Риторика любовных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом риторика любовных конфликтов.doc

— 809.50 Кб (Скачать)

     Результат проведенного исследования свидетельствуют о том, что культура и эффективность использования обучаемыми конструктивных жанров в любовном конфликте повысилась  за счёт включения в программу опытного обучения заданий не только репродуктивного, но и творческого характера. В первую очередь, проверить умения использовать конструктивные жанры в ситуации любовного конфликта, позволила ролевая игра. Мы учли, что студенты находились в искусственно созданных условиях и участники игры в действительности не являются влюблёнными друг в друга, однако умения использовать конструктивные тактики и речевые жанры их реализующие призваны повысить общий уровень культуры общения обучающихся и помогут им в реальных ситуациях общения с любимыми людьми.

     Анализ  результатов опытного обучения свидетельствует  не только об эффективности предложенной модели обучения, но и ставит много вопросов. Наше исследование не является бесспорным и охватывающим все аспекты проблемы. Поэтому в качестве перспектив развития нашего исследования, очевидно, могут быть названы следующие:

  1. более детальное исследование жанрового своеобразия конфликта в сфере любовного общения;
  2. изучение конструктивных/деструктивных жанров любовного общения с позиции гендерного подхода;
  3. исследование трансформации жанров любовного конфликта в историко-культурном и собственно речевом аспекте.

