Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель исследования — определить функции окказиональных образований в современной казахстанской печати.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
1) определить теоретические основы проводимого исследования (проблемы окказиональной деривации, теории дискурса и т.д.);
2) проанализировать в ходе морфемного, словообразовательного, функционально-стилистического и контекстуального анализов публицистические окказионализмы;
3) выявить основные причины обращения авторов к окказиональному словопроизводству;
4) выявить особенности функционирования окказионализмов в современной казахстанской публицистике;
5) дать оценку выявленным инновациям с точки зрения стилистической и смысловой нагрузки, объективности и возможности обогащения языка.
N + -ющ | ирония | окормляющий |
N + -ш-а | ирония | депутатша |
N + -лк(а) | ирония | утиралка |
N + -овец | ирония | финполовец |
N + -ник | ирония | каэнбэшник |
2.Префиксация
Модель | Коннотативное значение | Пример |
супер- + N | ирония | суперпредок |
супер- + Adj | ирония | суперэлитарное |
суб- + N | нейтральное | субдепрессия |
лже- + N | негатив | лжежених |
мульти- + Adj | ирония | мультинациональный |
не- + N | ирония | нетусовщик |
не- + Adj | ирония | неблатной |
недо- + Part | яркая ирония | недопереквалифицировавшийся |
пере- + N | негатив | передоз |
3. Словосложение
Были выделены две группы лексем:
А. Компоненты соединяются с помощью интерфикса, например, «кондолизинг» (имя американского госсекретаря Кондолизы Райс и экономического термина «лизинг») - существительное с ярко выраженной иронической окраской. Способ сложения продуктивен также в словообразовании имен прилагательных. Компоненты сложного прилагательного всегда соединяются с помощью интерфикса, как в прилагательном «взяткоопасный», означающем «способный взять взятку».
Б. Компоненты соединяются непосредственно, без помощи интерфикса. Две подгруппы: а) существительные, корневые форманты которых разделены дефисом, например, окказионализм «new-Деточкин», включающий в себя две основы – англицизм new и фамилию киногероя советского фильма «Берегись автомобиля» Деточкин; б) окказионализмы, корневые форманты которых графически слиты, например, «конспирологический» (любовь к конспирации).
4. Аббревиация
Наиболее распространенным случаем аббревиации в окказиональной лексике является сочетание начальных букв каждого производящего слова, например, «ВВП» (Владимир Владимирович Путин).
5. Телескопия
1. Этот вид словообразования является одним из самых распространенных в окказиональной лексике, например, «звездотрясение», «шаурмены», «боеголодовка», «болеголодовка», «игроукалывание», «скитайцы», а также «НАТОбность» - иронически окрашенный окказионализм, контекстуальная функция которого основывается на омофоничности лексем надобность и «НАТО».
6. Сращение
Сращение используется только в словообразовании имен прилагательных, например, «живоназначенный».
Выводы по первому разделу
Таким образом, особенностью рассмотрения публицистики, как формы общественно-литературной деятельности, является эстетический анализ убеждающего слова, т.е. интерпретация "социальности" сквозь призму эстетических категорий, что предполагает:
а) акцентирование эстетико-языковых реалий в культурном пространстве и пространстве текста;
б) "деконструкцию" текстов с целью выявления "ядра" - авторской интенции и получившегося идейно-эстетического целого;
в) анализ и синтез различных частей целого с учетом единства формы и содержания (в художественно-публицистических текстах последний постулат особенно важен: образ, как известно, создает семантическую ауру, вызывающую "конфликт интерпретаций" (П.Рикер).
г) анализ диалога "автора" и "затекста" (традиция, социокультурный слой, аудитория).
