Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:53, дипломная работа
За последние несколько лет сегмент автокредитования в России демонстрировал стабильный рост, однако финансовый кризис негативным образом сказался как на объеме продаж автомобилей в России, так и на объемах автокредитования.
Сокращение объемов автокредитования наблюдалась почти у всех крупнейших банков участников данного сегмента кредитования. В лидерах падения объемов «УралСиб», «Юникредит», «Рйффайзен Банк», где сокращение кредитов на покупку автомобилей составило более 80%.
Так объем реализованных машин в РФ сократился с 2,8 млн. единиц в 2008 году до 1,4 млн. единиц в 2009 году. Объем продаж автомобилей упал в 2 раза, при этом количество машин проданных в кредит сократилось в 3 раза с 1,3 млн. единиц в 2008 году до 400 тыс. единиц в 2009 году. Однако уже в 2010 г. наметилась положительная тенденция. Автомобильная отрасль смогла выйти из стагнации и показать положительную динамику продаж. Так по оценкам Ассоциации европейского бизнеса на российском рынке было реализовано более 1,9 млн. автомобилей, что почти на 36% больше чем в 2009 г. Особо стоит выделить, что из 1,9 млн. проданных автомобилей г. в России, порядка 640 тыс. штук были реализованы в рамках кредитных программ.1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
1.1. Сущность и виды автокредитования (Россия и США сравнительная характеристика)…………………………………………………………………...4
1.2. Оценка кредитоспособности заемщика в России и за рубежом…………14
1.3. Современный рынок автокредитования в России и за рубежом………...27
ГЛАВА II. Анализ деятельности ООО «Русфинанс банк» в сеГМЕНТЕ автокредитования
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО “Русфинанс банк”……………………………………………………………………………...36
2.2. Структура и динамика автокредитования в ООО “Русфинанс банк”.......43
2.3. Процедура оформления и выдачи кредита в ООО “Русфинанс банк”......48
Глава iii. Перспективы развития автокредитования в России
3.1. Оценка перспектив развития рынка автокредитования…………………..59
3.2. Проблемы формирования рынка автокредитования……………………...64
3.3. Пути совершенствования процесса автокредитования.
Основные направления работы на мировом рынке автокредитования………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...74
В США заемщику необходимо заполнить анкету, после чего утвержденные заявители получают список вариантов финансирования. Кредитный представитель подготавливает кредитный пакет, который включает в себя все необходимые документы для подписания.
Информация необходимая для получения кредита:
- Место работы;
- Наименование товара;
- Дилер;
- Залог;
- Сумма кредита и срок кредита;
- Год, марка, модель, пробег, и идентификационный номер транспортного средства (требуется только для рефинансирования);
- Электронный адрес, номер социального страхования.
Аналогом экспресс – кредитования является on-line кредитование, которое все больше набирает популярность в США. Процесс оформления заявки на кредит значительно облегчен и особо удобен тем, что не требует личной встречи с представителем кредитной организации. Проценты по этим займам выше средних всего на 1-2%, а условия практически идентичны. Фактически, американец может приобрести автомобиль в кредит сроком до 7 лет под 6-7%, не выходя из дома. Однако следует помнить, что конкуренция в кредитном секторе США накалена до предела. Отсюда и вытекает столь толерантное отношение к заемщику, и некоторое пренебрежение безопасностью. Банки Америки уже давно отметили необходимость предоставлять on-line услуги клиентам. Обычной практикой стал on-line мониторинг счета и некоторые операции с ним через Интернет.
В Европе дело обстоит несколько иначе. Здесь борьба за потребителя среди кредиторов не столь высока, а идея менее популярна. В Великобритании, к примеру, существует несколько онлайновых кредитных организаций, но их масштабы далеко не так велики как в США. Консервативно настроенное население продолжает с большей охотой пользоваться услугами банков, да и условия у британских on-line кредиторов не так заманчивы, как у их американских коллег. Сроки кредитования редко превышают 5 лет, а суммы ограничены.
