Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:22, курсовая работа
До 1991 г. глобальный империализм США сдерживался военной, политической и экономической мощью Советского Союза. Все развивающиеся страны имели возможность идти независимым курсом, ориентироваться на свои национальные интересы, реализовывать экономический, политический и культурный суверенитет. Если бы не сдерживающая сила могущественного СССР, многие страны «третьего» мира стали бы полуколониями США и их союзников. Распад СССР снял все препятствия для глобальной экспансии США, которые, став единственной сверхдержавой, приступили к бесцеремонной политике подчинения себе всего мира. Без сомнения, то, что мы наблюдаем в последние годы, - войны против Ирака и Югославии и др., - было бы невозможно, если бы существовал Советский Союз. И в этом прекрасно отдают себе отчет в развивающихся странах.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Внешняя политика США на рубеже XX-XXI вв……………………………...…7
Статус США в современном мире……………………………………………...….7
Значение Ближнего Востока в идеологии США после окончания «холодной войны……………………………………………………………………………...……..10
США и палестино-израильское урегулирование……………………………..14
Смешение акцентов политики администрации Дж. Буша-мл. в отношении Ирана…………………………………………………………………………………….25
1.3. Отношения США с Китаем………………………………………………………..31
Глава 2. Особенности внешней политики США на современном этапе …………….34
2.1. Российско-американский диалог после окончания «холодной войны» ……...34
2.2. Новая американская политика в Евразии ………………………………………43
2.3. Внешняя политика Барака Обамы………………………………………………...46
Заключение …………………………………………………………………………………....51
Список использованной литературы…………………………………………
Таким образом, отказ
от идеологической конфронтации с Россией
не означает прекращения российско-
Хотелось бы в этой связи отметить неоднократные заявления официального Вашингтона об американских «гарантиях» независимости и суверенитета новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР. Очевидно, что в американских и российских кругах сохраняются серьезные разногласия относительно того, что считать суверенитетом, а что - его нарушением. Судя по заявлениям американских должностных лиц, в Соединенных Штатах считают проявлением суверенитета ННГ в первую очередь их дистанцирование от России и сближение с США и Западом. Так, выступая 18 сентября 2008 года в Фонде Дж. Маршалла, тогдашний государственный секретарь США К. Райе сказала: «Мы открыли двери НАТО для любого суверенного, демократического государства в Европе, которое может соответствовать критериям членства. Мы поддерживаем право всех стран, освободившихся от коммунизма, избрать тот путь развития, которым они хотят следовать, и те институты, к которым они хотят присоединиться. И эти исторические усилия увенчались успехом. Почти половина наших союзников по НАТО - это бывшие порабощенные страны». Почти два года спустя в ходе своего турне по странам Восточной Европы и Кавказа в июле 2010 года, преемница К.Райе на посту государственного секретаря Х.Клинтон подчеркнула, что для Украины и Грузии «двери в НАТО остаются открытыми»43.
Ясно, что Москва вряд ли сможет согласиться с подобной трактовкой «независимости» и «суверенитета» бывших коммунистических стран и ННГ.
2.3. Внешняя политика Барака Обамы
В 2008 году с приходом к власти в Америке демократической партии, во главе с Бараком Обамой, произошли некоторые изменения во внешней политике США. В первые же дни после избрания Обама заявил, что ядерные вопросы с Ираном, Северной Кореей, ситуация на Среднем Востоке станут приоритетными в вопросах внешней политики новой администрации. Ставя своей основной целью борьбу с терроризмом и насилием, Барак Обама акцентировал внимание развитие дипломатических, партнерских отношений и обороне страны. Перед членами профильного комитета госсекретарь новой администрации Хилари Клинтон обрисовала важнейшие приоритеты во внешней политике, которые разрешают составить общее представление о том, как Соединенные Штаты будут вести себя в самом ближайшем будущем. Наиболее актуальными вопросами во внешней политике США до сих пор остаются афганская и иракская проблемы. По мнению Обамы, в Ираке всё не так уж плохо, а вот Афганистан не только не встал на путь обновления и развития, но, наоборот, значительно ухудшил своё положение. Новоизбранный Президент признал, что опирающееся на поддержку НАТО афганское правительство не в силах контролировать всю территорию страны, поэтому большая часть Афганистана находится во власти движений «Талибан» и «Аль Каида». Кроме того, он заявил об опасности распространения конфликта на соседний Пакистан. В связи с этим Обама обозначил афганское направление главным фронтом борьбы против международного терроризма и объявил о намерении почти в два раза увеличить действующую там группировку американских войск и повысить активность НАТО в регионе.
