Риторика любовных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом риторика любовных конфликтов.doc

— 809.50 Кб (Скачать)
 

ГЛАВА 2. Методика обучения студентов-филологов бесконфликтному любовному общению

     Руководствуясь  целью исследования – разработать модель обучения студентов факультета русского языка и литературы способам избегания и нейтрализации конфликтов в любовном общении, – в данной главе мы представим программу, ход и результаты экспериментальной части работы.

     Основными задачами экспериментального этапа дипломного исследования стали:

  • выявление степени осведомленности студентов о любовном конфликте;
  • отбор опорных и формируемых представлений о любовном конфликте как коммуникативном явлении;
  • определение последовательности обучения и содержания каждого экспериментального занятия;
  • создание дидактической базы (система разнообразных средств обучения: текстов-образцов, видеоматериала);
  • осуществление эксперимента в реальных условиях обучения студентов факультета русского языка и литературы в рамках программы по риторике;
  • разработка критериев оценки деятельности участников эксперимента и его результатов.

     В соответствии с поставленными задачами в практическую часть дипломного исследования мы включили следующие виды педагогического эксперимента:

  • констатирующий, где выявлялись сведения об исходном уровне знаний о любовном конфликте как коммуникативном явлении;
  • формирующий, где реализовывалась система формирования опорных знаний и умений, определенных главной целью дипломного исследования.

     1. Готовность студентов педагогического вуза к бесконфликтному любовному общению

     1.1. Исходные положения  и организация  констатирующего  эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению

     Для достижения цели исследования, наряду с выявлением жанровых особенностей текстов, используемых в любовном конфликте, возникла необходимость определить исходный уровень знаний студентов о  любовном конфликте как коммуникативном явлении. Эти сведения должны были помочь нам отобрать содержание эксперимента. Чтобы решить эту задачу, мы организовали и провели констатирующий срез.

     Из  разнообразных диагностических  методов, описанных в литературе,  мы выбрали: а) анкетирование студентов для получения сведений о том: 1) что они понимают под любовным конфликтом; 2) сталкивались ли они с таким явление в жизни; 3)  каковы, по их мнению, основные причины конфликтов; 4)  как чаще всего разрешаются любовные конфликты; 5) какие речевые жанры являются наиболее частотными в любовном конфликте; б) анализ текстов, видеофрагментов, представляющих собой ситуации любовного конфликта с целью выявления речевых тактик и жанров, ведущих к конструктивному и декструктивному разрешению проблемного общения.

     Последовательность  проведения констатирующего эксперимента осуществлялась следующим образом:

  • во-первых, было проведено анкетирование студентов 3-го курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии;

     во-вторых, на основе системы вопросов и заданий  был выявлен уровень понимания жанровых особенностей и функционирования речевых жанров в условиях любовного конфликта.

       Анкетирование как способ выявления исходных знаний студентов о любовном конфликте позволило нам сэкономить время и с небольшими затратами опросить достаточное количество респондентов. Всего в анкетировании приняли участие 37 студентов педагогического вуза факультета русского языка и литературы, которым предстояло ответить на 9 вопросов.

     Предлагаем  вариант анкеты.

  1. Дайте определение конфликту: «конфликт – это… ____________________________».
  2. Любовный конфликт – это _________________________________________________.
  3. Возникали (возникают) ли в вашей жизни любовные конфликты?
    1. Да
    2. Нет
    3. Свой вариант ___________________________________________.
  4. Каковы наиболее частые причины ваших любовных конфликтов?
  5. Ревность
  6. Недостаток внимания
  7. Разный взгляд на будущее
  8. Свой вариант ___________________________________________
  9. Как чаще всего разрешаются (разрешались) любовные конфликты в вашей жизни?
  10. Примирением
  11. Разрывом отношений
  12. Долгой ссорой
  13. Свой вариант __________________________________________
  14. Прочитайте ситуацию любовного конфликта.

Татьяна лежит на кровати  в его квартире и смотрит телевизор.

Дима  в ванной комнате  что-то быстро-быстро стирает в тазу. Крик раздражённой Татьяны:

– У тебя опять что-то на кухне сбежало! Фу, воняет!

Дима, на ходу вытирая руки, бежит на кухню.

Он  перед Татьяной: 

– Слушай, Тань, а ты хоть что-то умеешь по дому делать? Уже  три недели живём вместе, а ты ни разу суп не сварила, котлет не пожарила, пол не вымыла.

Татьяна вспыхивает: 

– Тебе домработница нужна, а не жена! – Она вскакивает с кровати, поправляет на себе халат. – Я ухожу к маме! Ты меня достал! Я не буду за тебя выходить замуж, зануда!

– Прощай, ленивая кобыла. Несчастным будет  тот, кто на тебе женится.

– Ну, ты, подлец! 

В. Леконт, пьеса «СВАДЕБНЫЙ «ПОДАРОК»

1) Почему  произошел конфликт?

2) Как,  на ваш взгляд, нужно было вести  себя героям, чтобы конфликт не  завершился разрывом отношений?  Ответ обоснуйте. ________________________________________

  1. Какие жанры, на ваш взгляд, могут привести к деструктивному  завершению конфликта (негативному –  разрыву отношений), а какие – к конструктивному (положительному –  примирению)?
    1. Деструктивное разрешение конфликта   ____________________
    2. Конструктивное разрешение конфликта ___________________
        1. Упрёк
        2. Комплимент
        3. Извинение
        4. Обвинение
        5. Угроза
        6. Утешение
        7. Оправдание
        8. Оскорбление
        9. Свой вариант _______________________________________
  2. Какие из вышеперечисленных жанров вы чаще всего используете в ситуации любовных конфликтов? Свой ответ обоснуйте. _____________________________________
  3. Ваша подруга (друг) рассказали, что видели вашего любимого человека с другой девушкой (парнем). Как вы поступите в данной ситуации? Какие речевые жанры будете использовать? Свой ответ мотивируйте. ____________________________________
 

     1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

     Обратимся к характеристике результатов  констатирующего эксперимента.

     В ходе анкетирования мы выяснили:

  • что подразумевают под конфликтом студенты-филологи;
  • что студенты вкладывают в понятие любовный конфликт;
  • происходили ли в их жизни любовные конфликты, каковы наиболее частотные причины таких конфликтов, и как они разрешались;
  • умеют ли респонденты выявлять причину конфликта и могут ли предложить вариант положительного исхода любовного конфликта;
  • как они определяют конструктивные и деструктивные речевые жанры, и какие из них чаще применяют в своей речевой практике;
  • какой путь развития конфликта предпочтут респонденты в конкретной конфликтной ситуации.

     На  первый вопрос анкеты студенты должны были ответить, что они понимают под конфликтом. 84% ответили, что конфликт – это столкновение мнений, взглядов, идей между двумя или несколькими лицами. 8% считают, что конфликт – это борьба, враждебное отношение между людьми. 5 % полагают, что конфликт – это спор, а 3%  отметил, что конфликт – это противостояние мнений, взглядов двух людей, человека и общества, групп людей или в душе человека.

     Следующий вопрос анкеты (№2) предлагал студентам дать определение любовного конфликта. 82% опрошенных считают, что любовный конфликт – это столкновение мнений, интересов людей, находящихся в любовных отношениях, основанное на непонимании друг друга или ревности. Под любовным конфликтом 10% респондентов  понимают выяснение отношений. 5% считают, что это вид межличностного конфликта, а 3% отметили, что любовь – это война, на которой каждый хочет победить.

     На третий вопрос студенты должны были ответить, сталкивались ли они в своей жизни с любовными конфликтами. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:

  1. 82% опрошенных находились в ситуации любовного конфликта;
  2. 8% ответили, что в их жизни не было таких конфликтов;
  3. 6% ответили, что никогда не любили, поэтому в ситуации любовного конфликта не находились;
  4. 4% опрошенных студентов не знают, возникали ли в их жизни любовные конфликты.

     Четвертый вопрос позволил выявить основные причины любовных конфликтов в реальной речевой практике респондентов. Большинство (26%) ответили, что основной причиной их собственных любовных конфликтов является ревность.  24% считают основной причиной конфликтов – недостаток внимания. Разный взгляд на будущее и разные мнения считают причиной любовных конфликтов 23% респондентов. 9% студентов обозначили непонимание между влюбленными основной причиной конфликтов. 6% никогда не любили, поэтому не знают, каковы могут быть причины конфликтов. Несколько респондентов предложили свои варианты причин любовного конфликта: свои личные принципы (2%), глупость (2%), расстояния (2%), плохое настроение (2%), личные проблемы (2%) и недостаток личной свободы (2%).

     Следующий пункт анкеты (№5) был направлен на выявление того, как разрешались любовные конфликты самих респондентов. Большинство (52%) отметили, что чаще их любовные конфликты завершались примирением. 21% опрошенных ответили, что чаще после конфликта наступал разрыв отношений, а 11%  ответили, что долгой ссорой. 6% не имели любовных конфликтов, поэтому и не дали ответа на данный вопрос. Любовный конфликт у 6% респондентов завершался непродолжительной ссорой. У 3% студентов конфликты не имеют конца, а еще у 3% они проходят сами собой.

     Шестой вопрос анкеты был связан с выявлением причин любовного конфликта в конкретной ситуации общения и анализом поведения конфликтующих героев.

     На  первый пункт вопроса 59% респондентов ответили, что причиной данного конфликта являются разные взгляды на домашние обязанности, на быт и в целом на семейную жизнь людей, которые и не пытаются понять друг друга. 29% считают, что герои не совпали по характерам: Татьяна ленивая, не хочет выполнять обязанностей по дому и даже не понимает, что готовить и убираться должна она, а Дима – «мягкотелый», «тряпка», он позволил собой командовать. Среди ответов встречались и единичные (по 3%), в частности, «конфликт произошел из-за того, что (почему-то) устоялось в обществе мнение о том, что вести домашнее хозяйство должна женщина», «в совместной жизни люди должны помогать друг другу и заботиться друг о друге, а если один отдает частичку себя, а другой просто ее принимает и не отдает свою частичку взамен, то это не отношения», неуважение, разрыв между желаемым и реальным.

     Анализ  ответов на второй пункт вопроса выявил, что 30% респондентов считают, что конфликт мог завершиться конструктивно, если бы герои смогли спокойно сесть и обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мнения друг друга и попытаться найти компромиссное решение, пойти на взаимные уступки. 28% студентов ответили, что для того, чтобы избежать конфликта, Татьяне необходимо было изначально знать, что домашние дела – это женская обязанность, именно она должна изменить свое поведение, отношение к быту, ей необходимо было извиниться перед Димой. 11% опрошенных считают, что распределение обязанностей должно происходить до того, как люди начинают строить свой быт, героям необходимо было заранее обсудить свои взгляды на семейные обязанности. 5% студенческой аудитории считают, что героям необходимо понять, что в доме каждый должен выполнять свою работу, еще 5% – что в такой ситуации единственный выход – прекратить отношения, и еще 5% – что Татьяне и Диме лучше было бы вообще не встречаться, поскольку они совершенно не подходят друг другу. Среди опрошенных студентов 6% считают, что человека нужно любить и принимать его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и привычками. И только 2% предлагают в качестве конструктивного разрешения конфликта – начать убираться и готовить вдвоем.

Информация о работе Риторика любовных конфликтов