Оффшорный бизнес, тенденции и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить теоретические вопросы создания и функционирования оффшорного бизнеса, отразить перспективы развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность оффшорного бизнеса и определить цели создания оффшорных компаний;
рассмотреть возможные варианты минимизации налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний;
рассмотреть порядок создания и функционирования оффшорных фирм;
выявить проблемы государственного и межгосударственного регулирования деятельности оффшорных фирм;
оценить возможности создания и особенности регулирования оффшорного бизнеса для субъектов хозяйствования Республики Беларусь;
оценить перспективы развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования оффшорного бизнеса……...….…5
1.1 Сущность оффшорного бизнеса и цели создания оффшорных компаний................................................................................................................5
1.2 Минимизация налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний……………………………………………………………………..…11
2 Порядок создания и функционирования оффшорных фирм……………........18
2.1 Страны регистрации оффшорных компаний……………………………..18
2.2 Профили деятельности фирм……………………………………………...20
2.3 Регистрация оффшорной компании……………………………………….21
2.4 Управление компанией…………………………………………………….21
3 Проблемы государственного и межгосударственного регулирования деятельности оффшорных фирм............................................................................28
4 Возможности создания и особенности регулирования деятельности оффшорных компаний белорусских субъектов хозяйствования………………38
Заключение ……………………………………………………………………..…52
Список использованных источников…………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

курсач .doc

— 376.00 Кб (Скачать)

    По  состоянию на 01.03.2011 года в реестрах регистрации резидентов СЭЗ «Гомель-Ратон» числится 45 предприятий, из них 24 - коммерческие организации с иностранными инвестициями (совместные – 13, иностранные – 11).

    В 2010 году привлечено иностранных инвестиций для финансирования инвестиционных проектов более 33 млн. долл. США, что составило 163,9% по сравнению с 2009 годом. Прямые иностранные инвестиции увеличились в 1,8 раза и составили около 32 млн. долл. США.

    В 2010 году объем производства промышленной продукции в фактических ценах достиг 1 009,7 млрд. руб. и увеличился на 24,3% по сравнению с 2009 годом.

        Темп роста экспорта товаров  к уровню 2009 года составил 142% или  около 181 млн. долл. США. В 2010 году организациями-резидентами СЭЗ «Гомель-Ратон» осуществлялись экспортно-импортные операции с 63 странами мира.

        Территория СЭЗ «Гомель-Ратон»  составляет более 5300 гектаров  и включает промышленные площадки  в черте г. Гомеля, в Гомельском  районе и гг. Речица и Мозырь.

        Всего в аренду сдано свыше 9 100 квадратных метров производственных площадей, выкуплено резидентами СЭЗ в собственность около 150 тысяч квадратных метров.

        За 2010 год резидентами СЭЗ «Гомель-Ратон»  создано 497 новых рабочих мест. Всего численность работающих на предприятиях-резидентах СЭЗ «Гомель-Ратон» составляет более 10 тысяч человек [27].

    Свободная Экономическая зона «Витебск» насчитывает 37 резидентов. Инвестиционная деятельность в 2010 году составила 389,5 млрд. руб. В 2010 году объем производства промышленной продукции в фактических ценах достиг более 600 млрд. руб. Экспорт в 2010 году составил 140,1 млн. долл. США, импорт – 124,3 млн. долл. США. В 2010 году создано 621 рабочее место [26].

    В настоящее время в СЭЗ «Гродноинвест» зарегистрированы 51 резидент с капиталом из 19 стран мира, реализующих инвестиционные проекты в легкой, пищевой, деревообрабатывающей, строительной и других отраслях. Свободная экономическая зона «Гродноинвест» продолжает динамичное развитие. В текущем году предприятиями-резидентами произведено продукции на сумму, превышающую 9 млн. Евро. 90% продукции поставлено на экспорт. В настоящее время в СЭЗ «Гродноинвест» успешно реализуются проекты в области производства строительных материалов, транспорта, медицины, легкой, деревообрабатывающей, пищевой, химической и нефтехимической отраслей, машиностроения и металлообработки. Более 90% проектов приходится на легкую, деревообрабатывающую, пищевую промышленность и производство строительных материалов [28].

    Как негативный момент в деятельности СЭЗ следует отметить долю убыточных предприятий. По данным за 2010 год, доля убыточных предприятий составила в белорусских СЭЗ 14,7%. При этом удельный вес убыточных предприятий в свободной экономической зоне «Брест» оказался еще больше — 22,9%, в зоне «Гомель-Ратон» — 22,7%, в СЭЗ «Витебск» — 16,7%.

    Оценка  реального положения в производственной, инвестиционной, внешнеэкономической  деятельности действующих шести  СЭЗ отражает довольно скромный их вклад в экономику республики. По данным приведённым выше можно рассчитать, что объем произведенной продукции резидентами СЭЗ составляет около 3,5% в ВВП республики, экспорт товаров и услуг - в пределах 5 %. Более ощутимо влияние СЭЗ на региональном уровне: создаются новые рабочие места, развивается инфраструктура территории, в определенной степени формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций и передового зарубежного опыта. Из всех рассмотренных свободных экономических зон наиболее значителен вклад в экономику региона вносят СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Гомель-Ратон»

    Перспективы развития оффшорного бизнеса можно  рассматривать с  двух сторон:

    • Организация оффшора на территории республики;
    • Создание белорусскими компаниями фирм в оффшорных зонах.

    Однако  обе эти тенденции представляются очень сомнительными. Что касается развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь, то в настоящее время отсутствуют перспективы для его создания, государство еще не вполне осознало, что при помощи создания оффшорных зон можно решить ряд социально-экономических проблем: привлечение иностранных инвестиций, рост валютных поступлений в экономике всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов, ускорение развития всей страны или конкретной территории в ее составе, повышение занятости и уровня доходов населения. Если рассматривать оффшорный бизнес со стороны участия в нем белорусских компаний, то следует иметь в виду, что наше государство не может позволить себе лишиться основных источников поступления средств в государственный бюджет в виде налогов и сборов, взимаемых при совершении экономических операций. Ведь если белорусское предприятие откроет свою фирму в оффшорной зоне, то она не должна будет платить налоги в своей стране. Именно с этой целью и был утвержден Указ Президента «Об оффшорном сборе», устанавливающий оффшорного сбор в размере 15% от суммы осуществляемой операции.

    В настоящее время имеется ряд  проблем в условиях функционирования СЭЗ, сдерживающих их дальнейшее развитие.

    Все еще достаточно сложным и многостадийным остается процесс регистрации резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.

    Привлечению иностранного капитала препятствуют неотработанность нормативно-законодательной базы в  отношении сертификации продукции, ценообразования, таможенного и  валютного регулирования, а также несогласованность нормативных актов по РБ и по действующим в СЭЗ.

    Активизации привлечения инвестиций препятствуют также низкий уровень использования  имеющегося научного потенциала, слабое развитие высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, отсутствие развитой деловой и производственной инфраструктуры (дорожной, энергетической сети, банков, связи, сервисного обслуживания), отвечающей мировым стандартам.

    Эффективное управление зонами требует четко  налаженной информационной базы, включающей систему показателей и дающей комплексную характеристику деятельности СЭЗ.

    Как показывает накопленный опыт работы с инвесторами, едва ли не решающим фактором при принятии решения о  создании и размещении того или иного  производства в СЭЗ является наличие не только, а иногда и не столько льгот и преференций, сколько стабильной нормативно-правовой базы. В настоящее время в республике в основном сформирована нормативно-правовая база для создания специальных экономических зон. Принят закон о свободных экономических зонах, имеются соответствующие указы Президента, постановления правительства республики, другие нормативные акты. Вместе с тем эффективность их развития и функционирования сдерживается периодически возникающими проблемами. Кроме таможенных проблем, в СЭЗ предстоит отрегулировать земельные и имущественные отношения, вопросы ценовой и тарифной политики и др. Также неизвестно что будет с СЭЗ после 2017 года.

    Для повышения престижности влияния  на поведение инвесторов необходимо наряду с формированием и совершенствованием правовой базы для их успешного и эффективного функционирования разработать государственную программу создания и развития СЭЗ на территории Республики Беларусь с указанием перечня создаваемых зон, определением задач и целей, этапов становления, приоритетных отраслей, объемов инвестиций и источников их привлечения. Она должна предусматривать конкретные меры по повышению привлекательности зон для широкого круга инвесторов, снижению рисков инвестирования конкретных проектов. Это в свою очередь позволит снизить негативные оценки инвестиционной привлекательности Беларуси. Именно через СЭЗ может быть повышен рейтинг Беларуси среди иностранных инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Оффшорная деятельность – это деятельность осуществляемая при помощи оффшорных зон, основными признаками которых являются: высокий уровень банковской и коммерческой тайны, лояльность властей, максимально упрощенная процедура регистрации и анонимность реальных владельцев компании, отсутствие валютных ограничений и таможенных платежей для иностранных инвесторов.