Определив приоритеты во внешней политике, Обама высказался за урегулирование ситуации в странах региона Ближнего и Среднего Востока. Президент призвал мировое сообщество перейти к сотрудничеству на основе интересов глобального сообщества. Соединенным Штатам, естественно, отводится роль мирового лидера в вопросах безопасности. Внешняя политика должна способствовать усилению американского глобального лидерства. При этом США следует играть роль положительной силы в мире, постоянно доказывая это на практике, будь то в борьбе с глобальным потеплением или в стремлении расширить возможности для прогресса и процветания людей в других странах. Чтобы продвигать свои интересы по всему миру, Америка должна быть примером последовательного соблюдения определенных правил, а ее лидерство базироваться не на указах, а на примере. По словам Х. Клинтон история показывает: США наиболее эффективны, когда между своими интересами за рубежом и ценностями дома. Интересы страны должны совпадать с моральными обязанностями. При этом Америка, благодаря своему статусу, по-прежнему несет огромную ответственность в отношении всего человечества, а ее интересы носят глобальный характер44.
Что касается мусульманских сообществ во всем мире, то США изложили свою решимость вступить в глубокий и позитивный диалог. Огласив основные моменты во внешней политике, Обама поставил перед своей командой задачи, от успешного выполнения которых зависело многое, в частности и позиции перед грядущими президентскими выборами. 44-й Президент США, получил в управление не только поражённую экономическим кризисом страну, но и целый комплекс проблем в области международной политики. Курс, проводившийся администрацией президента Буша в течение последних восьми лет, привёл к тому, что для внешней политики Штатов стало обычным нарушение норм международного права, предпочтение внешних интервенций и деление государств на дружественные и враждебные по знаменитой «оси зла». Именно эта политика в последние годы сообщала «динамику» внешнеполитической стратегии Вашингтона и оправдывала многие внутренние проблемы. Перед новым Президентом с первого же дня его прихода к власти среди прочих требовала незамедлительного решения проблема восстановления былого авторитета США в мире. Для этого необходимо было кардинально изменить приоритеты в области внешней политики. Прежде всего, на смену силовому давлению, широко применяемому предыдущей администрацией Барак Обама предложил свою стратегию. Как мы уже отмечали, самым примечательным фактом в отношении внешней политики Обамы является то, насколько она согласуется с политикой бывшего президента Джорджа У. Буша. В этом нет ничего удивительного. Президенты действуют в мире ограничений; варианты их действий ограничены. И все-таки стоит задержаться и отметить, насколько незначительно Обама отклоняется от внешней политики Буша.
Во время предвыборной кампании 2008 года, особенно на ранней стадии, Обама выступал против войны в Ираке. Центральным элементом его ранней позиции было заявление о том, что война была ошибкой, и он закончит ее. Обама утверждал, что политика Буша - и, что более важно, его стиль поведения - отдалил союзников США. Он обвинил Буша в проведении односторонней внешней политики, приведшей к отчуждению союзников, потому что не было действий сообща. Говоря это, он отстаивал утверждение о том, что война в Ираке разрушила международную коалицию, в которой США нуждаются для успешного проведения любой войны45.
Придя к власти, Обама принял два стратегических решения. Во-первых, вместо того, чтобы приказать провести немедленный вывод войск из Ирака, он принял политику администрации Буша, заключавшуюся в постепенном выводе войск, связанном с достижением политической стабилизации и развитием иракских сил безопасности. Хотя он и несколько изменил расписание вывода войск, базовая стратегия осталась неизменной. Более того, он оставил на месте министра обороны Буша Роберта Гейтса, чтобы проконтролировать выход из Ирака.
