Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:53, дипломная работа
За последние несколько лет сегмент автокредитования в России демонстрировал стабильный рост, однако финансовый кризис негативным образом сказался как на объеме продаж автомобилей в России, так и на объемах автокредитования.
Сокращение объемов автокредитования наблюдалась почти у всех крупнейших банков участников данного сегмента кредитования. В лидерах падения объемов «УралСиб», «Юникредит», «Рйффайзен Банк», где сокращение кредитов на покупку автомобилей составило более 80%.
Так объем реализованных машин в РФ сократился с 2,8 млн. единиц в 2008 году до 1,4 млн. единиц в 2009 году. Объем продаж автомобилей упал в 2 раза, при этом количество машин проданных в кредит сократилось в 3 раза с 1,3 млн. единиц в 2008 году до 400 тыс. единиц в 2009 году. Однако уже в 2010 г. наметилась положительная тенденция. Автомобильная отрасль смогла выйти из стагнации и показать положительную динамику продаж. Так по оценкам Ассоциации европейского бизнеса на российском рынке было реализовано более 1,9 млн. автомобилей, что почти на 36% больше чем в 2009 г. Особо стоит выделить, что из 1,9 млн. проданных автомобилей г. в России, порядка 640 тыс. штук были реализованы в рамках кредитных программ.1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
1.1. Сущность и виды автокредитования (Россия и США сравнительная характеристика)…………………………………………………………………...4
1.2. Оценка кредитоспособности заемщика в России и за рубежом…………14
1.3. Современный рынок автокредитования в России и за рубежом………...27
ГЛАВА II. Анализ деятельности ООО «Русфинанс банк» в сеГМЕНТЕ автокредитования
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО “Русфинанс банк”……………………………………………………………………………...36
2.2. Структура и динамика автокредитования в ООО “Русфинанс банк”.......43
2.3. Процедура оформления и выдачи кредита в ООО “Русфинанс банк”......48
Глава iii. Перспективы развития автокредитования в России
3.1. Оценка перспектив развития рынка автокредитования…………………..59
3.2. Проблемы формирования рынка автокредитования……………………...64
3.3. Пути совершенствования процесса автокредитования.
Основные направления работы на мировом рынке автокредитования………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...74
Источник: kurs.ido.tpu.ru
Таблица 5.
Рейтинг кредита по сумме баллов
Класс |
Баллы |
Рейтинг |
I |
163-140 |
Наилучший |
II |
139-118 |
Высокого качества |
III |
117-85 |
Удовлетворительный |
IV |
84-65 |
Предельный |
V |
64 и ниже |
Хуже предельного |
Источник: kurs.ido.tpu.ru
Подводя итог, можно сказать, что мировая банковская практика анализа кредитоспособности и клиентской задолженности, несомненно, заслуживает глубокого и всестороннего изучения со стороны российских банков.
1.3. Современный рынок автокредитования в России и за рубежом
Россию в последнее время называют "рынком сумасшедшего спроса", когда речь идет о покупке автомобилей. Почему возникла такая автотяга и в результате даже машины среднего класса надо ждать в салонах несколько месяцев. Причин несколько:
- рост доходов;
- заоблачные цены на жилье, из-за которых многие тратят свои сбережения на машины;
- доступное и не особенно дорогое автокредитование.
В Европе, где жизнь взаймы явление естественное, в кредит продается около 60% автомобилей, в США - более 80%.
Таблица 6.
Ежегодные процентные ставки по автокредитам в США (годовые)
Тип Ссуды |
До 60 месяцев(%) |
61 - 72 месяцев(%) |
Новый автомобиль |
2.99 |
3.49 |
Поддержанный автомобиль |
3.49 |
3.89 |
Рефинансирование |
3.89 |
4.65 |
Источник: bankofamerica.com
В России за 2010 год прелесть приобретения железного коня в кредит осознали уже порядка 40% покупателей новых машин против 25% в 2009 году (рис. 1).
Этому в немалой степени способствовали банки: в преддверии летнего
сезона, когда спрос на авто значительно увеличивается, на рынок “колесного” кредитования вышло примерно десять новых игроков.
Рис. 1. Рынок автокредитования в России в 2007 – 2010 годах
Источник: Autostat.ru
Сейчас автокредитованием занимаются около 50 кредитных организаций, тогда как в прошлом году их количество едва превышало 25 (рис. 2,3).
Рис. 2. Динамика количества организаций, предлагающих кредиты на новые отечественные автомобили в 2010 году
Источник: Autostat.ru
Неискушенным российским заемщикам теперь доступны кредиты без первоначальных взносов, экспресс-автокредитование, беспроцентное кредитование, кредиты на покупку подержанных отечественных и иностранных машин.
Рис.3. Динамика количества организаций, предлагающих кредиты на новые иномарки в 2010 году
Источник: Autostat.ru
Средний размер ссуды на автомобиль 16-20 тыс. долл.(500 – 600 тыс. руб.), средний срок кредита составляет 3,5 года, и берут его в 96% случаев на новый автомобиль. Подсчитано, что в 2010 году объем рынка автокредитования в России составил 8,5 млрд. долл., а в этом году может достичь 14 миллиардов (объем рынка автокредитов в США оценивается в 300 млрд. долл.). В настоящее время средние процентные ставки по автокредитам находятся в диапазоне от 12 до 15% годовых на новые автомобили, и от 17 до 22% на поддержанные автомобили. Однако здесь нужно понимать, что ставка может зависеть от нескольких факторов. Да и в разных банках эта усреднённая ставка может сильно варьироваться. К факторам, влияющим на процентные ставки, относятся:
Впрочем, и для банков автокредит не благотворительная деятельность. Размер автокредитов на порядок выше, чем потребительских, а значит, они более выгодны кредитору с точки зрения обслуживания. С другой стороны, в отличие от ипотеки тут не надо оценивать залог, цена на автомобиль изначально понятна. Рынок автокредитования до сих пор считался одним из самым “безопасных” для банков-кредиторов: просроченная задолженность находится в пределах 2-3%.
По данным NAF, в США уровень просроченных кредитов у крупных банков (тех, которые в 2009 году выдали больше 40 тыс. автокредитов) на конец июля 2010 года вырос до 8% против 6,8% годом ранее. У мелких игроков (меньше 40 тыс. кредитов) “просрочка” подскочила больше чем вдвое — с 6,2 до 14,6%.3 Именно небольшие банки кредитовали неблагонадежных клиентов. Автокредиты в отличие от ипотечных, не привязаны к ставке ФРС — процент по ним практически всегда фиксированный. Их главная особенность — длительный срок, в течение которого автомобиль обесценивается настолько, что сумма кредита превышает стоимость машины. В результате заемщику очень скоро становится выгоднее вернуть залог в виде купленной машины, чем продолжать платить.
С 2009 года в России действует программа государственного субсидирования автокредитования. Программа субсидирования действует при покупке автомобиля отечественного производства, включенного в утвержденный перечень Министерства промышленности и торговли РФ. Основной целью программы являлась попытка сделать покупку автомобиля более доступной для большего числа граждан Российской Федерации, а также увеличить объем выпуска и продажи автомобилей на территории нашей страны в условиях экономического кризиса. Процент по кредиту снижается на 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, при условии, что цена автомобиля не превышает 600 000 рублей. Условия кредитования:
В список автомобилей, на которые распространяется
государственная программа автокредитования,
входят ровно 50 наименований транспортных
средств отечественных и импортных марок,
сборка которых осуществляется на территории
России (табл. 7).
Таблица 7.
Автомобили, на которые распространяется гос. программа автокредитования
№ |
Модель |
Первые 3 символа |
№ |
Модель |
Первые 3 символа |
VIN-номера |
VIN-номера | ||||
1 |
Chevrolet NIVA |
X9L |
26 |
Skoda Fabia |
XW8 |
2 |
Chevrolet Cruze |
XUF |
27 |
Skoda Octavia |
XW8 |
3 |
Fiat Albea |
XU3 |
28 |
UAZ Hunter |
XTT |
4 |
Fiat Doblo |
XU3 |
XU1 | ||
5 |
Fiat Ducato |
Z7G |
29 |
UAZ Patriot |
XTT |
6 |
Ford Focus |
X9F |
XU1 | ||
7 |
Kia Spectra |
XWK |
30 |
UAZ Pickup |
XTT |
8 |
LADA-1117 |
XTA |
XTT | ||
9 |
LADA-1118 |
XTA |
31 |
ГАЗ-2217 |
X96 |
10 |
LADA-1119 |
XTA |
32 |
ГАЗ-2310 |
X96 |
11 |
LADA-2104 |
XWK |
33 |
ГАЗ-2705 |
X96 |
12 |
LADA-2105 |
XTA |
34 |
ГАЗ-2752 |
X96 |
13 |
LADA-2107 |
XTA |
35 |
ГАЗ-3221 |
X96 |
X7D |
36 |
ГАЗ-3302 |
X96 | ||
Z7Z |
37 |
УАЗ-2206 |
XTT | ||
14 |
LADA-2111 |
XTA |
38 |
УАЗ-2360 |
XTT |
15 |
LADA-2112 |
XTA |
39 |
УАЗ-3303 |
XTT |
16 |
LADA-2113 |
XTA |
40 |
УАЗ-3741 |
XTT |
17 |
LADA-2114 |
XTA |
41 |
УАЗ-3909 |
XTT |
X7Y |
42 |
УАЗ-3962 |
XTT | ||
18 |
LADA-2115 |
XTA |
43 |
Volga Siber |
XTH |
19 |
LADA-2121 |
XTA |
X96 | ||
20 |
LADA-2131 |
XTA |
44 |
ИЖ-2717 |
XWK |
X98 |
45 |
Hyundai Sonata |
X7M | ||
21 |
LADA-2170 |
XTA |
46 |
Hyundai Accent |
X7M |
22 |
LADA-2171 |
XTA |
47 |
ТагАЗ C100 |
X7M |
23 |
LADA-2172 |
XTA |
48 |
ТагА3 Road Partner |
X7M |
24 |
LADA-2329 |
X98 |
49 |
ТагАЗ Tager |
X7M |
25 |
Renault Logan |
X7L |
50 |
ТагАЗ LC100 |
X7M |
Источник: avto.ru
В 2009-2010 годах самыми продаваемыми в России стали отечественные автомобили и автомобили, попадающие под программу государственного субсидирования (рис.4).
