Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа
Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Результат проведенного исследования свидетельствуют о том, что культура и эффективность использования обучаемыми конструктивных жанров в любовном конфликте повысилась за счёт включения в программу опытного обучения заданий не только репродуктивного, но и творческого характера. В первую очередь, проверить умения использовать конструктивные жанры в ситуации любовного конфликта, позволила ролевая игра. Мы учли, что студенты находились в искусственно созданных условиях и участники игры в действительности не являются влюблёнными друг в друга, однако умения использовать конструктивные тактики и речевые жанры их реализующие призваны повысить общий уровень культуры общения обучающихся и помогут им в реальных ситуациях общения с любимыми людьми.
Анализ результатов опытного обучения свидетельствует не только об эффективности предложенной модели обучения, но и ставит много вопросов. Наше исследование не является бесспорным и охватывающим все аспекты проблемы. Поэтому в качестве перспектив развития нашего исследования, очевидно, могут быть названы следующие:
Мы убеждены в том, что любовь – искусство, которому необходимо учиться, и одним из главных умений – знание и эффективное использование приемов бесконфликтного любовного общения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание
приложения
Приложение 1. Образцы анкет, заполненных студентами 3 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии
Приложение 2. Образцы студенческих работ по анализу жанров любовного конфликта
Приложение 3. Стенограммы видеофрагментов
3.1. Стенограмма видеофрагмента из к/ф «Служебный роман»
3.2. Стенограмма видеофрагмента из к/ф «Жестокий романс»
3.3. Стенограмма видеофрагмента из к/ф «Жестокий романс»
Приложение 4. Материалы слайд-презентаций, сопровождавших опытное обучение студентов приемам бесконфликтного любовного общения
4.1. Слайд-презентация к занятию №1
4.2.
Слайд-презентация ко занятию №2
129
139
139
146
148
150
150
153
Приложение 2. Образцы студенческих работ по анализу жанров любовного конфликта
Образец 1
- Дмитрий Николаич! – промолвила Наталья, - мы попусту тратим время. Вспомните, я в последний раз вижусь с вами. Я пришла сюда не плакать, не жаловаться – вы видите, я не плачу, - я пришла за советом.
- Да какой совет могу я дать вам, Наталья Алексеевна?
- Какой совет? Вы мужчина; я привыкла вам верить, я до конца буду верить вам. Скажите мне, какие ваши намерения?
- Мои намерения? Ваша матушка, вероятно, откажет мне от дому.
- Может быть. Она уже вчера объявила мне, что должна буду раззнакомиться с вами… Но вы не отвечаете на мой вопрос.
- На какой вопрос?
- Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?
- Что нам делать? – возразил Рудин, - разумеется, покориться.
- Покориться, -медленно повторила Наталья, и губы побледнели.
- Покориться судьбе, - продолжал Рудин. – Что же делать! Я слишком хорошо знаю, как это горько, тяжело, невыносимо; но посудите сами, Наталья Алексеевна, я беден… Правда, я могу работать, но если б я был даже самый богатый человек, в состоянии ли вы перенести насильственное расторжение с вашим семейством, гнев вашей матери?.. Нет, Наталья Алексеевна; об этом и думать нечего. Видно, нам не суждено было жить вместе, и то счастье, о котором я мечтал, не для меня!
Наталья вдруг закрыла лицо руками и заплакала. Рудин приблизился к ней.
- Наталья Алексеевна! Милая Наталья! – говорил он с жаром, не плачьте, ради бога, не терзайте меня, утешьтесь…
Наталья подняла голову.
- Вы мне говорите, чтобы я утешилась, - начала она, и глаза заблестели сквозь слезы, - я не плачу, о чем вы думаете… Мне не то больно: мне больно то, что я в вас обманулась… Как! Я прихожу к вам за советом, и в какую минуту, и первое ваше слово: покориться… Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах. которые…
Ее голос прервался.
- Но, Наталья Алексеевна, - начал смущенный Рудин, - вспомните… я не отказываюсь от слов моих… только...
- Вы спрашиваете меня, - продолжала она с новой силой, - что я ответила моей матери, когда она объявила мне, что скорее умру, чем выйду за другого замуж… А вы говорите: покориться! Стало быть, она права: вы точно, от нечего делать, от скуки, пошутили со мной…
- Клянусь вам, Наталья Алексеевна… уверяю вас… - твердил Рудин.
