Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:27, реферат
В настоящее время одной из основных задач реформирования является создание системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике. Формирование финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) предоставляет российским предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала.
Субъекты негосударственного регулирования примут участие
в разработке стандартов
Общий подход к регулированию бухучета приведен и в действующем Законе о бухучете. В Законе N 402-ФЗ этот подход переработан и подробно прописан. Достаточно сказать, что гл. 3 Закона N 402-ФЗ, посвященная данному вопросу, составляет треть всего текста Закона. Рассмотрим более подробно эти положения.
Принципы регулирования бухучета. В соответствии со ст. 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухучета будет осуществляться согласно следующим принципам:
- соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухучета;
- единство системы требований к бухучету;
- упрощение способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
- применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
- обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухучета.
Как видим, на законодательном уровне заявлено, что основой разработки стандартов бухгалтерского учета являются международные стандарты. Так же как и ранее, заявлена необходимость наличия упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций.
Документы, регулирующие ведение бухучета. В ст. 21 Закона N 402-ФЗ определены документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета. Это федеральные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта.
Причем федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено данными стандартами.
Названная статья также определяет сферу применения этих регулирующих документов. Так, федеральные стандарты предусматривают основополагающие принципы ведения бухучета - определения, признаки, классификацию, способы денежного измерения объектов учета, требования к учетной политике, план счетов и порядок его применения, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности, описание упрощенных способов ведения учета.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. При этом план счетов бухучета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Банка России.
Что касается рекомендаций в области бухучета, то они принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов. Эти рекомендации используются экономическими субъектами на добровольной основе.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухучета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены таких стандартов устанавливаются данным субъектом самостоятельно.
Однако федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить нормам Закона N 402-ФЗ, а отраслевые стандарты - федеральным стандартам. Рекомендации в области бухучета, а также стандарты экономического субъекта должны соответствовать федеральным и отраслевым стандартам. Данные требования установлены ст. 21 Закона N 402-ФЗ.
До утверждения органами государственного регулирования бухучета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Субъекты, регулирующие ведение бухучета в РФ, и их функции. Согласно ст. 22 Закона N 402-ФЗ регулирование бухучета возложено на уполномоченный федеральный орган и Банк России, а также на саморегулируемые организации (субъекты негосударственного регулирования бухучета). Участие СРО является новшеством в системе регулирования бухучета в России. Законом N 402-ФЗ определены функции этих субъектов. Для органов государственного регулирования это (ст. 23):
- утверждение программы разработки федеральных стандартов;
- утверждение федеральных стандартов и в пределах их компетенции отраслевых стандартов, обобщение практики их применения;
- организация экспертизы проектов стандартов бухучета;
- утверждение требований к оформлению проектов стандартов бухучета;
- участие в разработке международных стандартов;
- представление РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухучета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, и др.
Банк России, регулирующий ведение бухучета кредитными организациями:
- утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
- участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
- участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
- участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов и др.
Что касается субъектов негосударственного регулирования, то на них возложены следующие функции (ст. 24 Закона N 402-ФЗ):
- разработка проектов федеральных стандартов, проведение их публичного обсуждения и представление их в уполномоченный федеральный орган;
- участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
- участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
- обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
- разработка и принятие рекомендаций в области бухучета;
- разработка предложений по совершенствованию стандартов бухучета;
- участие в разработке международных стандартов.
Таким образом, разработка федеральных стандартов возложена на субъекты негосударственного регулирования. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 402-ФЗ для организаций государственного сектора стандарты разрабатывает уполномоченный федеральный орган. При этом если ни один субъект негосударственного регулирования не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, то этим займется уполномоченный федеральный орган.
Примечание. Согласно Закону N 402-ФЗ разработка федеральных стандартов возложена на субъекты негосударственного регулирования бухучета - саморегулируемые организации.
Совет по стандартам бухучета и его функции. Статья 25 Закона N 402-ФЗ предусматривает еще один орган регулирования бухучета. Это совет по стандартам бухгалтерского учета. Его функция - проведение экспертизы проектов федеральных стандартов. Экспертиза стандартов проводится на предмет:
- соответствия законодательству РФ о бухучете;
- соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухучета;
- обеспечения единства системы требований к бухучету;
- обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.
В состав совета по стандартам бухгалтерского учета входят 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухучета и пять представителей органов государственного регулирования бухучета. Кандидаты в члены совета должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухучета или аудита. Решения совета по стандартам бухгалтерского учета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, при этом заседания совета являются открытыми.
Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов. В ст. 27 Закона N 402-ФЗ приведен порядок разработки и утверждения федеральных стандартов. Как уже говорилось, их разработка возложена на субъекты негосударственного регулирования бухучета. Проекты федеральных стандартов размещаются в открытом доступе - в печатных изданиях, Интернете. В течение не менее трех месяцев разработчик проводит публичное обсуждение федерального стандарта. При этом от заинтересованных лиц принимаются замечания и предложения в письменной форме. Разработчик не может отказать в их приеме. Таким образом, любой желающий вправе принять участие в разработке федеральных стандартов.
Доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.
Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его. Данное предложение направляется в уполномоченный федеральный орган, который принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его. Затем проект федерального стандарта, принятый к утверждению, подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.
Д.Ю.Ежек
Генеральный директор
Аудиторской консалтинговой компании
"ЮКОН/эксперты и консультанты"
Подписано в печать
21.12.2011