Риторика любовных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом риторика любовных конфликтов.doc

— 809.50 Кб (Скачать)

     – Да зачем же я стану  их признавать? И  чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.

     – А немцы все  дело говорят? – промолвил  Павел Петрович, и  лицо его приняло  такое безучастное, отдаленное выражение, словно он весь ушел в какую-то заоблачную высь.

     – Не все, – ответил  с коротким зевком Базаров, которому явно не хотелось продолжать словопрение.

     Павел Петрович взглянул на Аркадия, как бы желая  сказать ему: «Учтив твой друг, признаться».

     – Что касается до меня, – заговорил он опять, не без некоторого усилия, –  я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были ну, там Шиллер, что ли, Гётте... Брат вот им особенно благоприятствует... А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты...

     – Порядочный химик  в двадцать раз  полезнее всякого  поэта, – перебил Базаров.

     – Вот как, – промолвил  Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. – Вы, стало быть, искусства не признаете?

     – Искусство наживать деньги, или нет  более геморроя! воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.

     – Так-с, так-с. Вот как  вы изволите шутить. Это вы всё, стало  быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?

     – Я уже доложил  вам, что ни во что  не верю; и что  такое наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе.

     – Очень хорошо-с. Ну, а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?

     – Что это, допрос? спросил  Базаров.

     Павел Петрович слегка побледнел ...<…>

     И. С. Тургенев «Отцы  и дети»

     Фрагмент 2

     Анна  уже была дома. Когда  Вронский вошел к  ней, она была одна в том самом  наряде, в котором  она была в театре. Она сидела на первом у стены кресле и смотрела перед собой. Она взглянула на него и тотчас же приняла прежнее положение.

     – Анна, – сказал он.

     – Ты, ты виноват во всем! – вскрикнула она со слезами  отчаяния и злости в голосе, вставая.

     – Я просил, я умолял тебя не ездить, я  знал, что тебе будет  неприятно…

     – Неприятно! – вскрикнула она. – Ужасно! Сколько бы я ни жила, я не забуду этого. Она сказала, что позорно сидеть рядом со мной.

     – Слова глупой женщины, – сказал он, –  но для чего рисковать, вызывать…

     – Я ненавижу твоё спокойствие, ты не должен был  доводить меня до этого. Если бы ты любил  меня…

     – Анна! К чему этот вопрос о моей любви…

     – Да. Если бы ты любил  меня, как я, если бы мучался, как я… – сказала она, с выражением испуга взглядывая на него.

     Ему жалко было её и  всё-таки досадно. Он уверял её в своей  любви, потому что  видел, что только одно это может теперь успокоить её, и не упрекал её словами, но в душе своей он упрекал её.

     И те уверения в любви, которые ему казались так пошлы, что  ему совестно было выговаривать их, она впивала в себя и понемногу успокаивалась. На другой день после этого, совершенно примирённые, они уехали в деревню. <…>

     Л. Н. Толстой «Анна  Каренина»

     Ребята  правильно определили, что в обоих  текстах представлена конфликтная  ситуация. Большинство студентов верно ответили, что конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзные разногласия, острый спор. (Определение конфликта было дано и на слайде (см. Приложение 4.1.)). Все учащиеся верно указали, что в первом фрагменте представлен конфликт межличностный, который произошел из-за несовпадения взглядов и мнений Базарова и Павла Петровича. А второй фрагмент является любовным конфликтом между Анной Карениной и Вронским. Также студенты отметили, что в первом фрагменте есть свидетели конфликта, а во втором – нет. Различаются и причины конфликтов, вербальное и невербальное наполнение.

     Далее мы привели наше рабочее определение любовного конфликта, которое было представлено на слайде (Приложение 4.1.)

     - Под любовным конфликтом мы понимаем – противоречие, возникающее между любящими людьми и вызванное несовместимостью взглядов, интересов, целей и потребностей.

     На  следующем этапе занятия была проведена репродуктивная беседа.

     Репродуктивная  беседа:

  1. В вашей жизни, вероятно, уже происходили конфликты с любимым человеком. Каковы были причины этих конфликтов?
  2. Как заканчивались эти конфликты?

     В ходе беседы мы, опираясь на личный опыт студентов, выделили причины любовных конфликтов и способы их разрешения. Также причины любовных конфликтов были помещены на слайд (см. Приложение 4.1.). Мы сравнили те варианты, которые предложили студенты и те, которые выделили ученые. И пришли к выводу, что многие из тех причин, которые выделили ученые, не встречались в речевой практике ребят. Они сами объяснили это тем, что немногие имеют долгие любовные отношения и до таких причин, как, например, материальные трудности или бытовые проблемы, они не «доросли». А, обсуждая варианты разрешения конфликта, мы пришли к выводу, что конфликты могут привести к завершению отношений, могут улучшить их или вообще не повлиять на них.

