Оффшорный бизнес, тенденции и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить теоретические вопросы создания и функционирования оффшорного бизнеса, отразить перспективы развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность оффшорного бизнеса и определить цели создания оффшорных компаний;
рассмотреть возможные варианты минимизации налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний;
рассмотреть порядок создания и функционирования оффшорных фирм;
выявить проблемы государственного и межгосударственного регулирования деятельности оффшорных фирм;
оценить возможности создания и особенности регулирования оффшорного бизнеса для субъектов хозяйствования Республики Беларусь;
оценить перспективы развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования оффшорного бизнеса……...….…5
1.1 Сущность оффшорного бизнеса и цели создания оффшорных компаний................................................................................................................5
1.2 Минимизация налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний……………………………………………………………………..…11
2 Порядок создания и функционирования оффшорных фирм……………........18
2.1 Страны регистрации оффшорных компаний……………………………..18
2.2 Профили деятельности фирм……………………………………………...20
2.3 Регистрация оффшорной компании……………………………………….21
2.4 Управление компанией…………………………………………………….21
3 Проблемы государственного и межгосударственного регулирования деятельности оффшорных фирм............................................................................28
4 Возможности создания и особенности регулирования деятельности оффшорных компаний белорусских субъектов хозяйствования………………38
Заключение ……………………………………………………………………..…52
Список использованных источников…………………………………………….54

Работа содержит 1 файл

курсач .doc

— 376.00 Кб (Скачать)

    Главная особенность оффшорных  компаний состоит в том, что им запрещено вести хозяйственную деятельность в стране регистрации, а владельцы и директора являются нерезидентами, таково требование подавляющего большинства оффшорных зон. Оффшорная компания представляет собой предпринимательское товарищество, эквивалентом которого является общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, но, в отличие от местных предпринимательских товариществ, оффшорная компания полностью освобождена от уплаты налогов или платит низкие налоги в стране регистрации при условии, что она не извлекает доходов в этой стране.

    Цели  создания оффшорной  компании могут быть различными. Так, если раньше оффшор был необходим, в основном, для вывоза капитала, то теперь он выступает довольно эффективным инструментом стабилизации платежей, регулирования цены экспортно-импортных контрактов, самофинансирования, оплаты валютных контрактов, передачи оборудования в лизинг, поставок давальческого сырья, покупки недвижимости за рубежом, хранения денежных средств, а также ведения инвестиционной и спекулятивной деятельности на мировых финансовых рынках. [12, c. 129].

    Страны, в которых регистрируют оффшорные компании, можно разделить  на несколько групп.

    В первую группу входят юрисдикции, которые можно охарактеризовать как стопроцентные оффшоры, так называемые «налоговые гавани», или «tax haven». Ими, как правило, являются небольшие островные государства или самоуправляемые территории с невысоким уровнем развития собственной экономики, в которых законодательно определены статус оффшорной компании и условия, при соблюдении которых ее деятельность будет считаться оффшорной [1, c. 30].

    Лидерами  этой группы выступают оффшорные  зоны Карибского бассейна, и нередко по ним вообще судят обо всем оффшорном бизнесе. Эти юрисдикции отличают упрощенная процедура регистрации компании, минимальные требования со стороны властей к отчетности и величине уставного капитала, полное отсутствие или чисто символические налоги, вместо которых взимается фиксированный сбор, зависящий от размера уставного капитала. Обычно в таких странах не ведется реестр акционеров и директоров, развит номинальный сервис, и конфиденциальность обладания такой компанией очень велика. Несмотря на свои небольшие размеры, эти юрисдикции составляют основу оффшорного бизнеса. Так, например, еще в 80-е годы 20 века Багамские острова стали третьим центром после Нью-Йорка и Лондона по объему банковских операций. В настоящее время юрисдикция Содружества Багамских островов насчитывает около 400 банков и специализированных финансовых организаций, большинство из которых предназначены для обслуживания и управления капиталами частных лиц. В их число входят 5 подразделений крупнейших американских банков, 2 отделения и 2 филиала крупнейших банков Объединенного Королевства, 6 подразделений крупнейших канадских банков, отделение люксембургского и швейцарского банка. Однако сегодня, несмотря на оффшорный статус юрисдикции, получить банковскую лицензию имеют возможность только признанные международные банки и компании с незапятнанной репутацией. Обращает на себя внимание то, что правительство Содружества Багамских островов приостановило регистрацию банковских образований из стран СНГ, хотя не островах уже успели зарегистрироваться структуры нескольких таких банков. Других типов оффшорных компаний ужесточения не коснулись. Активно развиваются оффшорные юрисдикции на Каймановых и Виргинских островах. По экспертным оценкам, на Каймановых островах, являющихся колонией Великобритании, насчитывается более 500 банков, на депозитных счетах которых хранится свыше 275 млрд долл. Каймановы острова – не только мировой банковский, но и инвестиционный центр, ориентированные на деятельность с ценными бумагами.

