Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение взаимоотношений ООН и России.
Исходя из поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу и раскрыть понятие «ООН»;
- рассмотреть структуру ООН и действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов;
- ознакомиться с деятельностью ООН в России;
- изучить и проанализировать мониторинг «Отношение к ООН».
ООН сегодня опирается на взаимодополняющее применение этих четырех инструментов разрешения конфликтов, хотя в последнее время практика претерпевает кардинальные изменения. Поскольку причины конфликтов различаются от страны к стране, то нет стандартной модели постконфликтного миростроительства.
К этим четырем важным инструментам можно добавить еще один - управление конфликтами во всех аспектах, особенно в гуманитарном.
Сроки проведения миротворческих операций
могут продолжаться от нескольких месяцев
до нескольких лет. Например, операция
Организации Объединенных Наций, развернутая
вдоль линии прекращения огня между Индией
и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир,
длится с 1949 г., на Кипре миротворцы Организации
Объединенных Наций находятся с 1964 г.,
а операция Организации Объединенных
Наций в полосе Аозу между Ливией и Чадом
в 1994 г. потребовала чуть больше месяца.
В Уставе Организации Объединенных Наций нет конкретного упоминания об операциях по поддержанию мира. В то же время, согласно Уставу ООН, на Совет Безопасности возлагается ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности учреждает миссии по поддержанию мира и определяет их мандат, размер, масштабы и продолжительность операций, основываясь на рекомендациях, в том числе финансовой информации, представленных ему Генеральным секретарем. Бюджет операции принимается решением Генеральной Ассамблеи. Пять постоянных членов Совета - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция - могут наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира.
Генеральный секретарь осуществляет руководство и управление операциями ООН по поддержанию мира и представляет Совету Безопасности отчет о ходе осуществления миссий. Для более четкой координации миротворческих миссий был учрежден Департамент операций по поддержанию мира. Опираясь на этот орган, Генеральный секретарь разрабатывает политику, процедуры и выносит рекомендации относительно учреждения новых и функционирования уже осуществляемых миссий.
Совет Безопасности может оказать дипломатическое и политическое давление на участников конфликта или предоставить средства для урегулирования спора, например, направить миссии по сбору информации или специальную посредническую миссию.
В свою очередь Генеральная Ассамблея может использовать силу мирового общественного мнения для оказания влияния на стороны конфликта. Дипломатические контакты Генерального секретаря могут привести к началу переговоров и прекращению военных действий. Если соглашение о перемирии не достигнуто, то Совет Безопасности вправе развернуть операцию по поддержанию мира. Совет Безопасности может предпринять более решительные действия: ввести экономические санкции или объявить торговое эмбарго, учредить Международный трибунал для суда над лицами, обвиняемыми в совершении военных преступлений, что было сделано в отношении первых государственных лиц Руанды и бывшей Югославии. В отдельных случаях Совет Безопасности может санкционировать применение государствами-членами «всех необходимых средств», в том числе силы, для урегулирования вооруженного конфликта. Подобные принудительные меры, такие, например, как восстановление суверенитета Кувейта в 1991 г. или восстановление законного правительства Гаити в 1994 г., осуществлялись под контролем участвующих государств.
Совет
Безопасности определяет задачи участников
операции исходя из особенностей каждой
конкретной ситуации.
У Организации Объединенных Наций нет своей армии. Миротворческие операции разрабатываются с учетом тех требований, которые выдвигает каждая новая ситуация. Генеральный секретарь с согласия Совета Безопасности назначает главу миссии и командующего военным контингентом или главного военного наблюдателя и просит государства-члены предоставить войска, контингенты гражданской полиции или другой персонал. Глава миссии подчиняется Генеральному секретарю, который в свою очередь подчинен Совету Безопасности.
