Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение взаимоотношений ООН и России.

Исходя из поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу и раскрыть понятие «ООН»;

- рассмотреть структуру ООН и действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов;

- ознакомиться с деятельностью ООН в России;

- изучить и проанализировать мониторинг «Отношение к ООН».

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 356.31 Кб (Скачать)

  Еще один элемент деятельности Организации Объединенных Наций в гуманитарной области связан с предотвращением стихийных бедствий и обеспечением готовности к ним. Так, в 1998 г. ПРООН учредила в 11 странах программы укрепления национального потенциала в области организации работ в случае стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Непосредственно в условиях стихийных бедствий ПРООН занимается координацией работы по предоставлению чрезвычайной помощи на местном уровне.  Наряду  с этим ПРООН добивается того, чтобы чрезвычайная помощь способствовала, восстановлению и долгосрочному развитию. В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше рассматривается как один из элементов общих усилий по обеспечению миростроительства наряду с помощью в области развития, политической и финансовой помощью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Деятельность Совета по опеке

  Совет по опеке ООН был организован для наблюдения за управлением подопечными территориями, включенными в международную систему опеки, созданную в соответствии с главой XII Устава ООН. Главные цели международной системы опеки - улучшение положения населения 11 первоначальных подопечных территорий и содействие их прогрессивному развитию в направлении самоуправления или независимости.

  Совет по опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки и Франции - и действует под руководством Генеральной Ассамблеи. Создание международной системы опеки пришлось на время распада колониальной системы и образования новых независимых и суверенных государств. Этот исторический процесс после принятия Устава ООН в 1945 г. растянулся на несколько десятилетий. Именно после окончания Второй мировой войны и появления новых исторических тенденций возникла необходимость в создании специального международного института, который бы координировал и помогал независимым территориям приобрести статус суверенного государства. Эта цель нашла отражение в Уставе ООН, в котором говорится о необходимости создания под руководством ООН международной системы опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее посредством последующих индивидуальных соглашений, и для наблюдения за этими территориями. Основные задачи системы опеки состоят в следующем:

  • укреплять международный мир и безопасность;
  • способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, прогрессу в области образования и прогрессивному развитию по пути к самоуправлению или независимости;
  • поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка, религии; поощрять признание взаимозависимости народов мира.

  Система опеки была распространена на такие территории из перечисленных ниже категорий, которые могут быть включены в нее посредством соглашений об опеке: территории, находящиеся под мандатом; территории, которые могут быть отторгнуты от вражеских государств в результате Второй мировой войны; территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Система опеки не распространялась на страны, ставшие членами Организации, отношения между которыми должны основываться на уважении принципа суверенного равенства.

  В соответствии с главой XIII Устава ООН Совет по опеке уполномочен рассматривать доклады управляющих властей о прогрессе в политической, экономической, социальной областях и в области образования населения подопечных территорий; рассматривать петиции от населения этих территорий и посылать туда специальные миссии.

  К настоящему времени все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо как отдельные государства, либо присоединившись к соседним независимым странам. Поэтому в 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке Организации Объединенных Наций в отношении последней из первоначального перечня 11 территорий - подопечной территории Тихоокеанские Острова Палау, которая находилась под управлением Соединенных Штатов Америки и          1 октября 1994 г. обрела независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г.. Совет внес в свои правила поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Институт  международной системы опеки  явился уникальным и необходимым инструментом в международных отношениях. В то же время система опеки — один из немногих механизмов управления кризисными ситуациями, которая выполнила возложенные на нее изначально функции. Цели международной системы опеки были достигнуты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Полномочия и компетенция Международного Суда

  Международный Суд, дислоцированный в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Суд разрешает юридические споры между государствами-участниками и дает консультативные заключения Организации Объединенных Наций и ее специализированным учреждениям. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

  В Суд могут обращаться государства, являющиеся участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не входящее в Организацию Объединенных Наций, может стать участником Статута (как, например, Швейцария и Науру). В Суд не могут обращаться частные лица.

  Все страны, являющиеся участницами Статута Суда, могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела, на условиях, определенных Советом Безопасности,

  Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу; другие органы Организации Объединенных Наций и специализированные учреждения могут с санкции Генеральной Ассамблеи запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам, входящим в круг их компетенции.

  Суд начал работать в 1946 г., заменив Постоянную палату международного правосудия, которая работала во Дворце Наций с 1922 г. Он действует в соответствии с уставом, который в значительной степени аналогичен статуту его предшественницы и образует неотъемлемую часть Устава ООН.