    Оффшорная компания – один из самых привлекательных  инструментов для минимизации налогообложения. Существует множество схем с использованием оффшорных компаний, которые позволяют  избежать уплаты налогов, наиболее распространенные среди них – применение трансфертных цен (заниженных или завышенных, в зависимости от типа операции) цен при экспортно-импортных сделках. Суть данного способа заключается в перемещении основного дохода, а, следовательно, и прибыли, из юрисдикции с высоким налогообложением в оффшорную зону. Для этого в цепь операций между двумя компаниями, находящимися в юрисдикции с высоким налогообложением и работающими напрямую, вводится компания-посредник (оффшорная компания).

    Разновидностью импортных операций с использованием оффшорных фирм является импорт услуг. В сфере внешнеэкономической деятельности очень широко распространено оказание оффшорными фирмами консалтинговых и маркетинговых услуг предприятиям по исследованию рынка, маркетинга, содействию, консультированию и обучению. Причем последним для отнесения затрат по оплате этих услуг на себестоимость фактически достаточно акта приема-передачи работ. В подавляющем большинстве случаев реально никаких услуг не оказывается, а происходит сокрытие прибыли от налогообложения нередко с последующим использованием ее в личных целях руководства предприятий.

    Используется  оффшорная компания и для получения  банковского кредита. В этом случае оффшорная компания размещает фиксированный  депозит в банке, выступая гарантом кредита, который будет выдан материнскому предприятию — учредителю оффшорной компании.

    Оффшорная компания может покупать долговые обязательства  с дисконтом, а затем погашать их по номинальной стоимости и  на этом получать хороший доход. Для этого профиль деятельности местной компании должен позволять проводить данную операцию без лишних посредников.

    Однако  функции оффшорных компаний не сводятся только к налоговому планированию. Оффшорные фирмы создаются и  для управления риском. В наиболее очевидном случае управление риском заключается в регистрации предприятия и размещении его активов в политически и экономически стабильном регионе мира, а в случае появления признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный район.

     Перед тем, как приобрести оффшорную компанию, следует четко определить, какой  круг операций будет проводиться  через нее и подходит ли для  этих целей страна регистрации. Кроме  того, немаловажным здесь следует  считать вопрос престижа компании. Этот аспект является весьма важным и проявляет себя уже на этапе открытия счетов, особенно в респектабельных банках. Так же следует учитывать степень контроля государства и некоторые организационные моменты создания оффшорных компаний в различных странах. Необходимо учитывать определённые особенности создания и управления оффшорной компанией.

     Безусловно  в деятельности оффшорных фирм существуют и отрицательные моменты. В настоящее время различными международными организациями принимаются меры по установлению препятствий использования оффшорных финансовых центров для противоправной деятельности. Несмотря на то, что в деятельности оффшорных зон существуют отрицательные моменты, они продолжают играть важную роль в мировой экономике.

    Субъекты  хозяйствования Республики Беларусь могли  бы использовать практически все  схемы с оффшорными компаниями, распространенные в мире, если бы законодательством  не был бы установлен оффшорный сбор в размере 15% от суммы переводимых  или получаемых средств из оффшорных зон, что делает практически невыгодным использование оффшорных компаний.

    Что касается создания на территории РБ оффшорной  зоны, то в настоящее время отсутствуют  перспективы для развития этого  процесса: государство еще не вполне осознало, что при помощи оффшорных зон можно эффективно решать ряд социально-экономических проблем, способствовать привлечению иностранных инвестиций, ведь компании, расположенные на территории оффшорной зоны, не осуществляют там никакой деятельности, и тем не менее уплачивают регистрационные сборы и сборы на содержание фирмы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1 Апель, А. Л. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах / А.Л. Апель. - СПб.: Питер, 2002. – 155 с.

    2 Балабанов, И. Г. Внешнеэкономические связи / И.Г. Балабанов. - Мн.: Финансы и статистика, 2005. – 310 с.

    3 Бык, В.Ф. Свободные экономические зоны Республики Беларусь: состояние и перспективы развития / В.Ф. Бык  // Белорусский экономический журнал. - 2006. - №3. – С. 20-25.

Информация о работе Оффшорный бизнес, тенденции и перспективы его развития