Международный бухгалтерский учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:27, реферат

Описание работы

В настоящее время одной из основных задач реформирования является создание системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике. Формирование финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) предоставляет российским предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала.

Работа содержит 1 файл

Международный бухгалтерский учет.doc

— 683.50 Кб (Скачать)

Напомним, что сейчас организации, имеющие статус участников проекта "Сколково", могут вести учет доходов и расходов по правилам гл. 26.2 НК РФ и, соответственно, не осуществлять бухгалтерский учет, если годовой объем их выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает миллиарда рублей (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - действующий Закон о бухучете).

 

Основные требования к бухгалтерскому учету

 

Согласно действующему Закону о бухучете первичные учетные документы могут приниматься к учету, если они составлены по унифицированным формам (п. 2 ст. 9). И только при отсутствии утвержденных унифицированных форм первичные учетные документы могут быть оформлены по усмотрению компании с соблюдением требования о наличии обязательных реквизитов.

Требование об обязательных реквизитах учетных документов в новом Законе сохранено. К таким реквизитам отнесены наименование документа и экономического субъекта, дата составления, содержание операции, величина натурального и денежного измерения операции, наименование ответственного лица, подписи ответственных лиц.

Тем не менее с введением нового Закона все формы первичных учетных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта на основании предложений ответственного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Данное нововведение не будет распространяться на организации государственного сектора, для которых формы учетных документов должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Важным достижением нового Закона является то, что первичные учетные документы теперь могут оформляться как в бумажном виде, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Однако оформление электронных учетных документов не освободит организации от представления по требованию другой стороны копии электронных документов на бумажном носителе, если это отвечает условию заключенного сторонами договора или если контрагентом выступает государственная организация.

Напомним, что в настоящее время предусмотрена возможность составлять документы на бумажных и машинных носителях информации (п. 7 ст. 9 действующего Закона о бухучете). При этом в последнем случае организация обязана также изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Бухгалтерские регистры также можно будет заполнять в электронном виде и заверять электронной подписью.

 

Основные требования к бухгалтерской отчетности

 

По новому Закону отчетным периодом для составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по-прежнему остается календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Сказанное не относится к вновь образованным, реорганизованным или ликвидированным юридическим лицам.

Для вновь созданных организаций (кроме кредитных) устанавливается пролонгированный год, если они зарегистрированы после 30 сентября: первым отчетным годом для них может являться период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом их государственной регистрации, включительно. Однако руководство компании может установить иной временной период своей первой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отметим, что данное правило не распространяется на реорганизованные и ликвидированные предприятия. Порядок составления ими бухгалтерской (финансовой) отчетности закреплен в Законе отдельно.

Новый Закон содержит требование об обязательном оформлении годовой бухгалтерской отчетности компаниями, но упраздняет составление квартальной отчетности. Это еще одно важное изменение. В качестве отчетного периода для формирования промежуточной отчетности компании (составляемой на добровольной основе или по иным основаниям) может быть выбран любой временной период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Закон устанавливает, что бухгалтерская отчетность должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Для кредитных организаций состав отчетности регулирует Центральный банк РФ (см. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Бюджетные организации должны руководствоваться требованиями бюджетного законодательства.

И еще один важный момент. Новый Закон предусматривает обязательное представление экземпляра бухгалтерской отчетности только в орган государственной статистики. Установлен максимальный срок представления отчетности - три месяца со дня окончания отчетного периода.

Требование о представлении одного обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в территориальный орган статистики обусловлено задачей создания единого государственного информационного ресурса, доступного всем заинтересованным лицам (за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен). Порядок представления обязательного экземпляра отчетности, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

 

Бухгалтерская отчетность

реорганизованного юридического лица

 

В новом Законе подробно описан порядок формирования отчетности реорганизованными компаниями. В частности, последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого юридического лица составляется на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Указанная последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникшего юридического лица (внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ). Аналогичная информация включается и в первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нового юридического лица, которая должна быть сформирована по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами.

 

Бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица

 

Необходимость освещения в новом Законе порядка составления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица вызвана не только тем, что в деятельности ликвидируемых компаний не соблюдается принцип непрерывности, что должно быть реализовано в отчетности, но и фактом возбуждения в ряде случаев процедур банкротства.

В п. 2 ст. 17 нового Закона сказано, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. Отчетность формируется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Последняя отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

 

Требования к главному бухгалтеру

 

Согласно п. 3 ст. 7 нового Закона руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации должен возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Если действующий Закон о бухучете возлагает на руководителя организации ответственность за состояние учета, но допускает ведение бухгалтерского учета им лично (п. 2 ст. 6), то согласно новому Закону (п. 3 ст. 7) вести учет лично смогут только руководители малых и средних предприятий.

Напомним, что критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Впервые новый Закон закрепляет квалификационные требования к главному бухгалтеру (п. 4 ст. 7):

- наличие высшего профессионального образования;

- стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Квалификационные требования установлены для главных бухгалтеров:

- открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);

- страховых организаций;

- негосударственных пенсионных фондов;

- акционерных инвестиционных фондов;

- управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;

- иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);

- органов управления государственных внебюджетных фондов;

- органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Данные требования относятся также к компаниям, привлекаемым для ведения бухгалтерского учета. Компании, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета перечисленным экономическим субъектам, должны иметь не менее одного сотрудника, работающего по трудовому договору и отвечающего установленным выше требованиям.

Требования к руководителям бухгалтерских служб кредитных организаций устанавливает ЦБ РФ.

 

Документы, регулирующие бухгалтерский учет

 

Новым Законом предусмотрен перечень документов, которые будут регулировать систему бухгалтерского учета в Российской Федерации (п. 1 ст. 21). В него вошли:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты утверждаются нормативными правовыми актами. В них отражаются:

- определение и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

- требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

- План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

- состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

- состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты также могут регулировать порядок бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы или устанавливать требования к бухгалтерскому учету в отдельных видах экономической деятельности.

Отраслевые стандарты предусматривают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Информация о работе Международный бухгалтерский учет