Особенности внешней политики США на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

До 1991 г. глобальный империализм США сдерживался военной, политической и экономической мощью Советского Союза. Все развивающиеся страны имели возможность идти независимым курсом, ориентироваться на свои национальные интересы, реализовывать экономический, политический и культурный суверенитет. Если бы не сдерживающая сила могущественного СССР, многие страны «третьего» мира стали бы полуколониями США и их союзников. Распад СССР снял все препятствия для глобальной экспансии США, которые, став единственной сверхдержавой, приступили к бесцеремонной политике подчинения себе всего мира. Без сомнения, то, что мы наблюдаем в последние годы, - войны против Ирака и Югославии и др., - было бы невозможно, если бы существовал Советский Союз. И в этом прекрасно отдают себе отчет в развивающихся странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Внешняя политика США на рубеже XX-XXI вв……………………………...…7
Статус США в современном мире……………………………………………...….7
Значение Ближнего Востока в идеологии США после окончания «холодной войны……………………………………………………………………………...……..10
США и палестино-израильское урегулирование……………………………..14
Смешение акцентов политики администрации Дж. Буша-мл. в отношении Ирана…………………………………………………………………………………….25
1.3. Отношения США с Китаем………………………………………………………..31
Глава 2. Особенности внешней политики США на современном этапе …………….34
2.1. Российско-американский диалог после окончания «холодной войны» ……...34
2.2. Новая американская политика в Евразии ………………………………………43
2.3. Внешняя политика Барака Обамы………………………………………………...46
Заключение …………………………………………………………………………………....51
Список использованной литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа. Приоритеты внешней политики США после окончания холодной войны.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

 

 

Глава 2. Особенности внешней политики США на современном этапе

 

2.1. Российско-американский  диалог после окончания «холодной  войны»

 

В течение  нескольких десятилетий после окончания второй мировой войны (период «холодной войны») взаимоотношения СССР и США складывались как доминирующие в мире и преимущественно конфронтационные. Они и сформировали биполярную (двухполюсную) модель мирового порядка в 1940–80-е гг. СССР и США пребывали в состоянии глобального противостояния, в основе которого лежала идеологическая, экономическая и политическая несовместимость двух держав. Идеологическое противоборство предопределило беспрецедентную для мирного времени степень милитаризации советско-американских отношений. Главным содержанием советской внешней политики в годы, когда ее возглавлял Громыко, было неуклонное противостояние Западу. В свою очередь, единственной официальной внешнеполитической доктриной США в отношении СССР на весь период холодной войны была стратегия «сдерживания». Сдерживание означало контроль над мощью Советов.

После окончания холодной воины изменились суть и содержание российско-американского диалога. СССР и США поддерживали этот диалог преимущественно  для того, чтобы предотвратить  эскалацию региональных конфликтов с участием идеологических союзников Москвы и Вашингтона и не допустить прямого столкновения советских и американских вооруженных сил, чреватого термоядерной катастрофой.

На рубеже 1980- 1990-х годов  после деэскалации и урегулирования целого ряда региональных конфликтов, в которых участвовали союзники Москвы и Вашингтона (Центральная Америка, Афганистан, Ангола, Камбоджа и др.), а также вывода российских войск из стран Центральной и Восточной Европы прямое столкновение российских и американских войск в результате регионального конфликта стало технически невозможным (даже если абстрагироваться от изменения контекста российско-американских отношений в постбиполярном мире). Теперь разногласия между двумя державами по региональной проблематике - это больше не идеологическое ристалище между «коммунизмом» и «капитализмом». В гораздо большей степени эти разногласия напоминают традиционную борьбу великих держав за расширение и сохранение сфер влияния.

Москва не скрывала своей  обеспокоенности в связи с американским проникновением в те регионы, которые рассматриваются российской элитой как традиционные зоны жизненно важных интересов России (и прежде всего на постсоветское пространство), Вашингтон, в свою очередь, увидел в наметившейся в последние годы тенденции к расширению российского присутствия в ближнем зарубежье свидетельство того, что «империя наносит ответный удар».

В последние годы американский истеблишмент все больше воспринимает конфликт с Россией из-за влияния  на постсоветском пространстве как «игру с нулевой суммой», где идущая с Запада «демократия» противостоит «русскому неоимпериализму». Как считает директор проекта восточноевропейских исследований правоконсервативного Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Я. Бугайски, «Вашингтон и Брюссель играют на руку имперской державе, которая реанимировала свои амбиции, наивно полагая, что западные и российские интересы одинаковы или совместимы. Цели России не совпадают с демократическим мировым устройством. Кремль хочет восстановить влияние России в бывших советских республиках, где безопасность, внешняя политика, поставки энергоносителей и торговля определяются Москвой. Таким образом, Путин хочет создать противовес американскому присутствию в Евразии и нейтрализовать влияние ЕС. В случае неправильных шагов сотрудничество США и Евросоюза с Москвой может лишь ускорить действия Путина. Оно может повредить политическим и военным целям Запада в Центральной Азии и на Кавказе, где перед слабыми государствами стоит двойная угроза - исламского радикализма и российского империализма... США и ЕС могут работать вместе, чтобы гарантировать целостность и безопасность государств, которым угрожают планы Москвы, от Молдавии и Украины до Грузии и Узбекистана. Они должны быть включены в орбиту Запада, а их долгосрочная стабильность может быть достигнута через политический плюрализм, свободные СМИ, гражданское общество и диктатуру закона - явления, которые в России в очевидном дефиците»33.

В начале XXI века Соединенные  Штаты нашли, как это виделось из Вашингтона, абсолютное оружие в борьбе за укрепление своего влияния на постсоветском пространстве (и, соответственно, геополитического оттеснения России) в виде так называемых «цветных революций». Еще несколько лет назад казалось, что Российской Федерации остается лишь подсчитывать геополитический ущерб, видя, как сжимается вокруг ее границ новый «санитарный кордон», формируемый в рамках осуществляемого Западом (во главе с США) глобального проекта демократизации.

И действительно, начиная  с 2003 года произошла смена правящих режимов в некоторых новых независимых государствах (ННГ), причем на режимы еще более антироссийские и откровенно проамериканские. В этих событиях были задействованы финансовые и организационные ресурсы таких заокеанских правительственных и неправительственных структур, как Национальный демократический институт при Демократической партии, Международный республиканский институт при Республиканской партии, Госдепартамент США, Агентство США по международному развитию (USAID), «Фридом хаус» и Институт «Открытое общество» Джорджа Сороса.

Пришедшие к власти в  результате «цветных революций» правящие круги взяли курс на превращение  своих стран в своего рода «прифронтовые  государства», с тем чтобы, с одной  стороны, обеспечить мобилизацию своих социумов под антироссийскими лозунгами, а с другой - доказать Вашингтону и Брюсселю свою полезность в качестве барьера на пути «русского экспансионизма». В рамках этой стратегии 2 декабря 2005 года в Киеве было учреждено Содружество демократического выбора (СДВ) - «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона». В Содружество вошли такие страны, как Украина, Грузия, Молдавия, Румыния, Македония, Литва, Латвия, Эстония. Если у кого-то и были сомнения в том, что СДВ - это реинкарнация пресловутого «санитарного кордона», то они отпали после обращения вице-президента США Д.Чейни к участникам второго саммита Содружества демократического выбора 4 мая 2006 года, в котором было прямо сказано о том, что Москва должна либо присоединиться к «системе», либо стать врагом34.

Впрочем, в настоящее  время инспирированная Соединенными Штатами волна «цветных революций» пошла на спад. Провал «цветных революций» в Азербайджане и Казахстане в 2005 году, в Белоруссии в 2006 и в 2010 годах, победа на президентских выборах на Украине в феврале 2010 года В.Януковича, свержение клана Бакиевых в Киргизии в апреле 2010 года - все это означает, что у России появилась возможность взять реванш за геополитические поражения девяностых и «нулевых» годов.

В последнее время, однако, в Соединенных Штатах исчезает былой энтузиазм в отношении «цветных революций» как универсального рецепта подрыва российского влияния в Евразии. Как указывается в докладе «Американская политика в отношении России: верный путь», подготовленном в марте 2009 года влиятельными американскими исследовательскими центрами, Никсоновским центром и Центром Белфера Гарвардского университета, «Соединенные Штаты должны противостоять усилиям России по установлению своей сферы влияния в Европе или где бы то ни было в Евразии, включая попытки воспрепятствовать другим странам осуществить их право на ассоциацию с НАТО или другими организациями. В то же время, однако, Вашингтон не должен рассчитывать на то, что он сумеет создать свою собственную сферу влияния у российских границ и одновременно наладить конструктивные отношения с Россией... Мы не верим, что жизненно важные интересы безопасности Соединенных Штатов требуют в настоящее время распространения членства в НАТО на Украину или Грузию. Хотя географическое положение обеих стран имеет большое стратегическое значение, их членство в альянсе способно лишь уменьшить, а не увеличить безопасность Европы... в условиях, когда Соединенные Штаты и НАТО повсюду сталкиваются со множеством серьезных вызовов»35.

Эти перемены в умонастроениях американских правящих кругов не были случайны. События августа 2008 года на Кавказе стали наглядным примером несостоятельности политики демонстративного игнорирования России, проводившейся США и НАTO после окончания холодной войны. И дело не только в молниеносном разгроме грузинской армии, которую не без некоторых на то оснований считали самой сильной, хорошо обученной и оснащенной в регионе и на оснащение которой американцы израсходовали за последние годы миллионы долларов. Сокрушительное военное поражение потерпел союзник Соединенных Штатов, а официальный Вашингтон практически ничем не смог ему помочь. Правда, в ходе военного конфликта некоторые высокопоставленные сотрудники Белого дома предлагали «ограниченное» применение американских вооруженных сил против российских войск (в частности, бомбардировку Рокского тоннеля), однако все ограничилось лишь разговорами36.

Американское военное проникновение на постсоветское пространство вызывает закономерную озабоченность у Москвы. Как заявил в интервью «Известиям» секретарь Совета безопасности РФ Н. Патрушев, «по нашим оценкам, в настоящее время США и НАТО проводят курс на закрепление и наращивание своего военного присутствия в Восточной Европе с целью достижения военно-стратегического превосходства над Россией. Грузия и особенно Украина в случае их вступления в альянс могут стать удобным плацдармом для развертывания крупных ударных сухопутных, авиационных и военно-морских группировок, оснащенных высокоточным и тактическим ядерным оружием. Потенциальное размещение на территории Украины таких вооружений придаст им стратегический характер, поскольку в зоне поражения окажутся критически важные военные и экономические объекты в европейской части России, включая элементы государственного и военного управления»37.

К сожалению, у российского  военно-политического руководства имеются все основания для такого рода выводов. Так, в рамках программы Европейского командования «Поддержка и стабильность» вооруженным силам Грузии была оказана большая военно-техническая помощь - формально для обеспечения участия грузинских вооруженных сил в составе коалиционных сил в Ираке. Американские военные рассматривают свое сотрудничество со своими грузинскими коллегами как образец для других аналогичных программ, направленных на обеспечение мира и стабильности и противодействие терроризму. Общий объем этой помощи был сравнительно невелик: в 2006-2007 годах он составил приблизительно 20 млн. долларов. Американская сторона предоставила грузинским военным 12 транспортных вертолетов Bell-212 и 9 UH-1H американского производства, внедорожники Humvee, стрелковое оружие (винтовки М-4).

Общие расходы Пентагона  на подготовку грузинских военных составили  с 2002 года 200 млн. долларов. При этом в Пентагоне утверждают, что эта подготовка была направлена исключительно на подготовку грузинской армии для проведения контртеррористических операций, но не для войны с Россией.

В самом деле, «грязную работу» по поставке Грузии наступательных вооружений и обучению грузинских военных тому, как ими пользоваться, Вашингтон предоставил своим сателлитам на постсоветском пространстве вроде «оранжевого» руководства Украины. Так, в 2005- 2008 годах официальный Киев оказал большую военно-техническую поддержку Тбилиси, фактически превратив Украину в участника августовского, 2008 года вооруженного конфликта на Южном Кавказе. Украина поставила в Грузию 14 самолетов, восемь вертолетов, три боевых корабля, около 150 единиц тяжелой бронетехники, 15 комплексов ПВО средней дальности, 150-200 переносных зенитно-ракетных комплексов, 34 артсистемы, более 40 тыс. единиц стрелкового оружия. Многие из поставляемых образцов военной техники продавались по символической цене - например, в 2007 году 15 танков Т-72А были проданы грузинским союзникам по цене 155 348 долларов за единицу. Президент Ющенко пошел даже на передачу грузинской стороне семь дивизионов ЗРК 9К37М1 «Бук-М1», сняв их с боевого дежурства и ослабив тем самым противовоздушную оборону Украины38.

Трудно себе представить, будто столь масштабная военная  помощь была оказана без ведома официального Вашингтона. И после драматических событий августа 2008 года американская сторона намерена продолжать военное сотрудничество с официальным Тбилиси. Выступая в Ереване 24 мая 2009 года, заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Ф.Гордон сказал, что США продолжат оказывать Грузии необходимое содействие в военной сфере. «Военное содействие Грузии будет направлено на гражданское и военное сотрудничество в доктринальных сферах, и оно не будет включать продажу вооружения или оказание содействия в военных решениях», - заявил американский дипломат39.

Военная помощь Грузии, как  и прежде, будет оказываться по линии Европейского командования США. И на него же возложена задача - дать оценку результативности этой помощи. Тот анализ состояния грузинских вооруженных сил, который был сделан офицерами Европейского командования в конце 2008 года, оказался неутешительным для официального Тбилиси: Грузия не готова к членству в Североатлантическом альянсе.

По мнению американских военных, серьезными недостатками грузинских вооруженных сил являются отсутствие в стране военной доктрины и дееспособной системы боевого управления, неудовлетворительный уровень планирования, плохая организация разведки и связи.

Информация о работе Особенности внешней политики США на современном этапе