    Вторая  группа – это государства, где кроме оффшорных компаний, принадлежащих нерезидентам, существуют обычные оншоры. Со стороны правительства этих государств контроль их деятельности более строгий, ведется реестр директоров и акционеров, компании ежегодно проводят аудиторскую проверку и предоставляют бухгалтерские отчеты. Помимо этого существует жесткий запрет на ведение любой хозяйственной деятельности на территории этих стран. Однако престиж компаний, зарегистрированных в таких странах, называемых территория низконалоговых зон, как Ирландия, Кипр, Люксембург, Швейцария, остров Мэн и др. значительно выше. Если же компания находится на территории низконалоговой зоны, то она платит налоги. Но ставки их невысоки. Зарегистрировать такую фирму можно, скажем, на Кипре, в Гонконге или Уругвае. Регистрация в низконалоговой зоне обычно дороже – 2500 – 3500 долл., а годовое обслуживание – 1000 - 1500 долл. [7, c. 261]. Это объясняется тем, что деятельность низконалоговых зон вызывает меньше противодействия со стороны мирового сообщества.

    Особенность Ирландии как оффшорной зоны состоит в том, что в ней не делаются принципиальные различия между резидентными и нерезидентными (оффшорными) компаниями. В частности, ирландские резидентные компании платят налог со своих всемирных доходов, однако если акционеры и директора – нерезиденты Ирландии, фирма управляется из-за рубежа и не ведет деятельности внутри страны, такая компания рассматривается с точки зрения налогообложения как нерезидентная и не платит ирландские налоги. С другой стороны, нерезидентным компаниям разрешено вести деятельность внутри страны, налогообложению в этом случае подлежат только доходы от деятельности в Ирландии. Кроме того, ряд сфер деятельности подпадает под льготы. Так, дополнительные преференции предоставляются финансовым, инжиниринговым и компьютерным фирмам, не облагаются налогами доходы по патентам [24, c. 15].

    Ко  второй группе оффшорных юрисдикций также можно отнести страны с  льготным режимом налогообложения отдельных видов деятельности. Ряд стран Европы предоставляет компаниям, ведущим определенные виды деятельности возможность проведения деловых операций оффшорного типа. В частности, налоговыми привилегиями пользуются холдинги, Посреднические финансовые и лицензионные компании в Нидерландах; холдинговые компании и инвестиционные фонды в Люксембурге и Швейцарии.

    Третью  группу оффшорных  юрисдикций составляют совсем не «оффшорные» страны – США, Великобритания, Канада и др. Этим странам присуща жесткая налоговая система, обязательно ведутся регистры директоров и акционеров, однако существуют определенные организационно-правовые формы, позволяющее платить только фиксированные сборы. В основном это характерно для стран, имеющих федеральное устройство, так как в этом случае существует несколько уровней налогообложения: федеральный, субъекта федерации и местный. Как правило, оффшорные территории представляют льготы в части налога субъекта федерации для тех предприятий, которые, будучи зарегистрированными на его территории, ведут деятельность и получают доход за его пределами, то есть осуществляют финансово-экономическую деятельность оффшорного типа. Это и обусловливает возможность ведения оффшорного бизнеса, используя при этом его преимущества и оставаясь все время в пределах одного и того же государства.

    К таким оффшорным зонам можно  отнести штаты Делавэр, Вайоминг, Невада в США, где их часто называют «корпоративными убежищами» (corporate haven), Калмыкию, свободную экономическую зону «Алтай», Угличский муниципальный округ в РФ, некоторые кантоны в Швейцарии.

    Рассмотрев  основные цели создания оффшорных компаний, остается неясным, что заставляет государства организовывать на своих территориях оффшорные юрисдикции, разрешая оффшорным фирмам не платить налоги или платить их по минимальным ставкам. Данные государства получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран, т. е. по сути извлекают для себя прибыль из ничего, ведь оффшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, деятельность ведут за рубежом, но при этом в оффшорной юрисдикции они сосредоточивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т. п. В соответствии с этим принято выделять три группы стратегических целей, которые преследует государство, создавая оффшорную зону [1, c. 50]:

    1. Экономические цели:

    • привлечение иностранных инвестиций;
    • рост валютных поступлений в экономике всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов.

    2. Социальные:

    • ускорение развития всей страны или конкретной территории в ее составе;
    • повышение занятости и уровня доходов населения;
    • «создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления» [2, c. 87].

    3. Научно-технические  цели:

    • внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела.

    Понятно, что на практике эти цели могут  корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа оффшорной юрисдикции. Например, целенаправленная налоговая политика таких льготных холдинговых юрисдикции, как Нидерланды и Люксембург, привела к тому, что они не только привлекли огромные дополнительные средства в свою экономику, но и сами стали крупнейшими мировыми инвесторами.

    При этом в целях использования преимуществ  оффшорного бизнеса небольшие, экономически слаборазвитые страны, как правило, идут по пути превращения всей страны в оффшорную зону и соответственно этому организовывают структуру национальной экономики.

    Таким образом, оффшорный бизнес имеет  свои преимущества как для субъектов  финансово-экономической деятельности, так и для государства. Владельцы оффшорных компаний получают возможность снизить налоговые платежи, свободно распоряжаться собственными средствами и при этом им гарантирован высокий уровень банковской и коммерческой секретности. Для государств создание оффшорных зон на своей территории способствует решению некоторых экономических и социальных программ: привлечение иностранных инвестиций, повышение занятости и уровня доходов населения. Однако интерес и благосклонность к оффшорному бизнесу одних уравновешивается негативным отношением к данному экономическому явлению со стороны других. В частности налоговые и правоохранительные органы, стоящие на страже национальных интересов и препятствующие бесконтрольному оттоку капиталов из страны, институты, направленные на достижение в обществе социальной справедливости, а так же определенные деловые круги, имеющие в лице оффшорного бизнеса конкурента, оказывают существенное противодействие его дальнейшему развитию. 

    1.2 Минимизация налоговых  обязательств с  помощью оффшорных  компаний 

    Налоговое планирование - это использование разнообразных факторов – географических, правовых и экономических – с целью снижения налоговых потерь. Налоговое планирование невозможно полностью отделить от финансового и производственного планирования компании. Оффшорная компания является как инструментом налогового планирования, так и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.

    В оффшорном бизнесе базовый принцип  налогового планирования очевиден –  центр прибыли (оффшорная компания) располагается в «налоговой гавани». Доходы от деятельности в различных географических районах поступают в благоприятную с налоговой точки зрения юрисдикцию.

    В самом широком смысле главный  механизм оффшорного бизнеса можно  охарактеризовать как операции на базе регулируемых внутрифирменных цен (т.е. когда сделки заключаются между фирмами, контролируемыми одним и тем же лицом). В первую очередь оперирование внутрифирменными (трансфертными) ценами осуществляется в торговле товарами и услугами. Разница между внутрифирменной (трансфертной) и фактической ценой становится источником дохода фирм в оффшорных юрисдикциях.

    К другой группе внутрифирменных (трансфертных) операций следует отнести операции по международному переводу доходов, капиталов  и особых видов активов (например, нематериальных). Обеспечение прямых (т.е. приводящих к приобретению контроля над другими предприятиями) или портфельных (финансовых) инвестиций также относится к «компетенции» оффшорных фирм. Обычна ситуация, когда доходы от инвестиций «переправляются» через специальные компании в благоприятных для трансфертных операций юрисдикциях в типичные «налоговые гавани». Доходы могут возвратиться в форме дивиденда, процентов, платежей роялти (royalties — периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав), арендной платы, страховых премий и т.д. [6, c. 139].

    Оффшорные компании выступают базой для  перевода капиталов путем учредительских операций. Это облегчается благодаря  относительной дешевизне оффшорной  фирмы, а также возможности управлять  ею через секретарскую компанию.

    Наиболее  распространенный метод налогового планирования с применением оффшорных  зон – применение трансфертных (завышенных или заниженных, в зависимости  от типа операции) цен при экспортно-импортных  сделках.

    Суть  способа по экспортным поставкам заключается в перемещении основного дохода, а следовательно и прибыли, из юрисдикции с высоким налогообложением в оффшорную зону. Для этого в цепь операций между двумя компаниями, находящимися в юрисдикции с высоким налогообложением и работающими напрямую, вводится компания-посредник (оффшорная компания).

    Разновидностью  импортных операций с использованием оффшорных фирм является импорт услуг. В сфере внешнеэкономической  деятельности очень широко распространено оказание оффшорными фирмами консалтинговых и маркетинговых услуг предприятиям по исследованию рынка, маркетинга, содействию, консультированию и обучению. Причем последним для отнесения затрат по оплате этих услуг на себестоимость фактически достаточно акта приема-передачи работ. В подавляющем большинстве случаев реально никаких услуг не оказывается, а происходит сокрытие прибыли от налогообложения нередко с последующим использованием ее в личных целях руководства предприятий. Так, одна из посреднических фирм, осуществлявшая продажу самолетов в Китай, уплатила за помощь в осуществлении этой операции двум оффшорным фирмам комиссионные в размере 500 и 200 тыс  долл. соответственно (около 90% от суммы всей выручки) [1, с. 65].

    Банковское  кредитование предприятия, имеющего дочернюю оффшорную  компанию.

Информация о работе Оффшорный бизнес, тенденции и перспективы его развития