  В компетенцию (юрисдикцию) Суда входят все дела, которые передаются ему государствами, и все вопросы, предусмотренные Уставом Организации Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. Государства могут заранее признать обязательной для себя юрисдикцию Суда, подписав с этой целью договор или конвенцию, предусматривающие передачу дел Суду, либо сделав заявление о признании обязательной юрисдикции Суда, которое может содержать оговорки об  исключении определенных категорий дел. Согласно Статуту, Суд решает споры, применяя:

  • международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
  • международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  • общие принципы права, признанные нациями;
  • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных стран по публичному праву.

  На Суд возложена двойная функция - разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных на его рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, переданным ему должным образом на то уполномоченными международными органами    и учреждениями.

  Международный Суд (его нередко называют «Всемирный суд») выносит решения по международным спорам в таких областях, как экономические права, право проезда (прохода), неприменение силы, невмешательство во внутренние дела государств, дипломатические отношения, захват заложников, право убежища и национальной принадлежности. За счет вынесения мирных решений по таким вопросам, как сухопутные и морские границы и территориальный суверенитет, Суду часто удавалось предотвратить эскалацию конфликтов.

  Суд обладает компетенцией рассматривать какой-либо спор, только если соответствующие государства признали его юрисдикцию:

- посредством заключения специального соглашения о передаче спора на рассмотрение Суда;

- в силу юрисдикционной оговорки, т.е. обычно, когда государства являются сторонами договора, содержащего положение о том, что в случае разногласий в отношении его толкования одна из них может передать спор на рассмотрение Суда. Такая оговорка содержится в нескольких сотнях договоров и конвенций;  

- посредством взаимного действия заявлений, сделанных ими в соответствии с уставом, согласно которым каждое из них признало юрисдикцию Суда в качестве обязательной в случае спора с другим государством, сделавшим аналогичное заявление. В настоящее время на рассмотрении находятся заявления 60 государств, при этом некоторые из них сделали оговорки об исключении ряда категорий споров.

  В случае сомнений относительно юрисдикции Суда этот вопрос решает сам Суд.

  Процедура, которой следует Суд при рассмотрении споров, определена в его Уставе и Регламенте. В настоящее время действует Регламент, принятый 14 апреля 1978 г. Разбирательство включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к Суду. После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на открытом заседании. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих, государств не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.

  Суд выполняет свои функции в полном составе, а по просьбе сторон он может также создать специальную палату. Первую такую палату Суд создал в 1982 г., вторую – в 1985 г., в 1987 г. Он учредил еще две палаты. Каждый год в соответствии со своим Статутом Суд избирает Палату упрощенного судопроизводства. В июле 1993 г. Суд создал палату в составе семи членов для рассмотрения экологических вопросов, подпадающих под его юрисдикцию.                                                     

    1. Состав  Международного Суда

  Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, голосующих независимо друг от друга. Они избираются на основе своей квалификации, т.е. судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в их странах при назначении на высшие судебные должности, или быть юристами с признанным авторитетом в области международного права, а не на основе гражданства, причем в Суде должны быть представлены главнейшие формы цивилизации и основные правовые системы мира. В составе Суда не может быть двух граждан из одной страны. Судьи избираются на девять лет и могут быть переизбраны. В течение своего пребывания в должности они не могут посвящать себя никакому другому занятию.

  Когда Суд не привлекает к рассмотрению спора судью, состоящего в гражданстве государства - участника этого спора, то это государство может назначить другое лицо для рассмотрения этого дела в качестве судьи ad hoc. В начале 2003 г. в состав Суда входили:

  Председатель Жильбер Гийом (Франция), вице-председатель Ши Цзююн (Китай), судьи Сигеру Ода (Япония), Реймонд Рандзева (Мадагаскар), Геза Херцег (Венгрия), Карл Август Флайшхауэр (Германия), Абдул Г. Корома (Сьерра-Леоне), Владлен С. Верещетин (Россия), Розалин Хиггинс (Великобритания), Гонсало Парра-Арангурен (Венесуэла), Питер X. Коойманс (Нидерланды), Жозе Франсиску Резек (Бразилия), Аон Шаукат Аль-Хасауна (Иордания), Томас Бюргенталь (США), Набиль Эль-Араби (Египет). 
 
 
 
 
 

    1.   Права и обязанности Генерального секретаря

  В соответствии с Уставом ООН Генеральный секретарь является «главным административным должностным лицом» Организации Объединенных Наций. Он действует как дипломат, активный политик, миротворец. Генеральный секретарь предстает перед мировым сообществом как подлинный символ Организации Объединенных Наций и защитник ценностей и принципов, которые записаны в Уставе ООН.

Информация о работе Россия и ООН: взаимоотношения на современном этапе