Риторика любовных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом риторика любовных конфликтов.doc

— 809.50 Кб (Скачать)

     Она улыбнулась сквозь слезы:

     - Ладно, так и  быть, поверю. Пошли  домой.

     Анализ

     Адресант  в конфликте –  женщина (Дейзи).

     Адресат – мужчина (Алекс)

     Причиной  конфликта является несовпадение взглядов мужчины и женщины.

     В рассматриваемом  тексте представлено несколько конфликтов, но объединены они  одним основным. Основным конфликтом является нежелание женщины соглашаться с намерениями своего любимого мужчины.

     Целью данного конфликта  для женщины становится убеждение своего партнера в ненужности тех действий, которые  он хочет совершить. Параллельно желая услышать признание и убедиться в любви своего мужчины.

     В ходе конфликта целью  мужчины становится переубедить женщину и доказать правильность своих решений.

     По  развитию ситуации возникает  новая цель – желание, чтобы женщина  поверила в искренность  его признаний.

     В данном конфликте  различное невербальное содержание.

     Со  стороны женщины: толчок в грудь, хватание за волосы, обнимание, прижимание, улыбка, ласковое покусывание губы партнера, поцелуй, слезы счастья.

     Со  стороны мужчины: касание губами ее волос, поглаживание по голове, хитрая улыбка, поцелуй.

     Невербальное  содержание напрямую связано с тактиками и жанрами, использованными в конфликте.

     В данной ситуации использованы различные тактики: противоборство, избегание, уступка, что в итоге приводит к тактике компромисса, т.е. к конструктивному решению.

     Жанры, используемые участниками  конфликта, различны.

     Используя деструктивные, участники  применяли и деструктивные  жанры: упрек, требование, угроза.

     По  ходу разрешения конфликта  были использованы такие  жанры: оправдание, просьба, обещание, комплимент, признание в любви.

     Эти конструктивные жанры  в сочетании с положительными невербальными компонентами привели к конструктивному разрешению конфликта.

     (АВТОР  АНАЛИЗА???)

     В представленном образце учтены все  аспекты анализа. В целом этот анализ показал, что студент овладел  теми умениями, которым мы обучали на первом занятии: выявлять причину конфликта, определять адресата и адресанта, находить различные жанры и верно определять цель их использования, а также анализировать невербальное поведение героев и его значение.

     Кроме того, это задание позволило нам  выявить читательские вкусы студентов ФРЛ, а также убедило нас в том, что внимательный анализ любовного конфликта в художественном произведении помогает глубже проникнуть не только в мир героев, но в художественный замысел творца. Именно это последнее обстоятельство особенно важно для будущего учителя-словесника.

     Оценка  результатов  ролевой игры проводилась по следующим критериям:

  • результативность выбранной тактики поведения;
  • эффективность использования речевых жанров в ситуации любовного конфликта;
  • уместность невербального поведения участников.

СКАЗАТЬ, КАК ОРГАНИЗОВЫВАЛАСЬ ИГРА! КАК РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ РОЛИ!!!

     При анализе мы выяснили, что участники эксперимента овладели умениями эффективно применять конструктивные жанры в ситуации любовного конфликта, умело пользоваться конструктивными тактиками, а также следить за своими жестами, мимикой и положением в пространстве.

     Приведем  пример разрешения ситуации любовного конфликта.

     Вашей девушке не нравится, что вы собрались  на футбол с друзьями. Она хочет провести этот субботний вечер с вами в кино или кафе. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Конструктивное решение).

     Конфликтная ситуация  развивалась следующим образом:

     - Значит, ты идешь  на футбол?

     - Да, иду.

     - Ага, идешь на  футбол.

     - Ну, иду. 

     - С друзьями идешь,  да?

     - Ну, да, с друзьями.

     - Ты идешь на  футбол, а я остаюсь  одна.

     - Ну, ты же пойдешь  со мной на стадион.

     - Не пойду. Я  хочу в кафе, а  ты идешь с друзьями  на футбол.

     - Ну, мы договорились  уже.

     - Конечно! Я сижу  одна, а ты идешь  на футбол.

     - Прошу тебя, успокойся. А давай, соединим два желания. Мы пойдем в спорт-бар. Там будет и футбол, и кафе. Согласна?

     - Да… Конечно, пошли! (улыбается)

     В начале конфликта участники стояли далеко друг от друга. Девушка скрестила  руки на груди, а голос ее выражал  крайнюю степень недовольства. Молодой человек после первого же упрека выглядел виноватым. И именно он первым пошел на компромисс.

     В данном случае девушка использовала деструктивные жанры – упреки и обвинение. Юноша соглашался с ее упреками, но пытался оправдаться тем, что у него есть договоренность. Девушка начала все больше злиться, обвинять его в том, что он оставляет ее одну, а молодой человек почувствовал, что конфликт может развиться дальше. Именно потому, что мужчина не захотел развития конфликта, он предложил оптимальный для обоих вариант проведения вечера. Конфликт разрешился конструктивно благодаря эффективному использованию конструктивной тактики и жанра оправдания, просьбы и утешения.

     Рассмотрим  еще один пример разрешения конфликта.

     Ваш молодой человек  пригласил вас отдохнуть в горы. Вы не умеете кататься на лыжах. Вы сказали ему об этом, он пообещал вас научить. Когда вы оказались на горе, то поняли, что вам страшно, и вы не сможете побороть ваш страх. Возлюбленный отвел вас в гостиницу и сказал, что вы трусиха, и выходные дни прошли зря. И весь день не разговаривал с вами. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Конструктивное решение).