     Мы  убеждены в том, что любовь – искусство, которому необходимо учиться, и одним  из главных умений – знание и  эффективное использование приемов бесконфликтного любовного общения.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.
  2. Апресян Р. Любовь. [Электронный ресурс]. URL: http:// slovari.yandex.ru/ dict/ krugosvet/ article/0/05/1010266.htm. (дата обращения 3.04.2010).
  3. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета: ок. 6000 этикетных слов и выражений / А. Г. Балакай. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 767 с.
  4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров/ М. М. Бахтин// Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 240.
  5. Богачева А. За стеклянными дверями… [Электронный ресурс]. URL: www. newdrama. ru. (дата обращения 15.02.2010).
  6. Большой толковый словарь русского языка/ гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001. – С. 509.
  7. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). – М.: ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1999. – 720 с.
  8. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи. – М.: Дрофа, 2004. –  512 с. –  (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
  9. Гоголь Н.В. Избранные сочинения / Н.В. Гоголь; [сост., вступит. ст. Николаева П. А.]. – М.: Художествнная литература, 1987. – 702 с.
  10. Гойхман О.Я., Надеина Т.М.Основы речевой коммуникации: учебник для вузов/ под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 272 с.
  11. Горький М. Рассказы и повести: 1892 – 1917/ М. Горький. – М.: Художественная литература, 1976. – 300 с.
  12. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКСМО, 2000. – 320 с.
  13. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 282 – 283. 
  14. Дементьев В.В. Фатические речевые жанры/ В.В. Дементьев// Введение в языкознание. – 1991. - № 1. – С. 37 – 56.
  15. Душенко К.В. Любовь – это дыра в сердце: Афоризмы. – М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.
  16. Жестокий романс [Видеофрагмент]/ реж. Л. Черток; в ролях Л. Гузеева, Н. Михалков и др. – Казань: ООО «Медиа Альянс», 2005.
  17. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения: учебное пособие/ Е. А. Земская. – М.: 2004. – 239 с.
  18. Искусство любить: Мудрость тысячелетий/ сост. А. Мачехин. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. – 672 с.
  19. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
  20. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс/ В. И. Карасик. – М.: ГНОЗИС, 2004. – 389 с.
  21. Кибанов А.Я., Ворожейкин, И.Е., Захаров, Д.К., Коновалова, В.Г. Конфликтология: Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.
  22. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 140 с. – (Педагогика родителям).
  23. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. – Орел: ОГУ, 1998. – 200 с.
  24. Конфликтология: учебник для вузов/ В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, С.Г. Лукашова и др.;/ под ред. проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.
  25. Конфликтология: учебник. 4-е изд., стер./ под ред. А.С. Кармина. – Издательство «Лань», 2001. – 448 с.
  26. Конфликтология: серия «Учебники и учебные пособия»/ под ред. проф. Курбатов В.И. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 320 с.
  27. Куприн А.И. Повести / А. И. Куприн. – М.: Московский рабочий, 1978. – 450 с.
  28. Леконт В. Свадебный «подарок» (история молодой семьи). [Электронный ресурс]. URL: www. newdrama. ru. (дата обращения 15.02.2010).
  29. Майерс Д.Дж. Социальная психология. – 7-е изд. –  СПб.: Питер, 2005. – 794 с.
  30. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 416 с.
  31. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./ Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с.
  32. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/ Российская АН. Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. – М.: АзъLtd., 1992. – С. 344.
  33. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  34. Островский А.Н.  Пьесы/ Предисл. В. Лакшина. – М.: Олимп: ППП, 1993. – 207 с. (Школа классики) (Библиотека для школ, гимназий, лицеев)
  35. Павленко Г. Большие мелочи любви. [Электронный ресурс]. URL: www. newdrama. ru. (дата обращения 15.02.2010).
  36. Педагогическое речеведение: словарь-справочник/ под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 312 с.
  37. Педагогическая риторика: история и теория: учебное пособие для студ. пед. университетов и институтов/ под ред. А.К. Михальской. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
  38. Разумовская Л. Счастье. [Электронный ресурс]. URL: www. newdrama. ru. (дата обращения 15.02.2010).
  39. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1. От стимула к реакции: ок. 7000 стимулов/ Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – С. 302 – 303.
  40. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 2, К – О/ РАН, Ин-т лингвистических исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. – С. 208 – 209.
  41. Служебный роман [Видеофрагмент]/ пост. Э. Рязанов; в ролях А. Фрейндлих, А. Мягков и др. – Казань: ООО «Медиа Альянс», 2005.
  42. Соловьев В.С. Смысл любви: избранные произведения/ В.С. Соловьев; [сост., вступит. ст., коммент. Н. И. Цимбаева]. – М.: Современник, 1991. – 524 с.
  43. Социальная конфликтология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова/ Под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.
  44. Социальная психология/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – 10-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 767 с.
  45. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 175 с.
  46. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. II/ под ред. проф. Д.Н. Ушакова/ Государственное издательство иностранных и национальных словарей. – М.: 1938. – С. 103 – 104.
  47. Толстой Л.Н. Анна Каренина: роман в 8 ч. / Л.Н. Толстой. – М.: Правда, 1978. – 490 с.
  48. Тургенев И.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1.: повести и романы, 1856 – 1862/ И. С. Тургенев. – М.: Художественная литература, 1980. – 444 с.
  49. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров  / М.Ю. Федосюк// Вопросы языкознвания. – 1997. - №5. – С. 102 – 121.
  50. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви/ Э. Фромм; [перевод с англ. и предисл. Л. А. Чернышевой]. – М.: Педагогика, 1990. – 157 с.
  51. Черная риторика по-русски/ авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Современный литератор, 2007. – 384 с.
  52. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы/ сост., предисл. и коммент. А. П. Чудакова; худож. В. В. Медведев. – М., СЛОВО / SLOVO, 2000. – 544 с. 
  53. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра: Жанры речи. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. – С. 88 – 98.
  54. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 

     Содержание  приложения 

Приложение 1. Образцы анкет, заполненных студентами 3 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии

Приложение 2. Образцы студенческих работ по анализу жанров любовного конфликта

Приложение 3. Стенограммы видеофрагментов

3.1. Стенограмма видеофрагмента из к/ф «Служебный роман»

3.2. Стенограмма видеофрагмента из к/ф «Жестокий романс»

3.3. Стенограмма видеофрагмента из к/ф «Жестокий романс»

Приложение 4. Материалы слайд-презентаций, сопровождавших опытное обучение студентов приемам бесконфликтного любовного общения

4.1. Слайд-презентация к занятию №1

4.2. Слайд-презентация ко занятию №2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

129 

139

139 

146 

148 

150 

150

153 
 
 

     Приложение 2. Образцы студенческих работ по анализу  жанров любовного  конфликта

     Образец 1

     - Дмитрий Николаич! – промолвила  Наталья, - мы попусту  тратим время.  Вспомните, я в  последний раз  вижусь с вами. Я пришла сюда  не плакать, не жаловаться – вы видите, я не плачу, - я пришла за советом.

