Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:27, реферат
В настоящее время одной из основных задач реформирования является создание системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике. Формирование финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) предоставляет российским предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.
Рекомендации в области бухгалтерского учета будут выпускаться саморегулируемыми организациями. Задача рекомендаций к федеральным и отраслевым стандартам - сокращение затрат на ведение учета, распространение передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.
Рекомендации будут применяться на добровольной основе.
Стандарты экономического субъекта должны устанавливаться субъектами самостоятельно и применяться равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства.
Субъекты регулирования бухгалтерского учета
Особым образом в новом Законе (ст. 27) прописаны порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и механизм разделения функций федеральных органов и саморегулируемых бухгалтерских организаций в части утверждения стандартов и рекомендаций (разъяснений) к ним.
Закон различает следующие субъекты регулирования бухгалтерского учета, которые будут принимать участие в разработке стандартов бухгалтерского учета:
- органы государственного регулирования бухгалтерского учета - уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ;
- субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета - саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
За органами государственного регулирования бухгалтерского учета новым Законом закреплены конкретные функции (ст. 23).
Уполномоченный федеральный орган:
1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;
4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Центральный банк РФ в пределах его компетенции:
1) утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
В отношении субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в новом Законе закреплены следующие функции (ст. 24):
1) разработка проектов федеральных стандартов, проведение публичного обсуждения этих проектов и представление их в уполномоченный федеральный орган;
2) участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
3) участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
4) обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
5) разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета;
6) разработка предложений по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
7) участие в разработке международных стандартов.
Как видим, с вступлением в силу нового Закона не на Минфин России, а именно на субъекты негосударственного регулирования будут возложены функции создания отечественных стандартов бухгалтерского учета и комментариев к ним.
Напомним, что согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180, к ведению органов государственной власти относился также контроль за соблюдением законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что в новом Законе ничего не говорится о том, кто и как будет контролировать соблюдение субъектами законодательства о бухгалтерском учете. Из этого можно сделать вывод, что после вступления в силу нового Закона вопрос надзора за достоверностью бухгалтерской отчетности должен постепенно сойти на нет. В этом случае вопрос доверия к бухгалтерской отчетности компаний станет исключительно проблемой самих экономических субъектов, а также заинтересованных пользователей их отчетности.
Новый Закон предусматривает создание при уполномоченном федеральном органе совета по стандартам бухгалтерского учета. Совет по сути будет являться посредником между государственными и негосударственными органами регулирования. Он будет состоять на 2/3 из представителей негосударственных субъектов регулирования и 1/3 государственных (всего 15 членов).
Состав совета по стандартам бухгалтерского учета будет утверждать руководитель уполномоченного федерального органа. Но председателем совета будет представитель организации негосударственного регулирования.
Основной задачей совета станет анализ (экспертиза) проектов федеральных стандартов на предмет:
- соответствия законодательству РФ о бухгалтерском учете;
- соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
- обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.
Порядок разработки стандартов
Новый Закон фактически содержит подробный регламент разработки бухгалтерских стандартов - от составления программ до утверждения стандартов (ст. ст. 26 - 28).
Согласно п. 1 ст. 26 нового Закона федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов.
Программу утверждает уполномоченный федеральный орган (по согласованию с Центральным банком РФ) по факту внесения предложений государственными и негосударственными органами регулирования. Программа должна ежегодно уточняться и быть доступной всем заинтересованным лицам.
Инициатором и фактическим разработчиком какого-либо стандарта может выступить любой негосударственный субъект регулирования. Сама процедура разработки стандарта аналогична процедуре принятия международных стандартов.
Разработчик направляет уведомление о разработке стандарта в уполномоченный федеральный орган. Уведомление публикуется в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и на официальных сайтах уполномоченного органа и разработчика.
Не позднее десяти рабочих дней после опубликования уведомления в печатном издании разработчик публикует в этом издании и на своем сайте сам проект.
После этого в течение не менее трех месяцев проходит публичное обсуждение проекта.
Согласно п. 5 ст. 27 нового Закона в период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:
- принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
- проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
- составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
- дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.
О завершении публичного обсуждения проекта разработчик уведомляет уполномоченный федеральный орган, соответствующая информация опубликовывается также в печатном издании и Интернете.
По завершении публичного обсуждения разработчик направляет в уполномоченный федеральный орган доработанный проект стандарта вместе с перечнем комментариев, полученных в ходе обсуждения.
Экспертизу нового стандарта должен проводить совет по стандартам бухгалтерского учета в срок не более двух месяцев. По ее результатам уполномоченный федеральный орган обязан принять федеральный стандарт либо отклонить его в течение одного месяца. Таким образом, минимальный срок от начала обсуждения стандарта до его принятия - шесть месяцев.
Стандарты для государственного сектора будет разрабатывать уполномоченный федеральный орган. Он готовит федеральные стандарты и в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.
С.Титова
Аудитор
Подписано в печать
29.12.2011
"Российский налоговый курьер", 2012, N 1-2
НОВЫЙ ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
ВСТУПИТ В ДЕЙСТВИЕ С 2013 ГОДА
В ближайшее время система регулирования бухгалтерского учета в России должна измениться кардинальным образом. Одним из первых шагов в этом направлении является принятие нового Закона о бухгалтерском учете. Хотя он вступит в силу только с 2013 г., стоит ознакомиться с основными нововведениями данного нормативного правового акта.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ или новый Закон) начнет действовать с 1 января 2013 г. Он разрабатывался и принимался с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов в ныне действующем Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) и приведения норм бухгалтерского учета в соответствие с современными экономическими условиями.
Сфера деятельности Закона о бухучете расширена
В соответствии со ст. 2 Закона N 402-ФЗ его действие будет распространяться на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, Банк России, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, филиалы и представительства иностранных и международных организаций на территории РФ.
Причем нет исключений для организаций, применяющих специальные режимы налогообложения, как это сейчас предусмотрено для "упрощенцев" в действующем Законе N 129-ФЗ.
Нормы нового Закона о бухгалтерском учете вправе не применять:
- индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой, если в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов в порядке, установленном законодательством;
- находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства. Но только если они ведут учет доходов и расходов или иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством РФ.
Кроме того, в Законе N 402-ФЗ предусмотрено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства, также и для организаций, получивших статус участников проекта "Сколково".
Новый Закон оперирует такими понятиями, как "факт
экономической жизни" и "стандарт бухгалтерского учета"
В Законе N 402-ФЗ введены следующие основные понятия (ст. 3):
- бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- уполномоченный федеральный орган;
- стандарт бухгалтерского учета;
- международный стандарт;
- план счетов бухгалтерского учета;
- отчетный период;
- руководитель экономического субъекта;
- факт хозяйственной жизни;
- организации государственного сектора.
По сравнению с Законом N 129-ФЗ понятие "организация" заменено на понятие "экономический субъект". Вместо термина "хозяйственная операция" применен более широкий термин - "факт экономической жизни". В Законе N 402-ФЗ под ним понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.