Оффшорный бизнес, тенденции и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить теоретические вопросы создания и функционирования оффшорного бизнеса, отразить перспективы развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность оффшорного бизнеса и определить цели создания оффшорных компаний;
рассмотреть возможные варианты минимизации налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний;
рассмотреть порядок создания и функционирования оффшорных фирм;
выявить проблемы государственного и межгосударственного регулирования деятельности оффшорных фирм;
оценить возможности создания и особенности регулирования оффшорного бизнеса для субъектов хозяйствования Республики Беларусь;
оценить перспективы развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования оффшорного бизнеса……...….…5
1.1 Сущность оффшорного бизнеса и цели создания оффшорных компаний................................................................................................................5
1.2 Минимизация налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний……………………………………………………………………..…11
2 Порядок создания и функционирования оффшорных фирм……………........18
2.1 Страны регистрации оффшорных компаний……………………………..18
2.2 Профили деятельности фирм……………………………………………...20
2.3 Регистрация оффшорной компании……………………………………….21
2.4 Управление компанией…………………………………………………….21
3 Проблемы государственного и межгосударственного регулирования деятельности оффшорных фирм............................................................................28
4 Возможности создания и особенности регулирования деятельности оффшорных компаний белорусских субъектов хозяйствования………………38
Заключение ……………………………………………………………………..…52
Список использованных источников…………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

курсач .doc

— 376.00 Кб (Скачать)

    Юрисдикции, которые в достаточной  степени внедрили налоговые стандарты, принятые на международном  уровне: Австралия, Аргентина, Барбадос, Великобритания, Венгрия, Виргинские острова США, Германия, Гернси (коронное владение Великобритании), Греция, Дания, Джерси (коронное владение Великобритании), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (не включая Гонконг и Макао), Республика Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Остров Мэн, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сейшельские Острова, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Французская Республика, Швеция, Япония.

    Юрисдикции, которые приняли  на себя обязательства  по принятию налоговых  стандартов, утвержденных на международном  уровне, но пока ещё  не в достаточной  мере их внедрившие:

    Налоговые гавани: Ангилья (заморская территория Великобритании), Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба (территория в составе Нидерландов), Багамские Острова, Бахрейн, Белиз, Бермудские Острова (заморская территория Великобритании), Британские Виргинские Острова (заморская территория Великобритании), Вануату, Гибралтар (заморская территория Великобритании), Гренада, Доминика (Содружество Доминика), Каймановы Острова (заморская территория Великобритании), Острова Кука, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова (с 1986 года находятся в свободной ассоциации с США), Монако, Монтсеррат (заморская территория Великобритании), Науру, Нидерландские Антильские Острова (территория в составе Нидерландов), Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Туркс и Кайкос(заморская территория Великобритании).

    Иные  финансовые центры: Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария.

    Юрисдикции, которые не приняли  на себя обязательства  по принятию налоговых  стандартов, утвержденных на международном уровне: Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Уругвай, Филиппины [10].

    ОЭСР  приняла  ряд  рекомендаций  по  совместным  действиям  государств, направленным на ограничение пагубной налоговой конкуренции. На практике эти предложения (см.  таблицу 3.1) носят  рекомендательный  характер  и  используются далеко  не  всеми  государства. 

Таблица 3.1 - Методы борьбы с  пагубной налоговой  конкуренцией, предложенные ОЭСР 

Статус 

рекомендаций

Группа методов Характеристика
Официальные Внутреннее 

законодательство

Введение в законодательстве стран ОЭСР норм о противодействии

оффшорам, облегчение доступа налоговых властей  к банковской

информации, прозрачность отчетности резидентов в  отношении 

зарубежных  операций

Налоговые договора Отказ от налоговых  договоров с оффшорами, заключение между

странами  ОЭСР договоров о противодействии  оффшорам и об

обмене  информацией и взаимодействии налоговыми органами

Международное

сотрудничество

Воздействие на оффшоры через тесно связанные  с ними страны,

создание  Форума по пагубной налоговой конкуренции,

взаимодействие  со странами – не членами ОЭСР

Неофициальные  Налогообложение ведение в налоговое  законодательство норм, делающих

невыгодной  использование оффшоров

Примечание. Источник: составлено по: [17, c.3-4].