Генеральный секретарь вносит рекомендации относительно порядка развертывания и осуществления операции и отчитывается о ее ходе. Департамент операций по поддержанию мира отвечает за повседневное руководство и управление миротворческими операциями Организации Объединенных Наций во всем мире и их материально-техническое обеспечение.
Для развертывания той или иной миссии требуется разное время, что, прежде всего, зависит от готовности государств-членов предоставить воинские контингенты для конкретной операции. С целью повышения оперативной готовности, а также материально-технического обеспечения и профессиональной подготовки государства — члены ООН, региональные организации, с одной стороны, и Секретариат ООН - с другой, создали так называемые резервные соглашения
В настоящее время примерно 80 государств-членов официально выразили свою готовность подписать с ООН резервные соглашения. Из них 61 государство точно определило, какие средства они могут предоставить, если решат участвовать в той или иной операции, и 20 стран подписали, резервные соглашения. В этих рамках группа государств-членов в целях более эффективного совместного участия подразделений этих государств в операциях по поддержанию мира учредила Бригаду повышенной готовности резервных сил.
В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке круглосуточно работает Ситуационный центр, который обеспечивает связь со всеми операциями по поддержанию мира. В Бриндизи (Италия) находится склад предметов материально-технического обеспечения операций ООН по поддержанию мира.
Ответственность, риск и возможные потери ложатся на государства, которые предоставили свои войска. Так, с 1948 г. свой персонал в различные периоды времени предоставляли 123 государства. По состоянию на 31 октября 2000 г. 89 стран предоставляли военнослужащих и гражданский полицейский персонал численностью около 38 000 человек. Из них в первую пятерку входят: Индия - 4460 человек, Нигерия — 3441 человек, Иордания - 3400 человек, Бангладеш - 2394 человека, Гана - 1894 человека. Небольшое островное государство Фиджи принимало участие практически во всех миротворческих операциях Организации Объединенных Наций; то же можно сказать и о Канаде. Государства, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций, также вносят свой вклад; например, Швейцария предоставляет для операций по поддержанию мира денежные средства, медицинские подразделения, летательные аппараты и другое имущество.
Деятельность ООН по поддержанию мира проходит в постоянных интенсивных контактах между государствами-членами, Секретариатом и сторонами на местах. Важная роль принадлежит членам Совета Безопасности, в первую очередь пяти постоянным членам, и странам, предоставляющим персонал. В ряде случаев подключаются также региональные организации. Консультации начинаются на этапе планирования операции и продолжаются в течение всего срока ее осуществления.
Для проведения операций по поддержанию мира правительства предоставляют военные контингенты и подразделения гражданской полиции, причем в каждом конкретном случае вопрос о таком участии решается отдельно. Каждое правительство сохраняет в последней инстанции контроль над своим контингентом. Каждый национальный контингент подчиняется своему командиру. Все сотрудники, которым положено носить форменную одежду, продолжают носить свою национальную форму. Их можно опознать как миротворцев ООН по голубому шлему или берету ООН и по значку ООН. Присяги на верность ООН не существует.
Военнослужащим, принимающим участие в операциях ООН по поддержанию мира, обычно разрешается иметь при себе только легкое стрелковое оружие, которое они могут применять в соответствии со строгими правилами самообороны или в случае, когда какая-либо вооруженная группа препятствует им в выполнении мандата операции.
Персонал операций по поддержанию мира включает военнослужащих, гражданских полицейских, экспертов по проведению выборов, специалистов по разминированию, сотрудников, осуществляющих наблюдение за положением в области прав человека, специалистов по гражданским вопросам и коммуникациям, при этом все они являются представителями разных государств.
