Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа
Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение
ГЛАВА 2. Методика обучения студентов-филологов бесконфликтному любовному общению
Руководствуясь целью исследования – разработать модель обучения студентов факультета русского языка и литературы способам избегания и нейтрализации конфликтов в любовном общении, – в данной главе мы представим программу, ход и результаты экспериментальной части работы.
Основными задачами экспериментального этапа дипломного исследования стали:
В соответствии с поставленными задачами в практическую часть дипломного исследования мы включили следующие виды педагогического эксперимента:
1. Готовность студентов педагогического вуза к бесконфликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
Для достижения цели исследования, наряду с выявлением жанровых особенностей текстов, используемых в любовном конфликте, возникла необходимость определить исходный уровень знаний студентов о любовном конфликте как коммуникативном явлении. Эти сведения должны были помочь нам отобрать содержание эксперимента. Чтобы решить эту задачу, мы организовали и провели констатирующий срез.
Из разнообразных диагностических методов, описанных в литературе, мы выбрали: а) анкетирование студентов для получения сведений о том: 1) что они понимают под любовным конфликтом; 2) сталкивались ли они с таким явление в жизни; 3) каковы, по их мнению, основные причины конфликтов; 4) как чаще всего разрешаются любовные конфликты; 5) какие речевые жанры являются наиболее частотными в любовном конфликте; б) анализ текстов, видеофрагментов, представляющих собой ситуации любовного конфликта с целью выявления речевых тактик и жанров, ведущих к конструктивному и декструктивному разрешению проблемного общения.
Последовательность проведения констатирующего эксперимента осуществлялась следующим образом:
во-вторых, на основе системы вопросов и заданий был выявлен уровень понимания жанровых особенностей и функционирования речевых жанров в условиях любовного конфликта.
Анкетирование как способ выявления исходных знаний студентов о любовном конфликте позволило нам сэкономить время и с небольшими затратами опросить достаточное количество респондентов. Всего в анкетировании приняли участие 37 студентов педагогического вуза факультета русского языка и литературы, которым предстояло ответить на 9 вопросов.
Предлагаем вариант анкеты.
Татьяна лежит на кровати в его квартире и смотрит телевизор.
Дима в ванной комнате что-то быстро-быстро стирает в тазу. Крик раздражённой Татьяны:
– У тебя опять что-то на кухне сбежало! Фу, воняет!
Дима, на ходу вытирая руки, бежит на кухню.
Он перед Татьяной:
– Слушай, Тань, а ты хоть что-то умеешь по дому делать? Уже три недели живём вместе, а ты ни разу суп не сварила, котлет не пожарила, пол не вымыла.
Татьяна вспыхивает:
– Тебе домработница нужна, а не жена! – Она вскакивает с кровати, поправляет на себе халат. – Я ухожу к маме! Ты меня достал! Я не буду за тебя выходить замуж, зануда!
– Прощай, ленивая кобыла. Несчастным будет тот, кто на тебе женится.
– Ну, ты, подлец!
В. Леконт, пьеса «СВАДЕБНЫЙ «ПОДАРОК»
1) Почему произошел конфликт?
2) Как,
на ваш взгляд, нужно было вести
себя героям, чтобы конфликт не
завершился разрывом отношений?
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Обратимся к характеристике результатов констатирующего эксперимента.
В ходе анкетирования мы выяснили:
На первый вопрос анкеты студенты должны были ответить, что они понимают под конфликтом. 84% ответили, что конфликт – это столкновение мнений, взглядов, идей между двумя или несколькими лицами. 8% считают, что конфликт – это борьба, враждебное отношение между людьми. 5 % полагают, что конфликт – это спор, а 3% отметил, что конфликт – это противостояние мнений, взглядов двух людей, человека и общества, групп людей или в душе человека.