     Ситуация  развивалась таким образом:

     - Милый, почему  ты со мной не  разговариваешь? Ты  обиделся?

     - Ты своей трусостью испортила весь отдых. Зачем ты вообще поехала?

     - Когда ты предложил  поехать, я обрадовалась, и подумала, что  смогу побороть свой страх. Но у меня не получилось…

     - Я же был рядом,  с тобой бы ничего  не случилось!

     - Я знаю, что ты  был рядом, но  мне все равно было очень страшно.

     - Не понимаю вообще, что страшного?  Гора маленькая,  людей мало, и я  рядом…

     - Дорогой, ну, прости, что я такая  трусливая.

     - Надо как-то бороться  со своими страхами.

     - Я буду стараться.  Может мы завтра  еще раз попробуем  покататься?

     - Ты снова сбежишь!

     - Нет, я обещаю, что не убегу.  Я вижу, что тебе  неприятно, что  струсила. Прости меня, пожалуйста, за сегодня. А завтра я постараюсь перебороть себя.

     - Нет, если ты  очень боишься,  то не надо кататься. Просто погуляем.

     - Нет, я хочу  этого. Только пообещай, что ты будешь всегда рядом.

     - Конечно! Я же  люблю тебя!

     Обнимаются.

     В начале конфликта молодой человек  был рассержен, а девушка всеми силами пыталась оправдаться. И эти оправдания были эффективны, поскольку юноша начал понемногу успокаиваться. Первые слова извинения не произвели моментального эффекта, но все же молодой человек все больше «теплел». Когда девушка предложила еще раз покататься, то он, вновь упрекнул ее в том, что она сбежала. Когда девушка пообещала, что не струсит, еще раз извинилась, то мужчина уже сам начал отговаривать ее от катаний, и предложил другой вариант проведения времени. Но девушка настойчиво продолжила свою тактику поведения (сотрудничество). Ее просьба способствует полному разрешению конфликта, поскольку просьба о защите и поддержке позволяет мужчине почувствовать себя сильным. Он обещает ей, что будет рядом и признается в любви. В конце они обнимаются, что доказывает, что конфликт полностью разрешен.

     Невербальное  поведение тоже было примечательно: девушка в начале погладила молодого человека по руке, в процессе разговора смотрела ему прямо в глаза, так же как и он, ближе к концу конфликта они уже держались за руки, и в завершении обнялись.

     Желание обоих партнеров конструктивно  разрешить конфликт, эффективное применение конструктивных жанров и тактика сотрудничества привели к конструктивному разрешению конфликта.

     Таким образом, подводя итог, отметим, что  в целом опытное обучение было успешным. Все ребята активно работали на занятиях, поскольку данные темы для них актуальны и интересны. Исходя из анализа работ, мы выявили, что анализ любовных конфликтов явился для студентов увлекательным заданием, но требующим предельной степени внимания и теми знаниями, которые они получили в ходе занятий. А проведенная ролевая игра позволила ребятам наглядно показать свои умения конструктивно разрешать конфликты. Такая работа была интересным и ярким показателем этих умений.

     Выводы 

  1. Результаты констатирующего среза показали, что студенты имеют представление о том, что такое любовный конфликт. Подавляющее большинство респондентов попадали в ситуацию любовного конфликта, большинство из которых возникали на почве ревности, недостатка внимания и разных взглядов, а разрешались они, как правило, примирением.
  2. Анализ анкеты показал, что студенты педагогического вуза обладают базовыми умениями, необходимыми для формирования специальных коммуникативно-интеллектуальных умений для анализа любовных конфликтов и определения уместности использования различных жанров.
  3. Экспериментальное обучение студентов приемам бесконфликтного любовного общения подтвердило эффективность предложенной методической системы и результативность использования выбранных средств обучения (текстов-образцов, схем, видеофрагментов, слайдов). Предложенные задания соответствовали уровню психологических, методических и культурологических знаний студентов.
  4. Результаты опытного обучения свидетельствуют о том, что все студенты овладели умениями, предусмотренными экспериментальной программой, научились анализировать любовные конфликты, правильно выявлять жанры и тактики, а так же самостоятельно создавать высказывания, для конструктивного разрешения конфликта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Настоящее исследование посвящено решению  методической проблемы обучения студентов приемам бесконфликтного любовного общения и уместного и эффективного использования речевых жанров для конструктивного разрешения любовного конфликта.

      Можно утверждать, что сведения о любовном конфликте как коммуникативном явлении, его основных жанрах, о способах нейтрализации конфликтных ситуаций, а также риторических и психологических приемах поведения в конфликте, способствовали повышению коммуникативной культуры будущих учителей-словесников и сформировали у них готовность использовать полученные знания для конструктивного выхода из ситуации любовного конфликта.

           Умения анализировать любовный конфликт, создавать и уместно использовать в реальных любовных конфликтах конструктивные речевые жанры опираются на базовые лингвистические, литературоведческие и психологические знаниях студентов  о речевом жанре, жанровых разновидностях частотных высказываний  в ситуациях любовного конфликта, причинах любовных конфликтов и путей их разрешения (например, в произведениях художественной литературы).

Информация о работе Риторика любовных конфликтов