Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение взаимоотношений ООН и России.

Исходя из поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу и раскрыть понятие «ООН»;

- рассмотреть структуру ООН и действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов;

- ознакомиться с деятельностью ООН в России;

- изучить и проанализировать мониторинг «Отношение к ООН».

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 356.31 Кб (Скачать)

- оказывать Организации Объединенных Наций всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

  Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию какого бы то ни было государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Членство в ООН

  Согласно Уставу, членом ООН может быть только государство. Прием в члены ООН, как указано в главе II (ст. 4) Устава, «открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять».

  Прием новых государств-членов производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея также имеет право с санкции Совета Безопасности приостанавливать осуществление прав и привилегий государства-члена или исключать его за нарушение принципов, провозглашенных Уставом. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.

  С момента образования ООН количество государств - членов Организации постоянно увеличивается: с 51 в 1945 г. до 191 в 2003 г. Уровень приема новых государств в ряды ООН отражает общемировые тенденции второй половины XX в. Стремление и борьба колониальных стран за независимость привела к падению колониальной системы мира и образованию новых суверенных государств в Африке и Азии, которые незамедлительно воспользовались правом вступления в ООН. Так, в 1955 г. членами этой организации стали 16 стран, а в 1960 г. - 17 стран. Распад СССР, социалистического блока дал импульс к дальнейшей фрагментации геополитического ландшафта в Европе и Центральной Азии, где образовались новые независимые страны. Только с 1991 по 1993 г. членами ООН стали 26 стран.

  Все члены ООН - суверенные государства, и Устав ООН является одним из самых прочных гарантов суверенитета, провозглашая его одним из своих основных принципов. Большинство проблем, с которыми сталкивается современный мир, настолько сложны, что не могут быть решены какой-либо страной, действующей в одиночку.

  Сотрудничая в конкретных областях через посредство механизма ООН, государства создают структуры, регулирующие международную жизнь. Международные соглашения требуют от подписавших их государств выполнения общих обязательств в таких различных областях, как телекоммуникации, незаконное распространение наркотиков, торговля и др. Государства сознательно решают принять на себя подобные обязательства, поскольку считают, что это в наибольшей мере отвечает их интересам. Через ООН государства-члены вырабатывают механизмы для разрешения проблем, связанных с массовыми нарушениями прав человека, которые, даже совершаемые в какой-то одной стране, являются предметом озабоченности всего международного сообщества. Универсальность и беспристрастность ООН - общий фундамент, сотрудничество, на основе которого может принести государствам максимальную выгоду и в то же время выступать гарантом их суверенитета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Взаимодействие ООН с другими международными структурами

  Хотя ООН является международной межправительственной организацией, ее Устав предлагает пути привлечения к работе других субъектов мировой политики, сотрудничество с которыми становится все более важным для решения глобальных проблем. Различные структуры, выражающие интересы гражданского общества: международные неправительственные организации, транснациональные корпорации (ТНК), профсоюзы, профессиональные ассоциации вносят вклад в работу ООН, и их участие становится все более активным. ООН также расширяет сотрудничество с исследовательскими и академическими институтами, молодежными и другими ассоциациями.

  Такие неправительственные организации, как Международная амнистия, Международная кампания за запрещение противопехотных мин и Форум демократических лидеров стран Азии и Тихоокеанского региона, являются одними из самых видных участников работы ООН.

  Почти 1520 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, обладают консультативным статусом при Экономическом и социальном совете (ЭКОСОС) - главном органе, отвечающем за выработку политики по экономическим и социальным вопросам, а их представителей могут приглашать для выступлений на его заседаниях.

  МНПО выступают от имени широких международных и национальных общин и оказывают возрастающее влияние на работу ООН. Они играют видную роль на конференциях ООН, выражая взгляды своих общин по самому широкому кругу вопросов — от прав женщин до продовольственной безопасности. Так, они сыграли важную роль в принятии Конвенции о запрещении противопехотных мин в 1997 г. и в создании Международного уголовного суда для рассмотрения обвинений в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечества в 1998 г. В самых бедных странах МНПО работают в тесном контакте с ООН, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается.

    1. Основная структура ООН

  Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Секретариат, Совет по опеке, Международный Суд (Приложение 1). Однако структура Организации Объединенных Наций значительно шире. ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Она охватывает 15 специализированных учреждений, несколько программ и такие специальные фонды, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и др.

  Специализированные учреждения, являясь самостоятельными автономными организациями, связаны с ООН специальными соглашениями и координируют свою работу с ее деятельностью.

  ООН, ее программы и фонды, а также специализированные учреждения составляют систему ООН.