     - Да какой совет  могу я дать  вам, Наталья Алексеевна?

     - Какой совет? Вы  мужчина; я привыкла  вам верить, я до  конца буду верить  вам. Скажите мне,  какие ваши намерения?

     - Мои намерения?  Ваша матушка, вероятно, откажет мне от дому.

     - Может быть. Она  уже вчера объявила  мне, что должна  буду раззнакомиться с вами… Но вы не отвечаете на мой вопрос.

     - На какой вопрос? 

     - Как вы думаете,  что нам надобно  теперь делать?

     - Что нам делать? – возразил Рудин, - разумеется, покориться.

     - Покориться, -медленно  повторила Наталья,  и губы побледнели.

     - Покориться судьбе, - продолжал Рудин.  – Что же делать! Я слишком хорошо знаю, как это горько, тяжело, невыносимо; но посудите сами, Наталья Алексеевна, я беден… Правда, я могу  работать, но если б я был даже самый богатый человек, в состоянии ли вы перенести насильственное расторжение с вашим семейством, гнев вашей матери?.. Нет, Наталья Алексеевна; об этом и думать нечего. Видно, нам не суждено было жить вместе, и то счастье, о котором я мечтал, не для меня!

     Наталья вдруг закрыла  лицо руками и заплакала. Рудин приблизился  к ней.

     - Наталья Алексеевна! Милая Наталья!  – говорил он  с жаром, не  плачьте, ради бога, не терзайте меня, утешьтесь…

     Наталья подняла голову.

     - Вы мне говорите, чтобы я утешилась, - начала она, и глаза заблестели сквозь слезы, - я не плачу, о чем вы думаете… Мне не то больно: мне больно то, что я в вас обманулась… Как! Я прихожу к вам за советом, и в какую минуту, и первое ваше слово: покориться… Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах. которые…

     Ее  голос прервался.

     - Но, Наталья Алексеевна, - начал смущенный  Рудин, - вспомните…  я не отказываюсь  от слов моих…  только...

     - Вы спрашиваете  меня, - продолжала  она с новой силой, - что я ответила моей матери, когда она объявила мне, что скорее умру, чем выйду за другого замуж… А вы говорите: покориться! Стало быть, она права: вы точно, от нечего делать, от скуки, пошутили со мной…

     - Клянусь вам, Наталья  Алексеевна… уверяю вас… - твердил Рудин.

     Но  она его не слушала.

     - Зачем же вы  не оставили меня? Зачем вы сами…  Или вы рассчитывали на препятствия? Мне стыдно говорить об этом… но ведь все уже кончено.

     - Вам надо успокоиться,  Наталья Алексеевна, - начал Рудин, - нам  надо вдвоем подумать, какие меры…

     - Вы так часто  говорили о самопожертвовании, - перебила она, - но  знаете ли, если  б вы сказали  мне сегодня, сейчас: «Я тебя люблю,  но жениться не могу, я не отвечаю за будущее. Дай мне руку и ступай за мной», -знаете ли, что я бы пошла за вами, знаете ли, что я на все решилась? Но, вероятно, от слова до дела еще далеко, и вы теперь струсили точно так же, как струсили третьего дня за обедом перед Волынцевым!

     Краска  бросилась в лицо Рудину. Неожиданная  восторженность Натальи  его поразила; но последние слова уязвили его самолюбие.

     - Вы слишком раздражены  теперь, Наталья Алексеевна, - начал он, - вы не  можете понять. Как  вы жестоко оскорбляете  меня. Я надеюсь,  что со временем  вы отдадите мне  справедливостью;  вы поймете, чего  мне стоило отказаться от счастия, которое, как вы говорите сами не налагало на меня никаких обязанностей. Ваше спокойствие дороже мне всего в мире, и я был бы человеком самым низким, если б решился воспользоваться…

     - Может быть, может  быть, - перебила Наталья,  - может быть. Вы правы; я не знаю, что говорю. Но я до сих пор верила каждому вашему слову верила… Впредь, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что я люблю вас, я знала, что значит это слово: я на все была готова… Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься.

