Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение взаимоотношений ООН и России.
Исходя из поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу и раскрыть понятие «ООН»;
- рассмотреть структуру ООН и действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов;
- ознакомиться с деятельностью ООН в России;
- изучить и проанализировать мониторинг «Отношение к ООН».
Нынешним Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, седьмым по счету, является Кофи Аннан (Гана), вступивший в должность 1 января 1997 г.
Согласно Уставу ООН, Генеральный секретарь доводит до сведения Совета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, угрожают международному миру и безопасности, а также выполняет «другие функции», которые возлагаются на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и другими главными органами Организации Объединенных Наций. Таким образом, Генеральный секретарь выступает от лица международного сообщества и находится при этом на службе у государств-членов. Устав отнюдь не ограничивает работу Генерального секретаря, а наделяет его чрезвычайным мандатом на проведение практических действий.
Генеральный секретарь известен широкой общественности прежде всего благодаря своему авторитету и беспристрастности своих добрых услуг в интересах обеспечения мира и безопасности. Генеральный секретарь и старшие должностные лица ООН принимают меры, чтобы предотвратить возникновение и эскалацию международных споров и конфликтов. С тех пор как Кофи Аннан занял этот пост, он активно использовал такую возможность для оживления мирных процессов в ряде застарелых конфликтов, в том числе в Афганистане, Анголе, на Кипре, в Восточном Тиморе, Таджикистане и Западной Сахаре. Поскольку происходящие события и кризисы получают общемировой резонанс, слова и дела Генерального секретаря могут иметь сильное воздействие.
Работа Генерального секретаря предусматривает регулярные консультации с мировыми лидерами и другими авторитетными лицами, участие в работе сессий различных органов Организации Объединенных Наций, поездки по странам с целью координации усилий по укреплению мира. На ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи Генеральный секретарь выступает с докладом «О работе Организации», в котором оценивает работу ООН, излагает свое видение ее будущих приоритетов. Генеральный секретарь подготавливает специальные доклады, доклады Совету Безопасности, выступает с заявлениями относительно мировых проблем, а также по вопросам повестки дня ООН. Так, К. Аннан в 2000 г. представил Доклад тысячелетия «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», где он назвал шесть ценностей, отражающих дух Устава ООН и имеющих особо актуальное значение в новом столетии: свобода; равенство и солидарность; терпимость; отказ or насилия; уважение к природе; совместная ответственность. Он настоятельно призвал Саммит тысячелетия принять ряд резолюций, продемонстрировав тем самым волю Организации к реальной защите.
В 1992 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали подготовил по просьбе Совета Безопасности «Повестку дня для мира» - далеко идущее предложение по вопросам поддержания мира и миростроительства в эпоху после окончания холодной войны. Сейчас, когда мировое сообщество вступило в переходный этап международных отношений, функции Генерального секретаря тоже обретают новые динамизм и направленность.
Генеральный секретарь К. Аннан в качестве первоочередной задачи своей администрации наметил реформу ООН с упором на реорганизацию ее деятельности с тем, чтобы этот всемирный орган оперативнее реагировал на быстро и кардинально меняющуюся в послевоенный период политическую и экономическую обстановку.
Предшественниками К. Аннана на посту
Генерального секретаря были: Бутрос Бутрос-Гали
(Египет), занимавший эту должность в 1992-1996
гг., Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) - в 1982-1991
гг., Курт Вальдхайм (Австрия) - в 1972-1981 гг.,
У Тан (Бирма, ныне Мьянма) - в 1961-1971 гг.,
Даг Хаммаршельд (Швеция) - с 1953 г. до гибели
в авиакатастрофе в Африке в 1961 г. и Трюгве
Ли (Норвегия) - в 1945-1953 гг.
Секретариат ООН обслуживает главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Главой Секретариата является Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.
Функции Секретариата разнообразны: руководство миротворческими операциями; посредничество в международных спорах; обзор экономических и социальных тенденций и проблем мира; подготовка исследований по правам человека и устойчивому развитию и др. Кроме того, Секретариат информирует мировые средства массовой информации о работе Организации Объединенных Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединенных Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.
В настоящее время персонал Секретариата составляет около 8600 человек из 170 стран, получающих заработную плату из бюджета ООН. Являясь международными гражданскими служащими, они и Генеральный секретарь ответственны за свои действия только перед Организацией Объединенных Наций и приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать указаний от какого-то бы ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Согласно Уставу, каждое государство-член обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала и воздерживаться от оказания на них давления.
Центральные
учреждения ООН расположены в Нью-Йорке.
Организация имеет отделения в Женеве,
Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве
- центр проведения дипломатических конференции
и форумов для обсуждения проблем разоружения
и прав человека; отделение в Вене является
штаб-квартирой Организации в части международного
контроля за злоупотреблением наркотиками,
предупреждения преступности и уголовного
правосудия, использования космического
пространства в мирных целях и международного
торгового права; отделение в Найроби
— центр деятельности Организации Объединенных
Наций в области охраны окружающей среды
и населенных пунктов.
В Секретариате и других учреждениях системы ООН работают служащие самых разных специальностей - экономисты, переводчики, специалисты в области статистики, телевизионные продюсеры, эксперты в области компьютерных технологий, врачи, строители и др. Всего в системе ООН - как в самой Организации, так и в связанных с ней программах и специализированных учреждениях - трудится около 65 тыс. человек.
Согласно Уставу ООН, самым важным критерием при приеме и определении условий службы является «высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности» (ст. 101). Также постоянно учитывается необходимость «подбора персонала на возможно более широкой географической основе» (ст. 101). Состав сотрудников Секретариата должен отражать общую картину членства ООН с тем, чтобы он мог чутко реагировать на особенности различных политических, социальных и культурных систем мира и пользоваться доверием всех государств-членов.
Для того чтобы обеспечить такое многообразие, ООН принимает на работу квалифицированных специалистов из всех стран мира. При приеме на работу кандидаты на должности специалистов младшего и среднего звеньев должны пройти сложные конкурсные экзамены.
Служащие ООН, хотя и являются гражданами своих государств, но не обладают статусом сотрудников дипломатических миссий ООН. Все государства-члены имеют в Нью-Йорке постоянные представительства, являющиеся фактически их посольствами при ООН. Эти представительства возглавляют послы, которых называют постоянными представителями; они образуют ядро дипломатического сообщества Нью-Йорка.
Дипломаты, работающие в представительствах своих стран при ООН, пользуются юридическими привилегиями и иммунитетом, которые в соответствии с нормами международного права предоставляются сотрудникам дипломатических служб повсюду в мире.
В настоящее
время граждане развивающихся стран занимают
44% основных постов категории специалистов
в ООН. На должностях высшего уровня их
доля составляет 48% .
Одной из главных задач Организации Объединенных Наций является поддержание мира во всем мире. Согласно пункту 3 ст. 2 Устава ООН, государства-члены должны разрешать свои международные споры мирными средствами и воздерживаться от угрозы силой или ее применения против других государств.
На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляла комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи.
Однако в сегодняшних реалиях мировой политики возникли новые угрозы и конфликты, которые в новых условиях процесса глобализации подрывают безопасность и стабильность целых регионов и групп стран.
За последнее десятилетие XX в. произошло качественное изменение природы конфликтов. Они стали носить не столько межгосударственный, сколько внутригосударственный характер. Это преимущественно гражданские конфликты между группами населения, которые различаются главным образом по признакам этнической принадлежности, расы, религии или культуры. Именно такие различия и формирующиеся новые групповые интересы являются причинами возникновения новых и эскалации старых конфликтов и войн.
На чрезвычайном заседании Совета Безопасности в 1992 г. — первом на уровне глав государств и правительств - мировые лидеры обратились с просьбой к Генеральному секретарю ООН подготовить рекомендации по усилению влияния Организации Объединенных Наций в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира. Генеральный секретарь Б. Бутрос-Гали в 1992 г. выдвинул ряд предложений в своем докладе «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира» (An Agenda for Peace: Preventive Diplomacy, Peacemaking and Peacekeeping).
Эти предложения включали создание системы раннего предупреждения возникновения угрозы миру; развертывание сил ООН на территории, где определенно возможен конфликт, до начала военных действий; создание специальных военных миротворческих формирований для применения их в случае, если встанет вопрос о необходимости прекращения огня, что выходит за рамки миссии по поддержанию мира; более активное привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира.
В итоге совещаний Рабочей группы Генеральная Ассамблея вручила Генеральному секретарю ООН открытый мандат на осуществление превентивной дипломатии и расширение полномочий Организации Объединенных Наций по выявлению потенциальных конфликтных ситуаций. В итоге для урегулирования конфликтов были предложены четыре направления: превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира и миростроительство.
Превентивная дипломатия ООН подразумевает непрерывное отслеживание возможных источников напряженности внутри и среди государств с целью сдерживания и урегулирования возможных конфликтов. При этом первостепенное внимание уделяется коренным причинам конфликтов. ООН исходит из того, что превентивная дипломатия должна быть внешне сдержанной, чтобы не привлекать к потенциальному конфликту излишнее международное внимание.
Миротворчество - другой надежный инструмент урегулирования конфликтов. Свою актуальность и эффективность с точки зрения затрат показала дипломатия и, в частности, посредничество. Миротворчество предполагает использовать имеющиеся в распоряжении ООН юридические рычаги.
Операции по поддержанию мира включают существенный гражданский компонент. Сейчас силы по поддержанию мира чаще развертываются с целью не только прекращения огня, но и содействия политическому урегулированию. Это предполагает привлечение сил по поддержанию мира к такой деятельности, как сбор оружия, обезоруживание и демобилизация ополчений, наблюдение за выборами и надзор за полицейскими формированиями и даже их подготовка. Из пассивного наблюдателя войска по поддержанию мира превращаются в активного участника процесса политического урегулирования. У операций ООН по поддержанию мира, несомненно, есть некоторые уникальные преимущества, которых ни у кого больше нет, включая универсальный характер их мандата и богатый опыт организации таких операций.
Постконфликтное миростроительство предполагает осуществление комплексных и скоординированных действий (политических, правовых, институциональных, военных, гуманитарных, правозащитных, экологических, экономических, социальных, культурных или демографических), направленных на устранение основных причин насилия и создание инфраструктуры прочного мира и безопасности.
Информация о работе Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе