Развитие рынка автокредитования в России (мировой опыт и российская практика)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

За последние несколько лет сегмент автокредитования в России демонстрировал стабильный рост, однако финансовый кризис негативным образом сказался как на объеме продаж автомобилей в России, так и на объемах автокредитования.
Сокращение объемов автокредитования наблюдалась почти у всех крупнейших банков участников данного сегмента кредитования. В лидерах падения объемов «УралСиб», «Юникредит», «Рйффайзен Банк», где сокращение кредитов на покупку автомобилей составило более 80%.
Так объем реализованных машин в РФ сократился с 2,8 млн. единиц в 2008 году до 1,4 млн. единиц в 2009 году. Объем продаж автомобилей упал в 2 раза, при этом количество машин проданных в кредит сократилось в 3 раза с 1,3 млн. единиц в 2008 году до 400 тыс. единиц в 2009 году. Однако уже в 2010 г. наметилась положительная тенденция. Автомобильная отрасль смогла выйти из стагнации и показать положительную динамику продаж. Так по оценкам Ассоциации европейского бизнеса на российском рынке было реализовано более 1,9 млн. автомобилей, что почти на 36% больше чем в 2009 г. Особо стоит выделить, что из 1,9 млн. проданных автомобилей г. в России, порядка 640 тыс. штук были реализованы в рамках кредитных программ.1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
1.1. Сущность и виды автокредитования (Россия и США сравнительная характеристика)…………………………………………………………………...4
1.2. Оценка кредитоспособности заемщика в России и за рубежом…………14
1.3. Современный рынок автокредитования в России и за рубежом………...27
ГЛАВА II. Анализ деятельности ООО «Русфинанс банк» в сеГМЕНТЕ автокредитования
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО “Русфинанс банк”……………………………………………………………………………...36
2.2. Структура и динамика автокредитования в ООО “Русфинанс банк”.......43
2.3. Процедура оформления и выдачи кредита в ООО “Русфинанс банк”......48
Глава iii. Перспективы развития автокредитования в России
3.1. Оценка перспектив развития рынка автокредитования…………………..59
3.2. Проблемы формирования рынка автокредитования……………………...64
3.3. Пути совершенствования процесса автокредитования.
Основные направления работы на мировом рынке автокредитования………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...74

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ИТОГ.docx

— 407.93 Кб (Скачать)

Источник: kurs.ido.tpu.ru

Таблица 5.

Рейтинг кредита по сумме баллов

Класс

Баллы

Рейтинг

I

163-140

Наилучший

II

139-118

Высокого качества

III

117-85

Удовлетворительный

IV

84-65

Предельный

V

64 и ниже

Хуже предельного


Источник: kurs.ido.tpu.ru

          Подводя итог, можно сказать, что мировая банковская практика анализа кредитоспособности и клиентской задолженности, несомненно, заслуживает глубокого и всестороннего изучения со стороны российских банков.

1.3. Современный рынок автокредитования в России и за рубежом

          Россию в последнее время называют "рынком сумасшедшего спроса", когда речь идет о покупке автомобилей. Почему возникла такая автотяга и в результате даже машины среднего класса надо ждать в салонах несколько месяцев.  Причин несколько:

- рост доходов;

- заоблачные цены на жилье, из-за которых многие тратят свои сбережения на машины;

- доступное и не особенно дорогое автокредитование.

          В Европе, где жизнь взаймы явление естественное, в кредит продается около 60% автомобилей, в США - более 80%.

Таблица 6.

Ежегодные процентные ставки по автокредитам в США (годовые)

Тип Ссуды

До 60 месяцев(%)

61 - 72 месяцев(%)

Новый автомобиль

2.99

3.49

Поддержанный автомобиль

3.49

3.89

Рефинансирование

3.89

4.65


 

Источник: bankofamerica.com

 

          В России за 2010 год прелесть приобретения железного коня в кредит осознали уже порядка 40% покупателей новых машин против 25% в 2009 году (рис. 1).