Вторая схема - факторинговая. Автосалон предоставляет клиенту возможность купить автомобиль в рассрочку и переуступает свои права требования по рассрочке банку. Заемщик оплачивает в салоне часть стоимости автомобиля, оставшуюся сумму выплачивает в рассрочку банку. Проценты за пользование ссудой выплачивает автосалон, поскольку именно он переуступил задолженность банку (сразу получив деньги) и обязан эту услугу (факторинг) оплатить. В некоторых случаях при предоставлении беспроцентного кредита на автомобиль, увеличивается платеж страховой компании, с которой работает банк.
Как правило, если клиент оплачивает
единовременно 30% от стоимости автомобиля,
он получает рассрочку на год, оплачивая
40% получает рассрочку на два года,
50% - на три года. Для оформления беспроцентного
кредита в автосалоне необходимы:
копия паспорта и паспорта супруги/супруга,
копия трудовой книжки, заверенная
печатью работодателя, копия водительского
удостоверения клиента и
В свою очередь, зарубежные производители уже давно поняли, что успешные продажи марки необходимо поддерживать, в частности привлекательными для покупателя кредитными ставками. Особенно развита эта практика сейчас в США.
Сама по себе схема дешевого или беспроцентного кредита аналогична российской программе. Автопроизводитель договаривается с банком-партнером о скидке. Большая ее часть покрывается самим производителем в виде доплаты банку, меньшую берет на себя банк, который при этом получает рост кредитного портфеля. В США распространена и другая практика. GM и Ford имеют собственные финансовые компании: GMAC (General Motors Acceptance Corporation) и Ford Credit. Фактически они работают как финансовые группы - к примеру, GMAC имеет собственный банк, пенсионную программу и т. д. Одна из программ Ford Credit в США работает как инвестиционный фонд. Большинство специальных кредитных предложений по этим маркам финансируется как раз через собственные финансовые компании: то есть либо финансовая группа дотирует процентные ставки по кредитам, либо производитель оплачивает финансовой группе ее потери на низких ставках.
По схожему с американским
сценарию начинает развиваться и
ситуация в Европе. В конце прошлого
года дилеры и автопроизводители
в Германии предлагали покупателям
существенные скидки, в том числе
и беспроцентные кредиты. В качестве
предложений большинство
Данная программа напоминает американскую версию программы рефинансирования. Согласно ее условиям, заемщик может обменять купленный ранее в кредит автомобиль на новый, причем первый принимается автосалоном в качестве оплаты первоначального взноса.
Схема рефинансирования:
Вы продаете дилеру свою машину, кредит по которой еще не до конца погашен. Эти средства идут частично на погашение Вашего долга или на выплату первоначального взноса за новый автомобиль. Все остальные траты - Ваш долг по кредиту и стоимость нового авто - погашает банк, в который Вы обратились за рефинансированием. Рефинансирование предполагает выдачу кредита для погашения уже существующего автокредита в своем или другом стороннем банке, а также получение дополнительных средств на финансирование приобретения нового автомобиля. При этом первоначальный взнос по новому кредиту можно осуществить за счет средств, полученных от продажи автомобиля, заложенного в обеспечение текущих обязательств по кредиту.
В Германии, которая одной из первых взяла на вооружение эту идею, за сданную в утиль машину старше девяти лет власти дают 2,5 тыс. евро. Эффект от программы оказался настолько силен, что очереди на покупку нового автомобиля нужно ждать минимум полгода, склады пустуют. В Великобритании утилизационный бонус составил 2 тыс. фунтов (примерно 2,5 тыс. евро). Английское правительство не стало брать на себя всю тяжесть выплат, а, заложив в бюджете 300 млн. фунтов (500 млн. евро) на субсидии, разделило траты пополам с производителями. Сейчас соглашения подписаны с 38 автоконцернами. В США схема более сложная. Автовладельцу, избавившемуся от машины, которая расходует 13 и более литров бензина на сто километров, и купившему машину на 25% экономичнее прежней, заплатят от 3,5 тыс. до 4,5 тыс. долларов. Сумма зависит от того, насколько менее прожорливым будет новый автомобиль: чем меньше расход топлива на милю, тем серьезнее компенсация. Сейчас по программе уже заключено около 160 тыс. сделок общей стоимостью 664 млн. долларов. Стоимость плана по спасению автопрома в США, который журналисты окрестили «Cash for Crunkers» (дословно: “Наличные за драндулеты”), составила 3 млрд. долларов2.