Рис. 4. Рейтинг самых
продаваемых автомобилей в
Источник: РБК. Рейтинг
В США продажи автомобилей за 2010 год выросли до 11,5 млн. штук по сравнению с 10,4 млн. в 2009 году. Как показал отчет, американцы по-прежнему любят грузовики – Ford F-150 чемпион по продажам. Бестселлером среди кроссоверов стала Honda CR-V, а расположение таких моделей, как Toyota Camry, Honda Accord and Chevrolet Malibu показывает, что семейные седаны все еще в моде у большинства покупателей (рис. 5).
Рис. 5. Рейтинг самых продаваемых автомобилей в США за 2009-2010 год (шт.)
Источник: РБК. Рейтинг
В последнее время всё большую популярность приобретает программа утилизации. Поддержка государством скупки автомобильного хлама позволяет решать целый ряд проблем — от экологических до создания новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса.
В Германии с начала 2010 к марту продажи выросли на 40% по сравнению с 2009 годом и составили около 401 тыс. машин, а в апреле было зарегистрировано около 380 тыс. проданных автомобилей (рост на 19,4%). В Великобритании утилизационный бонус составил 2 тыс. фунтов (примерно 2,5 тыс. евро). Английское правительство не стало брать на себя всю тяжесть выплат, а, заложив в бюджете 300 млн. фунтов (500 млн. евро) на субсидии, разделило траты пополам с производителями. Сейчас соглашения подписаны с 38 автоконцернами. В США в июле продажи автомобилей выросли на 2% по сравнению с этим же месяцем прошлого года, тогда как в мае они были на 34% ниже, чем годом раньше. В России продажи автомобилей за 2010 год выросли на 5%. В общей сложности было продано 230 тыс. машин и планируется продать ещё 180 тыс. в 2011 году. В России средний возраст автопарка равен 12 лет, в Германии — 7-8 лет, в США 5-6 лет (рис. 6,7,8).
Рис. 6. Возрастная
структура
Рис. 7. Возрастная структура
Рис. 8. Возрастная структура автопарка США на 01.01.2011 г.
Источник: журнал Энергия промышленного роста (статья номер 8 от 01.01.2011)
Стоит отметить и то, что в Европе и США утилизация машин — отлаженный и прибыльный бизнес. Так, по данным сайта Automotive Recyclers Association (ARA), среднегодовой оборот этой отрасли в Штатах составляет 22 млрд. долларов.
В свою очередь, чистая прибыль группы "АвтоВАЗ" за 2010 год составила 3,6 миллиарда рублей по сравнению с убытком 49,2 миллиарда рублей за 2009 год. Выручка группы за 2010 год увеличилась на 50,2 миллиарда рублей по сравнению с 2009 годом и составила 137,6 миллиарда рублей (в 2009 году: 87,4 миллиарда рублей, увеличение в 2010 году составило 57,5 %), что обусловлено повышением спроса на продукцию группы, в том числе за счет госпрограммы утилизации автомобилей.4 В целом, на октябрь 2010 года результаты программы утилизации оценивались как хорошие: в январе — сентябре 2010 года в России было реализовано 1,32 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей, что выше на 18 % чем годом ранее, и основной причиной такого роста называется именно данная программа.
ГЛАВА II. Анализ деятельности ООО «Русфинанс банк» в сеГМЕНТЕ автокредитования.
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО “Русфинанс банк”
ООО “Русфинанс Банк” - часть группы Русфинанс и стопроцентная дочерняя компания группы Societe Generale – одной из крупнейших финансовых групп в Еврозоне. Societe Generale насчитывает 163 000 сотрудников по всему миру, работающих в трех ключевых бизнес-направлениях:
Банк образован в мае 1992 года в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) в Самаре. В июле 2005 года был выкуплен структурами французской группы Societe Generale у прежних хозяев – группы “СОК”. А в феврале 2006 сменил название “Промэк-Банк” на современное – “Русфинанс Банк”. На территории России Русфинанс Банк представлен в 68 регионах – от Калининграда до Владивостока (рис. 9).
Рис. 9. Географическая структура подразделений ООО “Русфинанс банка”
Источник: ООО “Русфинанс банк”
Группа Русфинанс входит в состав департамента специализированных финансовых услуг группы Societe Generale, который управляет подразделениями в 46 странах мира с общим кредитным портфелем более 50 млрд. евро.
Таблица 8.
Организационная структура ООО “Русфинанс банк”
Информация о работе Развитие рынка автокредитования в России (мировой опыт и российская практика)