Развитие рынка автокредитования в России (мировой опыт и российская практика)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

За последние несколько лет сегмент автокредитования в России демонстрировал стабильный рост, однако финансовый кризис негативным образом сказался как на объеме продаж автомобилей в России, так и на объемах автокредитования.
Сокращение объемов автокредитования наблюдалась почти у всех крупнейших банков участников данного сегмента кредитования. В лидерах падения объемов «УралСиб», «Юникредит», «Рйффайзен Банк», где сокращение кредитов на покупку автомобилей составило более 80%.
Так объем реализованных машин в РФ сократился с 2,8 млн. единиц в 2008 году до 1,4 млн. единиц в 2009 году. Объем продаж автомобилей упал в 2 раза, при этом количество машин проданных в кредит сократилось в 3 раза с 1,3 млн. единиц в 2008 году до 400 тыс. единиц в 2009 году. Однако уже в 2010 г. наметилась положительная тенденция. Автомобильная отрасль смогла выйти из стагнации и показать положительную динамику продаж. Так по оценкам Ассоциации европейского бизнеса на российском рынке было реализовано более 1,9 млн. автомобилей, что почти на 36% больше чем в 2009 г. Особо стоит выделить, что из 1,9 млн. проданных автомобилей г. в России, порядка 640 тыс. штук были реализованы в рамках кредитных программ.1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
1.1. Сущность и виды автокредитования (Россия и США сравнительная характеристика)…………………………………………………………………...4
1.2. Оценка кредитоспособности заемщика в России и за рубежом…………14
1.3. Современный рынок автокредитования в России и за рубежом………...27
ГЛАВА II. Анализ деятельности ООО «Русфинанс банк» в сеГМЕНТЕ автокредитования
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО “Русфинанс банк”……………………………………………………………………………...36
2.2. Структура и динамика автокредитования в ООО “Русфинанс банк”.......43
2.3. Процедура оформления и выдачи кредита в ООО “Русфинанс банк”......48
Глава iii. Перспективы развития автокредитования в России
3.1. Оценка перспектив развития рынка автокредитования…………………..59
3.2. Проблемы формирования рынка автокредитования……………………...64
3.3. Пути совершенствования процесса автокредитования.
Основные направления работы на мировом рынке автокредитования………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...74

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ИТОГ.docx

— 407.93 Кб (Скачать)

          По оценке менеджмента Группы, на данной стадии собирается  до половины просроченных кредитов.

          2. Стадия Hard\collection (реализуется спустя 90 дней просрочки и длится в течение 60 дней).

           На данной стадии проводится  выезд по месту проживания  или работы заемщика или приглашение  его в один из офисов Группы  для проведения переговоров. Информация о проблемном кредите поступает к региональному специалисту по претензионной работе, который изучает и рассматривает все аспекты обращения к заемщику на предыдущем этапе.

          Сотрудник знакомится с графиком  платежей, рассматривает и выбирает  различные варианты переговоров,  определяет маршрут выезда. Прибыв  на место, специалист анализирует  и фиксирует детали, которые будут  важны в беседе с заемщиком  или в случае судебного взыскания.  Цель поездки индикация твердого  намерения банка приложить максимум  усилий по взысканию просроченной  задолженности. 

          По оценке менеджмента банка,  на данной стадии собирается  около 20% просроченных кредитов.

          3. Стадия Legal\collection

          В случае если на вышеуказанных  стадиях долг не был погашен,  соответствующее досье передается  в юридическую группу. Специалисты  изучают дело, составляют заявления  и иски по установленной форме,  комплектуют и направляют документы  в суд. После вынесения судом  решения сотрудники по работе  с судебными приставами сопровождают  исполнительное производство и  обеспечивают возврат задолженности  по исполнительным листам.

          В качестве защиты от внешних мошеннических схем (обращение за кредитом без намерения погасить задолженность в будущем) банк привлекает отдел по сбору задолженности на ранних стадиях просрочки, а также снабжает POS средствами для фото и видеосъемки.

          В результате нарушения заемщиком условий кредитного договора банк может приостановить дальнейшую выдачу ссуды, предусмотренную договором, предъявить к взысканию оставшуюся часть долга в случае неуплаты очередного взноса или появления угрозы непогашения ссуды, потребовать досрочного погашения всех предоставленных кредитов. Применение названных мер должно быть оговорено в кредитном договоре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава iii. Перспективы развития автокредитования в России.

3.1. Оценка перспектив  развития рынка автокредитования

 

          Кредитный рынок в настоящее время находится далеко не в самом лучшем состоянии. Но положение автокредита, в отличие от потребительского и ипотечного, на сегодняшний день более стабильное. Многие специалисты утверждают, что следует ожидать замедление роста в области автокредитов, другие предполагают обратное. Но если проанализировать, станет ясно, что именно автокредитование - самое защищенное направление в области кредитов на сегодняшний день. Во-первых, автомобиль - это оптимальный залог,  а во-вторых, автокредит не требует от банков существенных резервов. Об этом нам говорит статистика, из общего объема  продаж автомобилей в России за предыдущий год, 40% машин  продано в кредит. Отмечается снижение ставок на недорогие автомобили, цена которых составляет до 500 тысяч рублей. При этом наиболее популярной на рынке остается классическая программа автокредитования, которая занимает 45% рынка. На втором месте по популярности идет экспресс-кредитование. Доля таких программ, как факторинг, buy-back, лизинг и другие, суммарно составляет не более 16%. Основной объем продаж на рынке приходится на автомобили средней ценовой категории стоимостью $10-20 тысяч.