          Этому в немалой степени способствовали банки: в преддверии летнего

 

 

сезона, когда спрос на авто значительно увеличивается, на рынок “колесного” кредитования вышло примерно десять новых игроков.

 

     Рис. 1. Рынок автокредитования в России в 2007 – 2010 годах

Источник: Autostat.ru

 

          Сейчас автокредитованием занимаются около 50 кредитных организаций, тогда как в прошлом году их количество едва превышало 25 (рис. 2,3).

 

Рис. 2. Динамика количества организаций, предлагающих кредиты на новые отечественные автомобили в 2010 году

Источник: Autostat.ru      

 

 

          Неискушенным российским заемщикам теперь доступны кредиты без первоначальных взносов, экспресс-автокредитование, беспроцентное кредитование, кредиты на покупку подержанных отечественных и иностранных машин.

 

 

Рис.3. Динамика количества организаций, предлагающих кредиты на новые иномарки в 2010 году

Источник: Autostat.ru      

          Средний размер ссуды на автомобиль 16-20 тыс. долл.(500 – 600 тыс. руб.), средний срок кредита составляет 3,5 года, и берут его в 96% случаев на новый автомобиль. Подсчитано, что в 2010 году объем рынка автокредитования в России составил 8,5 млрд. долл., а в этом году может достичь 14 миллиардов (объем рынка автокредитов в США оценивается в 300 млрд. долл.). В настоящее время средние процентные ставки по автокредитам находятся в диапазоне от 12 до 15% годовых на новые автомобили, и от 17 до 22% на поддержанные автомобили. Однако здесь нужно понимать, что ставка может зависеть от нескольких факторов. Да и в разных банках эта усреднённая ставка может сильно варьироваться. К факторам, влияющим на процентные ставки, относятся:

  • Сезонный фактор: традиционно спрос на автомобили повышается весной и осенью каждый год, а также сезонные предложения конкретных банков, которые могут предусматривать всяческие бонусы при взятии автокредита.
  • Процентная ставка также зависит от срока автокредита: чем меньше срок, тем меньше ставка.
  • Если вы решили обзавестись совсем новым автомобилем из автосалона, то процентная ставка будет ниже, чем при покупке подержанной машины. Вообще, требования банка при оформлении кредита на покупку подержанного авто жёстче.
  • Бывают случаи, когда не требуется документальное подтверждение официальных доходов заёмщика по форме 2-НДФЛ. В этом случае ставка по автокредиту будет выше - банк, таким образом, перестраховывается от повышенных рисков.

          Впрочем, и для банков автокредит не благотворительная деятельность. Размер автокредитов на порядок выше, чем потребительских, а значит, они более выгодны кредитору с точки зрения обслуживания. С другой стороны, в отличие от ипотеки тут не надо оценивать залог, цена на автомобиль изначально понятна. Рынок автокредитования до сих пор считался одним из самым “безопасных” для банков-кредиторов: просроченная задолженность находится в пределах 2-3%.

          По данным NAF, в США уровень просроченных кредитов у крупных банков (тех, которые в 2009 году выдали больше 40 тыс. автокредитов) на конец июля 2010 года вырос до 8% против 6,8% годом ранее. У мелких игроков (меньше 40 тыс. кредитов) “просрочка” подскочила больше чем вдвое — с 6,2 до 14,6%.3 Именно небольшие банки кредитовали неблагонадежных клиентов. Автокредиты в отличие от ипотечных, не привязаны к ставке ФРС — процент по ним практически всегда фиксированный. Их главная особенность — длительный срок, в течение которого автомобиль обесценивается настолько, что сумма кредита превышает стоимость машины. В результате заемщику очень скоро становится выгоднее вернуть залог в виде купленной машины, чем продолжать платить.

          С 2009 года в России действует программа государственного субсидирования автокредитования. Программа субсидирования действует при покупке автомобиля отечественного производства, включенного в утвержденный перечень Министерства промышленности и торговли РФ. Основной целью программы являлась попытка  сделать покупку автомобиля более доступной для большего числа граждан Российской Федерации, а также увеличить объем выпуска и продажи автомобилей на территории нашей страны в условиях экономического кризиса. Процент по кредиту снижается на 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, при условии, что цена автомобиля не превышает 600 000 рублей. Условия кредитования:

  • Кредит предоставляется в рублях на срок до 3 лет.
  • Максимальная сумма кредита — 510 000 рублей.
  • Размер первоначального взноса — от 15% стоимости автомобиля.
  • Процентная ставка по кредиту составляет разницу между действующей ставкой по автокредиту и 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату выдачи кредита. В настоящее время при ставке рефинансирования 8% дисконт составит 5,3%.

          В список автомобилей, на которые распространяется государственная программа автокредитования, входят ровно 50 наименований транспортных средств отечественных и импортных марок, сборка которых осуществляется на территории России (табл. 7).                                                         

Таблица 7.

Автомобили, на которые  распространяется гос. программа автокредитования

Модель

Первые 3 символа

Модель

Первые 3 символа

VIN-номера

VIN-номера

1

Chevrolet NIVA

X9L

26

Skoda Fabia

XW8

2

Chevrolet

Cruze

XUF

27

Skoda Octavia

XW8

3

Fiat Albea

XU3

28

UAZ Hunter

XTT

4

Fiat Doblo

XU3

XU1

5

Fiat Ducato

Z7G

29

UAZ Patriot

XTT

6

Ford Focus

X9F

XU1

7

Kia Spectra

XWK

30

UAZ Pickup

XTT

8

LADA-1117

XTA

XTT

9

LADA-1118

XTA

31

ГАЗ-2217

X96

10

LADA-1119

XTA

32

ГАЗ-2310

X96

11

LADA-2104

XWK

33

ГАЗ-2705

X96

12

LADA-2105

XTA

34

ГАЗ-2752

X96

13

LADA-2107

XTA

35

ГАЗ-3221

X96

X7D

36

ГАЗ-3302

X96

Z7Z

37

УАЗ-2206

XTT

14

LADA-2111

XTA

38

УАЗ-2360

XTT

15

LADA-2112

XTA

39

УАЗ-3303

XTT

16

LADA-2113

XTA

40

УАЗ-3741

XTT

17

LADA-2114

XTA

41

УАЗ-3909

XTT

X7Y

42

УАЗ-3962

XTT

18

LADA-2115

XTA

43

Volga Siber

XTH

19

LADA-2121

XTA

X96

20

LADA-2131

XTA

44

ИЖ-2717

XWK

X98

45

Hyundai Sonata

X7M

21

LADA-2170

XTA

46

Hyundai Accent

X7M

22

LADA-2171

XTA

47

ТагАЗ C100

X7M

23

LADA-2172

XTA

48

ТагА3 Road Partner

X7M

24

LADA-2329

X98

49

ТагАЗ Tager

X7M

25

Renault Logan

X7L

50

ТагАЗ LC100

X7M


Источник: avto.ru         

          В 2009-2010 годах самыми продаваемыми в России стали отечественные автомобили и автомобили, попадающие под программу государственного субсидирования (рис.4).

       

Рис. 4. Рейтинг самых  продаваемых автомобилей в России за 2009-2010 год (шт.)

Источник: РБК. Рейтинг      

          В США продажи автомобилей за 2010 год выросли до 11,5 млн. штук по сравнению с 10,4 млн. в 2009 году. Как показал отчет, американцы по-прежнему любят грузовики – Ford F-150 чемпион по продажам.  Бестселлером среди кроссоверов стала Honda CR-V, а расположение таких моделей, как Toyota Camry, Honda Accord and Chevrolet Malibu показывает, что семейные седаны все еще в моде у большинства покупателей (рис. 5).

          

Рис. 5. Рейтинг самых  продаваемых автомобилей в США  за 2009-2010 год (шт.)

Источник: РБК. Рейтинг      

          В последнее время всё большую популярность приобретает программа утилизации. Поддержка государством скупки автомобильного хлама позволяет решать целый ряд проблем — от экологических до создания новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса.

          В Германии с начала 2010 к марту продажи выросли на 40% по сравнению с 2009 годом и составили около 401 тыс. машин, а в апреле было зарегистрировано около 380 тыс. проданных автомобилей (рост на 19,4%). В Великобритании утилизационный бонус составил 2 тыс. фунтов (примерно 2,5 тыс. евро). Английское правительство не стало брать на себя всю тяжесть выплат, а, заложив в бюджете 300 млн. фунтов (500 млн. евро) на субсидии, разделило траты пополам с производителями. Сейчас соглашения подписаны с 38 автоконцернами. В США в июле продажи автомобилей выросли на 2% по сравнению с этим же месяцем прошлого года, тогда как в мае они были на 34% ниже, чем годом раньше. В России продажи автомобилей за 2010 год выросли на 5%. В общей сложности было продано 230 тыс. машин и планируется продать ещё 180 тыс. в 2011 году. В России средний возраст автопарка равен 12 лет, в Германии — 7-8 лет, в США 5-6 лет (рис. 6,7,8).

 

           

   Рис. 6. Возрастная  структура                    Рис. 7. Возрастная структура              автопарка России на 01.01.2011 г.      автопарка Европы на 01.01.2011 г.


 

Рис. 8. Возрастная структура автопарка США на 01.01.2011 г.

Источник: журнал Энергия промышленного роста  (статья номер 8 от 01.01.2011)

 

          Стоит отметить и то, что в Европе и США утилизация машин — отлаженный и прибыльный бизнес. Так, по данным сайта Automotive Recyclers Association (ARA), среднегодовой оборот этой отрасли в Штатах составляет 22 млрд. долларов.

          В свою очередь, чистая прибыль группы "АвтоВАЗ"  за   2010   год  составила 3,6 миллиарда рублей по сравнению с убытком 49,2 миллиарда рублей за 2009  год. Выручка группы  за   2010   год  увеличилась на 50,2 миллиарда рублей по сравнению с 2009  годом  и составила 137,6 миллиарда рублей (в 2009  году: 87,4 миллиарда рублей, увеличение в  2010   году  составило 57,5 %), что обусловлено повышением спроса на продукцию группы, в том числе за счет госпрограммы  утилизации  автомобилей.4 В целом, на октябрь 2010 года результаты программы утилизации оценивались как хорошие: в январе — сентябре 2010 года в России было реализовано 1,32 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей, что выше на 18 % чем годом ранее, и основной причиной такого роста называется именно данная программа.

         

 

 

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Анализ деятельности ООО «Русфинанс банк» в сеГМЕНТЕ автокредитования.

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ООО “Русфинанс  банк”

          ООО “Русфинанс Банк” - часть группы Русфинанс и стопроцентная дочерняя компания группы Societe Generale – одной из крупнейших финансовых групп в Еврозоне. Societe Generale насчитывает 163 000 сотрудников по всему миру, работающих в трех ключевых бизнес-направлениях:

  • Розничные банковские и финансовые услуги
  • Управление инвестициями
  • Корпоративные и инвестиционные банковские услуги

          Банк образован в мае 1992 года в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) в Самаре. В июле 2005 года был выкуплен структурами французской группы Societe Generale у прежних хозяев – группы “СОК”. А в феврале 2006 сменил название “Промэк-Банк” на современное – “Русфинанс Банк”. На территории России Русфинанс Банк представлен в 68 регионах – от Калининграда до Владивостока (рис. 9).      

Рис. 9. Географическая структура подразделений ООО “Русфинанс банка”

Источник: ООО “Русфинанс банк”

          Группа Русфинанс входит в состав департамента специализированных финансовых услуг группы Societe Generale, который управляет подразделениями в 46 странах мира с общим кредитным портфелем более   50 млрд. евро.

Таблица 8.

Организационная структура ООО “Русфинанс банк” 



Информация о работе Развитие рынка автокредитования в России (мировой опыт и российская практика)