    Вторым  направлением является противодействие отмыванию денег и уводу активов  через  оффшоры.  Оффшоры в силу  их  информационной  непрозрачности могут явиться угрозой международной экономической безопасности, использоваться  криминалом  и террористическими группами [30, c.133-134]. Именно  созданные в оффшорах  специальные предприятия,  не  подлежащие консолидации в корпоративной отчетности (special purpose entities) стали основной «творческого бухгалтерского учета» корпорации «Эрон".

    Корпорация  «Энрон» возникла в 1985 г. в результате слияния двух газовых компаний из Техаса и Небраски. Она стала первой компанией, обладающей всеамериканской сетью газовых трубопроводов. Вначале компания специализировалась только на газе, но со временем занялась и электричеством. Постепенно она перенесла свою деятельность и в область торговли. Корпорация успешно освоила рынок энергетических фьючерсов и производных ценных бумаг. В 90-х годы энергетическая отрасль США была освобождена от чрезмерного государственного контроля. Поэтому, занимая доминирующее положение на рынке, компания «Энрон» получила возможность манипулировать ценами на электричество в масштабах всей страны. Будучи корпорацией национального масштаба, она не могла оставаться и в стороне от политики. У нее были широкие связи в политических кругах, особенно в республиканской партии. Денежные взносы щедро раздавались на предвыборные нужды различных политических деятелей. Поэтому неудивительно, что компания получила беспрецедентную долю в государственных поставках электроэнергии и большие налоговые льготы. Кроме того, за нею было решающее слово при выборе лиц, ответственных за регулирование энергетического рынка (тех, кто призван осуществлять надзор за самой корпорацией). Но, всё вышесказанное, в целом, соответствует американскому законодательству. Так, предвыборные взносы делались не «втемную» (как это принято в некоторых других странах), а банковскими переводами. Всё это находило соответствующее отражение в отчетности: как плательщиков, так и предвыборных штабов. Мошенничество компании заключалось в другом: в ее бухгалтерских операциях. Руководством компании была разработана и воплощена в жизнь сложнейшая схема сокрытия определенных данных не только от общественности, но и от акционеров и инвесторов. Делалось это с целью искажения истинного финансового положения корпорации. Были созданы не единицы, а тысячи юридических лиц, преимущественно офшорных компаний и товариществ. Например, по одному только юридическому адресу (Джорджтаун, а/я 1350) на Каймановых островах было зарегистрировано 692 дочерних компании энергогиганта. Все эти офшорные компании были созданы совершенно законно, с подачей соответствующих отчетов в налоговые органы США. Хотя придуманная схема представляется необычайно сложной, на самом деле, она довольно проста. С одной стороны, сделки с электроэнергией, проводимые через дочерние компании, давали возможность «раздувать» себестоимость и, соответственно, — продажную цену электричества. С другой стороны, на офшорные фирмы оформлялись долги корпорации, которые она не хотела афишировать. Американский закон довольно строг в отношении офшорных операций. По существующему законодательству о так называемых контролируемых иностранных корпорациях предусматривается принудительное включение доходов офшорных компаний в налогооблагаемый доход их американских владельцев. Поэтому в США невозможно просто сбросить прибыль в офшор с целью неуплаты налогов, и остаться при этом (хотя бы формально) в рамках закона. Но мошенникам из «Энрон» это было и не нужно. В офшоры сбрасывались не прибыли, а убытки. Это позволяло значительно улучшить финансовые показатели корпорации, а значит — росли в цене ее акции. Корпорация захватывала всё большую долю рынка. Это позволяло ее руководству и сотрудникам получать многомиллионные премиальные. Такая мощная и безубыточная корпорация платила очень мало налогов. Ведь балансовая прибыль и прибыль для целей налогообложения — это разные вещи. А в «Энрон» они были фантастически разными. Данные, которые показывались акционерам и налоговым властям — резко отличались.  Все долги и расходы налоговикам предоставлялись в полном объеме. В результате для налоговых органов корпорация была совершенно убыточной. Поэтому налог на прибыль «Энрон» не платил вообще. Более того — он из казны получал большие налоговые возмещения. Поймать «на горячем» мошенников было чрезвычайно сложно. Ведь на них работали самые опытные и высокооплачиваемые в мире юристы и бухгалтеры. Интересно, что каждая отдельная операция, контракт или налоговая калькуляция «Энрон» были законными или почти законными. И даже при судебном разбирательстве была высокая вероятность признания их таковыми. Но вечно это продолжаться не могло. Спрятанные долги накапливались и росли. Рано или поздно они должны были всплыть. И это произошло в 2001 г. — первом году нашего века. Новый год «Энрон» начала с новым президентом. Ее возглавил Джеффри Скиллинг. Но старый президент Кеннет Лей не ушел, а переместился в кресло председателя совета директоров. Пока новый руководитель вникал в суть дел, прошло полгода. А «прозрев», он испугался и ушел в отставку. В августе «Энрон» снова возглавил Кеннет Лей. Видя, что катастрофа неминуема, он, прежде всего, сбросил принадлежавшие ему акции «Энрон» (на сумму более 20 млн дол.) и продолжал убеждать акционеров, что дела идут блестяще. В октябре 2001 года, когда подошел срок сдачи квартальной отчетности, дальнейшее сокрытие долгов оказалось уже невозможным. И «Энрон» объявляет об убытках на сумму 638 млн дол., а также об уменьшении собственного капитала корпорации на 1,2 млрд дол. Убытки были списаны на офшорные махинации главного бухгалтера Эндрю Фастоу, которого сразу же уволили. Последовало резкое падение акций корпорации. Лей обратился за помощью к правительству, надеясь на «особые дружеские отношения». Но его ждал удар. У Кабинета министров были свои соображения, и Комиссия по ценным бумагам начала расследование в отношении возможного конфликта интересов при операциях с офшорами. А ситуация всё ухудшалась. В декабре 2001 г. корпорация объявила о банкротстве, которое стало крупнейшим банкротством в американской истории. Были уволены более 4 тысяч сотрудников в США и более тысячи — в Европе.