Правительства,
которые добровольно
Средства для проведения миротворческих операций выделяются не из регулярного бюджета ООН, а из специального бюджета и устанавливаются Генеральной Ассамблеей отдельно для каждой операции в соответствии со специальной шкалой, в основе которой лежит шкала оценки взносов в регулярный бюджет. Шкала предусматривает более высокие ставки взносов для пяти постоянных членов Совета Безопасности: они имеют право вето при принятии решений в Совете Безопасности и несут особую ответственность за проведение миротворческих операций. В 1998 г. на долю пяти постоянных членов - Великобритании, Китая, Российской Федерации, Соединенных Штатов и Франции - приходилось 49% затрат на операции по поддержанию мира (по сравнению с 57% в 1992 г.). Взносы остальных развитых стран рассчитываются по той же шкале, что и взносы в регулярный бюджет. Ставки взносов развивающихся стран значительно ниже.
Безусловно, стоимость операций по поддержанию мира в сравнении с расходами на войну и в финансовом отношении, и в смысле человеческих страданий неизмеримо ниже. Наивысшей отметки 3,5 млрд. долл. США расходы па операции по поддержанию мира достигли в 1994 г., когда проводилась крупная операция в бывшей Югославии. В 1996 г. расходы на операции по поддержанию мира сократились до 1,4 млрд. долл., а в 1997 г. до 1,3 млрд. долл. Предполагалось, что стоимость миротворческих операций в 1998 г. будет меньше 1 млрд. долл., что составляет 0,2% общей суммы военных расходов в мире. В связи с возобновлением более масштабных операций расходы в связи с деятельностью ООН по поддержанию мира увеличились до 1,7 млрд. долл. в 1999 г. и, по оценкам, составили около 2,6 млрд. долл. в 2000 г.
Все государства-члены обязаны выплачивать свою долю средств на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами согласовали. Однако по состоянию на Ъ1 октября 2000 г. за государствами-членами числилась задолженность 2,1 млрд. долл. в виде текущих и просроченных взносов на операции по поддержанию мира.
Военнослужащие,
участвующие в операциях по поддержанию
мира, получают вознаграждение от правительств
их стран в соответствии с их воинскими
званиями в национальных вооруженных
силах и национальной шкалой окладов.
Организация Объединенных Наций возмещает
расходы странам, добровольно предоставляющим
воинские контингенты для операций по
поддержанию мира, по единообразной ставке,
составляющей около 1000 долл. США на каждого
военнослужащего в месяц. ООН также выплачивает
странам компенсацию за имущество. Однако
выплата компенсации часто задерживается
в связи с нехваткой наличных средств
из-за неуплаты государствами-членами
своих взносов.
По данным на 2001 г., в мире было развернуто 15 операций по поддержанию мира, в которых были задействованы свыше 14 тыс. военнослужащих и сотрудников гражданской полиции ООН, что значительно меньше, чем в 1993 г., когда численность миротворцев достигла максимума - 80 000 человек. В трех из 14 операций, развернутых в то время (в Камбодже, Сомали и бывшей Югославии), участвовали 63 000 человек, или 80% участвовавших во всех миротворческих операциях.
Количество операций по поддержанию мира на протяжении многих лет колеблется от 14 до 17. Сюда входят несколько продолжительных по времени операций, например на Кипре, и в Джамму и Кашмире, где присутствие миротворцев рассматривается как принципиально важный фактор, несмотря на застарелость и сложный характер этих конфликтов. В 1998 г. были начаты новые операции в Центральноафриканской Республике и Сьерра-Леоне.
Вообще с 1948 г. были организованы 54 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира; из них 41 была предпринята Советом Безопасности в последние 12 лет.
Деятельность по поддержанию мира первоначально задумывалась как средство сдерживания и урегулирования межгосударственных конфликтов и предусматривала развертывание военного персонала из ряда стран под командованием ООН именно с этой целью. В настоящее время деятельность по поддержанию мира все чаще осуществляется в связи с внутригосударственными конфликтами и гражданскими войнами. В последние годы задачи, связанные с поддержанием мира, стали более разнообразными и комплексными, и, хотя военный персонал по-прежнему составляет костяк большинства миссий по поддержанию мира, увеличивается относительная численность работающего рядом с ним гражданского персонала.
Информация о работе Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе