Оффшорный бизнес, тенденции и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить теоретические вопросы создания и функционирования оффшорного бизнеса, отразить перспективы развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность оффшорного бизнеса и определить цели создания оффшорных компаний;
рассмотреть возможные варианты минимизации налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний;
рассмотреть порядок создания и функционирования оффшорных фирм;
выявить проблемы государственного и межгосударственного регулирования деятельности оффшорных фирм;
оценить возможности создания и особенности регулирования оффшорного бизнеса для субъектов хозяйствования Республики Беларусь;
оценить перспективы развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования оффшорного бизнеса……...….…5
1.1 Сущность оффшорного бизнеса и цели создания оффшорных компаний................................................................................................................5
1.2 Минимизация налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний……………………………………………………………………..…11
2 Порядок создания и функционирования оффшорных фирм……………........18
2.1 Страны регистрации оффшорных компаний……………………………..18
2.2 Профили деятельности фирм……………………………………………...20
2.3 Регистрация оффшорной компании……………………………………….21
2.4 Управление компанией…………………………………………………….21
3 Проблемы государственного и межгосударственного регулирования деятельности оффшорных фирм............................................................................28
4 Возможности создания и особенности регулирования деятельности оффшорных компаний белорусских субъектов хозяйствования………………38
Заключение ……………………………………………………………………..…52
Список использованных источников…………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

курсач .doc

— 376.00 Кб (Скачать)

    Деятельность, связанная с оффшорными зонами так  же является объектом жесткого контроля со стороны нашего государства, поэтому все те выгоды, которые могли бы получить белорусские предприятия, при организации своей оффшорной компании, значительно сократились после подписания в 2003 году Указа Президента «Об оффшорном сборе», в 2010 году сохраняется обязанность уплачивать оффшорный сбор. С 1 января 2010 года порядок его исчисления определяется Налоговым кодексом Республики Беларусь [5, c. 64].

    Плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели (ст. 231 НК).

    В соответствии с указом «Об оффшорном  сборе» объектами  взимания оффшорного сбора являются [15, с. 53]:

  • перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне (в том числе на счета, открытые в банках Республики Беларусь), с использованием любых форм расчетов. На возникновение обязательств по уплате оффшорного сбора наличие или отсутствие договорных отношений между нерезидентом Республики Беларусь и резидентом Республики Беларусь либо иных правовых оснований перечисления денежных средств не влияет;
  • перечисление денежных средств иному лицу (в том числе не зарегистрированному в оффшорной зоне) по обязательству перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, с использованием любых форм расчетов. В этом случае оффшорный сбор взимается в связи с обязательством резидента Республики Беларусь перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне;
  • перечисление денежных средств на счет, открытый в оффшорной зоне (в том числе на счета резидента Республики Беларусь или нерезидента Республики Беларусь, не зарегистрированного в оффшорной зоне). На возникновение обязательств по уплате оффшорного сбора наличие или отсутствие договорных отношений между лицом, на счет которого перечисляются денежные средства, и резидентом Республики Беларусь или иных правовых оснований перечисления денежных средств не влияет;
  • исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне (в том числе путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи ценных бумаг, имущественных прав, передачи имущества в пользование), кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
  • переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве (в том числе путем перевода долга, уступки требования), сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.

    Оффшорный сбор уплачивается в республиканский бюджет резидентами Республики Беларусь до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка по ставке 15 процентов, что создает необходимость отвлекать дополнительные денежные средства предприятия еще до совершения сделки:

  • от перечисляемых нерезидентам Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорных зонах, сумм денежных средств или от сумм, перечисляемых на открытые в этих зонах счета, на дату их перечисления;
  • при неденежной форме исполнения обязательств в соответствии с законодательством перед нерезидентами Республики Беларусь, зарегистрированными в оффшорных зонах, исходя из цены договора на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь;
  • при переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах, сторонами которых выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, исходя из цены договора на дату перемены лиц в обязательствах, предусмотренных этим договором.