      Важную роль в этой сфере  играет Комиссия по проблеме отмывания денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма [8].

    Помимо  этого, ФАТФ  составлен перечень  стран,  отказывающихся  от  сотрудничества  с организацией. ФАТФ,  в отличие от ОЭСР,  обладает  рычагами  воздействия  на  эти страны –  жесткая  процедура  идентификации  клиента  при  открытии  счетов резидентам  этих  стран,  органичение  или  запрещение  финансовых  операций, требования о сообщении о любых операциях с этими странами. ФАТФ воздействует не только на оффшоры, но и на крупные государства и формально не акцентирует внимание на то, относится ли  регион  к «налоговым  гаваням»,  или  нет.  Оффшоры  активно  сотрудничают  с ФАТФ (в 2002  г.  Мэн,  Гернси  и Джерси  приняли ряд мер о противодействии финансовым преступлениям, выразившихся в более тщательной проверке реальных владельцев и клиентов оффшорных банков). ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.

      На оффшорные зоны существенное  воздействие оказывают международные  организации,  устанавливающие стандарты в определенных  областях  ведения бизнеса — IOSCO (Организация комиссий по рынкам ценных бумаг), Базельский   комитет  по  банковскому  контролю.  Последний также концентрируется  на  противодействии  отмыванию денег. В этой  сфере  задействована  также ООН [13, c.303]. Борьба  с оффшорами не  ограничивается  экономическими  факторами. Например,  оффшорные юрисдикции,  специализирующиеся  на  предоставлении «удобных флагов», оказались под угрозой в связи с борьбой с терроризмом. В любом  случае,  анонимность  оффшоров  и  отсутствие  жесткого  финансового контроля  превращает  их  в  привлекательные юрисдикции  для  отмывания  средств, полученных  преступным  путем.  Деятельность ФАТФ  также получила  импульс после террористического  акта 11  сентября.  Важно  подчеркнуть,  что  в  данном случае благоприятная налоговая среда играет лишь подчиненную роль.  Косвенно  использованию  оффшоров  препятствует  неблагоприятное воздействие подобных  схем на репутацию бизнеса. Соответственно, осложняются возможности привлечения внешних инвестиций на фондовом рынке. Между тем, в мировой практике имеется опыт вывода оффшорных компаний на фондовые биржи США  и  Великобритании.  При  этом,  однако,  оффшорные  компании  утрачивают значительную  долю  их  привлекательности,  связанную  с  преимуществом информационной  закрытости.  Подобный  вариант,  однако,  может  оказаться достаточно  эффективным  в  качестве «компромисса»  между  налоговой оптимизацией и привлечением капитала.  Итак,  оффшорные зоны  сегодня под воздействием  мер международных организаций и крупных государств  трансформируются.  Основные  направления преобразований  представлены  в таблице 3.2.