Следующий вопрос анкеты (№2) предлагал студентам дать определение любовного конфликта. 82% опрошенных считают, что любовный конфликт – это столкновение мнений, интересов людей, находящихся в любовных отношениях, основанное на непонимании друг друга или ревности. Под любовным конфликтом 10% респондентов понимают выяснение отношений. 5% считают, что это вид межличностного конфликта, а 3% отметили, что любовь – это война, на которой каждый хочет победить.
На третий вопрос студенты должны были ответить, сталкивались ли они в своей жизни с любовными конфликтами. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:
Четвертый вопрос позволил выявить основные причины любовных конфликтов в реальной речевой практике респондентов. Большинство (26%) ответили, что основной причиной их собственных любовных конфликтов является ревность. 24% считают основной причиной конфликтов – недостаток внимания. Разный взгляд на будущее и разные мнения считают причиной любовных конфликтов 23% респондентов. 9% студентов обозначили непонимание между влюбленными основной причиной конфликтов. 6% никогда не любили, поэтому не знают, каковы могут быть причины конфликтов. Несколько респондентов предложили свои варианты причин любовного конфликта: свои личные принципы (2%), глупость (2%), расстояния (2%), плохое настроение (2%), личные проблемы (2%) и недостаток личной свободы (2%).
Следующий пункт анкеты (№5) был направлен на выявление того, как разрешались любовные конфликты самих респондентов. Большинство (52%) отметили, что чаще их любовные конфликты завершались примирением. 21% опрошенных ответили, что чаще после конфликта наступал разрыв отношений, а 11% ответили, что долгой ссорой. 6% не имели любовных конфликтов, поэтому и не дали ответа на данный вопрос. Любовный конфликт у 6% респондентов завершался непродолжительной ссорой. У 3% студентов конфликты не имеют конца, а еще у 3% они проходят сами собой.
Шестой вопрос анкеты был связан с выявлением причин любовного конфликта в конкретной ситуации общения и анализом поведения конфликтующих героев.
На первый пункт вопроса 59% респондентов ответили, что причиной данного конфликта являются разные взгляды на домашние обязанности, на быт и в целом на семейную жизнь людей, которые и не пытаются понять друг друга. 29% считают, что герои не совпали по характерам: Татьяна ленивая, не хочет выполнять обязанностей по дому и даже не понимает, что готовить и убираться должна она, а Дима – «мягкотелый», «тряпка», он позволил собой командовать. Среди ответов встречались и единичные (по 3%), в частности, «конфликт произошел из-за того, что (почему-то) устоялось в обществе мнение о том, что вести домашнее хозяйство должна женщина», «в совместной жизни люди должны помогать друг другу и заботиться друг о друге, а если один отдает частичку себя, а другой просто ее принимает и не отдает свою частичку взамен, то это не отношения», неуважение, разрыв между желаемым и реальным.
Анализ ответов на второй пункт вопроса выявил, что 30% респондентов считают, что конфликт мог завершиться конструктивно, если бы герои смогли спокойно сесть и обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мнения друг друга и попытаться найти компромиссное решение, пойти на взаимные уступки. 28% студентов ответили, что для того, чтобы избежать конфликта, Татьяне необходимо было изначально знать, что домашние дела – это женская обязанность, именно она должна изменить свое поведение, отношение к быту, ей необходимо было извиниться перед Димой. 11% опрошенных считают, что распределение обязанностей должно происходить до того, как люди начинают строить свой быт, героям необходимо было заранее обсудить свои взгляды на семейные обязанности. 5% студенческой аудитории считают, что героям необходимо понять, что в доме каждый должен выполнять свою работу, еще 5% – что в такой ситуации единственный выход – прекратить отношения, и еще 5% – что Татьяне и Диме лучше было бы вообще не встречаться, поскольку они совершенно не подходят друг другу. Среди опрошенных студентов 6% считают, что человека нужно любить и принимать его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и привычками. И только 2% предлагают в качестве конструктивного разрешения конфликта – начать убираться и готовить вдвоем.