Во-вторых, он увеличил численность американских войск в Афганистане. Обама изменил свою стратегию в Афганистане следующим образом: он отошел от полностью оборонительной стратегии к смешанной стратегии избирательного нападения и обороны, и перевел в Афганистан дополнительные войска. Таким образом, суть политики Обамы остается такой же, как у Буша, за исключением внедрения ограниченного числа наступательных операций. Крупной переменой с момента прихода Обамы в Белый дом стало изменение позиции пакистанцев, которые проводят более агрессивную политику (или, по крайней мере, они хотят показаться более агрессивными) по отношению к талибам и аль-Каиде, по крайней мере, в своих собственных границах. Но даже в этом случае базовая стратегия Обамы остается такой же, как у Буша: закрепиться в Афганистане до тех пор, пока политическая ситуация не эволюционирует до того момента, когда можно будет достичь политического соглашения.
Комплекс ближневосточной проблематики в понимании американских политиков, экспертов и простых граждан не относится полностью к сфере только внешнеполитической деятельности нынешней и будущей администраций. Многие вопросы, связанные с регионом Большого Ближнего Востока, уже давно и серьёзно затрагивают повседневную жизнь американцев (цены на нефть, террористические угрозы, жертвы в Ираке и Афганистане, межэтнический и межрелигиозный диалог), а потому воспринимаются как аспекты и внутренней политики администрации. Краеугольным камнем этого альянса является положение об обязанности США всемерно обеспечивать безопасность существования государства Израиль.
Президент обнародовал новую стратегию в отношении Афганистана и Пакистана. В целях борьбы с терроризмом в регионе, в частности уничтожения «Аль-Каиды», президент США предложил дополнительно увеличить афганский контингент США на четыре тысячи человек. Между тем журналисты телекомпании Fox News обратили внимание на то, что стратегия Обамы имела много общего с афганской стратегией бывшего президента США Джорджа Буша.
Анализ, проведенный экспертами различных стран мира, показывает, что реальные цели США и НАТО в этой стране заключаются в организации собственного военного, геостратегического, геополитического и геоэкономического плацдарма в центре Евразии, развертывании мощнейшей сети военных баз на территории Афганистана и всего Среднего Востока.
Территория Афганистана
сегодня превращена Вашингтоном
и его союзниками в настоящий
полигон для испытания
Таким образом, суть политики Обамы остается такой же, как у Буша, за исключением внедрения ограниченного числа наступательных операций. Крупной переменой с момента прихода Обамы в Белый дом стало изменение позиции пакистанцев, которые проводят более агрессивную политику (или, по крайней мере, они хотят показаться более агрессивными) по отношению к талибам и аль-Каиде, по крайней мере, в своих собственных границах.
Помимо построения демократии на территории Афганистана и уничтожения террористических угроз, менее явной видится желание США укрепить свое влияние в центрально-азиатском регионе.
С этой целью разработаны следующие приоритеты официальной политики США в Центральной Азии:
1. Расширение сотрудничества
с Центрально-азиатскими
2. Развитие и диверсификация
энергетических ресурсов
3. Поддержка политической
либерализации и соблюдения
4. Содействие развитию
рыночной экономики и
Отметим, что главы
государств центрально-азиатского региона
с осторожностью относятся к пр
Итак, на пороге очередных
президентских выборов США
В целом, можно сделать вывод о том, что, подводя итоги срока пребывания на посту президента США, Б. Обама сделал многое для исправления внешнеполитических ошибок администрации предыдущего президента Дж Буша мл. Вполне возможно, что с приходом новой администрации внешняя политика США станет более либеральной, что будет способствовать дальнейшему улучшению отношений Америки с ведущими мировыми державами и как следствие позволить поднять уровень доверия к США.
Заключение
В заключении необходимо сделать следующие выводы.
Подлинное окончание холодной войны после ликвидации одного из двух противоборствующих субъектов в лице Советского Союза послужило одновременно началом оформления новых глобальных мировых реальностей. Однополярный мировой порядок установился после 1991 г., когда прекратил свое существование СССР, являвшийся противовесом США. С 1945 по 1991 г. СССР как вторая мировая сверхдержава сдерживал агрессивную политику США и их союзников, и многие народы и страны могли благодаря этому развиваться свободно. СССР был гарантом национального суверенитета многих государств. С 1991 г. примерно до конца первого десятилетия XXI в. продолжалось господство США и их союзников в мире.
Информация о работе Особенности внешней политики США на современном этапе