  Самостоятельные специализированные организации, связанные с Организацией Объединенных Наций специальными соглашениями:

  Международная организация труда (МОТ) разрабатывает политику и программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня занятости, и устанавливает международные трудовые стандарты, используемые странами всего мира.

  Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) направляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной безопасности, а также на улучшение условий жизни сельского населения.

  Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) содействует осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.

  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и максимальное укрепление здоровья населения Земли. Ведет работу по таким направлениям, как иммунизация, санитарное просвещение и снабжение основными лекарственными средствами.

  Группа Всемирного банка предоставляет займы и техническую помощь развивающимся странам в целях уменьшения нищеты и содействия устойчивому экономическому росту.

  Международный валютный фонд (МВФ) способствует развитию международного сотрудничества в кредитно-денежной сфере и обеспечению финансовой стабильности и служит постоянным форумом для проведения консультаций, предоставления рекомендаций и оказания помощи по финансовым вопросам.

  Международная организация гражданской авиации (ИКАО) устанавливает международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, и выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией.

  Всемирный почтовый союз (ВПС) устанавливает международные нормы почтового обслуживания, предоставляет техническую помощь и содействует развитию сотрудничества в области почтовых услуг.

  Международный союз электросвязи (МСЭ) способствует развитию международного сотрудничества в целях совершенствования всех видов электросвязи, координирует использование радио- и телевизионных частот, способствует принятию мер по обеспечению безопасности и проводит исследования.

  Всемирная метеорологическая организация (ВМО) поощряет научные исследования, связанные с изучением атмосферы Земли и климатических изменений, и содействует всемирному обмену метеорологическими данными.

  Международная морская организация (ММО) способствует совершенствованию процедур международного морского судоходства, содействует повышению уровня безопасности морского судоходства и прилагает усилия в целях предотвращения загрязнения моря с судов.

  Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) поощряет международную охрану интеллектуальной собственности и содействует развитию сотрудничества в вопросах, касающихся авторских прав, товарных знаков, промышленных образцов и патентов.

  Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) занимается мобилизацией финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием бедных групп населения в развивающихся странах.

  Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) способствует промышленному развитию развивающихся стран путем оказания технической помощи и консультативных услуг и подготовки кадров.

  Будучи универсальной организацией, ООН выполняет огромное количество функций, распространяя свое влияние практически на все сферы деятельности: принятие решения о проведении миротворческой операции для урегулирования конфликта; введение стандартов в области безопасности авиаперелетов и совместимости средств связи; оказание экстренной помощи жертвам стихийных бедствий; координация действий по борьбе с угрозой СПИДа во всем мире; оказание государствам помощи в проведении свободных и справедливых выборов или предоставление льготных займов для развития экономики в наиболее бедных странах.

  Официальными языками Организации Объединенных Наций являются английский, испанский, китайский, русский и французский. В качестве официального языка Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Экономического и социального совета дополнительно введен арабский. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Генеральная Ассамблея ООН и порядок ее работы

  Все государства - члены Организации Объединенных Наций представлены (каждое одним голосом) в Генеральной Ассамблее - своего рода «всемирном парламенте». Именно здесь рассматриваются все наиболее острые мировые проблемы; все страны могут выразить свои мнения и достичь понимания относительно того, как им следует действовать. При этом все члены имеют одни и те же права и привилегии, равно как одни и те же обязанности и обязательства. Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом.

  Генеральная Ассамблея в соответствии с Главой IV Устава ООН наделена радом важных функций, прежде всего в рассмотрении таких основных вопросов, как укрепление международного мира, смягчение международной напряженности, сокращение вооружения и разоружение.

  Генеральная Ассамблея обычно проводит ежегодные сессии, которые начинаются в третий вторник сентября. В начале каждой очередной сессии Ассамблея избирает нового председателя, 21 заместителя председателя и председателей шести главных комитетов Ассамблеи: Первого комитета по вопросам разоружения и международной безопасности, Второго комитета по экономическим и финансовым вопросам, Третьего комитета по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры, Четвертого комитета по специальным политическим вопросам и проблемам деколонизации, Пятого комитета по административным и бюджетным вопросам, Шестого комитета по правовым вопросам.

  Чтобы обеспечить справедливое географическое представительство, пост Председателя Ассамблеи поочередно на год занимают представители пяти групп государств: африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств.

  Генеральный секретарь ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии сообщает членам ООН предварительную повестку дня.

  В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств по широкому кругу международных вопросов, государства-члены выражают свои мнения. Далее большинство вопросов обсуждается в шести комитетах.

Информация о работе Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе