрович, согласно конвенциональным нормам общения, чувство антипатии должно скрываться и имеющиеся расхождения следует вербализовать в корректной форме [14, с. 77]. В случае конфликтного общения ни первое, ни второе не соблюдается. Происходит нарушение конвенций, собеседники не осуществляют какой бы то ни было притирки друг к другу, согласованных соизменений поведения. Конфронтация происходит не просто в результате несоблюдения общающимися норм, конвенций, правил речевого поведения. Внешнее проявление конфликта обусловлено более глубокими, неречевыми факторами, которые являются источником насильственного, агрессивного поведения.

Конфликт - это протекающее  во времени коммуникативное событие, поэтому оно может быть представлено в динамике. Основой такого представления  являются, во-первых, сценарий, отражающий развитие в рамках стереотипной ситуации «основных сюжетов» взаимодействия, и, во-вторых, речевой жанр с прописанными лингвистическими структурами. Сценарная технология дает возможность проследить стадии развития конфликта: его зарождение, созревание, пик, спад и разрешение. Анализ конфликтного речевого жанра показывает, какие языковые средства выбрали конфликтующие стороны в зависимости от своих интенций, намерений и целей. Сценарий закрепляет стандартный набор способов действий, а также их последовательность в развитии коммуникативного события; речевой жанр строится по известным тематическим, композиционным и стилистическим канонам, закрепленным в лингвокультуре. Знание сценариев конфликтного типа взаимодействия и соответствующих речевых жанров обеспечивает предсказуемость речевого поведения в подобных ситуациях общения и имеет объяснительную силу для распознавания потенциально конфликтных ситуаций, ситуаций риска и собственно конфликтных ситуаций, а также прогноза и моделирования коммуникантами как самой ситуации, так и своего поведения в ней.

Информация о работе Риторика любовного конфликта