     Далее, в сообщающем слове, мы рассмотрели два пути разрешения конфликта и тактики поведения участников конфликта (материал был представлен и на слайдах (см. Приложение 4.1.)).

     Приведем  вариант сообщающего слова.

     - Конфликт может развиваться двумя путям: деструктивно и конструктивно.

     Конструктивный  конфликт характеризуется  следующими признаками: проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов людей; в результате укрепляются отношения между людьми, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижает уровень конфликтности в целом; после наступает улучшения эмоционального климата между людьми и эмоционального статуса каждого человека: исчезают тревоги, страхи, напряженность.

      Деструктивный конфликт характеризуется тем, что проблема не решается – происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы – прерывание конфликта (мнимое перемирие); противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности того, кто вышел из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными; в результате возникает эмоциональная отчужденность, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности.

      Для анализа любой конфликтной ситуации необходимо знать о 5 тактиках поведения:

      В рамках конфликта важно учитывать  поведение участников, которое может быть весьма разнообразным. Дж. Г. Скотт выделяет следующие тактики, различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта:   доминирование, уход (избегание), уступчивость, компромисс, сотрудничество.

    • Доминирование (соревнование, противоборство).
    • Уход (избегание).
    • Уступчивость (приспособление).
    • Компромисс.
    • Сотрудничество.

      По  ходу сообщающего слова студенты делали записи: фиксировали особенности деструктивных и конструктивных конфликтов и отмечали основные коммуникативные тактики поведения и их характеристики.

     На  следующем этапе мы вновь обратились к раздаточному материалу.

     Задание 2. Прочитайте и определите, какие тактики поведения применяют герои и как разрешается каждый из конфликтов.

     Языковой  материал

     Фрагмент 1.

     Неожиданно  вбегает она однажды  ко мне и прямо  с порога:

     –  Ты, говорят, на днях в Италию уезжаешь?

     –  Да. Так что с  того?

     –  Почему же ты не сказал мне об этом ни слова? Хотел тайком уехать?

     –  Бог с тобой. Как  раз нынче собирался  пойти к вам  и сказать.

     – При папе? Почему не мне наедине? Нет, ты никуда не поедешь!

     Я по-дурацки вспыхнул:

     –  Нет, поеду.

     –  Нет, не поедешь.

     –  А я говорю, что  поеду.

     –  Это твое последнее  слово?

     –  Последнее. Но пойми, что я вернусь  через какой-нибудь месяц, много через  полтора. И вообще, послушай, Галя…

     –  Я вам не Галя. Я вас теперь поняла – всё, всё поняла! И если бы вы сейчас стали клясться мне, что вы никуда и  никогда вовеки не поедете, мне теперь всё равно. Дело уже  не в том!

     И распахнув дверь, с размаху хлопнула ею и зачастила каблучками вниз по лестнице. Я хотел кинуться за ней, но удержался: нет, пусть придет в себя, вечером отправлюсь в Отраду, скажу, что не хочу огорчать её, в Италию не еду, и мы помиримся. Но часов в пять вдруг входит ко мне с дикими глазами художник Синани:

     –  Ты знаешь – у  Ганского дочь отравилась! Насмерть! <…>

     И. А. Бунин «Галя  Ганская»

     Фрагмент 2.

     Он  входит прямо с  улицы, не раздеваясь, в мокром плаще  и шляпе проходит в комнату, садится  на стул, закуривает. Затем входит его  жена. Подходит к мужу, обнимает его сзади за плечи, прижимается.

     Она. Ой, мокрый какой!.. Снимай скорей. Смотри, натекло. И наследил как... Да, ладно, ладно, сиди, я подотру... Ну, сними же плащ, я повешу.

     Он. Не хочу.

     Она. Что, так и будешь сидеть в плаще?

     Он. Так и буду.

     Она. Ну, сиди … Ой, а у меня новость! Сказать?.. Бабка моя приехала, по отцу. Ты знаешь, что она собирается нам подарить? Холодильник! Представляешь?.. Ты рад?

     Он. Очень.

     Она. А что же у тебя тогда такой вид?

     Он. Какой?

     Она. Как у проглотившего  аршин. 

     Неожиданно Он встает и высоко подпрыгивает.

     Она. Ой, ты что? (Смеется.)

     Он. Прыгаю от радости.

     Она (смеется). То-о-лик! Дай  я тебя поцелую!

     Он. А может, мне сначала  ужинать подадут? Подадут или не подадут мне сегодня ужин?

     Она. Ты не в духе, да?.. Ну, хорошо. Иди разденься и вымой руки.

     Он. А я некультурный.

     Она. То-о-олик!

     Он (передразнивает). Что - То-о-олик?.. Что ты со мной обращаешься, как с мальчишкой? Захочу разденусь, не захочу так буду есть!.. Привыкли тут культурных из себя строить! Чуть что иди руки мой! А я трудовой человек. Мне положено иметь грязные руки. Или тебя это не устраивает?

Информация о работе Риторика любовных конфликтов