Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Цель работы – выявление особенностей риторики любовного конфликта.
Общая цель работы включает следующие частные задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по теме.
2. Систематическое описание речевого поведения участников конфликта.
3. Проведение анализа использования речевых стратегий и тактик в диалогической речи участников речевого конфликта на примере произведений классической литературы.
Введение………………………………………………………………………с. 3
I.Теоретические основы исследования. Сущность понятия «конфликт»……………………………………………………………………с.5
1.1. Причины, характер и цели конфликта………………………….............с.5
1.2. Сущность понятия «любовный конфликт»……………………………..с.8
1.3. Речевые акты любовного конфликта……………………………………с.11
II. Анализ речевого оформления любовного конфликта на примере произведений русской классической литературы и современных кинофильмов………………………………………………………………….с.17
Заключение…………...………………………………………………..............с.30
Библиография………………………………………………..…………………с.32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I.Теоретические основы исследования.
Сущность понятия «конфликт»……………………………………………………
1.1. Причины, характер и цели
конфликта…………………………...........
1.2. Сущность понятия «любовный конфликт»……………………………..с.8
1.3. Речевые акты любовного конфликта……………………………………с.11
II. Анализ речевого оформления любовного
конфликта на примере произведений русской
классической литературы и современных
кинофильмов…………………………………………………
Заключение…………...…………………………………
Библиография………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о сущности речевого воздействия трудно отнести к числу
малоразработанных; вероятно, отсчет следует вести от античных времен и аристотелевской концепции риторики.
Риторика зародилась в момент расцвета античной цивилизации. Авторы книги «Русская риторика» Граудина Л. К. и Кочеткова Г. И., отмечают, что именно в период античности была осознана человечеством значительность слова: «С этого момента, когда в обществе возобладало представление о важности убеждения словом в противовес слепому подчинению членов общества друг другу – под влиянием ли страха, невежества, трусости или грубой силы (как говорят, с пистолетом у виска), - было понятно значение могущества слова» [1, с. 23].
Риторика - наука об искусстве красноречия - занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.
Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах: в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного; в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально; в ХХ в. само слово «риторика» стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.
Современная риторика имеет междисциплинарный характер. Неориторика означает расширение области знаний, подключение многочисленных понятий и сфер деятельности. Ближайшее окружение неориторики составляют логика, философия, герменевтика, поэтика, лингвистика и, прежде всего, лингвистика текста. На протяжении всей истории своего существования риторика не имела однозначного толкования. В самом общем виде неориторика - это наука о правилах убедительной коммуникации. Как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения она предполагает выявление механизмов нюансированного воздействия. В отличие от лингвистики риторика имеет дело только с речью, а не с языком.
В последнее время границы риторики существенно расширились, поскольку искусство общения стало трактоваться как единство вербального и невербального [2, с. 21]. Среди множества определений обращает на себя внимание определение риторики профессора Ричардса как изучение случаев неверного понимания и его последствий [3, с. 52]. Такое определение ставит вопрос об ошибочности коммуникации. Новая риторика, по его мнению, стала наукой о понимании и непонимании, в то время как прежняя, классическая риторика была порождением спора [3, с. 23].
С течением времени в риторике возникла своя типология, появились виды риторики: риторика авторитета, риторика успеха, текстуальная риторика, политическая, парламентская, метариторика, аргументативная и др. [1, с. 25].
Некоторые ученые склонны выделять конвективную риторику и манипулятивную. Неконвективная риторика встречается в ежедневных коммуникациях (при продаже, например), а манипулятивная приводит к состоянию аффекта и заставляет человека действовать на основании рефлекса.
Кроме этого различают также эпидектическую, форенсическую, делиберативную риторику, общую риторику и метариторику [4, c. 34].
В литературе риторика понимается как искусство общения [1, с. 42]. Авторов можно поделить на две группы - они склонны либо рассказывать, либо показывать.
В риторике существует главный постулат, в соответствии с которым с речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно, что накладывает запрет на значительное количество речей. Если довести это положение до логической точки, становится понятно, что каждый человек, который вызывает у вас раздражение, не может быть объектом вашей речи [5, c. 123]. К сожалению реалии человеческого общества не дают использовать этот постулат в полной мере. Человеческое общение сопровождается самыми разными конфликтами: политическими, религиозными, бытовыми, любовными. Недостаточная изученность этих вопросов придает актуальность настоящему исследованию.
Тема нашей работы – «Риторика любовного конфликта».
Цель работы – выявление особенностей риторики любовного конфликта.
Общая цель работы включает следующие частные задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по теме.
2. Систематическое описание речевого поведения участников конфликта.
3. Проведение анализа
использования речевых
Объектом данной работы являются любовные конфликты, представленные на страницах литературных произведений
В качестве предмета курсовой работы выступают риторические приемы и речевые жанры, использованные участниками конфликта.
Теоретической основой исследования послужили работы Зарецкой Е.Н., Граудиной Л. К., Кочетковой Г. И., Бахтина М.М., Зберовского А.В. и других.
Методы исследования. Для решения поставленных задач ведущим методом стал описательный метод с его основными компонентами: наблюдением, интерпретацией, обобщением.
