Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

Хотя  создание кейса представляет собой  творческий, а поэтому не

полностью алгоритмизированный, процесс, его  все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса. Основными этапами этого процесса выступают:

1. Определение  того раздела курса, которому  посвящена ситуация.

2. Формулирование  целей и задач. 

3. Определение  проблемной ситуации.

4. Построение  модели ситуации; проверка её соответствия реальности.

Исключительно важное место в процессе конструирования  модели ситуации занимает определение  и квалификация проблемы. При этом конструктору кейса необходимо не только сформулировать проблему, но и получить её описание в соответствии с некоторыми существенными параметрами.

Если  создание кейса рассматривать как  творческий процесс, то в нем можно  выделить несколько этапов.

Проблема занимает исключительно  важное место в кейс-методе. Довольно часто его проблемность выступает  основанием для критики этого  метода обучения на том основании, что  он-де не отличается ничем от проблемного  обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе обучения вся его «проблемность» нередко ограничивалась только формулировкой проблемы и декомпозицией её на составляющие. Кейс-метод предполагает не только формулировку проблемы, но и её решение.

Поскольку проблема представляет собой  форму существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью в каких-то действиях и недостаточными условиями ее реализации, то формулировка проблемы предполагает определение этого противоречия. При этом в самом кейсе эта проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, спрятанном в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой уводит дискуссию в сторону.

Определение противоречия еще не определяет проблему полностью. Для этого необходимо выделить её основные составляющие. Главными связями структуры проблемы выступают:

1) Внутренние основы, в качестве  которых выступают необходимость,  потребность, интересы и неизбежность.

2) Требования как совокупность  форм выражения общественной необходимости, норм, принципов, обязанностей, разрешений и запретов деятельности, которые регулятивно воздействуют на проблему и способы её разрешения.

3) Условия возникновения и решения  проблемы, под которыми понимаются  явления, воздействующие на её возникновение, существование, развитие и решение. Особую роль играют средства, реальные предпосылки, обстоятельства, ситуации и т.д.

4) Деятельность людей по решению  проблемы, включающая в себя совокупность  познавательных и практических  действий, методов и способов, которые направлены на решение проблемы.

Следующим шагом в проектировании кейса является выбор ситуации, которая  могла бы выступить в качестве носителя сформулированной проблемы.

Как отмечалось ранее, что термин «ситуация» является довольно многозначным. Обычно под ситуацией понимается нижеследующее.

Во-первых, при событийном подходе  к ситуации она рассматривается  как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. По внешнему виду это может быть некоторая цепь событий или круг событий, узел событий и т.п. Теоретической основой для осмысления этого понимания ситуации выступает теория событий.

Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом аспекте изучается теорией деятельности и праксиологией.

В-третьих, с позиций факторного подхода ситуация выступает сложным  взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему. Теоретическим патроном, курирующим ситуацию, здесь является теория факторов и факторного анализа.

Не смотря на многообразие понимания  ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего следует отметить, что ситуация является результатом социальных изменений. Она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую, т.е. она - процессуальна.

После того, как определяется на основании  приведенной ранее классификации разновидность ситуации, начинается сбор необходимой информации.

Собранная информация подвергается многократному  аналитическому переосмыслению. И, наконец, происходит построение самого кейса, которое, в свою очередь, делится на определенные этапы.

Этапы построения кейса

В основе кейса лежат правильно  сформулированные дидактические цели, которые служат основой «конструирования»  ситуационного упражнения – обработка  сначала тезисов, а потом собирание  соответствующих материалов на предприятии, в учреждении, ведомстве, которое есть объектом анализа.

На этом этапе необходимо посетить фирму, опросить руководство и/или  работников, получить конкретную информацию, которая может стать «сердцевиной»  создаваемого ситуационного упражнения. Полученную информацию полезно сравнить с данными из других источников: местная торгово-промышленная палата, агентства регионального развития, фирмы экономического развития, консультационные фирмы, профессиональные периодические издания.

Надо также постоянно помнить  о необходимости получить согласие руководства фирмы на использование полученных материалов с учебными целями и их публикацию в виде завершенного ситуационного упражнения.

Процесс создания кейса представляет собой сложную деятельностную систему  и осуществляется в несколько этапов:

1. Формирование дидактических целей  кейса. Этот этап включает определение  места кейса в структуре учебного  курса, выявление его «зоны  ответственности» за знания, умения  и навыки студентов. 

2. Построение программной карты  кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

3. Поиск институциональной системы  (фирма, организация, ведомство  и т.д.), которая имеет непосредственное  отношение к тезисам программной  карты. 

4. Сбор информации в институциональной  системе относительно тезисов программной карты кейса.

5. Построение или выбор модели  ситуации, которая отражает деятельность  института. 

6. Выбор жанра кейса. 

7. Написание текста кейса. 

8. Диагностика правильности и  эффективности кейса. Речь идет  о проведении методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

9. Подготовка окончательного варианта  кейса. 

10. Внедрение кейса в практику  обучения, которое предполагает  его применение при проведении  учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе.

Схематически процесс создания кейса можно отразить следующим  образом:

На процесс формирования кейсов оказывают влияние несколько факторов: дидактика; требования системы образования; изменения, происходящие в жизни, в той системе, которая отражается в кейсе; творческие способности разработчика кейса.

Ситуационное упражнение должно

· быть написано интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы);

· отличаться «драматизмом» и проблемностью;

· показывать как положительные  примеры (например, путь к успеху фирмы), так и отрицательные (причины неудач, например, уменьшения сегмента рынка);

· выразительно определять «сердцевину» проблемы;

· соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать  необходимое и достаточное количество информации.

Вместе с тем текст ситуационного упражнения не может подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

Созданный кейс может пройти соответствующую  проверку на «пробном рынке».

Такой проверкой может быть, в  частности, просмотр «эскиза» кейса  работником фирмы на предмет соответствия описания реальной ситуации, интерпретации приведенных фактов и т.п. Проверкой может также быть мнение коллег автора и высказывание ими замечаний и предложений относительно учебной ценности кейса. Однако надо помнить, что основным объектом проверки должны быть определенные дидактические цели ситуационного упражнения.

 

 

 

Жанровые особенности  кейсов

Кейс – это не просто умелый рассказ и не просто описание определенных событий на оптимальном количестве страниц. Как уже отмечалось, это, прежде всего, педагогический инструмент, который используется для достижения определенных учебных целей.

Структурно кейс, по мнению О.М. Михайловой [97], должен состоять из таких разделов:

· временная часть системы координат, то есть материалы должны четко отображать временную последовательность изложенных в кейсе событий;

· сюжетная часть, то есть в кейсе  необходимое наличие четкой сюжетной линии в развития событий;

· разъяснительная часть кейсу, то есть ситуация, изложенная в кейсе, должна быть целиком (к мелочам) понятная читателю.

По нашему мнению, кейс как жанр характеризуется тремя составными частями:

1. Сюжетной частью, которая представляет  собой совокупность действий, событий,  которые раскрывают содержание  кейса. 

2. Информационной частью, которая содержит необходимую для анализа ситуации информацию.

3. Методической частью, которая  разъясняет место данного кейса  в курсе и формулирует задания  по анализу кейса. 

Сюжетная и информационная части  могут существовать как относительно независимые (информация вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы

Ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения должно строиться  на реальных событиях, в центре которых  находится лицо, принимающее решение. Живой, повествовательный стиль в ситуационных упражнениях существенным образом отличается от обычного для исследователей и педагогов научного стиля. Удачные ситуационные упражнения часто подают диалоги между разными персонажами, применяются другие журналистские приемы и средства, которые помогают студентам почувствовать реальность ситуации. При написании текста автор ссылается на иллюстративные материалы, которые, с одной стороны, обеспечивают студентов необходимой для решения информацией, а с другой - оказывают содействие развитию в них способности анализировать основные моменты упражнения.

Дилеммы и проблемы, лежащие в  основе ситуационного упражнения, случаются  везде. Трудность большей частью состоят в том, чтобы из многих альтернатив выбрать наилучшую.

Прежде всего, следует получить разрешение на разработку, использование  и публикацию ситуационной модели от «главного героя» - того, кто принимал решение, и (в случае необходимости) организации, где он работает. В некоторых  деликатных случаях приходится ситуационные упражнения делать «замаскированными», скрывая настоящее имя лица, которое принимало решение или название организации. Большинство ситуационных упражнений в окончательном виде к началу их использования или публикации подаются на рассмотрение руководства организации, которая стала объектом рассмотрения в кейсе. К началу использования или публикации окончательный вариант ситуационного упражнения, как правило, может быть подписан лицом, принимающим решения.

Важной проблемой написания кейса является поиск информации, на которой он основывается. Один из наиболее эффективных источников — интервью с руководителями предприятия. Тот, кто хоть раз в жизни проводил такие интервью, недоверчиво улыбнется: «Сомнительно, что так просто эти люди и выложат вам информацию о своей деятельности!». В самом деле, они очень неохотно делятся с посторонними своими знаниями и опытом. Но не следует терять надежды и заранее отвергать такую возможность. Временами руководители предприятия идут на сотрудничество с исследователями, преследуя сугубо рекламные цели: через знакомство с кейсом о предприятии за несколько лет с организацией и ее продукцией смогут ознакомиться несколько сотен, а то и тысяч студентов.

Нужно напомнить  руководителям предприятия о такой возможности, если считаете, что студенты являются его целевой аудиторией. Не нужно исключать и альтруистичного стремления некоторых менеджеров помочь национальному бизнес-образованию. Вместе с тем следует помнить, что они согласятся это сделать только тогда, если будут уверены в надежности интервьюера. Высокий имидж учебного учреждения именно в глазах бизнес-элиты, как и широкий круг общих знакомых, помогут получить необходимые рекомендации для поиска нужной информации. Возможно, следует попробовать начать поиск с общения с выпускниками вашего учреждения или их друзьями.

Разумеется, к разговору с руководителем  нужно тщательно готовиться. Ритм жизни таких людей чрезвычайно  быстрый, и в короткое время, отведенное для интервьюирования, нужно получить максимум полезной информации. Важно изучить предприятие или организацию еще до встречи с менеджером. Это поможет сформулировать и поставить точные и компетентные вопросы.

Информация о работе Основы Кейс-метода