Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

Хотя каждый кейс несет обучающую  функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных  кейсах различна. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному.

Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться  специалисту в процессе своей  профессиональной деятельности.

Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Подобное же свойственно и для  исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что  он выступает моделью для получения  нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении обычных студентов, изучающих, например, типовой курс менеджмента. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.

Выделенные выше источники кейса  следует называть базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы. Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования кейсов, которые носят производный характер от базовых источников.

1. Художественная и публицистическая  литература, которая может подсказывать  идеи, а в ряде случаев определять  сюжетную канву кейса. Великолепные  кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы. Например, на основе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который, в зависимости от подхода, к нему может быть эффективным средством изучения либо дисциплин криминалистического цикла, либо истории, либо психологии. Эффективное использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов. Применение художественной литературы и публицистики навязывает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности.

2. Нельзя недооценивать и значение  местного материала. П. Шеремета  и Г. Канищенко отмечают, что  исходя из нашего опыта, наиболее  насыщенное и интересное обсуждение  кейсов о деятельности разных  компаний происходит тогда, когда компания и ее продукция имеют определенное личное значение для студентов. Кейсы о компаниях «Филипс» и «Мацусита», «Кодак», «Саатчи» и много других обсуждаются с большим интересом, если среди студентов есть представители этих компаний. Кейс о компании «Самсунг» идет лучше всего тогда, если в группе есть люди, которые дома имеют товары, выработанные этой фирмой. Кейс о развитии лыжного туризма в Карпатах с наибольшим интересом дискутируется фанатами горных лыж. Если таких людей в группе нет, то кейсы воспринимаются как что-то далекое, непонятное, отстраненное от студентов.

Вывод очевиден: критическая масса  кейсов, которые используются в программах и курсах, может базироваться на местном материале. И в данном случае речь идет не о том, что  кейсы должны освещать только опыт национальных предприятий. Имеются в виду те компании и те товары или услуги, которые присутствуют на национальном рынке в том или ином виде.

Отечественные студенты чувствуют  себя увереннее, если они хорошо знают  среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать американскую среду, поведение и мотивы американских или других иностранных потребителей. Преподаватель тоже чувствует себя увереннее, дирижируя обсуждением кейса, который базируется на местном материале, поскольку он лучшее знает и область, и самое предприятие. В конце концов, при обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить руководителя предприятия.

3. Научность и строгость кейсу  придают статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п. При этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. При использовании статистических материалов студенту необходимо осмыслить эти материалы, ответив на несколько вопросов: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», «Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяется эти характеристики?» и т.д. Статистические материалы размещают либо в самом тексте кейса, либо в приложении.

4. Добротные материалы к кейсу  можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему большую строгость и корректность. Хорошая научная статья обычно характеризуется углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования. Что касается научного отчета, то его особенностью является актуальность и новизна материала. Эти продукты науки далеко не всегда описывают и объясняют ситуацию. Поэтому они нуждаются в специальном осмыслении в аспекте ситуации. Наиболее интересные научные публикации могут выполнять в кейс-методе две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими кейсов посредством включения в их ткань, а вторая - в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для понимания кейса.

5. Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Проблемы использования его ресурсов рассмотрены в специальном параграфе данной книги.

Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. Под заблуждением обычно понимается ложь, которая ошибочно принимается за истину. Возникает вопрос о том, можно ли использовать ложь и заблуждения при построении кейсов? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя по многим причинам. С гносеологической точки зрения относительности знания каждый предыдущий этап в познании действительности содержит в себе заблуждения. С практической точки зрения ложь предопределяет неоптимальность деятельности, с педагогической точки зрения ложь должна быть исключена из преподаваемого знания. По-нашему мнению, в кейсе можно в ряде случаев использовать и ложные представления и заблуждения, которые создают препятствия при продвижении студентов к истине. Однако ложь недопустима в базовом знании кейса. И самое главное в том, что ложные представления и заблуждения обязательно должны быть разоблачены в процессе анализа кейса.

Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников кейса.

Вот почему кейсологи тщательно  проверяют и перепроверят информационную базу кейса, стараются добиваться максимального  соответствия ситуации кейса ситуации реальной жизни. Это позволяет с большой уверенностью добиться достоверности кейса.

Формирование  кейса

Каков же процесс формирования теории на основе кейсов? Заметим, что этот процесс принципиально совпадает  с общей методологией и логикой  научного исследования. Но вместе с  тем отличается некоторой спецификой. Известные украинские специалисты в области разработки и применения кейсов в бизнес-образовании П. Шеремент и Г. Канищенко выделяют девять этапов этого процесса:

1. Определение проблемы исследования. Прежде всего, нужно дать, по крайней мере, широкое определение той проблемы, которую мы будем исследовать. Примером может служить вопрос изменения организационного дизайна во время послеприватизационной реструктуризации предприятий. На этом же этапе надо определить определенные понятия или концепции, которые могут помочь исследовать и формировать будущую теорию, например, децентрализация организационной структуры и т.п. Следует заметить, что при построении теорий на основе кейсов определение проблемы исследования и концепций имеет приблизительный характер и может изменяться на протяжении процесса исследования.

