Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:22, курсовая работа
До 1991 г. глобальный империализм США сдерживался военной, политической и экономической мощью Советского Союза. Все развивающиеся страны имели возможность идти независимым курсом, ориентироваться на свои национальные интересы, реализовывать экономический, политический и культурный суверенитет. Если бы не сдерживающая сила могущественного СССР, многие страны «третьего» мира стали бы полуколониями США и их союзников. Распад СССР снял все препятствия для глобальной экспансии США, которые, став единственной сверхдержавой, приступили к бесцеремонной политике подчинения себе всего мира. Без сомнения, то, что мы наблюдаем в последние годы, - войны против Ирака и Югославии и др., - было бы невозможно, если бы существовал Советский Союз. И в этом прекрасно отдают себе отчет в развивающихся странах.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Внешняя политика США на рубеже XX-XXI вв……………………………...…7
Статус США в современном мире……………………………………………...….7
Значение Ближнего Востока в идеологии США после окончания «холодной войны……………………………………………………………………………...……..10
США и палестино-израильское урегулирование……………………………..14
Смешение акцентов политики администрации Дж. Буша-мл. в отношении Ирана…………………………………………………………………………………….25
1.3. Отношения США с Китаем………………………………………………………..31
Глава 2. Особенности внешней политики США на современном этапе …………….34
2.1. Российско-американский диалог после окончания «холодной войны» ……...34
2.2. Новая американская политика в Евразии ………………………………………43
2.3. Внешняя политика Барака Обамы………………………………………………...46
Заключение …………………………………………………………………………………....51
Список использованной литературы…………………………………………
Глава 1. Внешняя политика США на рубеже XX-XXI вв……………………………...…7
1.3. Отношения США с Китаем………………………………………………………..
Глава 2. Особенности внешней политики США на современном этапе …………….34
2.1. Российско-американский диалог после окончания «холодной войны» ……...34
2.2. Новая американская политика в Евразии ………………………………………43
2.3. Внешняя политика Барака Обамы………………………………………………...46
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Мир в первые десятилетия XXI в. вступил в исключительно сложный и опасный период своего развития. Мы живем во время, чреватое самыми разными социальными катаклизмами - экономическими бедствиями, войнами, смутами, крушением государств, межнациональными конфликтами. Каковы наиболее важные черты современности? Во-первых, глобализация, которая во все большей степени подчиняет себе все сферы общественной жизни всех без исключения стран мира. Во-вторых, самый мощный за всю историю экономический кризис, ставший первым кризисом глобального человечества, первым глобальным кризисом. В-третьих, крах однополярного мира, в котором США выступали в качестве единственной сверхдержавы. Однополярный мир сформировался после 1991 г., когда прекратил свое существование СССР, являвшийся противовесом гегемонистским устремлениям США, попыткам правящего класса США сохранить свою гегемонию или переформатировать ее. В-четвертых, возникновение на руинах американской гегемонии многополярного мира1. В центре современных академических дискуссий по вопросам нового миропорядка по-прежнему находятся вопросы о роли и значении на международной арене ведущей супердержавы. Особый интерес в этом плане представляют взгляды экспертов по актуальным проблемам внешней политики Соединенных Штатов Америки.
Холодная война - глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между США и их союзниками, с одной стороны, и Советским Союзом и его союзниками - с другой, длившаяся с середины 40-х до начала 90-х годов XX века. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру. США и Советский Союз создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и Варшавский Договор.
Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что Соединенные Штаты после окончания «холодной войны» открыто и последовательно проводят политику достижения глобального господства. Совершенно явно об этом говорит американский политолог, бывший помощник государственного секретаря по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский, известный своей официозной позицией. Так, в предисловии к своей книге «Великая шахматная доска» он пишет: «Поражение и развал Советского Союза стали финальным аккордом в быстром вознесении на пьедестал державы Западного полушария - Соединенных Штатов - в качестве единственной и действительно первой подлинно глобальной державы»2.
В полном согласии со словами Бжезинского доклад ЦРУ о перспективах развития мира на период до 2015 г. предрекает: «Соединенные Штаты останутся главной силой в мировом сообществе. В 2015 с США по глобальному экономическому, технологическому, военному и дипломатическому влиянию не сможет сравниться ни одна из наций, ни одна из международных организаций. Эта мощь не только обеспечит превосходство Америки, но и сделает Соединенные Штаты ключевой движущей силой международной системы»3. В целях подчинения всего мира Западу проводится политика глобального империализма США и их союзников.
До 1991 г. глобальный империализм США сдерживался военной, политической и экономической мощью Советского Союза. Все развивающиеся страны имели возможность идти независимым курсом, ориентироваться на свои национальные интересы, реализовывать экономический, политический и культурный суверенитет. Если бы не сдерживающая сила могущественного СССР, многие страны «третьего» мира стали бы полуколониями США и их союзников. Распад СССР снял все препятствия для глобальной экспансии США, которые, став единственной сверхдержавой, приступили к бесцеремонной политике подчинения себе всего мира. Без сомнения, то, что мы наблюдаем в последние годы, - войны против Ирака и Югославии и др., - было бы невозможно, если бы существовал Советский Союз. И в этом прекрасно отдают себе отчет в развивающихся странах.