Материалом для исследования послужили примеры из таких произведений классической литературы, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Бесприданница» А.Н.Островского, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Дерзание» Антонины Коптяевой, художественных фильмов «Служебный роман» Эльдара Рязанова и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и включает в себя 33 печатных страницы. Библиографический список включает 39 наименований.
I.Теоретические основы исследования. Сущность понятия «конфликт».
1.1. Причины, характер и цели конфликта.
Протекание межличностной коммуникации определяется речевым поведением коммуникантов и их способностью им управлять. Важнейшее значение имеют форма и содержание коммуникативных действий партнёров, а также их стратегическая организация, которые могут способствовать или препятствовать достижению успеха в общении .
Конфликт является важной детерминантой человеческой активности. Конфликт - это явление повседневной жизни людей, оно касается всех и поэтому к нему проявлен всеобщий интерес. Оно включает в себя ряд смысловых значений: спор, борьба, разногласия, противоречия, ссора.
Понятием "конфликт" оперируют многие области знания - социология, психология, педагогика, юриспруденция, лингвистика, поскольку противоречия и столкновения возникают практически во всех сферах человеческой жизни: профессиональной, личной, бытовой [6, 41]. Под конфликтом (от лат. conflictus - столкновение) мы понимаем ситуацию, в которой происходит столкновение двух сторон (участников конфликта) по поводу разногласия интересов, целей, взглядов, в результате которого одна из сторон сознательно и активно действует в ущерб другой (физически или вербально), а вторая сторона, осознавая, что указанные действия направлены против его интересов, предпринимает ответные действия против первого участника [6, c. 11].
Конфликт может возникнуть только на базе коммуникативного контакта. Противоположность позиций или мысленное действие, никак не выраженное вовне, не являются элементом начавшегося конфликта, и нет конфликта, если действует только один участник. Как отмечает Н.Г. Комлев, конфликт отсутствует в двух случаях: при идеально слаженной интеракции на основании полного взаимного соответствия стратегических и тактических интересов общающихся и при отсутствии всякого контакта между ними [7, c. 65]. Таким образом, конфликт - это двустороннее поведение, базирующееся на коммуникативном контакте.
С позиции исследователя,
наблюдающего за проявлением конфликта
в видимой, доступной для наблюдения
стадии, мы можем выявить два параметра,
характеризующие причины и
Первый параметр – непосредственные участники конфликта. Второй параметр – язык и речь. Социальная сущность языка, его конвенциональная природа позволяют рассматривать язык в качестве кода, единого для говорящих на данном языке, создающего условия для понимания общающихся, и говорить о языке как о средстве установления контакта в речевом общении. Другое дело речь. Речь – явление индивидуальное, зависящее от автора-исполнителя, это творческий и неповторимый процесс использования ресурсов языка. Правильный выбор средств языка, ориентированных на собеседника, способность адекватно передать содержание, оправдывая ожидания партнера по коммуникации, - все это гармонизирует общение. Но как в языке, так и в речи кроются такие их свойства и особенности, которые создают огромное количество помех, сбоев, недоразумений, приводящих субъектов коммуникации к конфликту [9, c. 151].
Тип речевого взаимодействия можно определить по его исходу. Результат общения обычно связывают с целью общения - с достижением / недостижением речевого намерения говорящего. По тому факту, достигнута ли коммуникативная цель, выделяются два типа общения: эффективное (общение со знаком "плюс") и неэффективное (общение со знаком "минус"). Но цели можно добиться различными способами. Например, цель побудить собеседника к какому-либо желательному для говорящего действию может быть достигнута с помощью речевого акта вежливой просьбы или приказа, выраженного с помощью императива, инвективной лексики, с нанесением оскорбления и унижением личности собеседника. Можно удачно оскорбить партнера по коммуникации, считая свою цель выполненной, если таковой считалось изменение его эмоционального состояния [10, c. 109].
Правы, на наш взгляд,
те ученые, которые эффективность
общения связывают с его
Критерием же конфликтности является степень неконтролируемости, интенсивности, агрессивности реакции реципиента, которую он, осознавая, что речевое воздействие направлено на него или и на него тоже, осуществляет в ответ на подобное речевое воздействие.
Как мы уже отмечали, конфликт - парный поведенческий акт, поэтому его необходимо рассматривать с позиций двух субъектов общения. Это специфическое взаимодействие партнеров, протекающее по одному из двух возможных вариантов развития дискурса. Первый - конгруэнция - представляет собой нарастающее подтверждение взаимных ролевых ожиданий партнеров, быстрое формирование у них общей картины ситуаций и возникновение эмпатической связи друг с другом [13,с.196]. Второй - конфронтация - есть, напротив, одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации и возникновение известной антипатии друг к другу [14, с. 84]. Как отмечает А.Б. Добрович, согласно конвенциональным нормам общения, чувство антипатии должно скрываться и имеющиеся расхождения следует вербализовать в корректной форме [14, с. 77]. В случае конфликтного общения ни первое, ни второе не соблюдается. Происходит нарушение конвенций, собеседники не осуществляют какой бы то ни было притирки друг к другу, согласованных соизменений поведения. Конфронтация происходит не просто в результате несоблюдения общающимися норм, конвенций, правил речевого поведения. Внешнее проявление конфликта обусловлено более глубокими, неречевыми факторами, которые являются источником насильственного, агрессивного поведения.
Конфликт - это протекающее
во времени коммуникативное