          Специалисты полагают, что великолепные перспективы автокредитования предопределены самой ситуацией с автомобилями в России. Рынок автокредитования напрямую зависит от автомобильного рынка, а последний весьма далек от насыщения. В США на 100 человек приходится около 75 автомобилей, в Европе - 40. В Москве на 100 человек приходится около 30 автомобилей, в других регионах - в среднем 15. Но число людей, желающих и способных купить автомобиль, в России постоянно растет. И кредит остается актуальным инструментом.

          Мировой рынок автокредитования обусловлен несколькими факторами. В частности, он является отражением мирового автомобильного рынка, основными тенденциями которого являются стагнация производства и продаж легковых автомобилей в США и странах Западной Европы и развитие автоиобильной промышленности в Китае и Азии, стремительный рост автомобильного рынка России. Если Россия по объему продаж новых автомобилей по результатам 2008 года занимала 3-е место в Европе после Германии и Великобритании, то сейчас по итогам 2010 года она стала лидером этого сегмента в Европе. Рынок автокредитования в США и Западной Европе близок к насыщению, в отличие от российского рынка: в Европе 70% автомобилей продается в кредит, а в США этот показатель достигает 80%.

          В западных странах больше развиты розничные банковские продукты, в том числе программы автокредитования; сильная конкуренция на этом рынке заставляет финансовые учреждения находить новые каналы продвижения своих услуг, разрабатывать скоринговые схемы и делать эффективный маркетинг. Все это в совокупности позволяет им конкурировать и сокращать расходы на клиента.

          Что касается отношения российских банков к такому виду кредитования как автокредит, то на сегодняшний день его привлекательность значительно выросла, в основном за счет низкого уровня рисков. Подтверждением этого как всегда становятся цифры – на сегодняшний день доля автокредитования  составляет около 45%. В связи с этим, сегодня не стоит вопрос о том, потерпит ли крушение рынок автокредитования, наиболее актуальна тема изменения условий для получения кредита на приобретение автомобиля.      

          И тут вновь всплывает тема кризиса ликвидности. На соискателе ипотечных ссуд он отразился самым недвусмысленным образом: требования к заемщикам стали жестче, отказы - чаще, а пресловутая справка 2-НДФЛ, подтверждающая белизну ваших доходов, - актуальнее. В автокредитовании пока все намного либеральнее. Здесь кризис существенно не повлиял и интерес участников рынка к этому виду продуктов не снижается. Автокредитование в сравнении с ипотекой требует меньше денег и на более короткий срок. Крупные банки вполне справляются с потоком ссуд на автомобили даже с учетом дефицита дешевых денег на мировом рынке заимствований. Многие банки имеют существенную базу привлечения ресурсов в виде депозитов физических и юридических лиц. Последствия кризиса, скорее, коснулись банков, фондирующихся на внешних рынках, либо небольших банков. В первую очередь пострадали мелкие и средние банки, потерявшие источник дешевого финансирования из-за рубежа и не имеющие доступа к системе рефинансирования Центробанком внутри страны. А крупные структуры сохраняют широкие возможности для развития различных направлений бизнеса, включая и автокредитование.

          Практические действия кредиторов подтверждают этот вывод. В последние годы сроки выдачи автокредитов с трех лет увеличились до семи, а в некоторых банках - до десяти лет. Кредитование покупки подержанных авто стало повсеместным. Ныне многие банки продолжают улучшать условия кредитования, прежде всего снижая требования к заемщикам. Даже один из самых консервативных игроков - Сбербанк России - в конце марта дал своим клиентам возможность получить ссуду на машину, предъявив всего лишь справку о доходах в произвольной форме. Раньше для этого требовалась "железобетонная" 2-НДФЛ, а многие банки автокредитного рынка при выдаче ссуды готов учитывать совокупный доход семей своих заемщиков.

          У потенциальных заемщиков также расширяются и возможности выбора кредитора. Новая тенденция российского автокредитования - приход на наш рынок так называемых “автомобильных банков” (финансовых “дочек” крупнейших автомобильных концернов, которые кредитуют дилеров и покупателей автомобилей своей “материнской” марки). Первым стал Тойота Банк, затем в России появился ДаймлерКрайслер Банк Рус, Мерседес и БМВ Банк. Концерн General Motors развивает свою финансовую структуру в России в партнерстве с Альфа-Банком. О возможности открыть свое кредитное подразделение говорят и в автоконцерне Renault-Nissan.                                                                 

          Конкурентные преимущества так называемых “автобанков” очевидны - они располагают высокими кредитными рейтингами, могут заимствовать средства для поддержки своих “дочек” на международных рынках капитала под низкий процент. Конкуренцию им в этом отношении смогут составить либо крупные российские банки, либо дочерние структуры иностранных кредитных организаций. Еще одно потенциальное конкурентное преимущество: “автобанки” нацелены не столько на получение прибыли, сколько на расширение объемов продаж своего автоконцерна в России, поэтому будут предлагать клиентам максимально выгодные условия и всевозможные бонусы. Означает ли это, что “автобанки” предложат россиянам намного более выгодные ставки по своим ссудам? Вряд ли, введение более выгодных условий кредитования по автомобилям определенной марки может вызвать увеличение спроса, а сроки поставки иномарок в Россию по многим маркам и так доходят до одного года. Иными словами, ценовая конкуренция и тем более демпинг невозможны.