1.2. Оценка кредитоспособности заемщика в России и за рубежом
Кредитование для банка - это процесс, всегда связанный с возможным риском потери значительных денежных ресурсов. Именно поэтому для снижения риска не возврата кредита, особенно тщательного анализа, требуют вопросы кредитоспособности заемщика.
Среди современных экономистов до сих
пор не существует единого мнения по поводу
определения термина «кредитоспособность».
Одни из них определяют кредитоспособность
заемщика как способность полностью и
в срок рассчитаться по своим долговым
обязательствам. По мнению других под
кредитоспособностью заемщика следует
понимать не только способность (то есть
наличие возможности), но и готовность
(наличие желания) лица своевременно и
в полном объеме погашать свои долги. Второй
подход свойственен западной банковской
практике, которая предполагает оценку
credit worthy, то есть того, насколько клиент
“достоин” кредита.
В банковской
практике не существует единой стандартизированной
системы оценки кредитоспособности. Банки
разных стран используют различные системы
анализа кредитоспособности заемщиков.
Многообразие подходов определяется различной
степенью доверия к количественным и качественным
способам оценки факторов кредитоспособности,
особенностями индивидуальной культуры
кредитования и исторически сложившейся
практикой оценки кредитоспособности.
Цель анализа кредитоспособности - изучить способность клиента вовремя вернуть кредит, т.е. изучение факторов, которые могут повлечь за собой его непогашение.
Задачи анализа кредитоспособности:
Оценка кредитоспособности кредитополучателя
– юридического лица включает два основных
этапа: финансовый анализ (проводится
на основе системы финансовых показателей)
и качественный (нефинансовый) анализ.
Качественный
анализ кредитоспособности заемщика основан
на использовании информации, которая
не может быть выражена в количественных
показателях. На данном этапе банк изучает
деловую репутацию потенциального заемщика
(честность, порядочность, квалификацию
руководства, опыт работы в соответствующей
отрасли, текучесть кадров, своевременность
расчетов по ранее полученным кредитам
и др.) и экономическое окружение кредитополучателя
(основных деловых партнеров, конкурентоспособность
продукции, устойчивость рынков сбыта
и т.д.). Для этих целей может использоваться
информация, накопленная как самим банком,
так и другими банками, кредитными бюро.
Финансовый
анализ является, как правило, завершающим
этапом в оценке кредитоспособности заемщика
и заключается в определении ряда показателей,
к которым чаще всего относят коэффициенты
ликвидности, коэффициенты обеспеченности
собственными средствами, показатели
финансовой устойчивости клиента, а также
коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.
По результатам расчета этих показателей банк делает заключение о классе кредитоспособности потенциальных кредитополучателей, который, в свою очередь, зависит от класса каждого рассчитанного показателя. Определенная сложность в отнесении клиента к тому или иному классу кредитоспособности возникает в случае значительной разбежки в уровнях фактических значений коэффициентов. Поэтому банки используют рейтинговую оценку, в основе которой лежит следующий принцип: банки самостоятельно определяют круг наиболее значимых с их точки зрения показателей и присваивают им определенный вес (в баллах или процентах). В дальнейшем класс кредитоспособности заёмщика принимается банками во внимание при разработке шкалы процентных ставок, определении условий и режима кредитования, оценке качества кредитов, составляющих кредитный портфель банка.
Информация о работе Развитие рынка автокредитования в России (мировой опыт и российская практика)