При этом Бжезинский объясняет глобальное господство США следующим образом: «Америка занимает доминирующие позиции в четырех имеющих решающее значение областях мировой власти: в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания; в области экономики остается основной движущей силой мирового развития, даже, несмотря на конкуренцию в отдельных областях со стороны Японии и Германии (ни одной из этих стран не свойственны другие отличительные черты мирового могущества); в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; в области культуры, несмотря на ее некоторую примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира, - все это обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира. Именно сочетание всех этих четырех факторов делает Америку единственной мировой сверхдержавой мира в полном смысле этого слова»4.
Представленная работа посвящена теме «Внешняя политика США после окончания «холодной войны». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Вопросам данного исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы изучаемой проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного курсового исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Внешняя политика США после окончания «холодной войны» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является анализ условий «Внешняя политика США после окончания «холодной войны». При этом предметом курсового исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью курсовой работы является – рассмотреть основные приоритеты внешняя политика США после окончания «холодной войны».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
- рассмотреть особенности внешней политики США в конце XX века;
- выявить стратегические направления внешней политики США в последние годы;
- дать перспективы внешнеполитических отношений США и всего мира.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы внешняя политика США на рубеже XX-XXI вв. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание интересуемых нас вопросов.
В главе второй «Особенности внешней политики США на современном этапе» более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы внешней политики США, России и Европы.
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения / улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились: базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, книги и материалы периодических изданий, справочная литература, прочие актуальные источники информации по теме курсовой работы.
Глава 1. Внешняя политика США на рубеже XX-XXI вв.
К началу XXI века в мировой политике сложилась ситуация, которую многие западные авторы поспешили охарактеризовать термином «новый» и при этом «однополярный» мировой порядок. После распада биполярного миропорядка Соединенные Штаты действительно оказались единственной сверхдержавой современного мира. Причем сверхдержавный статус США обусловлен подавляющим превосходством Америки либо ее уверенным лидерством в целом ряде областей. Так, США располагают самым емким в мире внутренним рынком, самым крупным и самым диверсифицированным научно-технологическим потенциалом. В политическом плане американское влияние в различных странах мира сохраняется за счет лидирующей роли США в межправительственных организациях, а также за счет формирования устойчивой сети транснациональных акторов (включая ТНК, НГО и т.н. GONGO, т.е. формально независимые, но созданные по инициативе и/или при поддержке правительства организации). В военном смысле о преобладающей мощи США свидетельствует не только наличие огромного ядерного арсенала, современных вооруженных сил, оснащенных первоклассной техникой и располагающих хорошо подготовленным персоналом, но и тот факт, что в настоящее время на их долю приходится около половины мировых военных расходов и более половины расходов на военные НИОКР и закупку вооружений. Помимо сказанного, США выступают единственной страной в мире, обладающей такими внушительными экспедиционными возможностями, что способны при необходимости осуществить проекцию силы практически в любом районе мира5.
Исследователи изучают
перемены во внешней политике США
сквозь призму так называемой теории
политических поколений и генерационных
перемен. Согласно этой точке зрения,
многое в действиях текущей
В различных исследованиях делается вывод о доминировании в американской политике элементов высокомерия и нарциссизма, что было свойственно администрации Дж. Буша. На этой основе возникает целый комплекс мифов и верований о могуществе Соединенных Штатов, их глобальной миссии, роли их в качестве единственного миротворческого государства, этакого супергероя и «глобального полицейского», что ведет к переоценке своих возможностей и сил, к непродуктивной внешней политике и неэффективным интервенциям. При этом линия, отделяющая самоуверенность и высокомерие на деле так тонка, пишут ученые, что трудно отличить здоровое позитивное отношение от патологического бреда и реального всемогущества. Перед политикоформирующими лицами, поэтому стоит задача отделить одно от другого, определить реальные выполнимые действия и приемлемые способы достижения политических целей. Те, кто не сумеет это сделать, рискуют, по мнению экспертов, уподобиться судьбе Икаруса или Дж.Буша.
Другой внутренней проблемой США является, по мнению исследователей, отсутствие внешнеполитических знаний у доминирующей части американского общества, что было выявлено в ходе регулярно проводимых опросов еще в начале XX в. Ситуация с тех пор не изменилась. В 2011г. обзор 1000 граждан США продемонстрировал недопонимание причин участия США в холодной войне у 73% респондентов6.
Однако глобальное доминирование во многих аспектах невозможно обеспечить только «жесткой силой», то есть военным или экономическим превосходством. Как показывает опыт последних десятилетий, преобладающую экономическую и военную мощь не всегда можно конвертировать в политический контроль. Без «мягкой силы» это практически невозможно. В конце XX века тенденции глобализации и стремление политических элит ряда стран Запада воспользоваться объективными процессами, чтобы трансформировать систему международных отношений по приемлемому для них сценарию формирования однополярного мира, породили серьезную проблему, вставшую на пути сторонников униполярного мирового устройства. Это проблема острого дефицита легитимности в действиях основных мировых акторов. Причем речь шла о дефиците легитимности как со стороны крупнейших государств - лидеров мировой системы (в лице стран Запада, и, прежде всего США), властные притязания которых выходили за привычные территориальные границы, так и обретающих силу и вес в процессе глобализации новых транснациональных акторов (ТНК, НГО и т.д.). В условиях отсутствия легитимности было все сложнее находить консенсусные решения тех или иных мировых и региональные проблем. В итоге не дефицит силы, а именно отсутствие легитимности спровоцировали кризис однополярности, особенно после того как США и «коалиция желающих» вторглись в Ирак в 2003 году. Тогда и обнаружилось, что достичь консенсуса даже в рамках стран, составляющих ядро униполя, - задача непростая.
Информация о работе Особенности внешней политики США на современном этапе