          Так что о существенном влиянии банков автопроизводителей на рынок пока говорить рано. Несомненным их преимуществом пока является гарантированное присутствие в салонах всех официальных дилеров своей марки. Но основная доля продаж автосалонами продолжает осуществляться в рамках стандартных продуктов других банков, обеспечивающих возможность приобретения более значительного спектра автомобилей. Поэтому о серьезной роли “автобанков” на рынке можно будет говорить только в одном случае - если внушительно вырастет объем продаж автомобилей соответствующих марок.

          В последнее время развивается еще один вариант для потребителей автокредитов - покупать через брокеров. Сотрудничество с брокерами позволяет автодилеру работать с более широким кругом банков и при этом не отвлекаться на консультирование клиентов и оформление кредитных документов. Дилер фокусируется на продаже автомобилей, а брокер - на привлечении клиентов. Так как брокеры могут охватывать сразу несколько автодилеров, работа с ними выглядит весьма перспективной. Но некоторые специалисты к перспективам участия брокеров в автокредитовании относится с определенным сомнением. В США, например, где рынок кредитных брокеров чрезвычайно развит, человек, который хочет приобрести машину, приходит непосредственно в автосалон, где решает все вопросы: как с автомобилем, так и с кредитом. То есть брокеры, в общем-то, не играют какой-либо значимой роли на этом рынке. Сложно однозначно сказать, что произойдет в России через пять или десять лет и как будет меняться роль кредитных брокеров в автокредитовании. Но пока в условиях несформировавшегося и бурно развивающегося рынка брокер способен оказать существенную помощь клиенту.

          Начались подвижки и в самом “узком месте” автокредитования - непомерно высоких ставках по страхованию КАСКО, которые отпугивают многих клиентов. Банки начали экспериментировать и с отказом, от обязательного страхования покупаемых в долг автомобилей. Недавно, например, по этому пути пошел банк “Хоум Кредит”, запустивший новый продукт - автокредит без обязательной страховки КАСКО. Одновременно в “Хоуме” отменили комиссии за выдачу автокредитов. Ранее обязательное КАСКО отменил и Росбанк. Кстати, значительно сократилось и время принятия решения о выдаче такого кредита, сейчас, во многих банках оно принимается в течение одного часа.

          Одолжить за 60 минут - это стало реальностью российского рынка автокредитования. Вопрос только один: смогут ли вместить российские дороги всю эту блестящую новым лаком автомобильную армаду?

 

 

 

3.2. Проблемы формирования рынка автокредитования

 

          Система автокредитования развивается очень быстро, вполне очевидно, что потенциальная емкость рынка в несколько раз превышает существующие объемы кредитования. Но есть и объективные причины для замедления роста услуг автокредитования. Главная из них - хорошо позабытый российским потребителем феномен дефицита. Первыми на себе его почувствовали покупатели иномарок в ценовой категории от $10 до 20 тыс. По мнению автодилеров, проблема дефицита вызвана системой квот на ввоз иномарок.

Эту точку зрения разделяют  и банкиры, подчеркивая то, что  в настоящее время есть определенный дефицит автомобилей, и многие массовые модели клиент вынужден ждать по нескольку  месяцев. Невозможность быстро купить желаемую модель автомобиля заставляет потребителей либо переключаться на другие, более дорогие марки машин, либо покупать интересующие их модели в максимальной комплектации, что ведет к дополнительным расходам и увеличивает размер кредитов.

Соответственно, дилер не слишком заинтересован в исполнении банковского кредита, а стремится  максимально быстро “избавиться” от автомобиля, продавая его за наличные. Тем не менее, эксперты уверены, что не только нехватка новых иномарок тормозит дальнейший рост рынка. В основе некоторого замедления роста лежат структурные проблемы. Главной из них является отсутствие развитой системы кредитования в регионах.

          Но одной из самых острых  проблем на рынке автокредитования  эксперты единогласно признают  невозвраты по кредитам. В последнее время случаи мошенничества в сфере автокредитования участились, и в первую очередь это обусловлено быстрым ростом автокредитования в России (уже сейчас каждая третья машина покупается в кредит). По расчетам экспертов рынка, среди клиентов, ни разу не вносивших плату за кредит, доля мошенников может достигать 50%. В свою очередь банки стараются обезопасить себя от мошенников, разрабатывая новые программы кредитования.  

Информация о работе Развитие рынка автокредитования в России (мировой опыт и российская практика)