    При неденежной форме исполнения обязательств или переходе в соответствии с  законодательством имущественных  прав и (или) обязанностей в связи  с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах.

    Плательщики оффшорного сбора ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по оффшорному сбору

    А банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют перевод  денежных средств, с которых взимается  оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь данного  сбора. Причем нарушение этих требования влечет наложение на банки и небанковские кредитно-финансовые организации штрафа в размере 15 процентов от перечисленной суммы денежных. Основанием для осуществления перевода указанных средств является платежное поручение с отметкой банка или небанковской кредитно-финансовой организации о перечислении оффшорного сбора в бюджет. На платежном поручении на перечисление денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, указываются номер и дата платежного поручения, по которому оффшорный сбор был перечислен в бюджет.

    Для белорусских субъектов хозяйствования осуществление операций с фирмами, расположенными в оффшорной зоне, несмотря на многие преимущества от работы с такими фирмами, является достаточно сложным процессом; и связано  это прежде всего со значительным перечнем объектов налогообложения, кроме того велика ставка оффшорного сбора – 15% от суммы перечисляемых денежных средств, который необходимо уплатить еще до осуществления сделки. Взимаемый оффшорный сбор является одним из сдерживающих факторов развития национальных субъектов хозяйствования и ставит их в неравные экономические условия по сравнению с предпринимателями других стран.

    Базируясь на опыте других стран, можно предположить, что единственная пока еще реальная возможность для Беларуси привлечь иностранный капитал – создать у себя оффшор. По такому пути прошел не один десяток стран и сегодня многие из них относятся к весьма преуспевающим. С другой стороны оффшор в Беларуси – нонсенс. Уже хотя бы потому, что в отличие от большинства стран, белорусское руководство более чем подозрительно относится не только к иностранным инвесторам, но и к иностранным проектам вообще. Это видно и потому, что привлекательные для иностранных инвесторов предприятия находятся в государственной собственности.

    Теоретически  никто не запрещает зарубежным инвесторам создавать в Беларуси новые предприятия  и соответственно вкладывать в них  деньги. За последние десять достаточно скромные по меркам десятилетнего отрезка  средства вложены в уже существующие производства.

    Прообраз  оффшора впервые появился в Бресте в виде свободной экономической  зоны.

    Свободные экономические зоны начали создаваться в Беларуси с 1996 года.

    С апреля 2002 г. в Беларуси действуют  уже 6 свободных экономических зон  в Бресте, Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродно, на начало 2010  года зарегистрировано 284 резидента СЭЗ. Причем 243 из них занимаются промышленным производством [9].

    Все шесть свободных экономических  зон Республики Беларусь являются комплексными, что проявляется в выполнении производственной, экспортной и таможенной функций. Для всех компаний-резидентов СЭЗ действуют общие правила деятельности. При этом субъекты хозяйствования производят импортозамещающую продукцию и ориентированы на продажу на экспорт. На сегодняшний день в шести СЭЗ создано 70 тыс. рабочих мест, средняя зарплата работников составляет 1,215 млн. руб. Но в связи с созданием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России существовала неопределенность по дальнейшей работе субъектов хозяйствования СЭЗ. Однако в результате переговоров с партнерами была достигнута договоренность до 1 января 2017 г сохранить деятельность СЭЗ, гарантировав им в этот период прежние условия рабочих [34].

    СЭЗ принимает инвестиции на создание в  первую очередь предприятий высоких  технологий, а также фармацевтической, автомобильной, электронной и машиностроительной отраслей промышленности. Приоритет отдается инвестициям на организацию экспортного и импортозамещающего производства.

    Каждая  из белорусских СЭЗ имеет отличительные  черты. Брестская свободная экономическая зона была образована на чистой территории, при отсутствии привлекательных стартовых условий для резидентов. Повышенный интерес к СЭЗ «Брест» проявляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При этом превалируют проекты в таких отраслях, как торговля, строительные материалы, лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность [3, с.21].

