Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение взаимоотношений ООН и России.

Исходя из поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу и раскрыть понятие «ООН»;

- рассмотреть структуру ООН и действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов;

- ознакомиться с деятельностью ООН в России;

- изучить и проанализировать мониторинг «Отношение к ООН».

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 356.31 Кб (Скачать)

   В 2006 году ГТГ совместно с Институтом Социальной и Гендерной политики (ИСГП) реализует проект «2006 год: Тысяча свидетельств и историй женщин. Предложения по улучшению положения женщин в России». Основная цель проекта — привлечь внимание широкой общественности к социально значимым проблемам женщин, связанными с дискриминацией в сфере труда, обострением конфликта профессиональной и материнской ролей, последствиями коммерциализации социальных услуг для женщин и детей, женской бедностью.

  Для участия в конкурсе было подано почти 160 заявок из разных регионов Российской Федерации. Компетентным жюри было отобрано 15 проектов по таким приоритетным направлениям, как женская бедность, материнство и женское здоровье, социальный статус и равенство прав и возможностей для женщин, работа и предпринимательство.

  В 2007 году Российская Федерация представит Комиссии CEDAW отчет по выполнению Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). После многочисленных встреч, конференций и «круглых столов» эксперты ГТГ пришли к единому мнению — итоги проекта «2006 год: Тысяча свидетельств и историй женщин. Предложения по улучшению положения женщин в России» окажут содействие Правительству РФ в подготовке доклада и будут интересны для широкого круга российской и международной общественности. 
 
 
 

      1. Рабочая группа по вопросам демографии

  Временная рабочая группа была создана структурами ООН в России для подготовки в 2007 г. публикации, посвященной анализу российских демографических тенденций и их последствий, и призванной способствовать разработке мер государственной политики, учитывающих социально-политические, экономические и социологические аспекты демографической проблемы.

  Публикация, основанная на широком статистическом и эмпирическом материале, в краткой и понятной форме обобщит демографические тенденции в Российской Федерации, а так же сформулирует конкретные предложения и варианты мер политики, которые могут быть полезны для лиц принимающих решения в их усилиях по решению демографических проблем страны.

  В рабочую группу входят Фонд ООН в области народонаселения, Детский Фонд ООН, Программа Развития ООН, Всемирная Организация Здравоохранения, Международная Организация Труда, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, Управление Верховного Комиссара по делам беженцев и др. 
 

      1. Рабочая группа по вопросам прав инвалидов

  Неформальная рабочая группа была создана по инициативе Информационного Центра ООН в Москве после принятия Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 г. Конвенции ООН о правах инвалидов. Группа объединяет представителей государственных структур, неправительственных организаций, в частности занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями и заинтересованных структур ООН. 
 

      1. Рабочая группа по вопросам Арктики

  Сегодня будущее развитие полярной зоны, составляющей значительную часть территории России, снова находится в центре внимания серьезных исследований, а также привлекает к себе интерес, как с экономической, так и с политической точек зрения. В этой связи оно, несомненно, станет для России одним из основных приоритетов на ближайшее время. Среди главных проблем этой территории – экологические риски, демографические тенденции, условия жизни коренных малочисленных народов, вопросы здоровья и доступа к основным социальным сервисам для жителей удаленных районов.

  Решение этих вопросов, представляющих собой региональное измерение ключевых национальных приоритетов (четырех национальных проектов), соответствует мандату ООН в России, организации, которая может оказать содействие путем создания инклюзивной многосторонней платформы для обмена опытом.

  Рабочая группа, сформированная в сентябре 2007 г., будет способствовать лучшему пониманию того, как освоение Арктики влияет на развитие этих территорий. Она также обеспечит согласованную поддержку текущим и новым национальным и международным процессам и программам в области выработки политики, включая участие России в работе Арктического Совета; проведении Международного полярного года; реализации Северной стратегии, в настоящее время разрабатываемой Министерством регионального развития и др.

  В первоначальный состав группы входят Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ЮНЕСКО, Информационный центр ООН и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при этом она открыта для участия других агентств ООН, а также национальных и международных партнеров.  

      1. Международная Рабочая Группа по проблеме торговли людьми

  Проблема торговли людьми впервые стала объектом общественного внимания в 1997 году, однако до настоящего времени остается относительно недостаточной информация о распространенности и формах торговли людьми в России. В 2000 году Россия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, которые были ратифицированы Российской Федерацией в марте 2004 года.