2. Выбор или разработка кейсов. Как и в других типах исследований, важным является понятие совокупности, которая определяет набор объектов, из которых формируется выборка.  Однако исследование с использованием кейсов осуществляются на основе не случайной, а так называемой «теоретической» выборки. То есть, мы сознательно выбираем объекты для написания кейсов таким образом, чтобы, например, были представленные предприятия разных областей и разных регионов Украины. Следует также убедиться, что в выборке есть и рентабельные, и убыточные предприятия.

3. Выбор исследовательских приемов.  Исследователи, которые ставят  себе цель формулирования теории, часто пользуются разными методами  сбора информации: интервью, наблюдение, изучение архивных документов, и т.п. Важно объединить качественные показатели, дающие возможность логически обосновать взаимозависимость разных понятий и процессов, с количественными данными, которые могут статистически подтвердить наличие такой логической связи.

4. Сбор необходимой информации. Уникальной чертой исследований, построенных на основе кейсов, является то, что сбор данных  часто пересекается с их немедленным  анализом. Делая заметки для будущего  кейса, важно фиксировать не только реальные факты, а и собственные наблюдения и впечатления. Следует стимулировать свое мышление, отвечая на вопрос: «Чем этот кейс отличается от предшествующего?» и «Что я понял, посетив очередное предприятие?» Ответы на эти вопросы не будут отображены в кейсах, но они абсолютно необходимые именно для формулирования будущей теории. На этом же этапе можно внести изменения в определения проблемы исследования, если это нужно. Часто бывает так, что в процессе исследования и написания кейсов мы видим интересную тенденцию, которая требует научного обоснования, но о которую мы не знали раньше.

5. Анализ  отдельного кейса. Анализ данных  является сердцевиной построения  теории на основе кейсов, но  вместе с тем – это тяжелейший  и наименее систематизированный процесс. Основная цель – развить наиболее полное понимание действий каждого отдельного предприятия в контексте той проблемы, которую мы исследуем.

6. Сравнительный  анализ кейсов. Вооружившись пониманием  каждого отдельного кейса, следует  перейти к поиску сходств и отличий между ними. На сравнительный анализ кейсов могут оказывать влияние такие действия, как: 1) их классификация по категориям или направлениями, 2) деление на пары и небольшие подгруппы для поиска сходств и отличий внутри каждой пары и подгруппы и 3) классификация данных за их источником. Структурированный сравнительный анализ кейсов дает возможность исследователям углубить свое понимание экономических или организационных процессов и найти новые данные, которые провоцируют дальнейший процесс мышления с конечным формированием теории.

7. Формулирование  гипотезы. Вследствие сравнительного  анализа кейсов начинают появляться  свидетельства взаимозависимости  некоторых переменных. Например, мы  можем сформировать гипотезу, по  которой успешная реструктуризация предусматривает существенное изменение организационной структуры предприятия. Систематическая проверка таких взаимозависимостей приближает нас к формированию теории только тогда, когда взаимозависимость прослеживается в каждом кейсе. Логика состоит в потом, что мы относимся к серии кейсов как к серии экспериментов, в которых каждый кейс или подтверждает, или ставит под сомнение теорию. В случае подтверждения гипотезы важно найти точные теоретические причины, чему мы наблюдаем данную взаимозависимость.

8. Анализ  дополнительной литературы. Ключевой  частью процесса разработки новой  теории является сравнение собственных  результатов с результатами подобных  исследований, отображенными в литературе. Очевидно, что чем больше литературы  мы найдем по данной проблеме, тем лучше.

9. Завершение  исследований. При завершении исследований  важными являются ответы на  два вопроса: 1) сколько нужно иметь  кейсов для обоснования новой  теории и 2) следует ли прекратить  процесс анализа данных. Ответ на эти вопросы больше интуитивный, чем количественный:

процесс написания кейсов и анализ данных следует остановить тогда, когда мы ощущаем, что продолжение  этого процесса даст незначительный вклад в наше понимание взаимозависимостей между понятиями. Поэтому считается, что нет идеального количества кейсов, на которые можно выстроить качественную теорию, тем не менее, большинство западных исследователей считает, что в среднем для этого хватает от 4 до 10 кейсов.

Принципы построения и архитектоника кейсов (часть 2)

На приведенной ниже таблице представлены основные формы творчества, вкрапленные в формы обучения, интегрированные в кейс-метод.

Немаловажно и то, что метод анализа  ситуаций позволяет использовать интеллектуальные технологии, которые получают особенно интенсивное развитие в последние годы. Возникновение интеллектуальных технологий представляет собой прямое следствие современной фазы образовательной революции.

Массовое  распространение напряженной интеллектуальной деятельности неизбежно предопределило необходимость её совершенствования и оптимизации, что и составляет основное содержание интеллектуальной технологизации. В постиндустриальном обществе совершенно недостаточно быть умным человеком. Это общество требует ума высокой эффективности, способного к развитию, усваивающего передовые познавательные парадигмы и системы знания. Поэтому, с точки зрения развития, интеллектуальные технологии не являются законченными системами. Они не сводятся к схемам оптимальной мыслительной деятельности, а представляются развивающимися алгоритмами активного интеллекта.

Информация о работе Основы Кейс-метода