Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:27, реферат
В настоящее время одной из основных задач реформирования является создание системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике. Формирование финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) предоставляет российским предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала.
- имел высшее профессиональное образование;
- стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, должен составлять у этого претендента не менее трех лет из последних пяти календарных лет. Отсутствие профобразования может компенсироваться стажем работы по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- у кандидата на эту должность не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Кстати говоря, эти же критерии распространяются и на физических лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров. А если договор на бухобслуживание заключен с аутсорсинговой организацией, то в ее штате должен быть как минимум один работник, отвечающий указанным требованиям, с которым заключен трудовой договор.
Такие разные стандарты
Глава 3 Закона N 402-ФЗ полностью посвящена регулированию бухгалтерского учета. Оно осуществляется на основании перечисленных ниже принципов, таких как:
- соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- единство системы требований к бухгалтерскому учету;
- упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
- применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
- обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
К документам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета, относятся:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению. При этом ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ, видимо, "на всякий пожарный" предусмотрено, что до их утверждения необходимо будет руководствоваться правилами ведения бухучета и составления бухотчетности, утвержденными до 1 января 2013 г. Отметим, что федеральные стандарты устанавливают единые для всех хозяйствующих субъектов правила. А отраслевые адаптированы под определенные виды экономической деятельности.
Процедура принятия стандартов довольно сложна. Утверждаются они Минфином, но... Их разработкой занимаются субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (например, саморегулируемые организации). Проекты стандартов проходят публичное обсуждение, на которое уходит как минимум три месяца. Затем доработанный проект направляется в Совет по стандартам бухгалтерского учета, созданный при Минфине, на экспертизу. Она может затянуться не более чем на два месяца. И только после всех этих процедур стандарт либо утверждается, либо направляется в корзину.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухучета и т.д. Они применяются на добровольной основе.
Что касается стандартов экономического субъекта, то они предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены таких внутренних стандартов определяется организацией (ИП) самостоятельно.
Н.Баразненок
Подписано в печать
16.01.2012
"Вмененка", 2012, N 2
НОВЫЙ ЗАКОН О БУХУЧЕТЕ: ИЗУЧАЕМ ПОПРАВКИ
Президент РФ Д.А. Медведев 6 декабря 2011 г. подписал Федеральный закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который с 1 января 2013 г. заменит действующий сейчас Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Рассмотрим основные положения нового Закона.
В настоящее время порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Как видно, этот Закон был принят 16 лет назад. Учитывая, что экономическая ситуация в стране не стоит на месте, законодатели пришли к выводу о необходимости приведения норм бухгалтерского учета в соответствие современным условиям.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) целью нового Закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Кроме того, стоит обратить внимание, что в новом Законе совершенно иначе сформулировано определение бухгалтерского учета, цели, предмет, сфера действия Закона.
Так, в Законе N 129-ФЗ сказано, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
К основным задачам бухгалтерского учета действующий Закон относит:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Согласно действующему законодательству от ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также участники проекта "Сколково".
В новом же Законе N 402-ФЗ под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных этим Законом, в соответствии с установленными требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Положения Закона N 402-ФЗ будут распространяться на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, филиалы и представительства иностранных и международных организаций на территории РФ. Исключение составляют:
- индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если они ведут учет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Примечание. Закон N 402-ФЗ не освобождает "упрощенцев" от ведения бухгалтерского учета.
Новым Законом значительно расширен перечень объектов бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты в том случае, если это установлено федеральными стандартами.
Далее рассмотрим основные положения нового Закона.
Порядок организации ведения бухучета
В настоящее время исполнять обязанности бухгалтера может и сам руководитель организации. В будущем же он обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.
Вести бухучет самостоятельно по новым правилам смогут только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.
Довольно отчетливо Закон N 402-ФЗ обозначил и требования, которым должны будут соответствовать главные бухгалтеры или иные должностные лица, на которых будет возлагаться ведение бухгалтерского учета. К таким требованиям относятся:
- наличие высшего профессионального образования;
- стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Примечание. В Законе N 129-ФЗ подобные требования к главным бухгалтерам отсутствуют.
Как быть, если...
...главный бухгалтер вашей организации не соответствует установленным требованиям
Требования к главным бухгалтерам (или иным должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета), установленные Законом N 402-ФЗ, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу этого Закона уже возложено ведение бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ.
Указанные требования также будут предъявляться к физическим лицам, с которыми экономический субъект заключит договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета. А юридические лица, с которыми организация заключит договор об оказании таких услуг, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям.
Обратите внимание: указанные требования будут предъявляться только к определенным категориям экономических субъектов, а именно:
- открытым акционерным обществам (за исключением кредитных организаций);
- страховым организациям;
- негосударственным пенсионным фондам;
- акционерным инвестиционным фондам;
- управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов;
- иным экономическим субъектам, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
- органам управления государственными внебюджетными фондами;
- органам управления государственными территориальными внебюджетными фондами.
Первичная документация
Изменения в законодательстве о бухгалтерском учете затронули также и первичные документы. В настоящее время первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). И только если форма документа не предусмотрена в этих альбомах, компания может разработать ее самостоятельно.
В Законе N 402-ФЗ подобного требования уже нет. То есть получается, что любой документ компания может разработать самостоятельно независимо от того, есть его форма в альбомах или нет. Вместе с тем требование об обязательных реквизитах, которые должны содержать самостоятельно разработанные организацией первичные документы, осталось. Напомним эти реквизиты:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица, совершившего сделку или операцию и ответственного за правильность ее оформления;
- подпись этого лица.
Примечание. Об этом - п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Составить его можно на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).