    Лучшим  доказательством эффективной деятельности СЭЗ «Брест» является динамика ее развития. На начало 2011 года в зоне зарегистрировано 69 предприятий-резидентов из 18 стран, объем вложенных  инвестиций составляет свыше 700 млн. дол. Основные страны-инвесторы:  Россия,  Германия, Польша.

    Суммарный объем производимой продукции ежегодно увеличивается в 1,2 раза. В 2010 году он достиг 2 триллиона бел. рублей, что составляет  около 670 млн. дол. При этом продукция из СЭЗ качественна, современна и конкурентоспособна.

    Являясь экспортоориентированной, СЭЗ «Брест»  играет большую роль и в наращивании экспортного потенциала региона. Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 700 млн. дол. США . Экспорт составил около 360 млн. долл. США

    Сегодня СЭЗ «Брест»  один из основных «работодателей»  Брестского региона: на предприятиях зоны  трудится свыше  13 тыс.  человек [25].

    Минская свободная экономическая зона более  обеспечена с позиций развития инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока не задействованных производственных площадей. Важнейшая задача ее функционирования - создание и развитие экспорто-ориентированных производств, основанных на новых и высоких технологиях.

    В настоящее время в свободной  экономической зоне «Минск» работает 92 предприятия-резидента, из которых  больше половины - предприятия с  иностранным капиталом.

    В финансировании инвестиционных проектов резидентов СЭЗ «Минск» участвует капитал из 29 стран мира. Основными странами инвесторами являются Великобритания, Россия, США, Германия.

    Основным  направлением деятельности резидентов СЭЗ «Минск» является производство продукции машиностроения, развитие стройиндустрии, выпуск упаковки и средств энергосбережения. На эти отрасли приходится более 90% всей продукции, производимой в СЭЗ «Минск».

    На  предприятиях СЭЗ внедрены современные  технологии и оборудование, передовые  методы и формы управления кадрами, производством и предприятием в целом. Все это обеспечивает высокое качество производимой продукции, повышает ее конкурентоспособность, что в свою очередь способствует увеличению доли экспорта, и расширяет его географию: резиденты СЭЗ «Минск» экспортируют товары собственного производства в более чем 38 стран мира [29].

    В 2010 году объем внешней торговли товарами резидентов СЭЗ «Минск» составил 791,8 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2009 годом на 55,3%, сообщает главное статистическое управление Минска.

    За  пределы страны резидентами СЭЗ  «Минск» в 2010 году поставлено товаров  на 400,8 млн. долларов США, что на 49,8% больше, чем в 2009 году. Импортировано товаров  резидентами СЭЗ «Минск» в 2010 году на 391 млн. долларов, или на 61,4% больше, чем в предыдущем году. Положительное сальдо внешней торговли составило 9,8 млн. долларов.

    За 2010 год резидентами СЭЗ «Минск»  освоено 223,8 млрд. рублей инвестиций, из которых 52,8% — собственные средства предприятий. Преобладающая доля вложенных инвестиций направлена на приобретение машин и оборудования (49%) и строительно-монтажные работы (24,8%).

    Объем произведенной промышленной продукции, работ, услуг в фактических отпускных  ценах в 2010 году составил 2 трлн. 108,8 млрд. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 38,4% по сравнению с 2009 годом. На предприятиях СЭЗ «Минск» число рабочих мест на конец года составило 10.395, дополнительно введено 1.502 рабочих места, что на 25,8% больше, чем в 2009 году. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников СЭЗ «Минск» за 2010 год составила 1 млн. 862 тыс. рублей, что на 582 тыс. рублей выше уровня среднемесячной заработной платы резидентов СЭЗ Беларуси.

    Гомельская  свободная экономическая зона, образованная на базе научно-производственного объединения «Ратон», основывается на высокотехнологическом производстве. Отличительной чертой ее функционирования является привлечение инвестиций в инновационную сферу. Реализация этого проекта позволит привлечь инвестиции в наукоемкие и высокотехнологические отрасли.

Информация о работе Оффшорный бизнес, тенденции и перспективы его развития