Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Основание классификации |
Разновидности ситуаций |
Соответствие реальной жизни |
1. Реальные ситуации; 2. Условные ситуации. |
Соответствие норме |
1. Нормальные ситуации; 2. Девиантные ситуации; 3. Экстремальные ситуации. |
Соответствие социальному времени |
1. Прошлые ситуации; 2. Настоящие (актуальные) ситуации; 3. Будущие ситуации. |
Сложность |
1. Простые ситуации; 2. Сложные ситуации; 3. Сверхсложные ситуации. |
Характер развития ситуации |
1. Детерминированные ситуации; 2. Вероятностно-стохастические ситуации. |
Степень новизны |
1. Известные ситуации; 2. Подобные ситуации; 3. Неизвестные ситуации. |
Возможность контроля |
1. Контролируемые ситуации; 2. Неконтролируемые ситуации. |
Возможность действия |
1. Благоприятные ситуации; 2. Вынужденные ситуации; 3. Критические ситуации; 4. Безвыходные или безысходные ситуации. |
Анализ кейса (часть 4)
Конечно, основные характеристики проблемы
оказывают влияние на виды ситуаций.
Но вместе с тем можно выделить
и некоторые специфические
По второму признаку, выясняющему соответствие ситуации норме, все ситуации можно разделить на нормальные, девиантные и экстремальные. Нормальные ситуации характеризует развитие ситуации в пределах нормы, девиантные ситуации фиксируют различного рода отклонения, экстремальные – отражают те явления и процессы, которые выводят систему на грань жизни, ставят под вопрос её существование в прежнем качестве.
Временной параметр позволяет выделять ситуации прошлые, настоящие и будущие. Прошлые ситуации характеризуются тем, что они уже случались в практической жизни общества. Их выделение служит для изучения прошлого опыта. Настоящие ситуации характерны для настоящей действительности. Будущие ситуации носят предполагаемый прогностический характер.
По параметру сложности
По степени новизны делятся на известные, подобные и неизвестные. Такое деление конкретных ситуаций сказывается на их функциях в обучении. Известные ситуации используются для тренинга, подобные – для обучения способности применения знаний при выработке действий в сходных ситуациях, неизвестные ситуации служат для выработки исследовательских качеств, развития творческого подхода к реальности.
По возможности осуществления контроля выделяются контролируемые и неконтролируемые ситуации. Первая группа ситуаций отличается тем, что субъект деятельности обладает полномочиями и ресурсами, необходимыми для контроля ситуации. Именно такое содержание вкладывается во фразу «Ситуация под контролем!» высказывающим её управленцем. Неконтролируемая ситуация может быть и абсолютно неконтролируемой, когда речь идет о космических и планетарных катастрофах. Но чаще всего её неконтролируемость носит относительный характер, т.е. она неконтролируема данным субъектом, но вполне контролируема другим субъектом.
Наиболее важным параметром классификации ситуаций выступает возможность деятельности по выходу из них. Благоприятные ситуации отличаются тем, что они «ласкают и возносят» субъекта независимо от его трудового вклада. Они определяют везение, удачу и т.п. Вынужденная ситуация возникает, если мы ощущаем какую-либо потребность, когда нам чего-то не хватает, но и также тогда, когда мы предвидим появление определенной потребности. При этом, если человек не будет действовать, то ему станет намного хуже, потребности будут мучительны, что может привести к критической ситуации. Она отличается, с одной стороны, принудительностью и возможностью значительных потерь для действующего субъекта, а, с другой стороны, она предполагает решительность целенаправленных и значительных усилий по достижению цели.
Прогностический анализ следует отличать от прогностической деятельности, т.е. деятельности по выработке прогнозов. Сущность прогнозов многопланова. Она имеет гносеологический, логический и онтологический аспекты. Каждый из них этих аспектов характеризует сущность прогноза в его направленности на определенные методы получения, обработки и анализа. В гносеологическом смысле прогноз представляет собой знания, информацию, сведения о будущем.
Прогностический анализ предполагает не разработку, а использование моделей будущего и путей его достижения. По сути дела, этот анализ сводится к прогностической диагностике, выяснению степени соответствия анализируемого явления или процесса будущему. Его назначение состоит в формировании предсказаний относительно будущего развития ситуации. Он включает в себя два вида анализа: нормативный прогностический анализ, когда задается будущее состояние системы и определяются способы достижения будущего, и поисковый прогностический анализ, при котором посредством построения трендовых моделей определяется ситуация будущего.
При осуществлении прогностического анализа необходимо учитывать разнообразные прогностические эффекты: «эффект Эдипа», суть которого сводится к самореализации прогноза при попытках его недопущения; эффект усиления или ослабления прогноза; эффект самоликвидации прогноза, а также эффект бумеранга, их нейтрализации, прогностической моды и прогностической паники.
Рекомендательный анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Рекомендательный анализ играет особую роль в системе взаимодействия исследователя и практика. Он обеспечивает внедрение результатов исследования в жизнь. Основной проблемой этого анализа является проблема взаимопонимания и общности языка исследователя и практика-управленца. Дело в том, что подняться до уровня понимания исследователя практик не может. Поэтому исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и выработать рекомендации для совершенствования деятельности управленца, изложив их категориях понятного управленцу языка. От прагматического анализа рекомендательный анализ отличается тем, что предполагает выработку вариантов поведения в некоторой ситуации.
Программно-целевой анализ представляет собой дальнейшее развитие рекомендательного анализа в аспекте выработки программы достижения определенной цели. Он сосредотачивается на разработке подробной модели достижения будущего.
Задачи которые приходится решать в процессе реализации кейс-метода
Теперь можно сформулировать задачи, которые приходится решать в процессе реализации кейс-метода:
1.Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделения комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).
2.Определение характеристик,
3.Установление причин, которые
привели к возникновению
4.Диагностика содержания
5.Построение системы оценок ситуации, её составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).
6.Подготовка предсказаний
7.Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).
8. Разработка программ
Анализ кейса должен начинаться с выявления типа заложенной в него потребности. После идентификации потребности выявляются возможные варианты её удовлетворения.
Ролевой анализ кейса предполагает установление его ролевого типа, раскрытие его ролевой системы. По сути дела при ролевом анализе нужно дать характеристику ролей в кейсе в соответствии с шестью основаниями классификации, провести диагностику роли, выяснить степень её соответствия с определенной идеальной моделью.
Кейс можно рассматривать и как сложное событие, интегрирующее в себе комплекс простых событий. Предварительный анализ кейса всегда предполагает его событийный анализ, т.е. осмысление событий по представленной в таблице классификации.
Особый интерес представляет анализ
позиционных и социально-
Анализ этого кейса предполагает решение пяти вопросов:
1. Какой тип заложенного в кейс конфликта?
2. Какой этап протекания
3. Какая роль и функции
4. Какая структура конфликта?
5. Какие способы и пути
Кейсу свойственный определенный характер внутреннего взаимодействия. Заложенная в основу кейса проблема, как правило, является скрытой, замаскированной другими структурами. Задача студентов как раз заключается в том, чтобы четко сформулировать и квалифицировать проблему. А потом на основании её выработать определенный вариант деятельности, который ведет к её разрешению.
Проблема и деятельность выступают в кейсе, выражаясь языком классической философии, элементами сущности. Что касается конфликта, событий и ролей, то они представляются как явление. Их назначение состоит в том, чтобы максимально скрыть сущность, т.е. проблему, создать трудности на пути анализа кейса. Временной параметр дает возможность представить динамику кейса. Он оказывается представителем, как сущности, так и явления. Дело в том, что в кейсе развертываются два вида динамики.
С одной стороны, это
динамика явления, т.е. развертывающихся
в кейсе ролей. А с другой стороны,
в нём разворачиваются
Источники кейсов
Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Схематически их можно отразить следующим образом:
Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса.
Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Соотношение основных источников детерминации
кейса может быть различным. На приведенной
выше схеме это соотношение
Данный подход может быть положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников. Здесь можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.