Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение взаимоотношений ООН и России.
Исходя из поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу и раскрыть понятие «ООН»;
- рассмотреть структуру ООН и действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов;
- ознакомиться с деятельностью ООН в России;
- изучить и проанализировать мониторинг «Отношение к ООН».
В 2002 году были приняты Экологическая Доктрина Российской Федерации и Федеральный Закон об охране окружающей среды. Эти документы являются свидетельством приверженности государства задачам охраны окружающей среды. Энергетическая безопасность и продовольственная безопасность широко признанные приоритеты России. Кроме того, Россия является участником международных договоров и конвенций в области охраны окружающей среды. Чтобы полностью реализовать свой огромный потенциал в области энергоэффективности и снижения уровня загрязнения окружающей среды, России необходимо снять экономические, структурные и институциональные барьеры, которые сегодня отпугивают потенциальных инвесторов в этой сфере. Принимая во внимание стоящие перед Россией задачи развития, существует неотложная необходимость интеграции принципов экологически устойчивого развития в политические, экономические и социальные приоритеты современной России.
2.1.5 Экономическое развитие
Масштабы распространения бедности резко возросли в период перехода к рынку. Наиболее уязвимыми группами населения являются дети в возрасте 7-15 лет и женщины. Две основные причины бедности — резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период. Разрыв в доходах был отчасти обусловлен переходом от государственной зарплаты к доходам от предпринимательской деятельности, которые, как правило, распределяются более неравномерно. Доходы в форме заработной платы снизились в результате сокращения рабочих мест и сокращения уровня оплаты труда в государственном секторе. Безработица членов семьи является еще одной существенной причиной бедности.
Несмотря на большие масштабы, бедность в России имеет в значительной степени временный характер. Около 55 процентов бедных самостоятельно покидают эту категорию в течение года. Из этого следует, что с экономическим ростом появится реальная возможность в кратчайшие сроки сократить уровень бедности. Это подтверждается данными независимых исследований о сокращении в России уровня бедности за последние три года, обусловленные значительным экономическим ростом. Программы социальной помощи и борьбы с бедностью должны быть нацелены, прежде всего, на длительных бедных.
Несмотря на то, что в России существуют обширные системы социальной помощи, включая пособия по нетрудоспособности и безработице, пенсии, пособия семьям и детям, эти социальные трансферты не смогли сдержать рост бедности. Произошло это по трем причинам. Во-первых, ресурсы, направляемые на борьбу с бедностью, относительно невелики, поскольку с падением уровня заработной платы сократились соответственно и объемы обязательных взносов, выплачиваемых в систему страхования социальных рисков, идущие на социальные выплаты (пенсии и пособия по безработице). Во-вторых, многие программы социальных трансфертов, унаследованные с советских времен (дотируемые цены на продовольственные товары, квартплату и коммунальные услуги, гарантированное трудоустройство), не соответствуют условиям рыночной экономики. В третьих, система льгот отдельным категориям граждан не гарантирует, что их получат именно бедные - не все в этих категориях являются бедными.
Для координации
работы ООН по этим и другим ключевым
вопросам учреждениями системы ООН
в Российской Федерации было создано
несколько Тематических
или Рабочих групп.
В Российской Федерации созданы и работают несколько специальных тематических или рабочих групп Организации Объединенных Наций по следующим направлениям:
Внутренняя координация работы различных структур ООН, вовлеченных в решение проблемы ВИЧ/СПИДА возложена на Единую команду ООН по ВИЧ/СПИД.
Одновременно расширенная тематическая группа ООН по ВИЧ/СПИДу в Российской Федерации была создана в 1999 году; ее функции и полномочия были подтверждены в марте 2003 года. Основная задача Расширенной тематической группы ООН по ВИЧ/СПИДу - обеспечение согласования и координации действий в поддержку реализации комплексного многосекторального подхода в контексте национальной политики и стратегии противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа.
В числе основных функций Тематической группы ООН по ВИЧ/СПИДу:
В состав Расширенной тематической группы ООН по ВИЧ/СПИДу в Российской Федерации входят учреждения системы ООН, федеральные государственные учреждения, общественные организации, международные и двусторонние организации.
В своей деятельности Тематическая группа ООН по ВИЧ/СПИДу руководствуется планом работы, ход исполнения которого регулярно заслушивается. В число приоритетов деятельности Тематической группы, входят:
- политический диалог;
- профилактика ВИЧ-инфекции;
- лечение, помощь и поддержка для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
- стратегическая информация;
- мониторинг, оценка эффективности деятельности, финансовое планирование и управление;
- партнерство с организациями гражданского общества;
- координация и повышение профессионального потенциала учреждений системы ООН.
Одним
из механизмов, позволяющих Расширенной
тематической группе ООН по ВИЧ/СПИДу
в Российской Федерации осуществлять
свои функции, являются созданные под
ее эгидой Технические рабочие группы,
на добровольной основе объединяющие
представителей учреждений и организаций,
заинтересованных в разработке того или
иного конкретного аспекта противодействия
эпидемии ВИЧ/СПИДа.
Гендерная тематическая группа (ГТГ) организаций системы ООН в РФ является объединением агентств системы ООН, работающих в Российской Федерации. ГТГ поддерживает инициативы правительства и гражданского общества по улучшению положения женщин и достижению гендерного равенства и руководствуется рядом международных документов:
ГТГ представляют сотрудники 10 агентств ООН: ПРООН, МОТ, ЮНФПА, ВОЗ, УНП ООН, ЮНИСЭФ, ЮНЕСКО, Информационного центра ООН, Всемирного Банка, а также эксперты и национальные партнеры.
Объединенная ГТГ организаций системы ООН выявляет наиболее актуальные проблемы на национальном уровне, находит пути решения, обеспечивает механизмами реализации и содействует применению комплексного гендерного подхода на уровне государственной политики.
Опираясь на Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Пекинскую Платформу действий, эксперты ГТГ определили необходимость разработки новых методологий на основе гендерного подхода для решения российских проблем. В свою очередь цели развития тысячелетия (ЦРТ) стали базовым документом, консолидирующим работу агентств ООН в Российской Федерации. Для реализации ЦРТ 3 «Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин» ГТГ системы ООН определила 5 основных задач, проблем и направлений деятельности в РФ, а также разработала 41 гендерный индикатор для их достижения.
Гендерные проблемы в субъектах РФ различны, поэтому с 1999 года ПРООН содействует проведению регионального гендерного анализа, позднее ГТГ продолжила эту деятельность. Результаты гендерной экспертизы широко используются в проектной деятельности, и востребованы органами законодательной, исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.
В частности при финансовой поддержке ПРООН было проведено исследование по изучению гендерных проблем коренных народов севера, основные положения и выводы которого вошли в доклад «Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте Целей развития Тысячелетия», опубликованный в 2005 году.
Этот доклад стал важной вехой работы ГТГ. В нем рассматриваются проблемы достижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в Российской Федерации. В частности, проблемы гендерного равенства в экономической, социальной и политической сферах анализируются на основе широкого набора статистических и исследовательских данных. Не остались без внимания вопросы насилия и разрыва в показателях продолжительности жизни и здоровья мужчин и женщин. Также в Докладе сформулированы основные направления, задачи и индикаторы достижения гендерного равенства в России. Данный доклад включает в себя аналитические материалы, подготовленные экспертами гендерной тематической группы Сергеем Рощиным, Натальей Зубаревич и Светланой Айвазовой.
Эксперты гендерной группы подготовили два доклада:
- Доклад Светланы Айвазовой посвящен главным образом рассмотрению первой задачи: «Равный доступ к политическим институтам».
- Сергей Рощин, автор основного доклада, сделал акцент на экономических аспектах и раскрыл все пять приоритетов, определенных тематической группой: «Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в Контексте целей тысячелетия».
Также с 2003 года эксперты ЮНИФЕМ и ЮНФПА, входящие в ГТГ, оказывают содействие ПРООН в реализации проекта «Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих, включающих гендерный подход». Одна из целей проекта — внедрение гендерных подходов в долгосрочные и краткосрочные планы развития страны и обеспечение целостного подхода к формированию и реализации государственной гендерной политики.
В рамках работы ГТГ большое внимание было уделено гендерному бюджетированию. При финансовой и технической помощи Женского Фонда развития ООН (ЮНИФЕМ) в России разрабатывается новая социальная технология гендерного бюджетирования. Гендерный бюджет представляет собой один из вариантов программно-целевого планирования расходов государства, направленных на улучшение положения женщин и детей, а также мужчин, оказавшихся в зонах социального диспаритета (условия труда, семейные отношения и пенсионное обеспечение). В развитие этой тематики внесли свой вклад ЮНФПА, ПРООН и офис Постоянного координатора системы ООН в РФ. Все аналитические материалы, разработанные в рамках проекта ЮНИФЕМ, помещены на сайте «Женщина и Общество» в разделе «Гендерные аспекты реформ в России».
ГТГ тесно сотрудничает с Правительством РФ и министерствами социального блока. Одним из последних результатов сотрудничества стал отчет «Гендерный анализ и гендерный бюджет: инструменты для экономического развития», представленный Глебовой Л.Н., заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ, на 6-ой Европейской конференции министров по вопросам равенства между мужчинами и женщинами «Права человека и экономические проблемы в Европе – гендерное равенство», проходившей 8-9 июня 2006 г. в Стокгольме, Швеция. В процессе написания данного отчета были использованы доклады о ходе исполнения проекта и все аналитические материалы, предоставленные национальным менеджером проекта. Загрузить текст доклада.
Вслед за конференцией в «Российской Газете» было опубликовано интервью с заместителем Министра иностранных дел РФ Александром Яковенко под заголовком «Старый Свет заступился за наших женщин», в котором он упоминает о проекте ЮНИФЕМ «Гендерные бюджеты в России». По его словам, Россия опережает ряд стран ЕС в вопросах разработки гендерного бюджетирования. Это несомненная заслуга ГТГ, экспертов ООН и России, в лице Правительства, академических структур и неправительственных организаций. Загрузить текст интервью.
Информация о работе Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе