Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа
Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение
– Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.
– А немцы все дело говорят? – промолвил Павел Петрович, и лицо его приняло такое безучастное, отдаленное выражение, словно он весь ушел в какую-то заоблачную высь.
– Не все, – ответил с коротким зевком Базаров, которому явно не хотелось продолжать словопрение.
Павел Петрович взглянул на Аркадия, как бы желая сказать ему: «Учтив твой друг, признаться».
– Что касается до меня, – заговорил он опять, не без некоторого усилия, – я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были ну, там Шиллер, что ли, Гётте... Брат вот им особенно благоприятствует... А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты...
– Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров.
– Вот как, – промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. – Вы, стало быть, искусства не признаете?
– Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.
– Так-с, так-с. Вот как вы изволите шутить. Это вы всё, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
– Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе.
– Очень хорошо-с. Ну, а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?
– Что это, допрос? спросил Базаров.
Павел Петрович слегка побледнел ...<…>
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Фрагмент 2
Анна уже была дома. Когда Вронский вошел к ней, она была одна в том самом наряде, в котором она была в театре. Она сидела на первом у стены кресле и смотрела перед собой. Она взглянула на него и тотчас же приняла прежнее положение.
– Анна, – сказал он.
– Ты, ты виноват во всем! – вскрикнула она со слезами отчаяния и злости в голосе, вставая.
– Я просил, я умолял тебя не ездить, я знал, что тебе будет неприятно…
– Неприятно! – вскрикнула она. – Ужасно! Сколько бы я ни жила, я не забуду этого. Она сказала, что позорно сидеть рядом со мной.
– Слова глупой женщины, – сказал он, – но для чего рисковать, вызывать…
– Я ненавижу твоё спокойствие, ты не должен был доводить меня до этого. Если бы ты любил меня…
– Анна! К чему этот вопрос о моей любви…
– Да. Если бы ты любил меня, как я, если бы мучался, как я… – сказала она, с выражением испуга взглядывая на него.
Ему жалко было её и всё-таки досадно. Он уверял её в своей любви, потому что видел, что только одно это может теперь успокоить её, и не упрекал её словами, но в душе своей он упрекал её.
И те уверения в любви, которые ему казались так пошлы, что ему совестно было выговаривать их, она впивала в себя и понемногу успокаивалась. На другой день после этого, совершенно примирённые, они уехали в деревню. <…>
Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
Ребята правильно определили, что в обоих текстах представлена конфликтная ситуация. Большинство студентов верно ответили, что конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзные разногласия, острый спор. (Определение конфликта было дано и на слайде (см. Приложение 4.1.)). Все учащиеся верно указали, что в первом фрагменте представлен конфликт межличностный, который произошел из-за несовпадения взглядов и мнений Базарова и Павла Петровича. А второй фрагмент является любовным конфликтом между Анной Карениной и Вронским. Также студенты отметили, что в первом фрагменте есть свидетели конфликта, а во втором – нет. Различаются и причины конфликтов, вербальное и невербальное наполнение.
Далее мы привели наше рабочее определение любовного конфликта, которое было представлено на слайде (Приложение 4.1.)
- Под любовным конфликтом мы понимаем – противоречие, возникающее между любящими людьми и вызванное несовместимостью взглядов, интересов, целей и потребностей.
На следующем этапе занятия была проведена репродуктивная беседа.
Репродуктивная беседа:
В ходе беседы мы, опираясь на личный опыт студентов, выделили причины любовных конфликтов и способы их разрешения. Также причины любовных конфликтов были помещены на слайд (см. Приложение 4.1.). Мы сравнили те варианты, которые предложили студенты и те, которые выделили ученые. И пришли к выводу, что многие из тех причин, которые выделили ученые, не встречались в речевой практике ребят. Они сами объяснили это тем, что немногие имеют долгие любовные отношения и до таких причин, как, например, материальные трудности или бытовые проблемы, они не «доросли». А, обсуждая варианты разрешения конфликта, мы пришли к выводу, что конфликты могут привести к завершению отношений, могут улучшить их или вообще не повлиять на них.
Далее, в сообщающем слове, мы рассмотрели два пути разрешения конфликта и тактики поведения участников конфликта (материал был представлен и на слайдах (см. Приложение 4.1.)).
Приведем вариант сообщающего слова.