  В целях более глубокого понимания проблемы, а также для налаживания координации и сотрудничества в борьбе с торговлей людьми между различными международными структурами и Правительство РФ, в марте 2004 года была создана Рабочая группа ООН и МОМ с участием в качестве членов этой рабочей группы специализированных учреждений системы ООН, включая Международную организацию труда (МОТ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Управление по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП), Программу развития ООН (ПРООН) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). C 2006 г. Группа расширила свой состав и регулярно проводит встречи с участием целого ряда заинтересованных российских и международных партнеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Тематическая  группа по Северному  Кавказу

  История создания: Тематическая группа по Северному Кавказу (далее – Тематическая группа) была создана в ноябре 2007 года, став преемницей Группы по гуманитарной координации на Северном Кавказе. В состав Тематической группы входят агентства ООН, осуществляющие деятельность на Северном Кавказе. Группа является органом для принятия совместных решений по стратегическим и политическим вопросам деятельности ООН в регионе. С учетом продолжающегося перехода от гуманитарной помощи к содействию в области восстановления и развития, более тесное увязывание работы ООН с национальными и местными задачами становится ключевым приоритетом в области координации. Тематическая группа призвана обеспечить соответствие задач и приоритетов ООН национальным стратегиям и планам.

  Цели: Тематическая группа занимается широким кругом вопросов, связанных с гуманитарной деятельностью и деятельностью в области восстановления и развития. Уделяя возрастающее внимание укреплению потенциала местных органов власти, Тематическая группа будет по-прежнему держать в поле зрения вопросы поиска долгосрочных решений для наиболее уязвимых групп населения, включая внутренне перемещенных лиц, и удовлетворения еще существующих гуманитарных потребностей. Группа призвана разработать общие подходы к вопросам содействия восстановлению и определить стратегии сворачивания деятельности с учетом приоритетов ООН на Северном Кавказе, которые были определены в результате консультаций с Правительством. Группа преследует цель оказывать содействие выработке единого понимания ситуации и потребностей в регионе на основе анализа всей имеющейся информации и данных, а также по необходимости оказывать поддержку текущей деятельности в регионе. Группа призвана обеспечить эффективную координацию между агентствами и секторами, координацию с органами государственной власти, а также диалог и координацию с основными заинтересованными сторонами посредством проведения регулярных заседаний Форума по Северному Кавказу.

  Участники: В Тематическую группу входят все агентства ООН, осуществляющие деятельность на Северном Кавказе: ФАО, ПРООН, ДБ ООН, ЮНЕСКО, УВКБ, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. МККК1, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству и Консорциум НКО приглашаются на заседания Тематической группы на постоянной основе. На региональном уровне к участию в работе Тематической группы приглашаются партнеры из республиканских правительств и Администрации Южного федерального округа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Мониторинг: отношение к ООН
 

  Одной  из поставленных передо мной  задач, при написании этой курсовой работы, была задача выяснить отношение российского населения к ООН. Что я и попыталась сделать, проанализировав «Мониторинг: отношение к ООН». 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик    России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г., 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

    Почти половина российских граждан (44%) затрудняется оценить роль ООН в современном мире; остальные значительно чаще признают эту роль положительной (41%), нежели отрицательной (15%). Такое соотношение мнений практически не меняется в последние два года. При этом доля оценивающих роль ООН негативно оставалась довольно стабильной и ранее (а такой вопрос периодически задается в ходе массовых опросов с 2000 года), но в начале десятилетия россияне гораздо чаще, чем сейчас, признавали ее позитивной, и реже – затруднялись дать ей оценку (Приложение 2).

  Вместе с тем, только 22% опрошенных полагают, что деятельность ООН в целом отвечает интересам России. Противоположного мнения придерживаются 33% респондентов (остальные – затрудняются с ответом на этот вопрос).

  Влияние ООН на международную жизнь считают значительным треть опрошенных (33%), незначительным – почти столько же (30%). При этом об усилении ее влияния говорят 23% респондентов, а об ослаблении – 32% (Приложение 4).

