Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:27, реферат
В настоящее время одной из основных задач реформирования является создание системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике. Формирование финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) предоставляет российским предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала.
Кроме того, упомянуты международные стандарты, а также разделены понятия "стандарт бухгалтерского учета" и "правила ведения бухгалтерского учета". В соответствии с новым Законом стандарт бухгалтерского учета - это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухучету, а также допустимые способы его ведения.
Таким образом, заявлено, что бухгалтерский учет должен вестись в соответствии с указанными стандартами, которые в настоящий момент отсутствуют. До их принятия нужно руководствоваться правилами ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ. Основание - п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ. Очевидно, речь идет о действующих в настоящий момент ПБУ. Виды, порядок разработки и принятия стандартов прописаны в Законе N 402-ФЗ и будут рассмотрены ниже.
На сегодняшний день Законом N 129-ФЗ установлены следующие объекты учета - имущество и обязательства организаций, а также хозяйственные операции. В новом Законе этот перечень расширен. С 2013 г. объектами учета экономического субъекта будут являться: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы и иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Для главных бухгалтеров многих компаний
установлен ряд требований
Согласно действующему Закону N 129-ФЗ руководитель может вести бухучет лично. В новом Законе такая возможность не предусмотрена, исключение сделано лишь для руководителей субъекта малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей.
В общем случае руководитель организации, за исключением кредитной, обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета. В кредитной организации ведение бухучета должно быть возложено на главного бухгалтера, при этом привлечение сторонней компании не предусмотрено. Основанием является ст. 7 Закона N 402-ФЗ.
В Законе N 402-ФЗ также прописаны требования к лицу, на которое возложено ведение бухучета в следующих экономических субъектах:
- открытых акционерных обществах (исключая кредитные организации);
- страховых организациях;
- негосударственных пенсионных фондах;
- акционерных инвестиционных фондах;
- управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;
- иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
- органах управления государственных внебюджетных фондов;
- органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов.
Коротко перечислим эти требования. Итак, лицо, которое ведет бухучет в названных субъектах, должно:
- иметь высшее профессиональное образование:
- иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Указанным требованиям также должны соответствовать физлица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юрлица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям.
Однако перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых возложено ведение бухучета на день вступления в силу нового Закона. Это прописано в п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ. Что касается главного бухгалтера кредитной организации, то он должен отвечать требованиям, установленным Банком России.
Если между руководителем и главным бухгалтером
возникают разногласия
Пунктом 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ определен порядок ведения учета в ситуации, когда возникают разногласия в отношении ведения бухучета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером. В частности:
- данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
- объект бухучета отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Названные правила распространяются и на иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета, либо лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета.
В новом Законе нет требования об использовании
унифицированных форм
Первичные документы. Революционным выглядит изменение, связанное с первичными учетными документами (ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Напомним, что в действующем Законе о бухучете, помимо определения обязательных реквизитов первичных документов (перечень обязательных реквизитов первичных документов определен и Законом N 402-ФЗ), указано требование к применению документов, составленных по формам, которые содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В Законе N 402-ФЗ требование об обязательности использования унифицированных форм отсутствует. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета (ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Формы первичных учетных документов для организаций госсектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В Законе N 402-ФЗ сохранен порядок внесения исправлений в первичные документы. При этом исключен прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы. Внесение исправления в любой документ допускается, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухучета. При этом первичный учетный документ может составляться на бумажном носителе или в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Учетная политика. Статья 8 Закона N 402-ФЗ содержит понятие учетной политики. Это совокупность способов ведения бухучета экономическим субъектом. Последний самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта выбирается способ ведения бухучета из способов, которые предусмотрены федеральными стандартами. Если в отношении этого объекта не установлен способ ведения бухучета, субъект самостоятельно разрабатывает его исходя из требований законодательства РФ о бухучете, федеральных и отраслевых стандартов. Заметим, что остальные нормы, касающиеся последовательности применения учетной политики и условий внесения в нее изменений, остались прежними.
Примечание. Законом N 402-ФЗ установлен и порядок формирования отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица.
Исправления в регистры бухгалтерского учета
нужно будет заверять
Согласно ст. 10 Закона N 402-ФЗ формы регистров бухучета будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Формы таких регистров для организаций госсектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Регистр бухучета составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. При этом непосредственно в Законе установлен перечень обязательных реквизитов регистра бухучета:
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- даты начала и окончания ведения регистра или период, за который составлен регистр;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухучета;
- величина денежного измерения объектов бухучета с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их Ф.И.О. либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Как и для первичных документов, установлен порядок внесения исправлений в регистр. В нем не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за его ведение. Должна быть указана дата исправления, а также проставлены подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их Ф.И.О. либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Отметим, что в тексте Закона N 402-ФЗ отсутствует утверждение, что содержание регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, как это предусмотрено в действующем Законе. Кроме того, п. 11 ст. 13 Закона N 402-ФЗ определено, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Результаты инвентаризации будут отражаться в периоде,
когда она была начата
Общие правила инвентаризации активов и обязательств предусмотрены ст. 11 Закона N 402-ФЗ. В ней отсутствует перечень ситуаций, когда проведение инвентаризации обязательно. Вместе с тем в новом Законе закреплено, что обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Кроме того, в п. 4 ст. 11 Закона N 402-ФЗ сказано, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными бухучета подлежат регистрации в бухучете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Напомним, что в соответствии с действующими Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приложение к Приказу Минфина России от 13.06.1995 N 49) результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Таким образом, Законом N 402-ФЗ определено, что результаты инвентаризации должны отражаться на дату ее начала, а не окончания.
Примечание. Закон N 402-ФЗ определяет, что результаты инвентаризации отражаются на дату ее начала, а не окончания, как надо делать сегодня.
Обязательной будет только годовая бухгалтерская отчетность
Новый Закон не вносит существенных изменений в требования по формированию бухгалтерской отчетности. Напомним, в действующем Законе N 129-ФЗ эти требования не прописаны в полном объеме. Они определяются согласно ПБУ 4/99. Теперь общие требования к бухгалтерской отчетности определены не только в ПБУ, но и в Законе N 402-ФЗ. Из нововведений отметим, что отчет о прибылях и убытках в новом Законе назван отчетом о финансовых результатах.
Кроме того, с 2013 г. обязательной будет являться только годовая бухгалтерская отчетность. А промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухучета. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность оформляется за отчетный период менее отчетного года (п. п. 4 и 5 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Особенностью Закона N 402-ФЗ является включение в него порядка формирования отчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. Напомним, что на сегодняшний день имеются Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации (утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). В отношении формирования отчетности при ликвидации организации специальный нормативный акт отсутствует.
С 2013 г. основные моменты, связанные с формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации или ликвидации юрлица, будут установлены на законодательном уровне (ст. ст. 16 и 17 Закона N 402-ФЗ). Данные статьи определяют:
- период, за который составляется последняя бухгалтерская отчетность;
- кто и на основании каких данных составляет эту отчетность;
- дату, на которую составляется последняя отчетность;
- порядок составления первой бухгалтерской отчетности при реорганизации.
Закон N 402-ФЗ также вводит обязанность организаций осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 19 Закона N 402-ФЗ).
Отметим, как и сейчас, сохранится обязанность представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ст. 18 Закона N 402-ФЗ).