     

Таблица 3.2 - Новейшие тенденции  в развитии оффшоров в мировой экономике 

Тенденция Характеристика
Ослабление  банковской тайны Почти во всех оффшорах принято законодательство, соответствующее  требованиям ФАТФ и обеспечивающее большую прозрачность оффшоров
Прозрачность  корпоративных 

структур

Запрет акций  на предъявителя, необходимость предоставления информации о реальных владельцах корпораций
Обмен информацией Оффшоры заключают  соглашения об обмене информацией —  прежде всего с США, а также  с другими странами ОЭСР
Противодействие «пагубной»

деятельности  оффшоров

Оффшоры, не соответствующие требованиям, практически «утрачивают работоспособность» в связи с жестким противодействием
Противодействие оффшорным 

банкам

Преимущественно реализуется через законодательство США, запретившее операции с банками-пустышками. По некоторым оценкам, это означает конец оффшорного банковского бизнеса — например, Науру (именно этот остров  традиционно концентировался на банках без персонала).

Примечание: Источник: составлено по: [17, c.19]. 

      Однако,  несмотря  на  все негативные стороны оффшорного бизнеса, связанные с некоторыми их особенностями, на все проблемы государственного и межгосударственного регулирования их деятельности, на крупные масштабы действий на международном уровне, направленные на противодействие офшорам, различных организаций, разрабатывающих различные методы борьбы с ними, и существование ещё множества нерешённых вопросов, оффшорные зоны все же сохраняются. Более того — они продолжают играть важную  роль  в мировой экономике.  В сохранении  оффшоров  сегодня заинтересованы  не  только  сами  юрисдикции,  но  и —  во  многих  случаях — крупные ТНК, использующие оффшоры в рамках своей деятельности. А теперь рассмотрим особенности оффшорных компаний для белорусских субъектов хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Возможности создания  и особенности  регулирования деятельности  оффшорных компаний  белорусских субъектов  хозяйствования 

    Белорусское законодательство, так же как и  законодательство большинства других стран, не запрещает гражданам учреждать  на территории иностранных государств юридические лица. Поэтому любой гражданин вправе учредить на оффшорной территории фирму, получить от сделок с деловыми партнерами необлагаемую прибыль и, практически не уплачивать налогов, распорядится ею. Причем современные информационные технологии позволяют управлять компанией, не выходя из офиса.

    Создание  или приобретение готовой компании (независимо в какой стране: с  высоким, низким или нулевым налогообложением) по законодательству Республики Беларусь - одна из форм инвестиционной деятельности белорусских предприятий.

    Постановление Совета Министров  от 29 мая 1992 г. № 324 «Об  инвестиционной деятельности белорусских субъектов  хозяйствования за границей» содержит перечень форм осуществления инвестиционной деятельности белорусских физических и юридических лиц за рубежом. Согласно этому постановлению инвестиционная деятельность в иностранных государствах может осуществляться, в частности, путем создания хозяйственных структур, их филиалов и представительств либо участия в их капитале и органах управления, а также приобретения акций и паев существующих предприятий. Созданные или приобретенные таким образом предприятия подлежат регистрации и в Республике Беларусь. Во исполнение этого акта Государственным комитетом по внешним экономическим связям Республики Беларусь (в настоящее время Министерство иностранных дел) был утвержден порядок регистрации зарубежных предприятий (он не распространяется на регистрацию созданных за рубежом с участием белорусского капитала банков и страховых компаний - это предмет регулирования ведомственных актов Национального банка Республики Беларусь и соответствующего страхового департамента Министерства финансов) [23, c. 45].

    Инвестиционная  деятельность юридических  и физических лиц  Республики Беларусь при направлении ими инвестиций на территорию иностранных государств может осуществляться в следующих формах:

    - создание  юридических лиц (организаций), в  том числе банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций  с участием  инвестиций юридических  и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь;

Информация о работе Оффшорный бизнес, тенденции и перспективы его развития