  В последние годы ФОМ неоднократно спрашивал респондентов, должны ли, по их мнению, государства подчиняться тем решениям ООН, которые они считают неправильными. Распределения ответов на этот принципиальный вопрос очень сильно менялись от опроса к опросу – по-видимому, в зависимости от международной повестки дня. Если, например, в 2003 году доминировала первая точка зрения, то в 2005 – преобладала вторая. Сейчас же установилось равновесие: 34% опрошенных говорят, что ООН надо слушаться, даже когда ее решения тому или иному государству не нравятся, 33% – что в этом случае подчиняться им не следует. Чаще прочих демонстрируют почтительное отношение к ООН, поддерживая первую точку зрения, москвичи (45%), граждане с высшим образованием (45%), а также с относительно высокими доходами (41%) (Приложение 5).

Естественно, те, кто оценивают роль ООН на международной арене негативно, чаще говорят, что подчиняться ее решениям не следует (56%; признают необходимость  следовать воле ООН 28% из числа этих респондентов). Но и среди считающих, что эта организация играет положительную  роль в мире, практически каждый третий (31% этой группы) полагает, что  те ее решения, которые представляются неправильными, можно игнорировать (52% – заявляют, что им необходимо подчиняться).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Написав  эту курсовую работу, я поняла  и узнала много нового и  интересного. Я осмыслила понятие  «Организация  Объединенных Наций», рассмотрела структуру ООН и  действия ООН по предотвращению  конфликтов, международных кризисов. Я подробно описала работу ООН в России: основные направления деятельности  ООН в России (демография, здоровье населения, образование, окружающая среда, экономическое развитие), тематические группы (ВИЧ/СПИД, Гендерное равноправие, Демография, Права инвалидов, Развитие Арктики, Торговля людьми, Северный Кавказ). 

  Кроме  того, я проанализировала  «Мониторинг:  отношение к ООН» и пришла  к  выводу, что почти половина  российских граждан затрудняется  оценить роль ООН в современном  мире, треть опрошенных считают влияние ООН на международную жизнь значительным, большинство затрудняется определить роль ООН в России, отвечает ли ее деятельность интересам нашей страны. Отсюда можно сделать вывод, что население не интересуется деятельностью ООН и слабо знает о ее роли как в международной жизни, так и в России.

  Но, тем не менее, несмотря на то, что на многие вопросы респонденты затруднились ответить, можно сделать общий вывод, что ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Ее Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка и придавшим им императивную силу.

  За период своего существования ООН пережила немало трудных времен. В первый период, контролировавшие большинство голосов западные державы, пытались диктовать свою волю меньшинству. После деколонизации большинство образовали развивающиеся страны, которые также пытались использовать машину голосования без должного учета интересов других государств. Результатом были мертворожденные резолюции. Большие трудности породила холодная война. Тем не менее, ООН не только выжила, но и накопила значительный опыт, тем самым продемонстрировав свою жизнеспособность. Широкие перспективы открываются перед Организацией в новых условиях, которые вместе с тем предъявляют ей и новые требования.

  И в наши дни критика в адрес ООН — нередкое явление. Оправданны упреки в бюрократизме и высоких расходах. Тем не менее, ООН доказала свою способность к совершенствованию, адаптации к меняющимся условиям.               
 
 
 

 
 
  

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

Научные книги  

  1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник  для вузов. М.: Издательская корпорация  «Логос», 1998. – 416 с.
  2. Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 240 с.
  3. Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак.  и вузов / И.И. Лукашук; Рос. Акад. Наук, Ин-т государства и права, Академ. праововой ун-т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 544 с.
  4. Международное право: учеб для студентов ВУЗов  / Ред. Ю.М. Колосов. – М.: «Международные отношения», 2000. – 448 с.
  5. Международное право: учеб. для вузов / отв. ред.  Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 720 с.
  6. Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. – М.: Альфа –М, 2004. – 288 с.
  7. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  8. Мухаев, Р.Т. Геополитика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Регионоведение», «Политологи», «Международные отношения» / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,  2007. – 623 с.
  9. Нешатаев Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. 2-е изд. – М.: Дело, 1999. – 272 с.
  10. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций,  другие международные и их роль в XXI веке. – М.: Логос, 2007. – 944 с.

Электронные ресурсы

  1. Сайт «ООН» http://www.un.org/ru/
  2. Сайт «ООН в России» http://www.unrussia.ru/about.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Информация о работе Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе