Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:53, дипломная работа
За последние несколько лет сегмент автокредитования в России демонстрировал стабильный рост, однако финансовый кризис негативным образом сказался как на объеме продаж автомобилей в России, так и на объемах автокредитования.
Сокращение объемов автокредитования наблюдалась почти у всех крупнейших банков участников данного сегмента кредитования. В лидерах падения объемов «УралСиб», «Юникредит», «Рйффайзен Банк», где сокращение кредитов на покупку автомобилей составило более 80%.
Так объем реализованных машин в РФ сократился с 2,8 млн. единиц в 2008 году до 1,4 млн. единиц в 2009 году. Объем продаж автомобилей упал в 2 раза, при этом количество машин проданных в кредит сократилось в 3 раза с 1,3 млн. единиц в 2008 году до 400 тыс. единиц в 2009 году. Однако уже в 2010 г. наметилась положительная тенденция. Автомобильная отрасль смогла выйти из стагнации и показать положительную динамику продаж. Так по оценкам Ассоциации европейского бизнеса на российском рынке было реализовано более 1,9 млн. автомобилей, что почти на 36% больше чем в 2009 г. Особо стоит выделить, что из 1,9 млн. проданных автомобилей г. в России, порядка 640 тыс. штук были реализованы в рамках кредитных программ.1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
1.1. Сущность и виды автокредитования (Россия и США сравнительная характеристика)…………………………………………………………………...4
1.2. Оценка кредитоспособности заемщика в России и за рубежом…………14
1.3. Современный рынок автокредитования в России и за рубежом………...27
ГЛАВА II. Анализ деятельности ООО «Русфинанс банк» в сеГМЕНТЕ автокредитования
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО “Русфинанс банк”……………………………………………………………………………...36
2.2. Структура и динамика автокредитования в ООО “Русфинанс банк”.......43
2.3. Процедура оформления и выдачи кредита в ООО “Русфинанс банк”......48
Глава iii. Перспективы развития автокредитования в России
3.1. Оценка перспектив развития рынка автокредитования…………………..59
3.2. Проблемы формирования рынка автокредитования……………………...64
3.3. Пути совершенствования процесса автокредитования.
Основные направления работы на мировом рынке автокредитования………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...74
При кредитовании физических лиц также проводится процедура оценки их кредитоспособности, которая может осуществляться на основании уровня дохода заемщика, изучения его кредитной истории, а также стандартизированной скоринговой оценке.
Оценка кредитоспособности заёмщика по уровню доходов осуществляется на основе данных о доходе физического лица и степени риска потери этого дохода. Доход определяется исходя из справок о заработной плате или налоговой декларации, после чего корректируется с учетом обязательных платежей и коэффициентов риска банка. Практикуется расчет платежеспособности заемщика исходя из среднемесячного дохода за предыдущие шесть месяцев. Доход определяется из справки о заработной плате по форме 2-НДФЛ или по форме банка, заверенной печатью работодателя. Доход заемщика можно определить и по налоговой декларации. Сумма дохода уменьшается на обязательные платежи и умножается на коэффициент риска банка (может быть в пределах 0,3 - 0,6).
Кредитная история представляет собой сведения о получении и погашении потенциальным кредитополучателем кредитов в прошлом. Банк использует сведения, содержащиеся в заявлении на выдачу ссуды: имя, адрес местожительства, номер пенсионного свидетельства. На основе этих данных собирают информацию о случаях неплатежа в различных кредитных организациях и любых других получателей платежей от физических лиц (налоговых, коммунальных и т.д.). Таким образом, составляется кредитная история. В России действует Федеральный закон "О кредитных историях", создаются специальные бюро по кредитным историям.
Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитных историй других клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность того, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок. При скоринговой оценке кредитоспособности определяются показатели способности заемщика вернуть банку основной долг и проценты. Эти показатели оцениваются в баллах, и банком устанавливается определенный максимум баллов кредитоспособности. Существуют различные модели скоринговой оценки кредитоспособности физического лица.
Некоторыми банками применяется модель скоринговой оценки, которая группирует информацию о показателях кредитоспособности физического лица по определенным разделам:
- раздел информации по кредиту;
- раздел данных о заёмщике;
- раздел о финансовом положении заёмщика.
В другой модели скоринговой оценки рейтинг кредитоспособности заемщика можно определить по шкале баллов, построенной в зависимости от значения показателя кредитоспособности. В зависимости от рейтинга кредитоспособности заемщика банк определяет диапазон предельных сроков кредитования и суммы кредита. Сумма кредита напрямую зависит от годового дохода заемщика.
Обычно банки применяют разные модели скоринговых оценок кредитоспособности физического лица. При оценке в баллах системы отдельных показателей на первом этапе дают предварительную оценку возможности выдачи ссуды, основанную на данных анкеты заемщика. По результатам заполнения анкеты определяют число набранных заемщиком баллов. Если сумма баллов менее определенной величины, то клиент получает отказ. При сумме баллов более определенной величины, переходят ко второму этапу, где риск оценивается с учетом дополнительных фактов.
Анализ зарубежного
опыта определения
Для того чтобы проанализировать кредитоспособность клиента, необходим ряд сведений из различных источников информации о нем. Английские банкиры для получения необходимых сведений наиболее часто используют на практике следующие источники информации (табл. 1).
Таблица 1.
Источники информации для оценки кредитоспособности в английских банках
Источник информации |
Частота использования источника информации на практике | |||
всегда, % |
часто, % |
эпизодически или никогда, % |
итого, % | |
1.Бухгалтерские отчеты заемщика, подтвержденные аудиторской фирмой |
83 |
16 |
1 |
100 |
2.Внутренняя банковская документация об опыте кредитования данного заемщика в прошлом |
84 |
12 |
4 |
100 |
3.Промежуточные текущие бухгалтерские отчеты, не заверенные аудиторами |
59 |
23 |
18 |
100 |
4.Учредительные документы компании-заемщика |
57 |
13 |
30 |
100 |
5.Информация из налоговых органов |
41 |
17 |
42 |
100 |
6.Пресса о заемщике или о той отрасли, к которой он принадлежит |
19 |
41 |
40 |
100 |
7.Сопоставление заемщика с другими компаниями той же отрасли |
7 |
30 |
63 |
100 |
8.Информация, подготовленная специальными службами |
8 |
23 |
69 |
100 |
9.Информация, полученная из независимых аналитических агентств |
8 |
16 |
76 |
100 |
10.Правительственные статистические сборники |
1 |
6 |
93 |
100 |
Источник: kurs.ido.tpu.ru
Из таблицы видно, что основными источниками информации для кредитного эксперта при анализе потенциального заемщика являются внутренняя информация банка о данном заемщике, а также его бухгалтерские отчеты. Западные методики оценки кредитоспособности чаще всего используют оба этих источника.
Система оценки клиента в английских клиринговых банках получила название PARSER или CAMPARI. Это первые буквы основных понятий, положенных в основу всей системы.
PARSER:
P - Person-информация о персоне потенциального
заемщика, его репутации;
A - Amount-обоснование суммы запрашиваемого кредита;
R - Repayment-возможности погашения;
S - Security-оценка обеспечения;
E - Expediency-целесообразность кредита;
R-Remuneration-вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита.
CAMPARI:
C - Character-репутация заемщика;
A - Ability-оценка бизнеса заемщика;
M - Means-анализ необходимости обращения за ссудой;
P - Purpose-цель кредита;
A - Amount-обоснование суммы испрашиваемого кредита;
R - Repayment-возможности погашения;
I - Insurance-способ страхования кредитного риска.
В английских банках существует лист-вопросник по оценке кредитоспособности потенциального заемщика. Ответы на многочисленные вопросы помогают банку принять положительное или отрицательное решение о предоставлении кредита.
Американская практика оценки кандидата в заемщики называется правилом “шести Си”. Основные характеристики (рассматриваемые вопросы) каждой из составляющих этого правила в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2.
Правило “шесть Си”
1. Характер |
|
2. Способность |
|
3. Денежные средства (cash) |
|
4. Обеспечение |
|
5.Условия (conditions) |
|
6. Контроль (control) |
|
Источник: kurs.ido.tpu.ru
Существует методика применения специальной шкалы для измерения рейтинга заемщика по системе "кредит-скоринга", т.е. начисление баллов клиенту в зависимости от уровня его кредитоспособности. Например, "скоринг-формуляр" немецкого банка состоит из 12 показателей, по каждому из которых клиенту начисляются баллы. Чем больше баллов в итоге наберет клиент, тем выше оценивается его кредитоспособность (табл. 3).