- Конфликт может развиваться двумя путям: деструктивно и конструктивно.
Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками: проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов людей; в результате укрепляются отношения между людьми, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижает уровень конфликтности в целом; после наступает улучшения эмоционального климата между людьми и эмоционального статуса каждого человека: исчезают тревоги, страхи, напряженность.
Деструктивный конфликт характеризуется тем, что проблема не решается – происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы – прерывание конфликта (мнимое перемирие); противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности того, кто вышел из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными; в результате возникает эмоциональная отчужденность, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности.
Для анализа любой конфликтной ситуации необходимо знать о 5 тактиках поведения:
В рамках конфликта важно учитывать поведение участников, которое может быть весьма разнообразным. Дж. Г. Скотт выделяет следующие тактики, различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта: доминирование, уход (избегание), уступчивость, компромисс, сотрудничество.
По ходу сообщающего слова студенты делали записи: фиксировали особенности деструктивных и конструктивных конфликтов и отмечали основные коммуникативные тактики поведения и их характеристики.
На следующем этапе мы вновь обратились к раздаточному материалу.
Задание 2. Прочитайте и определите, какие тактики поведения применяют герои и как разрешается каждый из конфликтов.
Языковой материал
Фрагмент 1.
Неожиданно вбегает она однажды ко мне и прямо с порога:
– Ты, говорят, на днях в Италию уезжаешь?
– Да. Так что с того?
– Почему же ты не сказал мне об этом ни слова? Хотел тайком уехать?
– Бог с тобой. Как раз нынче собирался пойти к вам и сказать.
– При папе? Почему не мне наедине? Нет, ты никуда не поедешь!
Я по-дурацки вспыхнул:
– Нет, поеду.
– Нет, не поедешь.
– А я говорю, что поеду.
– Это твое последнее слово?
– Последнее. Но пойми, что я вернусь через какой-нибудь месяц, много через полтора. И вообще, послушай, Галя…
– Я вам не Галя. Я вас теперь поняла – всё, всё поняла! И если бы вы сейчас стали клясться мне, что вы никуда и никогда вовеки не поедете, мне теперь всё равно. Дело уже не в том!
И распахнув дверь, с размаху хлопнула ею и зачастила каблучками вниз по лестнице. Я хотел кинуться за ней, но удержался: нет, пусть придет в себя, вечером отправлюсь в Отраду, скажу, что не хочу огорчать её, в Италию не еду, и мы помиримся. Но часов в пять вдруг входит ко мне с дикими глазами художник Синани:
– Ты знаешь – у Ганского дочь отравилась! Насмерть! <…>
И. А. Бунин «Галя Ганская»
Фрагмент 2.
Он входит прямо с улицы, не раздеваясь, в мокром плаще и шляпе проходит в комнату, садится на стул, закуривает. Затем входит его жена. Подходит к мужу, обнимает его сзади за плечи, прижимается.
Она. Ой, мокрый какой!.. Снимай скорей. Смотри, натекло. И наследил как... Да, ладно, ладно, сиди, я подотру... Ну, сними же плащ, я повешу.
Он. Не хочу.
Она. Что, так и будешь сидеть в плаще?
Он. Так и буду.
Она. Ну, сиди … Ой, а у меня новость! Сказать?.. Бабка моя приехала, по отцу. Ты знаешь, что она собирается нам подарить? Холодильник! Представляешь?.. Ты рад?
Он. Очень.
Она. А что же у тебя тогда такой вид?
Он. Какой?
Она. Как у проглотившего аршин.
Неожиданно Он встает и высоко подпрыгивает.
Она. Ой, ты что? (Смеется.)
Он. Прыгаю от радости.
Она (смеется). То-о-лик! Дай я тебя поцелую!
Он. А может, мне сначала ужинать подадут? Подадут или не подадут мне сегодня ужин?
Она. Ты не в духе, да?.. Ну, хорошо. Иди разденься и вымой руки.
Он. А я некультурный.
Она. То-о-олик!
Он (передразнивает). Что - То-о-олик?.. Что ты со мной обращаешься, как с мальчишкой? Захочу разденусь, не захочу так буду есть!.. Привыкли тут культурных из себя строить! Чуть что иди руки мой! А я трудовой человек. Мне положено иметь грязные руки. Или тебя это не устраивает?