     - Остановитесь, ради  бога, Наталья Алексеевна, умоляю вас. Я  не заслуживаю  вашего презрения,  клянусь вам. Войдите  же и вы в  мое положение. Я не отвечаю за вас и за себя. Если б я не любил вас самой преданной любовью – да боже мой! Я бы тотчас сам предложил вам бежать со мной… Рано или поздно, матушка ваша простит вас… и тогда… Но прежде чем думать о собственном счастье…

     Он  остановился. Взор Натальи, прямо на него устремленный, смущал его.

     - Вы стараетесь мне доказать, что вы честный человек, Дмитрий Николаич, - промолвила она, - я в этом не сомневаюсь. Вы не в состоянии действовать из расчета; но разве в этом я желала убедиться, разве для этого я пришла сюда.

     - Я не ожидал, Наталья  Алексеевна…

     - А! Вот когда вы проговорились! Да. Вы не ожидали всего этого – вы не знали. Не беспокойтесь.. вы не любите меня, а я никому не навязываюсь.

     - Я вас люблю!  – воскликнул  Рудин.

     Наталья выпрямилась.

     - Может быть; но  как вы меня  любите? Я не помню  ваши слова, Дмитрий Николаич. Помните, вы мне говорили, без полного равенства нет любви… Вы для меня слишком высоки. Вы мне не чета… Я поделом наказана.Вам предстоят занятия, более достойные вас. Я не забуду нынешнего дня… Прощайте…

     - Наталья Алексеевна, вы уходите? Неужели мы так расстанемся?

     Он  протянул к ней  руки. Она остановилась. Его умоляющий  голос, казалась, поколебал  ее.

     - Нет, промолвила  она наконец, я  чувствую, что-то  во мне надломилось… Я шла сюда, я говорила с вами в горячке, надо опомниться. Этого не должно быть, вы сами сказали, этого не буде. Боже мой, когда я шла сюда, я мысленно прощалась с моим домом, со всем моим прошедшим, - и что же? Кого я встретила здесь? Малодушного человека… И почему вы сказали, что я не в состоянии буду перенести разлуку с семейством? «Ваша матушка не согласна… Это ужасно!» Вот все, что я слышала от вас. Вы ли это, вы ли это, Рудин? Нет! Прощайте… Ах! Если бы вы меня любили, я бы почувствовала это теперь. В это мгновение… Нет, нет, прощайте!

     Она быстро повернулась  и побежала к Маше, которая уже давно начала беспокоиться и делать ей знаки.

     - Вы трусите, а  не я! – крикнул  Рудин вслед Наталье.

     И.С. Тургенев «Рудин»

     Анализ  любовного конфликта

    1. Причина конфликта: Наталья Алексеевна и Рудин имеют разные взгляды на будущее, которое их ожидает. (Наталья Алексеевна убеждена, что им необходимо бороться за совместное счастье, но ее возлюбленный придерживается иной точки зрения. Он считает, что им необходимо покориться обстоятельствам и расстаться).
    2. Интенции: Наталья Алексеевна и Рудин пытаются переубедить друг друга. Данный разговор определяет будущее влюбленных.
    3. Адресант и адресат: Наталья Алексеевна берет инициативу данного разговора в свои руки, занимает позицию обвинителя. Рудин же пытается обратить их разговор в более мирное русло, оправдывается, утешает Наталью.
    4. Содержание: герои данного конфликта ведут себя достаточно эмоционально. Наталья закрывает лицо руками, плачет. Немного успокоившись, она устремляет свой взгляд на Рудина, но уже не слушает,. Что он говорит. Рудин пытается остановить уходящую Наталью, протягивает к ней руки. Лицо его багровеет.
    5. Жанры любовного конфликта, которые использует Наталья: упрек, обвинение, оскорбление (деструктивные жанры).
    6. Жанры любовного конфликта, используемые Рудиным: утешение, оправдание, обещание, признание в любви (конструктивные жанры); упрек (деструктивный жанр).
    7. На протяжении всего конфликта Наталья и Рудин занимают тактику противоборства, но в конце Наталья прибегает к тактике избегания. Конфликт приводит к разрыву влюбленных.

Информация о работе Риторика любовных конфликтов