Таблица 3.
Скоринг - формуляр немецкого банка
№ п/п |
Показатели |
Баллы |
1. |
Отсутствие неблагоприятной информации кредитно-справочного бюро |
10 баллов |
2. |
Способность погасить задолженность: |
|
3. |
Наличие обеспечения: |
|
4. |
Наличие имущества-недвижимость, ценные бумаги, вклады в банках |
10 баллов |
5. |
Кредиты, полученные в банке
ранее: |
|
6. |
Квалификация: |
|
7. |
Трудовая деятельность у
последнего нанимателя |
|
8. |
Сфера занятости: |
|
9. |
Возраст: |
|
10. |
Семейное положение: |
|
11. |
Способ найма жилища: |
|
12. |
Количество иждивенцев: |
|
Источник: kurs.ido.tpu.ru
При набранной сумме в 81 балл сотрудник банка принимает положительное решение о кредитовании самостоятельно, от 61 до 80 баллов -требуется согласие вышестоящего лица. При рейтинге ниже 60 баллов в выдаче ссуды клиенту отказывают.
Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Дюран выявил группу факторов, позволяющих, по его мнению, с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при получении потребительской ссуды. Он использовал следующие коэффициенты при начислении очков:
1.Возраст: 0,1 за каждый год свыше 20 лет (максимум 0,30).
2.Пол: женщина - 0,40, мужчина - 0.
3.Срок проживания: 0,042 за каждый год проживания в данной местности (максимум 0,42 очка).
4.Профессия: 0,55 - за профессию с низким риском, 0,16 - для других профессий.
5.Работа в отрасли: 0,21 - предприятия общественного пользования, государственные учреждения, банки и брокерские фирмы.
6.Занятость: 0,059 за каждый год работы на данном предприятии (максимум - 0,59 очка).
7-9.Финансовые показатели: 0,45 - за наличие
банковского счета, 0,35 - за владение недвижимостью,
0,19 - при наличии полиса по страхованию
жизни.
Применяя эти коэффициенты, Дюран определил
границу, разделяющую "хороших" и
"плохих" заемщиков, - 1,25 очка. Клиент,
набравший больше 1,25 очков, может быть
отнесен к группе умеренного риска, а набравший
меньше 1,25 очка - считается нежелательным
для банка.
В настоящее
время методы проверки кредитоспособности
заемщиков по балльной системе скоринга
получают все большее признание западных
банков, которые не жалеют ни времени,
ни денег на их разработку.
Европейская методика рейтинговой оценки качества
кредита представлена в таблицах 4, 5.
Таблица 4.
Методика рейтинговой оценки качества кредита
Рейтинг качества кредита |
Баллы |
Назначение и сумма кредита: | |
Назначение разумно и сумма полностью оправдана во всех отношениях. Назначение сомнительно, сумма приемлема. Назначение неубедительно, сумма проблематична |
20 баллов 15 баллов 8 баллов |
Финансовое положение претендента на кредит: | |
Очень сильное текущее и прежнее финансовое положение, сильный и стабильный приток средств Хорошее финансовое положение, сильный денежный поток Приемлемое финансовое положение,
неустойчивый денежный поток |
40 баллов 30 баллов
20 баллов 10 баллов 4 балла |
Залог: | |
Не нужен залог или
предоставляется обширный денежный
залог |
30 баллов |
Срок и схема погашения: | |
Краткосрочный, хороший вторичный
источник погашения |
30 баллов |
Кредитная информация на заемщика: | |
Великолепные отношения
в прошлом с заемщиком |
25 баллов |
Взаимоотношения с заемщиком: | |
Существуют постоянные выгодные
отношения |
10 баллов |
Цена кредита: | |
Выше обычного для такого качества кредита. В соответствии с качеством ссуды. Ниже обычного для такого качества кредита |
8 баллов 5 баллов 0 баллов |
Информация о работе Развитие рынка автокредитования в России (мировой опыт и российская практика)