Окказионализмы в современном русском языке (на материале СМИ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — определить функции окказиональных образований в современной казахстанской печати.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
1) определить теоретические основы проводимого исследования (проблемы окказиональной деривации, теории дискурса и т.д.);
2) проанализировать в ходе морфемного, словообразовательного, функционально-стилистического и контекстуального анализов публицистические окказионализмы;
3) выявить основные причины обращения авторов к окказиональному словопроизводству;
4) выявить особенности функционирования окказионализмов в современной казахстанской публицистике;
5) дать оценку выявленным инновациям с точки зрения стилистической и смысловой нагрузки, объективности и возможности обогащения языка.

Работа содержит 1 файл

Окончательно.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

В некоторых концепциях массовой коммуникации, как западных, так и отечественных ученых, высказывается мысль о том, что роль средств массовой коммуникации как идеологического инструмента власти осталась в прошлом и характерна только для тоталитарных социумов, а сегодня интерес вызывают проблемы взаимоотношений культуры и масс-медиа.

Автор данной работы придерживается мнения Е.М. Мелетинского о том, что ни одно общество не обходится без обслуживающей его идеологии, поскольку, «политические взгляды есть неизбежный элемент культуры» [28, 34]. Поэтому, несмотря на явное увеличение в казахстанских медиа доли развлекательных и рекламных текстов, тем не менее публицистика своей роли проводника определенной идеологии в общество не потеряла. Сегодня эта роль не так заметна рядовому, «наивному» читателю, но от этого не менее важна.

Именно публицистика каждый раз обеспечивала внедрение в казахстанское массовое сознание новых идеологем. Задачей автора-публициста стало утверждение в языковом сознании масс новой парадигмы общественных ценностей.

Журналистика в современном обществе выполняет особую, социальную функцию. Она является посредником, "медиатором" между властью и обществом. С одной стороны, она отражает общественное мнение, тем самым, влияя на выработку управленческих решений органами власти. Но, с другой стороны, именно журналистика и организует общественное мнение, внедряет концептуальную информацию в массовое сознание, проводя через свои каналы государственные концепции, национальные идеи.

Развлекательные материалы, не имеющие характера общественной значимости, в отечественной науке традиционно исключаются из корпуса публицистических текстов. Для казахстанской публицистики основным модусом формулирования текста является идеологический, а не занимательный, поскольку задачей публицистики является воздействие на умы читателей с помощью заострения общественно-значимых проблем, а не развлечение читателей. Другое дело, что доля собственно публицистических материалов сократилась за счет увеличения доли легкого чтения, формирующего легкого читателя. Можно констатировать, что сегодня казахстанские медиа стали проводником не только идеологии (как в советскую эпоху), но и массовой культуры. Но публицистика и массовая культура – понятия не совпадающие. Поэтому автор данного исследования не разделяет мнения некоторых отечественных лингвистов, идущих в русле западных концепций, о том, что публицистика – это часть массовой культуры, а придерживается традиционной для казахстанской науки точки зрения на публицистику как на особый, воздействующий тип текстов, обладающий выраженным идеологическим модусом.

Публицистическая речь российскими и отечественными исследователями рассматривается как целенаправленное социальное действие. Поэтому сущностной характеристикой публицистического стиля является его социальная оценочность (Г.Я. Солганик).

Важнейшей стилеобразующей категорией публицистического стиля является и образ автора. Публицистический стиль отличается от других функционально-стилевых разновидностей языка особым типом авторства. Образ автора публицистического текста изоморфен самому автору-журналисту, создателю текста. Но в то же время уникальность авторства в публицистике определяется тем, что за конкретным автором-журналистом необходимо видеть человека публичного, являющегося выразителем идей определенного социума. По концепции Г.Я. Солганика, категория автора в публицистике предполагает неразрывную связь между двумя гранями личности журналиста, автора публицистического произведения: «автор – человек социальный» и «автор – человек частный». «Это две антонимичные и в то же время тесно связанные , взаимозависимые полярные черты, определяющие сущность анализируемой категории, стиль публицистического текста и подразделяемые в свою очередь на более частные разновидности. Важнейшая роль категории автора заключается в том, что она определяет не только стиль конкретных текстов, но и стиль эпохи, того или иного периода. Каждое время характеризуется общим, совокупным представлением об авторе, идеальным его образом» [28, 44].

Не менее важна для публицистического стиля и такая его стилеобразующая черта, как авторская позиция, подробно разработанная Л.Г. Кайдой: «Позиция автора – это социально-оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям. В лингвистическом плане она выражается в подчинении всех языковых средств основной коммуникативной установке, в их, совместно с композиционными приемами, целенаправленном использовании для усиления воздействия текста на читателя» [39,78]. Авторская позиция является неотъемлемой составляющей образа автора-публициста. Таким образом, уникальность авторства в публицистике определяется особым типом автора-публициста, обладающего четкой авторской позицией, находящей выражение в создаваемом им тексте.

Сущностной чертой публицистического текста является и его ярко выраженный прагматический потенциал. Если писатель, поэт, ученый может себе позволить «работать в стол», рассчитывая на признание потомков, то журналистика, эта, по меткому выражению, литература на бегу, ориентирована только на современное общество, выполняет сиюминутные задачи, тем самым предполагая немедленный отклик адресата-современника. Именно эта ярко выраженная прагматическая направленность на современного автору читателя определяет и специфику отбора языковых средств, максимально усиливающих прагматический потенциал журналистского текста.  

Поэтому важной особенностью данного стиля является "чередование экспрессии и стандарта" (В.Г. Костомаров), обусловленное функцией воздействия на адресата и функцией сообщения. В зависимости от преобладания в текстах массовой коммуникации либо экспрессии, либо стандарта выделяются информационный и собственно-публицистический подстили. На лингвистическом уровне сочетание экспрессии и стандарта проявляется в поиске новых, необычных выразительных средств, нередко от частого употребления переходящих в стандарты и штампы.

Итак, публицистический текст традиционно относится к собственно- публицистическому подстилю стиля массовой коммуникации (МК), выполняющему функцию воздействия. И, следовательно, публицистический текст обладает мощной воздействующей силой. Публицистическому тексту присущи политико-идеологический модус подачи материала, социальная оценочность и авторская позиция, а также прагматическая направленность на адресата, проявляющаяся в выборе экспрессивных средств выражения, обеспечивающих воздействующий потенциал публицистического произведения.

Газетно-журнальный язык всегда предоставлял языковедам интересный лингвистический материал, на основе которого можно было наблюдать живые процессы, происходящие в языке определенного периода. Одной из ярких черт современных СМИ является расцвет индивидуально-авторского словотворчества. Представляется интересным изучение причин появления окказионализмов на страницах газет и журналов.

Авторское словотворчество стимулируется несколькими факторами. Во-первых, это изменения в самой газетно-журнальной речи. Газетно-журнальная коммуникация конца XX – начала XXI веков характеризуется следующими чертами: отказом журналистов от бывших штампов, стремлением показать действительность такой, какая она есть, либерализацией речи; желанием использовать разговорные элементы в публицистике, возможностью критиковать, высмеивать все и вся.

Е.А. Земская указывает на некоторые явления и тенденции в современной периодике. Она пишет, что резко расширяется состав участников массовой коммуникации, рушится цензура и автоцензура, возрастает диалогичность общения, неузуальное словообразование получает небывалый доступ в периодическую печать [14, 12-14].

В конце ХХ века происходит значительная демократизация нормы, вызванная стремлением максимально приблизиться к адресату в условиях массовой коммуникации. По справедливому замечанию Л.Н. Синельниковой, смещение интереса в сторону адресата характерно для большинства публицистических, а также рекламных дискурсов.

Исследователи современного этапа развития журналистики отмечают резко усилившуюся личностную тенденцию. Авторское "я" обнаруживает не только социальные грани (что более характерно для прежнего периода), но и свойства личности. Позиция сегодняшнего журналиста – позиция человека наблюдающего, размышляющего, оценивающего. Изменение форм общественного сознания усложнило психологию и этику речевой коммуникации. Языковая личность берет на себя ответственность за стилистическую несогласованность слов в тексте.

Желание сказать не так, как это делали ранее, стремление к свободе – еще один стимул к созданию окказионализмов. Эту причину можно также охарактеризовать как стремление к так называемому "языковому новаторству" (термин Г.О. Винокура). В.Г. Костомаров в книге, посвященной современным тенденциям языкового развития, выражает сходную мысль о стремлении журналистов к новаторству: "Популярная сейчас настроенность на изобретательство, на поиск невиданного лучше всего ощутима в словопроизводстве. Возможными оказываются самые причудливые образования".

Итак, использование окказионализмов журналистами – это своеобразный способ стать новатором в языке. Но это так же и возможность выделить особый признак предмета, подчеркнуть авторский взгляд на предмет, признак или действие, заострить авторскую мысль, обновить средство выражения. Другими словами, это возможность привлечь внимание читателя к своей статье, к своей оригинальной языковой личности. Окказиональное слово в силу своей непривычности, уникальности способно остановить внимание читателя, заставить вдуматься в него и, что, вероятно, желательно отправителю, проникнуть в авторский замысел. Такое слово придает высказыванию особую выразительность и поэтому производит значительный эффект. В связи с этим справедливо пишет Н.Д. Арутюнова: "Новое часто неожиданно. Оно мобилизирует внимание" [2, 312].

Важным эффектом экспрессивной номинации мы, вслед за В.И. Шаховским, считаем никогда не утоляющуюся жажду экспрессии у языковой личности, ее желание выделиться через речь [7, 61]. Мы согласны с мнением авторитетного ученого, что появление эмотивной "речемы" диктуется не столько логическими коммуникативными потребностями, сколько эмотивным состоянием говорящего, его эмоциональным намерением. Эмотивные средства речи, которыми являются и окказиональные слова, выражают определенные психические состояния говорящего, обусловливающие его эмоциональное отношение к предмету, объекту, адресату речи и ситуации общения.

Расцвет словотворчества публицистов также объясняется неограниченными возможностями прагматического потенциала окказионализмов. Об этом справедливо пишет В.И. Заботкина: "В комплексе причин, вызывающих к жизни инновацию, помимо когнитивных факторов значительную роль играют прагматические стимулы: в акте порождения нового слова его семантика отражает прагматические параметры личности, творящей новое слово, а также прагматику родительского контекста" [3, 10].

 

 

2.      2 Функции индивидуально-авторских окказионализмов в публицистическом дискурсе

 

В последнее время волна окказионализмов буквально захлестнула нашу печать. Их количество на страницах газет растет день ото дня. Вероятно, такой стремительный рост индивидуально-авторских слов (так еще иногда называют окказиональные образования) можно объяснить как возникшей социальной потребностью неординарного именования всего нового, так и внутриязыковыми факторами - тенденцией к экономии, унификации языковых средств, использованию номинаций с разной внутренней формой и этимологией. Но основной причиной популярности окказионализмов является, пожалуй, стремление достичь максимальной эмоционально-экспрессивной и стилистической выразительности звучащего и печатного слова.

Актуальность. В последние годы с расширением прав и свобод граждан (зачастую понимающих свободу как вседозволенность) трансформировались многие общепринятые нормы и ценностные ориентации, утвердившиеся в советские времена и казавшиеся незыблемыми. Изменения в общественно-политической, культурной, образовательной сферах жизни, неприятие всего того, что связано с советским строем, вызывает у носителей языка желание отойти от старых канонов, заменить их чем-то новым, причем это новое должно быть оригинальным, ярким и остроумным. С другой стороны, объективно сложившаяся в сфере коммуникации обстановка требует от ее служителей бороться за своего слушателя, зрителя, читателя. Журналисты используют различные методы и приемы, чтобы удержать читателя, быть с ним на «ты» (особенно это заметно в молодежных изданиях, передачах). Стремясь внести в текст свежую струю, привлечь собеседника, журналисты часто употребляют в том числе и окказиональные образования, зачастую нарушая при этом общепринятые языковые нормы.

Наплыв окказионализмов в современной публицистике обусловлен также стремлением сделать ее более доступной для массового читателя. Вследствие этого на страницах печати отмечается увеличение числа элементов разговорной речи, которая в последнее время пополнилась огромным количеством жаргонных и обсцентых элементов. Широкое использование авторских неологизмов объясняется еще и тем, что в современном обществе появились «люди без глубоких и чистых корней», которые «образуют замкнутую псевдоэлиту, достаточно богатую и властную, чтобы небезуспешно, несмотря на широкое противодействие здравой части общества, распространять свои корпоративные вкусы». Возросший интерес публицистов к окказионализмам можно также объяснить и тем, что такие новообразования разрушают стереотипы восприятия, будучи неординарными структурно и необычными семантически.

Цель. Они позволяют более точно выразить мысли и чувства, дать меткую оценку происходящему, усилить эмоционально-экспрессивную выразительность речи, а также позволяют экономить языковые средства.

В условиях социально-политических изменений, происходящих в нашем обществе с развитием демократизации, ростом политизации, с принятием закона о печати и СМИ и в связи с отменой официальной цензуры, органы печати становятся непосредственным проводником самих процессов демократизации. Свобода слова проявляется и в стремлении журналистов к самовыражению, что обнаруживается, в частности, в употреблении заметных и ярких слов в окружении «немаркированных окказиональностью» слов-собратьев.

Несомненно, публицистические тексты должны привлекать внимание читателей. Поэтому журналисты стремятся использовать всевозможные языковые и внеязыковые средства, обладающие ярко выраженной экспрессией. А наиболее экспрессивно будет то, что нарушает привычные нормы (словопроизводства, стилистики, лексической сочетаемости, композиционного построения и т.д.) и поэтому обращает на себя внимание. Попросту говоря, для автора статьи экспрессивно то, что необычно. Среди внеязыковых средств создания экспрессивного эффекта – употребление кавычек, различные подчеркивания, особый шрифт, иллюстрации, фотоснимки и др.

Информация о работе Окказионализмы в современном русском языке (на материале СМИ)