Но она его не слушала.
- Зачем же вы не оставили меня? Зачем вы сами… Или вы рассчитывали на препятствия? Мне стыдно говорить об этом… но ведь все уже кончено.
- Вам надо успокоиться, Наталья Алексеевна, - начал Рудин, - нам надо вдвоем подумать, какие меры…
- Вы так часто говорили о самопожертвовании, - перебила она, - но знаете ли, если б вы сказали мне сегодня, сейчас: «Я тебя люблю, но жениться не могу, я не отвечаю за будущее. Дай мне руку и ступай за мной», -знаете ли, что я бы пошла за вами, знаете ли, что я на все решилась? Но, вероятно, от слова до дела еще далеко, и вы теперь струсили точно так же, как струсили третьего дня за обедом перед Волынцевым!
Краска бросилась в лицо Рудину. Неожиданная восторженность Натальи его поразила; но последние слова уязвили его самолюбие.
- Вы слишком раздражены теперь, Наталья Алексеевна, - начал он, - вы не можете понять. Как вы жестоко оскорбляете меня. Я надеюсь, что со временем вы отдадите мне справедливостью; вы поймете, чего мне стоило отказаться от счастия, которое, как вы говорите сами не налагало на меня никаких обязанностей. Ваше спокойствие дороже мне всего в мире, и я был бы человеком самым низким, если б решился воспользоваться…
- Может быть, может быть, - перебила Наталья, - может быть. Вы правы; я не знаю, что говорю. Но я до сих пор верила каждому вашему слову верила… Впредь, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что я люблю вас, я знала, что значит это слово: я на все была готова… Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься.
- Остановитесь, ради бога, Наталья Алексеевна, умоляю вас. Я не заслуживаю вашего презрения, клянусь вам. Войдите же и вы в мое положение. Я не отвечаю за вас и за себя. Если б я не любил вас самой преданной любовью – да боже мой! Я бы тотчас сам предложил вам бежать со мной… Рано или поздно, матушка ваша простит вас… и тогда… Но прежде чем думать о собственном счастье…
Он остановился. Взор Натальи, прямо на него устремленный, смущал его.
- Вы стараетесь мне доказать, что вы честный человек, Дмитрий Николаич, - промолвила она, - я в этом не сомневаюсь. Вы не в состоянии действовать из расчета; но разве в этом я желала убедиться, разве для этого я пришла сюда.
- Я не ожидал, Наталья Алексеевна…
- А! Вот когда вы проговорились! Да. Вы не ожидали всего этого – вы не знали. Не беспокойтесь.. вы не любите меня, а я никому не навязываюсь.
- Я вас люблю! – воскликнул Рудин.
Наталья выпрямилась.
- Может быть; но как вы меня любите? Я не помню ваши слова, Дмитрий Николаич. Помните, вы мне говорили, без полного равенства нет любви… Вы для меня слишком высоки. Вы мне не чета… Я поделом наказана.Вам предстоят занятия, более достойные вас. Я не забуду нынешнего дня… Прощайте…
- Наталья Алексеевна, вы уходите? Неужели мы так расстанемся?
Он протянул к ней руки. Она остановилась. Его умоляющий голос, казалась, поколебал ее.
- Нет, промолвила она наконец, я чувствую, что-то во мне надломилось… Я шла сюда, я говорила с вами в горячке, надо опомниться. Этого не должно быть, вы сами сказали, этого не буде. Боже мой, когда я шла сюда, я мысленно прощалась с моим домом, со всем моим прошедшим, - и что же? Кого я встретила здесь? Малодушного человека… И почему вы сказали, что я не в состоянии буду перенести разлуку с семейством? «Ваша матушка не согласна… Это ужасно!» Вот все, что я слышала от вас. Вы ли это, вы ли это, Рудин? Нет! Прощайте… Ах! Если бы вы меня любили, я бы почувствовала это теперь. В это мгновение… Нет, нет, прощайте!
Она быстро повернулась и побежала к Маше, которая уже давно начала беспокоиться и делать ей знаки.
- Вы трусите, а не я! – крикнул Рудин вслед Наталье.
И.С. Тургенев «Рудин»
Анализ любовного конфликта