Публицистика как актуализация убеждающе-риторических потенций языка опирается на известную аксиому: субъективность акта говорения является вместе с тем интерсубъективностью. Публицистический текст изучается, как известно, на основе принципов научной рациональности (верифицируемость, корреляция систем и внутрисистемных элементов и отношений, связь логически-понятийного и образно-суггестивного начал и т.д.). Текст нельзя анализировать вне его эстетической природы, а это больше, нежели разговор о поэтике жанра или стилевых особенностях. Как и литературно-художественное произведение, публицистический текст основан на словесно-экспрессивном способе передачи информации, на дихотомии " обыденный язык - публичная речь", а это и делает публицистический дискурс особым лингвистическим и эстетическим явлением, о чем, увы, мы подчас забываем, концентрируя свое внимание на содержании статей и эссе, превращаясь в доморощенных политиков, психологов. философов. Уже стало хрестоматийной истиной, что "объект гуманитарных наук - это не язык, но то существо, которое находясь внутри языка, окруженное языком, представляет себя, говоря на этом языке, смысл произносимых им слов и предложений и создает в конце концов представление о самом языке". Здесь может возникнуть резонный вопрос: неужели журналистика - это только слова? Неужели историк СМИ обязан ценить языковые структуры больше политических и экономических проблем, стоящих за тем или иным текстом (изданием, автором)? Вопрос этот абсолютно справедлив с бытовой точки зрения. Но научная рациональность часто не совпадает с бытовым объяснением фактов. Вот пример: известное понятие феноменологической редукции, выдвинутое Э.Гуссерлем, кажется, на обывательский взгляд, абсурдным: как можно выносить за скобки аналитических процедур саму реальность? Но когда М. Хайдеггер, показал, что есть "повседневный" и "подлинный" модусы "бытия-в-мире", а сам мир "тематизируется" в соответствии с феноменологическим принципом корреляции, то многое стало понятнее. Методология Гуссерля, дополняющая традиционную (кантовско-гегелевскую, если использовать условно-именные обозначения), дает ключ к построению не альтернативной, но и не традиционной теории СМИ как части "эстетически-ориентированных" культурно-информационных процессов в Новое время. Корреляция элементов в системе "текст-затекст-подтекст" может интерпретироваться по-разному, но невозможен научный разговор о публицистике вне лингвопоэтического анализа Убеждающего Слова, что, к сожалению, еще наблюдается. Речь, естественно, не идет о лингвистических упражнениях, вытесняющих эстетику, социологию, философско-этическую проблематику и т.д., однако ядром анализов текстов должно быть, на мой взгляд, рассмотрение таких категорий, как "целеполагание", "авторская интенция", "пафос", "идеал", "понятийно-образная структура", "стиль". Особенно в последнем случае, важен такой аспект, как интонационный строй, подкрепляемый ритмо-синтаксическими фигурами, композиционными (архитектоническими) средствами экспрессии, а также лексико-семантические коннотации (метафорические значения, аллюзии и прочие способы, приемы и средства выразительности). Остальное (историко-политические реалии, социокультурный фон) - это "затекст", отчасти - контекст, т.е. то, что является, с точки зрения общей теорией систем, периферийным, методологически (не идейно-содержательно!), второстепенным. Можно, конечно, назвать подобный подход "формализмом" (это в литературоведении уже звучало, когда шли дискуссии об ОПОЯЗе, о структурализме, о "новой критике"). Но идти к идеям текста через его форму, через эстетическую суть высказывания не только целесообразно, но и во многих случаях (скажем, если перед нами художественно-публицистические жанры) просто необходимо. В противном случае опять науке вновь грозит редукционизм или голый социологизм, только с другими политическими обертонами.
Изучение публицистического дискурса подразумевает сегодня расширение традиционных рамок жанровой классификации. Синтез и диффузия жанров в ХХ в. привели к появлению новых форм письма, новых гибридов и "метажанров".
Одной из актуальных задач современной теории СМИ является совершенствование методики анализа публицистического текста и публицистического дискурса, как части диалогических процессов в культурно-информационной сфере. Социально-историческая значимость информационно-культурной деятельности журналистов обусловлена не в последнюю очередь эстетическим началом, хотя, естественно, есть и более сущностные параметры текста (новизна и оперативность информации, социальный смысл и общезначимость проблематики, масштабность выводов, рекомендаций, авторского замысла и т.д.).
Глава 2 Особенности функционирования окказионализмов в публицистическом дискурсе
2.1 Причины современного окказионального словотворчества в публицистическом дискурсе
Все публицистические тексты в отечественной лингвистике традиционно относятся к публицистическому стилю ( в другой терминологии - газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный стиль). В современной казахстанской науке этот стиль все чаще называется стилем массовой коммуникации (стиль МК), поскольку в данном термине эксплицируется сфера бытования этой функционально-стилистической разновидности употребления языка – средства массовой коммуникации (газеты, журналы, реклама, радио, телевидение, Интернет, документальное кино).
Функциональный стиль (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи), по мнению ведущих лингвистов, - это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это разновидность, соответствующая той или иной социально значимой сфере общения и деятельности, соотносительной с определенной формой сознания – наукой, искусством, правом и т.д.
Стиль массовой коммуникации - один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и т. п. Тематический диапазон публицистического стиля практически неограничен (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события), ограничения накладывает только "модус формулирования текста, который характеризует "особый способ речевых действий, предпринимаемых речевым субъектом в процессе формулирования текста с целью решения определенной /-ых когнитивно-коммуникативной /-ых задач /-и". Таким образом, текст любой тематики является публицистическим, если ему присущ политико-идеологический модус формулирования текста. Поэтому вполне обоснованно "политико-идеологическая деятельность рассматривается в функциональной стилистике в качестве экстралингвистической основы публицистического стиля" [38, 47]. Исследователи, исходя из положения о том, что "журналистика и политика, представляя собой самостоятельные явления, оказываются связанными исторически и функционально" считают, что публицистическая деятельность направлена в первую очередь на решение политико-идеологических задач.
Информация о работе Окказионализмы в современном русском языке (на материале СМИ)